КомпьюАрт

1 - 2006

Государство и полиграфия

В преддверии 2006 года на наши вопросы о состоянии и перспективах развития российской полиграфии ответил Евгений Маркович Марголин, начальник управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Госкомпечати РФ.

КомпьюАрт: Евгений Маркович, на рубеже столетий российская полиграфия демонстрировала самые высокие темпы роста производства из промышленных отраслей. Как сейчас обстоят дела в отрасли?

Евгений Марголин: Если судить по федеральному сектору российской полиграфии, то можно говорить о резком снижении темпов роста по сравнению с указанным периодом. В отдельных секторах рынка полиграфических работ наблюдается спад, например в секторе производства книжной продукции.

КА: Сегодня госпредприятия федерального уровня составляют около 1,5% от общего числа полиграфических предприятий. В чем же тогда заключается суть деятельности вашего управления?

Е.М.: В соответствии с действующими нормативными правовыми документами на федеральные агентства возложены правоприменительные функции, в отличие от министерств, которые призваны осуществлять правоустанавливающую деятельность, и от федеральных служб, выполняющих контрольно­надзорные функции. В переводе на обычный язык это означает, что правила игры устанавливают министерства, за соблюдением правил смотрят службы, а агентства оказывают государственные услуги субъектам рынка во вверенной им сфере деятельности. Управление периодической печати, книгоиздания и полиграфии этим и занимается.

КА: Как сейчас работают полиграфические предприятия, принадлежащие государству? Как они чувствуют себя на рынке и в чем преимущества и недостатки государственной формы собственности?

Е.М.: Никакими преимуществами, по сравнению с частными полиграфическими предприятиями, государственные типографии не пользуются, недостатков много. В законодательном плане государственные предприятия поставлены в худшие конкурентные условия, чем частные, потому что принятие значимых хозяйственных решений государство оставило за собой, а быстро принимать такие решения оно не научилось. Пока дело доходит до последней подписи, конкуренты уходят далеко вперед. Оставаться в государственной собственности — значит подписать себе смертный приговор с неопределенным сроком исполнения.

КА: Расскажите, пожалуйста, как реализуется правительственная программа приватизации ГУП и как это меняет полиграфический рынок.

Е.М.: Из 60 с лишним федеральных государственных унитарных предприятий более 40 уже прошли стадию акционирования. И никто этого не заметил, о чем свидетельствует и ваш вопрос.

КА: С 2005 года перестал действовать федеральный закон о поддержке районных и городских газет (раньше государство дотировало областные издания), то есть теперь социальная пресса может перейти в руки частного капитала. Не вызывает ли это у вас тревоги?

Е.М.: Я не разделяю точку зрения тех, кто считает, будто поддержка областной прессы за счет бюджетов властей разных уровней является нерыночным механизмом и якобы обрушивает газетный рынок. Любая газета живет за счет чьих­то денег — частного лица, сообщества частных лиц или каких­то организаций. Нет газет, которые не требовали бы на свое производство денег. Если директор супермаркета издает свою газету, то это рынок, а если администрация района занимается тем же самым, то это не рынок — какая же здесь логика? Я не разделяю также точку зрения тех, кто считает отмену федерального закона о поддержке городских и районных газет катастрофой. Такой поддержкой пользовались около 2 тыс. газет. Год прошел — пока все живы. Властные структуры по закону о местном самоуправлении обязаны публиковать свои вердикты в местной прессе, так что безгласной власть не будет. Что такое социальная пресса, мне известно, но думаю, что та часть городского или сельского населения, которая интересуется местными новостями, без них не останется. Частный капитал чует свою выгоду куда лучше государства — свято место пусто не бывает.

КА: В июне 2005 года прошла двухнедельная забастовка, организованная профсоюзом пограничников Финляндии. Не секрет, что многие наши глянцевые журналы печатаются именно в этой стране. Как избавиться от иностранной зависимости?

Е.М.: В России есть предприятия, способные печатать качественную журнальную продукцию: «Алмаз­пресс», «Пушкинская площадь», «Пресса­1», Первый полиграфический комбинат, Московская типография № 13 и др. Дело теперь уже не в наличии мощностей для печатания глянцевых журналов, а в том, что государство, наперекор всем доводам разума, своей таможенной политикой ставит отечественных полиграфистов в неравные конкурентные условия по сравнению, например, с финскими коллегами. Когда оно наконец проснется, тогда за рубежом будут печататься только те издания, для которых выбор иностранной базы диктуется не техническими и не экономическими факторами.

КА: Износ основных производственных фондов в государственной полиграфии составляет 70­80% при пороговом значении 65%. Как решается проблема технического переоснащения предприятий?

Е.М.: Спасибо за информацию: теперь­то уж я буду знать, что пороговое значение износа основных фондов равно 65%. Проблема технического переоснащения предприятий решается за счет инвестиций, и процесс идет достаточно интенсивно. При этом в российской полиграфии в целом и в ее государственном секторе в частности появляется оборудование самых современных марок: CtP­комплексы, машины для двусторонней печати ярусного построения и газетные многокрасочные башни и т.п. Для привлечения инвестиций используются различные кредитные, лизинговые схемы, а также собственные средства предприятий.

КА: Россия уже находится на пороге вхождения в ВТО. Какими вы видите последствия вступления в ВТО для отечественной полиграфии?

Е.М.: По моему мнению, после вступления России в ВТО, рынок пройдет две последовательные стадии развития. Первая начнется сразу после вступления в ВТО: границы России откроются для зарубежных товаров, которые хлынут сюда бурным потоком со своими этикетками, в своей упаковке. Потом настанет черед второй стадии: зарубежные производители товаров сообразят, что этикетки, упаковку, сопроводительную рекламу и пр. дешевле печатать в России, как это делается сейчас в Юго­Восточной Азии и Восточной Европе. В настоящее время трудно спрогнозировать продолжительность первой стадии и, следовательно, судьбу типографий, работающих в этих нишах рынка.

КА: Каким образом активное развитие электронных ресурсов сказывается на печатном деле? Потеснит ли Интернет печать?

Е.М.: Трудно представить конкуренцию со стороны Интернета в секторах производства этикетки и упаковки. Очевидно, речь идет об издательской печатной продукции — книгах, журналах, газетах. Уже стало традицией, что, как только появляется какое­либо новое средство массовой коммуникации: радио, телевидение, аудиовизуальные технологии, теперь вот Интернет, — сразу же начинают хоронить печатные издания. Однако выясняется, что всем есть место под солнцем, правда приходится потесниться. И беда не в Интернете. Беда в том, что государство в лице депутатского корпуса, правительственных структур абсолютно ничего не делает, чтобы приохотить к чтению детей, пока им еще не забили голову покемонами и компьютерными погонями. Человек, приученный к печатному слову, пройдет через это, как через детские болезни.

 

Беседу провел Пьер Сидибе.

КомпьюАрт 1'2006

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства