КомпьюАрт

2 - 2006

Каждому свое: особенности печати на нестандартных материалах

Марго Григорян

Калька

Синтетическая бумага

Металлизированные дизайнерские бумаги

Металлизированные этикеточные бумаги

Офсетные бумаги

Самокопирующая бумага

Бумаги литого мелования

Сегодня на российском рынке представлено огромное количество бумаг с нестандартной структурой запечатываемой поверхности. В этой статье мы рассмотрим особенности печатных процессов, вызванные теми или иными характеристиками
нестандартных материалов.

Прежде всего дадим универсальный совет: чтобы избежать ошибок при больших тиражах, рекомендуется производить пробную печать. Это поможет трезво оценить результаты проделанной работы и избавит от возможных ошибок при финальной печати. И хотя пробные тиражи требуют дополнительных расходов, эти затраты следует рассматривать как своего рода страховку от риска получить в итоге некачественный продукт. Кроме того, это позволит выбрать оптимальные режимы печати и конкретные приемы работы, исходя из имеющегося парка оборудования, запечатываемого материала и требований клиента.

Калька

Калька — материал весьма своеобразный. С виду она не похожа на бумагу, хотя и изготавливается из целлюлозы. Но, в отличие от обычной бумаги, при запечатывании офсетным способом калька, подобно пластику, практически не впитывает краску. Кроме того, обычные краски сохнут на кальке очень долго — до недели. В связи с этим для достижения наилучших результатов при печати все производители кальки рекомендуют использовать только фолиевые (самооксидантные) краски.

Также возможна печать на кальке трафаретными красками, которые известны своими преимуществами при печати на невпитывающих материалах. Помимо этого калька хорошо запечатывается и цифровым способом, поскольку выдерживает температуру нагрева в электрографических устройствах. Иными словами, особенности и способы печати на кальке идентичны таковым на других материалах с невпитывающими поверхностями.

При офсетной печати на кальке, во избежание эмульгирования воды на печатных элементах, необходимо использовать минимальное количество воды, кислотный уровень которой должен быть не ниже pH 5,0. Для улучшения смачивания в воду может добавляться до 10% спирта. Также могут быть добавлены сиккативы. При двусторонней печати рекомендуется УФ­сушка, желательно с тепловыми фильтрами. После печати, для лучшего высыхания, следует выкладывать кальку небольшими стопами.

Одна из наибольших сложностей при печати на кальке вызвана тем, что очень трудно точно предугадать конечный результат работы, поскольку калька довольно сильно приглушает цвета красок. В первую очередь это касается цветных сортов. Из­за этого большое количество работ на кальке отпечатано в одну, максимум в две краски. Поскольку калька очень быстро впитывает влагу, во время работы с ней следует внимательно следить за неизменностью влажности и температуры помещения.

Что касается послепечатной обработки, то здесь все тоже довольно специфично. При лакировке из­за низкой впитываемости лучше использовать УФ­лаки или лаки на водной основе. При покрытии матовой поверхности кальки глянцевым лаком может получиться интересный оформительский эффект. А во избежание отмарывания рекомендуется лакировка «в линию».

Комбинирование кальки с другими видами бумаги требует особого внимания. Поскольку в случае изменения относительной влажности кальки она может деформироваться при сочетании с другими бумагами, рекомендуется обеспечить также относительную влажность и бумаги, контактирующей с калькой (приблизительно 50%).

Калька — довольно хрупкий и нестойкий к многократным изгибам материал. Фальцовку кальки необходимо осуществлять исключительно по направлению волокон целлюлозы. При фальцовке поперек волокон на кальке может появиться белая полоса. Что касается кальки с высокой плотностью, то на ней и вовсе могут появиться трещины, а если она пересушена, то же самое может случиться и с калькой меньших плотностей. При фальцовке плотной кальки (150 г/м2 и выше) рекомендуется предварительная двусторонняя биговка. Биговальные ножи и противоножи при этом должны быть закругленной формы.

Калька намного плотнее и жестче, чем обычная бумага, поэтому она хуже режется. Резать кальку можно только небольшими стопами от 2 до 5 см толщиной. Рекомендуется использовать для этой цели твердосплавные ножи.

Для достижения наилучших результатов в переплетных работах склеивание должно происходить параллельно волокнам. Рекомендуются горячая склейка и использование клеев, не содержащих воду (например, термоклеев), — в противном случае клей может стать причиной коробления кальки. Корешок можно сшивать на обычных ниткошвейных и проволокошвейных машинках, а перфорировать — механически или при помощи лазера.

Кальку можно тиснить, однако следует учитывать несколько важных нюансов. При конгревном тиснении могут возникнуть затруднения из­за слабой склонности кальки к компрессии и ее неэластичности. Однако старания могут себя оправдать: при конгревном тиснении пропадает прозрачность кальки, что обеспечивает необычный оформительский эффект. Интересные результаты дает также тиснение кальки фольгой. Правда, в этом случае придется потратить какое­то время на эксперименты: нужно очень аккуратно подбирать сорта фольги и температурный режим. Для тиснения кальки можно применять те же серии фольги, что и для тиснения обычной бумаги.

В начало В начало

Синтетическая бумага

Главная особенность синтетической бумаги заключается в том, что этот материал обладает характеристиками синтетический пленки, но в то же время наделен печатными свойствами обычной бумаги. Благодаря этому синтетическая бумага имеет особый статус: ее используют там, где не подходит ни обычная целлюлозная бумага, ни синтетическая пленка. Тем не менее, поскольку материал этот весьма необычный, производители уделяют немало внимания подробным рекомендациям по работе с синтетической бумагой.

Как правило, для печати на синтетической бумаге подходят обычные печатные краски. Однако, чтобы убедиться, что все в порядке, рекомендуется обязательно сделать пробный отпечаток. Перед тем как приступать к печати, производители советуют обдуть листы вентилятором в целях предотвращения их слипания. Оптимальная скорость печати составляет около 8 тыс. листов в минуту. Наилучших результатов при печати на синтетической бумаге можно добиться, применяя УФ­краски или же специальные краски, предназначенные для печати на синтетических материалах. Рекомендуемая линиатура для достижения наиболее четкого изображения с высоким качеством передачи линий и цветов составляет 175 линий на дюйм. В особых случаях возможно применение специальных красок высокой интенсивности с незначительным содержанием минеральных масел и допускающих высыхание оксидацией. Перед тем как приступить к отделке изделий из синтетической бумаги, нужно обязательно убедиться, что краски полностью высохли.

В случае если печать производится офсетным способом, очень важно учитывать увлажнение. Так, специалисты фирмы «Берег» рекомендуют использовать 11­15% спиртовой раствор или его заменитель. Поскольку синтетическая бумага, в отличие от обычной, не впитывает влагу, количество воды должно быть минимальным, чтобы процесс высыхания краски не замедлялся.

Чтобы избежать отмарывания, на сушку синтетической бумаги потребуется как минимум 5 часов. Для полного же высыхания краски перед отделочными операциями уйдет не менее 12 часов. Ускорить процесс высыхания краски поможет ультрафиолетовая сушка с соответствующими красками или инфракрасная сушка.

Как правило, листы синтетической бумаги можно склеивать между собой или с другими материалами. Для этого рекомендуется использовать синтетические, растворимые или расплавляемые клеи. Для склеивания листов синтетической бумаги между собой применяется контактный метод. Клей наносится на обе поверхности, а после того, как он подсохнет и образуются два сухих липких клеевых слоя, поверхности прессуются. Если же синтетическая бумага склеивается с обычной, то клей наносится на обычною бумагу, которая немедленно прижимается к синтетической под прессом.

Синтетическую бумагу можно тиснить фольгой. Для того чтобы добиться оптимального результата, рекомендуется производить предварительное тестирование. Для вырубки синтетических бумаг предпочтительно использовать штампы из закаленной стали повышенной жесткости.

В начало В начало

Металлизированные дизайнерские бумаги

Печатные свойства металлизированных дизайнерских бумаг довольно сильно отличаются от аналогичных свойств обычных бумаг. Для достижения оптимального качества рекомендуется использовать фолиевые краски, закрепляющиеся в результате окислительной полимеризации.

При печати на металлизированных дизайнерских бумагах следует учитывать, что из­за их необычного оптического эффекта результат будет отличаться от того, что получается на обычной бумаге. Металлизированная поверхность будет просматриваться сквозь красочное покрытие, что уменьшит контрастность запечатанного изображения. Эту особенность необходимо учитывать при создании оригинал­макетов. Могут возникнуть трудности при получении заливок черного цвета, но это не дефект металлизированных бумаг, а их специфика.

Из­за повышенных абсорбирующих свойств, присущих большинству металлизированных дизайнерских бумаг, для достижения хороших результатов при лакировке рекомендуется UV­лакировка с предварительным грунтованием матовым UV­лаком. А при ламинировании дизайнерских металлизированных бумаг может проявиться так называемый эффект посеребрения. После ламинирования металлический блеск бумаг либо уменьшается, либо вовсе исчезает.

В начало В начало

Металлизированные этикеточные бумаги

Металлизированные этикеточные бумаги требуют при печати особого обращения. Большей част трудностей можно легко избежать, если следовать общим рекомендациям по печати на невпитывающих материалах.

В первую очередь на металлизированной бумаге рекомендуется печатать фолиевыми красками, закрепляющимися в результате окислительной полимеризации. Однако при работе с такими красками лучше отказаться от применения антисиккативов, поскольку могут возникнуть проблемы с высыханием краски на оттиске. В случае повышенной вязкости краски в качестве вспомогательного средства можно использовать печатное масло. Для улучшения высыхания краски подойдет либо сиккатив для увлажняющего раствора, либо сиккатив, улучшающий окислительную полимеризацию (добавляются в краску). Черную краску желательно печатать последней — она сохнет дольше других триадных красок.

Очень важно, чтобы по мере потребления постоянно подавалась свежая краска. В противном случае краска, находящаяся на валах, будет впитывать все большее количество влаги, в результате краска перестанет стекать, эмульгируется, ухудшится закрепление и высыхание краски на оттиске. При большом количестве пробельных элементов рекомендуется добавлять в краску специальные сиккативы, выделяющие из увлажняющего раствора кислород и способствующие ускоренному высыханию краски.

Нежелательна печать небольших изображений на машинах большого формата, так как и в этом случае могут возникнуть проблемы с закреплением. При небольшом печатном изображении, имеющем лишь одну жирную строку, рекомендуется за линией обреза дополнительно напечатать широкую линейку. Это улучшает снятие излишнего количества краски.

Что касается печатного оборудования, то желательно использовать машину со спиртовым увлажнением. При этом показатель кислотности увлажняющего раствора ph должен быть не ниже 5,3. Рекомендуется использовать в качестве добавок к увлажняющему раствору изопропанол и добавку, обладающую буферными свойствами.

Для достижения необходимого баланса между краской и увлажняющим раствором желательно использовать тиражный материал. Из­за высокой стоимости металлизированных бумаг некоторые типографии, стремясь сэкономить, пытаются использовать для этой цели обычную впитывающую мелованную бумагу. Однако в этом случае после нескольких оттисков обнаружится избыток увлажняющего раствора. В противном случае при печати тиража избыток увлажняющего раствора приведет к появлению разводов и станет причиной блеклой печати. Помимо этого сушка таких оттисков занимает большее время. После приладки необходимо сменить краску на свежую.

При печати в несколько прогонов рекомендуется после каждого прогона наносить порошок с зернистостью 10­15 мкм, а на последнем прогоне заменить его на порошок с зернистостью 20 мкм. Следует точно соблюдать дозировку, так как при избытке порошка после последнего прогона на оттиске могут возникнуть проблемы при резке. При печати в один прогон рекомендуется использовать порошок с зернистостью 20 мкм.

В начало В начало

Офсетные бумаги

Отличительная особенность офсетных бумаг — отсутствие у них мелованного слоя. Вместо него при производстве офсетной бумаги используется специальная поверхностная проклейка. Проклеивающие вещества наносятся на поверхность бумаги очень тонким слоем, максимальной массой 6 г/м2. Это делается для того, чтобы обеспечить более высокую прочность поверхности бумаги. Так она будет менее подвержена выщипыванию отдельных волокон при печати липкими красками, а кроме того, уменьшится деформация бумажного полотна при увлажнении. Однако отсутствие мелованного слоя повышает способность офсетных бумаг впитывать краски, а также увлажняющий раствор при печати. Поэтому при печати на офсетных бумагах необходимо уделить особое внимание поддержанию постоянного рН увлажняющего раствора и его повышенной подаче.

Отсутствие мелованного слоя вызывает увеличение ростиска растровой точки, что приводит к нежелательному увеличению плотности краски и к пропаданию полутонов, а зачастую и к практически полному их исчезновению. В связи с этим необходимо при выводе пленок уменьшить линиатуру растра. Точное значение линиатуры зависит от конкретных видов бумаги и печатной машины и должно определяться с учетом этих данных.

В начало В начало

Самокопирующая бумага

Как правило, самокопирующая бумага бывает пригодна для любого способа печати — от различных методов офсетной печати до высокой печати, а также флексографии. Однако ввиду того, что материал этот весьма своеобразен, производители советуют внимательно ознакомиться с рекомендациями по работе с ним.

Так, прежде чем приступить непосредственно к печати, бумагу следует некоторое время выдержать в помещении, где будет осуществляться печать. Что касается красок, то рекомендуется использовать первосортные, малосиккативные и неразбавленные. При печати чувствительные листы CB и CFB, содержащие чернильные микрокапсулы, следует оберегать от сильного давления. Рекомендуется использовать слой каучука. Для стабилизации хода бумаги у малых офсетных машин производители советуют выбирать направление отлива, перпендикулярное к оси цилиндра. Для печати на оборотной стороне требуется минимальная регулировка давления и не рекомендуется использовать глянцевые краски. Кроме того, самокопирующая бумага пригодна для перфорации в любом направлении: как в длину, так и в ширину. В случае же микроперфорации лучше всего подходят зубцы из стали твердостью 5.

При работе с резательной машиной следует соблюдать некоторые простые указания. Прежде всего, кипу необходимо распределять равномерно. Чем меньше будет ее высота, тем лучше. Также важно использовать нож, лезвие которого имеет угол резки 19­21°. А давление пресса следует уменьшить до минимума. Для предотвращения скольжения и нежелательного окрашивания можно дополнительно использовать каучук шириной 20 мм.

Перед склеиванием листы должны быть «распущены» и подбиты в стопу. Во время склеивания склеиваемая кромка листов CFB и CF не должна быть запечатана как минимум на 3 мм во избежание негативного воздействия типографской краски. Первым листом в комплекте должен быть лист CB, последним соответственно — лист CF. Для безупречного отделения комплектов рекомендуется перед склеиванием производить подрезку края. Направление волокон в листах из одного комплекта должно быть одинаковым. Избежать волнистости края при склеивании поможет склеивание по той кромке, которая параллельна направлению волокон. Склеиваемые бланки должны находиться под равномерным грузом (1­2 кг), а, согласно рекомендациям, высота стопы не должна превышать 30 см . Для достижения наилучших результатов перерыв между подрезкой края и склеиванием должен быть минимальным. Клей перед использованием необходимо как следует взболтать и наносить специальной чистой кистью горизонтальными движениями от центра к краям до тех пор, пока склеиваемая поверхность не будет полностью увлажнена. Готовые комплекты могут быть отделены через 20­30 минут посредством осторожного сдвигания их в сторону. Обычно для высыхания клея рекомендуется период 1­2 часа. После использования клей должен быть герметично закрыт, кисть тщательно промыта.

Что касается условий хранения самокопирующих бумаг, то важно заметить, что они не должны подвергаться действию химических веществ, пара, а также сильного света. Сохранность записей на копиях имеет важное значение в плане установленных законом сроков хранения деловой документации. Однако при надлежащих условиях срок хранения копий составляет 25 лет, а копирующие свойства бумаг остаются практически неизменными вплоть до трех лет.

В начало В начало

Бумаги литого мелования

Бумаги литого мелования отличаются чрезвычайно гладкой, высокоглянцевой поверхностью. Поверхность бумаги обладает меньшей впитывающей способностью по сравнению с обычными мелованными бумагами, используемыми для печати иллюстрированных изданий. В связи с этим при офсетной печати необходимо использовать самоокисляющиеся краски.

Покрытие цветных и металлизированных бумаг литого мелования еще больше отличается от обычных бумаг и относится к невпитывающим поверхностям. Важным условием для достижения хорошего результата при офсетной печати на невпитывающей поверхности является оптимальный режим сушки. Краска должна быть достаточно сухой, прочной, хорошо связанной с поверхностью бумаги. Прежде всего, необходимо правильно выбрать печатную краску. В данном случае рекомендуется также использовать специальные краски, высыхающие в результате окисления. По мере потребления постоянно должна подаваться свежая краска. В противном случае краска, находящаяся на валах, будет впитывать все большее количество влаги, в результате краска перестанет стекать, эмульгируется, ухудшатся закрепление и высыхание краски на оттиске. При большом количестве пробельных элементов рекомендуется добавлять в краску специальные сиккативы, выделяющие из увлажняющего раствора кислород и способствующие ускоренному высыханию краски. Однако необходимо избегать использования излишнего количества других. Особенно нежелательно применять какие бы то ни было аэрозольные средства.

Нежелательна печать небольших изображений на машинах большого формата, так как и в этом случае могут возникнуть проблемы с закреплением. Не менее важно уделять внимание нанесению оптимального количества краски. При небольшом печатном изображении, имеющем лишь одну жирную строку, рекомендуется за линией обреза дополнительно напечатать широкую линейку — это улучшает снятие излишнего количества краски. Производители советуют устанавливать минимальный расход увлажняющего раствора. При определении оптимального баланса между краской и увлажняющим раствором необходимо использовать для приладки ту же бумагу, которая применяется при печати тиража. В противном случае при печати тиража избыток увлажняющего раствора скажется в виде разводов и блеклой печати. Кроме того, рекомендуется после приладки сменить краску на свежую. Предпочтительно использование печатных машин, имеющих спиртовой режим увлажнения. Величина рН улажняющего раствора должна быть не ниже 5. Рекомендуется сменить увлажняющий раствор на свежий, добавить изопропанол и добавку, обладающую буферными свойствами. Во избежание попадания в увлажняющий раствор продуктов травления офсетного полотна, оно должно быть тщательно промыто, так как попадание кислоты в дальнейшем может ухудшить высыхание оттисков.

Для печати на бумагах литого мелования лучше всего подходят офсетные машины, имеющие хороший красочный аппарат, который обеспечивает точную дозировку и плавную регулировку подачи увлажняющего раствора. Нежелательно производить печать на малоформатных машинах, работающих по принципу «увлажнения в краску». На некоторых машинах отсутствует достаточный раскат краски, необходимый для устранения находящейся в краске жидкости.

В начало В начало

КомпьюАрт 2'2006

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства