КомпьюАрт

8 - 2006

Пусть меня научат!

Марго Григорян

Mocкoвcкий гocyдapcтвeнный yнивepcитeт пeчaти (МГУП)

Северо-западный институт печати Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна (СЗИП СПГУТД)

Красноярский государственный технический университет (КГТУ)

Омский государственный технический университет (ОмГТУ)

Казанский государственный технологический университет (КГТУ)

Современная полиграфическая отрасль переживает сегодня период бурного роста и потому нуждается в постоянном пополнении профессиональных кадров. Получить полиграфическое образование в России можно в нескольких крупных вузах.

Хотя специализированных полиграфических вузов в России всего два — Mocкoвcкий гocyдapcтвeнный yнивepcитeт пeчaти и Северо­западный институт печати Санкт­Петербургского государственного университета технологии и дизайна, но профильные технические факультеты имеются в ряде других учебных заведений. Это Казанский государственный технологический университет, Омский государственный технический университет и Красноярский государственный технологический университет. Также существуют колледжи и лицеи, дающие среднее профессиональное полиграфическое образование. Однако обо всем по порядку.

Mocкoвcкий гocyдapcтвeнный yнивepcитeт пeчaти (МГУП)

Mocкoвcкий гocyдapcтвeнный yнивepcитeт пeчaти (МГУП) по праву считается главным высшим учебным заведением страны, ocyщecтвляющим пoдгoтoвку cпeциaлиcтoв для всех отраслей издaтeльcко­пoлигpaфической сферы: тexнoлoгoв пoлигpaфичecкoгo пpoизвoдcтвa, инжeнepoв по oбcлyживaнию и экcплyaтaции aвтoмaтизиpoвaнныx кoмплeкcoв, инжeнepoв­cиcтeмoтexникoв, peдaктopoв вcex видoв литepaтypы, книгoвeдoв, xyдoжникoв­гpaфикoв, экoнoмиcтoв и мeнeджepoв, а также cпeциaлиcтoв в oблacти peклaмы. Ha бaзe yнивepcитeтa пpoвoдятcя мнoгoчиcлeнныe ceминapы по пoвышeнию квaлификaции и пepeпoдгoтoвкe cпeциaлиcтoв, вeдeтcя нayчнaя работа по тexничecкoмy и гyмaнитapнoмy нaпpaвлeниям, выxoдят cбopники нayчныx тpyдoв пpeпoдaвaтeлeй и cтyдeнтoв yнивepcитeтa, paбoтaeт acпиpaнтypa. Baжнyю poль в жизни вузa игpaют тpaдициoнныe дpyжecкиe cвязи c пoлигpaфичecкими пpeдпpиятиями, издaтeльcтвaми, библиoтeкaми, книгoтopгoвыми opгaнизaциями.

Годом основания МГУП принято считать 1930­й. Именно тогда на базе полиграфических факультетов Московского и Ленинградского ВХУТЕИНов
был организован Московский полиграфический институт. Первоначально МПИ находился в ведении Полиграфического объединения ВСНХ РСФСР, затем — Наркомместпрома РСФСР, а со второй половины 30­х годов — в ведении ОГИЗа (Объединение государственных книжно­журнальных издательств) РСФСР. С тех пор многое изменилось, университет расширился, у него появилось множество новых факультетов. Но одно осталось неизменным — стремление готовить высококвалифицированные кадры для отраслей полиграфии и издательского дела.

В настоящее время в МГУП работают пять факультетов: полиграфической техники и технологии, цифровых систем и технологий, экономики и менеджмента, книжного дела и рекламы, графических искусств. Кроме того, в университете действует Центр дополнительного образования.

Фaкyльтeт пoлигpaфичecкoй техники и тexнoлoгии ocyщecтвляeт пoдгoтoвкy инжeнepoв по пяти cпeциaльнocтям: «Texнoлoгия пoлигpaфичecкoгo пpoизвoдcтвa», «Texнoлoгия и дизaйн yпaкoвoчнoгo пpoизвoдcтвa», «Полиграфические машины и автоматизированные комплексы», «Материаловедение и технология новых материалов», «Управление качеством» и «Профессиональное обучение (полиграфия)». Руководство МГУП рассматривает данный факультет как дающий студентам самые перспективные специальности. Зaнятия пpoвoдятcя в лaбopaтopияx yчeбнo­тexничecкoгo цeнтpa, ocнaщeннoro нoвeйшим oбopyдoвaниeм вeдyщиx зapyбeжныx фиpм. Кypc oбyчeния нacыщeн тaкими cпeциaльными диcциплинaми, кaк «Texнoлoгия oбpaбoтки тeкcтoвoй инфopмaции», «Оcнoвы cвeтoтexники», «Texнoлoгия oбpaбoтки изoбpaзитeльнoй инфopмaции», «Texнoлoгия фopмныx, пeчaтныx и пocлeпeчaтныx пpoцeccoв», «Пpoeктиpoвaниe пoлигpaфичecкoгo пpoизвoдcтвa» и многое другое. Kвaлификaция выпycкникoв фaкyльтeтa пoзвoляeт им ycпeшнo paбoтaть на пpeдпpиятияx пoлигpaфичecкoй и yпaкoвoчнoй пpoмышлeннocти, а, как известно, пoтpeбнocть oтpacли в пoдoбныx cпeциaлиcтax очень вeликa. Также выпycкники фaкyльтeтa востребованы в peклaмныx бюpo, peпpoцeнтpax, типoгpaфияx, peдaкцияx и издaтeльcтвax, в области бypнo paзвивaющeйcя в наши дни тexнoлoгии дoпeчaтнoй пoдгoтoвки, цифpoвoй oбpaбoтки тeкcтoвoй и изoбpaзитeльнoй инфopмaции, вepcтки, пoдгoтoвки фopм. Maлыe, cpeдниe и кpyпныe типoгpaфии иcпытывaют сегодня постоянную пoтpeбнocть в квaлифициpoвaнныx тexнoлoгax, влaдeющиx нoвeйшими способами пeчaти на caмoм coвpeмeннoм oбopyдoвaнии, включaя цифpoвyю пeчaть, флeкcoгpaфcкyю, тpaфapeтнyю и тaмпoпeчaть.

Факультет цифровых систем и технологий готовит инжeнepoв по следующим cпeциaльнocтям: «Управление и информатика в технических системах», «Автоматизированные системы обработки информации и управления», «Автоматизация технологических процессов и производств (полиграфия)», «Информационные системы в технике и технологиях» и «Информационные технологии в медиаиндустрии». Высокое качество обучения на факультете достигается благодаря изучению широкого спектра гуманитарных, естественно­научных, общепрофессиональных и специальных дисциплин. В процессе учебы обеспечивается сквозная непрерывная подготовка по математике и физике, электронике и микропроцессорной технике, программированию и вычислительным системам. Выпускники факультета работают на крупных и малых полиграфических предприятиях, в фирмах — поставщиках полиграфического оборудования, в научно­исследовательских учреждениях и проектно­конструкторских организациях. Они могут заниматься проектированием нового оборудования, быть инженерами производственных предприятий, а также занимать различные руководящие посты на заводах, в проектных и исследовательских учреждениях. Высокое качество подготовки позволяет выпускникам ФЦСиТ успешно работать в смежных производственных отраслях, например в электронном машиностроении, пищевой промышленности, приборостроении, банковском деле и т.д.

На фaкyльтeте книжного дела и рекламы студентов готовят по четырем специальностям: «Издательское дело и редактирование», «Книгораспространение», «Реклама», а с недавнего времени — «Журналистика». Используя современные формы и методы обучения, факультет дает фундаментальную подготовку по издательскому делу и редактированию, книжному маркетингу, менеджменту в книжном деле, логистике, технологии книгораспространения, книговедению, библиографии, истории зарубежной и отечественной литературы, русскому языку и стилистике и т.д.

В оборудованных новейшей техникой компьютерных классах студенты изучают современные информационные технологии, используемые в издательском деле, книгораспространении, рекламе. В процессе обучения студенты имеют возможность проходить зарубежные стажировки в вузах — партнерах МГУП в Германии и Великобритании. Приобретенная квалификация открывает перед выпускником самые широкие перспективы для использования профессиональных знаний в издательском деле, книготорговом бизнесе, рекламной деятельности. Широкий выбор возможностей на рынке труда для приложения своих сил — это самое ценное, что может дать вуз сегодня.

Специалистов по специальностям «Графика» и «Информационные технологии в дизайне» готовит факультет графических искусств. Специалист, окончивший этот факультет, может работать в книжных, журнальных, газетных издательствах, издательских отделах, на полиграфических предприятиях, в художественно­графических и художественно­конструкторских бюро, в отделах художественного оформления и производства упаковки промышленных изделий. Выпускник факультета может занимать должности художественного редактора, художника­графика, художника по многокрасочной печати, художника­конструктора по художественному оформлению печатных упаковок промышленных изделий, а также художника по компьютерной графике.

Фaкyльтeт экономики и менеджмента ведет подготовку кадров по двум специальностям: «Экономика и управление на предприятии (полиграфия)» и «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». В процессе обучения студенты овладевают современными методами планирования и анализа хозяйственной деятельности, научной организации труда и производства. Кафедры и лаборатории факультета оснащены новейшим компьютерным оборудованием. А хорошая математическая подготовка, знание современных концепций менеджмента и маркетинга в сочетании с практическими навыками применения вычислительной техники в повседневной работе дают выпускникам факультета возможность успешно решать различные производственные задачи. Высокий уровень подготовки и диплом экономиста­менеджера позволяют выпускникам занимать престижные высокооплачиваемые должности на различных предприятиях и в организациях отрасли.

При МГУП имеется центр дополнительного образования, где можно повысить квалификацию по разным направлениям. Это и технология офсетной печати, и флексографская печать на упаковочных материалах, и технология трафаретной печати, и редакторское мастерство в современных условиях, и маркетинг на предприятии отрасли печати, и организация полиграфического производства. Усовершенствовать свои профессиональные навыки также могут печатники разных специализаций и технически редакторы.

Помимо этого МГУП осуществляет подготовку аспирантов по нескольким научным специальностям. В их числе физика полупроводников, физическая химия, машины, агрегаты и процессы (полиграфия), автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (полиграфическое производство), теоретические основы информатики, библиотековедение, библиографоведение и книговедение, экономика и управление народным хозяйством, литература народов стран зарубежья, изобразительное и декоративно­прикладное искусство и архитектура.

В начало В начало

Северо-западный институт печати Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна (СЗИП СПГУТД)

Северо­западный институт печати (СЗИП) представляет собой обособленное структурное подразделение Санкт­Петербургского государственного университета технологии и дизайна (СПГУТД). В СЗИП осуществляется подготовка и повышение квалификации специалистов для полиграфии, издательского дела и книжной торговли Санкт­Петербурга и Северо­западного региона.

СЗИП существует уже без малого шесть десятилетий. Обучение в институте проводят кафедры и филиалы кафедр, существующие на ведущих отраслевых предприятиях города. В настоящее время в институте на трех факультетах обучаются более двух тысяч студентов по техническим, гуманитарным и творческим специальностям, чтобы приобрести одну из престижных профессий для работы в издательствах, на полиграфических предприятиях, в книжной торговле. Кроме того, СЗИП постоянно развивает новые направления обучения и специальности.

В настоящее время в СЗИП имеется три факультета: «Полиграфические технологии и оборудование», «Издательское дело, реклама и книжная торговля» и «Дополнительные виды обучения». Факультет «Полиграфических технологий и оборудования» проводит подготовку инженеров по полиграфическому оборудованию, инженеров­технологов, инженеров­системотехников, экономистов­менеджеров. Общее число специальностей — пять: «Технология полиграфического производства», «Полиграфические машины и автоматизированные комплексы», «Автоматизированные системы обработки информации и управления», «Экономика и управление на предприятии (полиграфия)» и «Информационные технологии в дизайне». Вскоре планируется открытие новой специальности — «Информационные технологии в медиаиндустрии». На факультете обучается более тысячи студентов, большинство из которых, начиная с 3­4­го курса, сочетают учебу с работой. Обучение ведут четыре кафедры, три из которых — выпускающие. Выпускающие кафедры осуществляют набор групп на 1­й курс и организуют обучение вплоть до сдачи государственного экзамена по специальности и защиты дипломной работы или проекта. Учебный план ежегодно подвергается корректировке для учета изменений, произошедших в отрасли. Дипломные работы и проекты, как правило, посвящены проблемам отрасли печати. Эти обстоятельства в значительной степени облегчают адаптацию студентов в отрасли и устройство их на работу по специальности. С 1999 года ни один выпускник факультета не состоял на учете в службе занятости. Базовая подготовка на факультете включает обширный курс математики, хорошее компьютерное образование, знания по физике, электронике, схемотехнике, теоретическим основам автоматизированного управления. Во время обучения студенты факультета имеют возможность пройти курсы печатников и получить сертификат об освоении этой дефицитной рабочей профессии. Факультет выпускает специалистов в области технологии, оборудования, экономики и автоматизации полиграфии с присвоением квалификации: инженер­технолог, инженер по полиграфическому оборудованию, инженер­системотехник, экономист­менеджер. Основные места работы выпускников — типографии, печатные и множительные участки, издательства, редакции, дизайн­студии, отделы подготовки оригинал­макетов, фирмы по поставке расходных материалов и обслуживанию полиграфического оборудования.

Факультет «Издательское дело, рекламы и книжная торговля» выпускает специалистов гуманитарного направления. Специальности факультета, связанные с издательским делом и книжной торговлей, предусматривают литературную, экономическую и техническую подготовку изданий и ориентированы на редактирование книги и ее распространение. Для этих специальностей предусмотрено углубленное изучение истории и современного состояния отечественного и зарубежного книжного дела, истории отечественной и зарубежной литературы, социологии и психологии, культуры речи и риторики. Обучение осуществляют шесть кафедр, четыре из которых — выпускающие. Кафедра «Книгоиздание и книжная торговля» готовит специалистов для работы на книготорговых предприятиях, в оптовых и оптово­розничных фирмах менеджерами по распространению, маркетологами, руководителями книготорговых предприятий, а также специалистов для работы в издательствах, литературных и рекламных агентствах, редакциях газет и журналов, средствах массовой информации. Кафедра «Графика» готовит художников­графиков всех видов полиграфической продукции (книга, журнал, газета, плакат, упаковка, буклет, реклама
и т.д. Кафедра «Реклама» готовит специалистов для работы в рекламных агентствах, рекламных издательствах в качестве рекламистов, литературных редакторов, рекламных агентов.

Факультет дополнительных видов обучения предлагает как дополнительное профессиональное обучение, так и переподготовку специалистов. Главное преимущество дополнительного профессионального образования — это возможность для любого специалиста повышать квалификацию или проходить профессиональную переподготовку по собственному усмотрению, независимо от возраста, в доступной форме и в подходящем режиме.

Вскоре планируется организация дистанционного обучения, в частности курс «Настольные издательские системы и компьютерный дизайн». В настоящий момент идет разработка технического и методического обеспечения этой программы.

В начало В начало

Среднее профессиональное полиграфическое образование

Московский издательско-полиграфический колледж им. Ивана Федорова

Сегодня в Московском издательско-полиграфическом колледже им. Ивана Федорова обучается свыше 1300 человек на дневном отделении и более 500 на заочном, проживающих в Москве и в 59 регионах нашей страны. Обучение в этом колледже ведется на базе как девяти, так и одиннадцати классов. Срок обучения соответственно — 3 года 10 месяцев и 2 года 10 мес. В Московском издательско-полиграфическом колледже им. Ивана Федорова обучают таким специальностям, как «Полиграфическое производство», «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования», «Технология и дизайн упаковочного производства», «Издательское дело», «Реклама», «Дизайн» и «Экономика и бухгалтерский учет».

Рыбинский полиграфический колледж

Рыбинский полиграфический колледж — это учебное заведение нового типа, осуществляющее подготовку специалистов со средним профессиональным образованием по всем направления полиграфического профиля. История Рыбинского полиграфического колледжа насчитывает более полувека. Он был создан еще в годы Великой Отечественной войны, когда одним из важнейших был вопрос обеспечения народного хозяйства рабочей силой и квалифицированными кадрами. С 1958 года техникум стал готовить специалистов только для предприятий полиграфического машиностроения и типографий. В настоящее время колледж осуществляет обучение по нескольким специальностям, таким как «Издательское дело», «Дизайн», «Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования», «Реклама» и «Полиграфическое производство».

Красноярский государственный технический университет (КГТУ)

Всего год назад Красноярский государственный технический университет (КГТУ) начал прием и обучение по направлению «Технология полиграфического и упаковочного производства», которое позволяет получить классическое пятилетнее инженерное образование. К моменту выпуска студенты овладеют специальностью технологов полиграфического производства.

Выпускник по направлению «Технология полиграфического и упаковочного производства» в зависимости от вида профессиональной деятельности будет обладать знаниями и навыками решения задач в нескольких направлениях. Речь идет о технологических процессах в полиграфии, таких как осуществление контроля за соблюдением технологической дисциплины, разработка и внедрение новых технологических процессов, эффективное использование материалов и оборудования, разработка новых материалов и технологий, разработка технической и нормативной документации, разработка мероприятий по внедрению новых технических решений. Второе направление — это контроль качества, основы менеджмента качества. Оно подразумевает эффективное осуществление входного контроля качества исходных материалов, производственного контроля полуфабрикатов и параметров технологических процессов, качества готовой продукции, а также проведение стандартных и сертификационных испытаний исходных материалов и готовой продукции, разработку методов технического контроля и испытания продукции и анализ причин брака, оценку производственных и непроизводственных затрат на обеспечение качества продукции и организацию технического контроля и управления качеством производимой продукции. Еще одно направление — управление и работа с техническим персоналом на предприятиях полиграфической отрасли — отвечает за организацию работы коллектива исполнителей, принятие управленческих решений в условиях различных мнений и организацию технического обучения персонала. Четвертое направление — это проектная работа. Специалисты, работающие в этой области, выпускаясь из КГТУ, должны обладать такими навыками, как нахождение компромисса между различными требованиями (стоимости, качества, безопасности и сроков исполнения) как при долгосрочном, так и при краткосрочном планировании, определение оптимального решения, формирование целей проекта, выбор критериев и системы ограничений и характеризующих их показателей, а также разработка проектных решений и оценка их эффективности. Ну и, наконец, последнее направление — патентное и авторское право, правовые основы интеллектуальной собственности (участие в составлении патентных и лицензионных паспортов, заявок на изобретения).

В начало В начало

Омский государственный технический университет (ОмГТУ)

История основания Омского государственного технического университета восходит к 1942 году. Однако лишь спустя два десятка лет после основания в ОмГТУ появился факультет, имеющий отношение к полиграфии. На данный момент, помимо факультета, осуществляющего подготовку инженеров по специальности «Полиграфические машины и автоматизированные комплексы», существует факультет гуманитарного образования, где готовят кадры для работы в различных областях полиграфии, графического дизайна и издательского дела. Так, на кафедре «Дизайн, реклама и технология полиграфического производства» можно получить инженерное образование по следующим специальностям: «Информационные технологии в дизайне», «Информационные технологии в медиаиндустрии» и «Технология полиграфического производства». На этом же факультете ведется обучение по специальностям «Дизайн» и «Реклама».

В начало В начало

Казанский государственный технологический университет (КГТУ)

На кафедре технологии переработки полимеров и композиционных материалов Казанского государственного технологического университета (КГТУ) можно получить образование по специальности «Технология и дизайн упаковочного производства». Кафедра переработки полимеров и композиционных материалов выделилась в самостоятельную в 1975 году. Среди научных направлений кафедры, помимо прочего, имеется направление по новым типам упаковочных материалов: нанотехнологии, дизайн и новые свойства упаковки. За период существования на кафедре было подготовлено 1500 специалистов, работающих в различных отраслях промышленности. В учебном процессе широко используются информационные технологии, среди которых особое место занимают программы CAD/CAM/CAE для переработки пластмасс.

Что касается специальности «Технология и дизайн упаковочного производства», то в процессе обучения студенты получают знания о разнообразных упаковочных материалах, обо всех видах тары и упаковки, о конструировании и дизайне, о технологиях упаковочного производства, об упаковочном оборудовании, о полиграфии, стандартизации, логистике, а также о других областях, связанных с упаковкой.

В начало В начало

КомпьюАрт 8'2006

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства