КомпьюАрт

6 - 2007

Все лица картона

Марго Григорян

Мелованные картоны

Упаковочные картоны

Дизайнерские картоны

Картоны для цифровой печати

Переплетные картоны

Мелованные, дизайнерские, упаковочные, переплетные, для цифровой печати — картоны, как и бумаги, бывают самыми разными. И каждый сорт необходим в полиграфии, будь то изготовление эксклюзивной упаковки, книги или рекламных материалов.

Мелованные картоны

На российском рынке мелованные картоны представлены самыми разными сортами. Картоны с двусторонним мелованием применяются для изготовления обложек буклетов, визитных карточек, папок. Они могут иметь поверхность как глянцевую, так и с различными вариантами тиснения. Картоны же с мелованным покрытием на основе первичных волокон представляют собой древесную или макулатурную массу, покрытую слоем целлюлозы, на которую и наносится мелованный слой. Если мелование осуществляется только с одной стороны (или на лицевую и тыльную стороны наносится разное количество слоев мелования), то такой картон принято относить к упаковочному сектору — он используется для производства коробок для промышленных и пищевых товаров.

Одна из последних новинок среди мелованных картонов, представленных на российском рынке, — это картон «Алгро Дизайн» производства концерна Sappi. Он представляет собой картон одностороннего двуслойного мелования для полиграфии и производства высококачественной элитной упаковки. Этому сорту присущи высокая белизна, улучшенная передача цветового контраста, мягкость на ощупь, гладкая полуглянцевая поверхность двойного мелования. Согласно заверениям производителя, картон дает отличные результаты при фальцовке, биговке и высечке, а также подходит для рельефного тиснения, горячего тиснения фольгой, выборочного лакирования, ламинирования пленкой и металлизации. Плотность этого материала варьируется от 160 и до 350 г/м2.

Хорошо известен на российском рынке картон «Хромокард» (Chromo­card) производства концерна Stora Enso. Это чистоцеллюлозный картон с полуглянцевым покрытием (тройное мелование) лицевой стороны и матовым покрытием (однослойное мелование) оборотной стороны. Он обладает повышенными показателями белизны, жесткости, стабильностью размеров, позволяет применять различные методы печати и по­слепечатной обработки. Плотность картонов «Хромокард» составляет 180­350 г/м2.

Глянцевый мелованный картон «Галери Кард» производства М­Real хорошо подходит для изготовления эффектных обложек, папок и открыток. Производитель гарантирует великолепные механические показатели картона, абсолютную непрозрачность, однородность состава и отличные плоскостные параметры, сохраняемые во всем диапазоне плотностей. А яркость и естественный оттенок поверхности улучшают контрастность отпечатанного изображения. Картон представлен плотностями 200­315 г/м2.

Недавно на российском рынке появились новые, специальные марки картона для фармацевтической и полиграфической промышленности «Карта Солида» и «Карта Интегра» от концерна М­Real, сочетающие в себе высокую белизну чистоцеллюлозного картона и жесткость картона хром­эрзац, которые достигаются за счет среднего слоя, который состоит из беленой химической и термомеханической целлюлозы. Структура материала обеспечивает великолепные механические показатели картона, а яркость и естественный оттенок поверхности улучшают контрастность отпечатанного изображения. Абсолютная непрозрачность, однородность состава и отличные плоскостные параметры сохраняются во всем диапазоне плотностей. Высокие полиграфические качества обеих сторон картона «Карта Интегра», разнообразная фактура одно­ и дву­стороннего тиснения, возможность припрессовки фольги позволяют применять его для изготовления эффектных обложек, папок, открыток, рекламной продукции, календарей, высокохудожественной продукции и высококачественной упаковки. Как правило, для этих целей необходимо одновременное воспроизведение ярких рисунков и текстов, набранных мелким шрифтом, что вполне достижимо при использовании данного картона. Кроме того, «Карта Интегра» обладает таким немаловажным качеством, как внешняя привлекательность. Плотности материалов равны 170­335 г/м2.

В начало В начало

Упаковочные картоны

Как правило, упаковочные картоны обладают многослойной структурой, состоящей из верхней лицевой стороны, одного или нескольких внутренних слоев и оборотной стороны. Благодаря подобной структуре увеличивается толщина и жесткость материала. На бумагоделательной машине еще во влажном состоянии все слои между собой соединяются, после чего спрессовываются. От того, какое сырье использовалось при изготовлении упаковочного картона, зависят его свойства и внешний вид. Исходя из этого, упаковочные картоны можно поделить на несколько основных категорий: чистоцеллюлозные, макулатурные, гофрокартоны, микрогофрокартоны и дизайнерские картоны.

Чистоцеллюлозные картоны отличаются прекрасными печатными свойствами, что делает их пригодными для создания упаковки для косметических и фармацевтических товаров, кондитерских изделий и прочей упаковки, которую можно отнести к классу дорогой и эксклюзивной. Такие картоны производятся только из древесной массы и целлюлозы, вследствие чего они обладают высокими показателями жесткости и гладкости. Однако чистоцеллюлозные картоны и стоят дороже прочих картонных упаковочных материалов.

В макулатурный упаковочный картон, помимо древесной массы и целлюлозы, входит немалая доля макулатурного сырья. Это позволяет существенно снизить стоимость материала, однако уменьшает его жесткость. Поэтому макулатурные картоны чаще всего используются для товаров, не нуждающихся в особо прочной упаковке, но требующих максимально возможного снижения ее стоимости. В первую очередь это продукты питания, недорогие сигареты, коробки для хозяйственных товаров и фармацевтических препаратов. Однако макулатурный упаковочный картон не должен вступать в прямой контакт с пищевыми продуктами, поэтому производители часто используют дополнительную упаковку (например, полиэтиленовые пакеты). Продукт сначала помещается в такую упаковку и только потом — в картонную коробку. Важно, однако, четко проанализировать, какой вариант окажется экономически более целесообразным: использование дешевого макулатурного картона и дополнительного пакета или переход на картон более высокого качества.

При выборе материала для упаковки многие производители отдают предпочтение гофрокартону — картону, в котором между двумя прочными слоями располагается волнообразная прокладка. Он наделен комплексом уникальных свойств, а ст оит при этом дешевле многих других материалов. Гофрокартон незаменим при транспортировке упакованных товаров: благодаря своей конструкции он легок, что позволяет существенно снизить расходы при перевозке. Этот материал весьма универсален: его можно использовать при упаковке самых разнообразных товаров: продуктов питания, табачных и алкогольных изделий, косметики, предметов мебели и многого другого. Немаловажно и то, что гофрокартон подходит и для индивидуальной упаковки товаров, и для транспорт­ных упаковок. Гофрокартон также хорош тем, что позволяет наносить полноцветное изображение самыми различными способами.

Микрогофрокартон имеет такую же структуру, что и обычный гофрокартон, однако волны на внутренней прокладке в нем ниже и уже, а их количество на погонный метр — больше. Это позволяет изготавливать из микрогофрокартона коробки небольших размеров, которые будут одновременно не слишком толстыми, но и гораздо более прочными, нежели из обычного картона.

Среди упаковочных картонов на российском рынке достаточно популярны материалы производства концерна M­Real. Упаковочный картон «Симкоут» (Simcote) наделен двухслойным мелованным покрытием лицевой стороны и беленым оборотом. Он обладает повышенной влагопрочностью и используется для высококачественной упаковки с многокрасочным изображением. Картон представлен широким диапазоном плотностей — 220­350 г/м2.

Другой упаковочный картон от того же производителя — «Галери Пак Икс» (Galerie Pack X) — также имеет двухслойное мелованное по­крытие лицевой стороны и беленый оборот. Белизна лицевой стороны составляет 88%, а оборотной — 79%. Данный картон представлен плотностями 200­395 г/м2.

Также следует упомянуть «Галери Вижен» (Galerie Vision) от M­Real. Это чистоцеллюлозный картон двухслойного мелования лицевой стороны с белым оборотом. Он достаточно пухлый, что дает возможность применять меньшие плотности без потери качества. Средний слой, состоящий из термомеханической целлюлозы в совокупности с такими качествами, как пухлость и белый оборот, дает возможность существенно расширить спектр его применения. Плотности варьируются от 185 и до 320 г/м2.

Сырье

Внешний вид и эстетические свойства картона зависят от того, какое сырье было использовано при его производстве. Если нижний слой или внутренние слои картона серые, значит, для его изготовления применялось макулатурное сырье. При использовании древесной массы слои картона остаются светлыми. Из целлюлозного сырья получается высококачественный картон с белыми слоями.

В начало В начало

Дизайнерские картоны

Дизайнерские картоны способны подчеркнуть эксклюзивный статус полиграфического изделия, будь то обложка годового отчета или изысканная упаковка класса «люкс». Элитные картоны настолько яркие, что нередко дизайн лишь помогает раскрыть, подчеркнуть красоту и оригинальность того или иного материала. Такие картоны целесообразно применять для упаковки дорогих товаров — роскошная упаковка придаст им дополнительный блеск. Сегодня ассортимент дизайнерских картонов на российском рынке поистине огромен и постоянно пополняется новыми сортами. Одни коллекции выделяются своей цветовой гаммой, другие — необычной поверхностью бумаги: тиснением, фактурой или имитацией ткани либо кожи. Одни состоят из сверкающих металлизированных бумаг, а в других собраны бумаги с перламутровым мерцанием. Классифицировать все разновидности дизайнерских картонов довольно сложно, поскольку в ассортименте каждого производителя элитных картонов и бумаг непременно найдется уникальный сорт. Такие картоны чаще всего входят в коллекции дизайнерских бумаг высокой плотности. Однако есть и коллекции, полностью состоящие из дизайнерских картонов.

Множество сортов дизайнерских картонов производится концерном Arjo Wiggins. Бренд «Кириус» (Curious) включает уникальные виды бумаг и картонов, объединенные в четыре семейства: «Металлизированные бумаги», «Прозрачные бумаги», «Тач» и «Партиклс». Ежегодно пополняемый новыми видами, он отражает последние достижения в области изготовления бумаг, инновации и новейшие направления в дизайне. Материалы картонных плотностей (до 300 г/м2) есть в коллекции «Металлизированные бумаги» в металлизированном и перламутровом исполнении. Картоны и бумаги из собрания «Металлик» отличаются мерцающим, переливающимся блеском и представлены в одиннадцати оттенках. Они выполнены в приглушенной гамме, что придает им богатый и благородный вид. Картоны и бумаги «Перламутр» обладают жемчужным, люминесцентным блеском. Они также представлены в одиннадцати цветах. Однако, в отличие от бумаг «Металлик», цвета перламутровой коллекции более насыщенные и яркие. На российском рынке также представлены цветные картоны Keaykolour плотностью до 400 г/м2. Это чистоцеллюлозный, немелованный, тонированный в массе картон с поверхностью, словно покрытой короткой шерстью. Данные картоны отличаются хорошими показателями жесткости, пухлости и стойкости к физическим воздействиям. Картоны есть также в коллекции «Ривс» (Rives). Она представлена семью оригинальными тиснениями («волна», «фетр», «сетка», «соты», «полоса», «линия», «верже») в тщательно подобранной гамме из 12 цветов. Диапазон плотностей этих картонов доходит до 425 г/м2. Отметим, что в данную коллекцию входит картон с содержанием25% хлопковых волокон с легкой, нежной фактурой поверхности.

Дизайнерские картоны от италь­янского производителя Fedrigoni Group представлены на российском рынке также довольно широко — несколько десятков коллекций. Так, в коллекции «Криоколорс Квадрекс» (Kryocolors Quadrex) плотность материалов доходит до 600 г/м2. Это многослойный, чистоцеллюлозный, тонированный в массе дизайнер­ский картон, отбеливание которого произведено бесхлорным методом. Данный картон обладает гладкой поверхностью, высокой прочностью и стабильностью размеров и пригоден для любых способов печати и по­слепечатной обработки. Его цветовая гамма насчитывает восемь оттенков, которые носят названия различных растений.

До 300 г/м2 доходит плотность материалов коллекции «Савиль Роу Твид» (Saville Row Tweed). Это картон без покрытия с двусторонним тиснением «твид», на вид и на ощупь напоминающий одноименную ткань. Вкрапление натуральных волокон усиливает это сходство. Бумага представлена в пяти цветовых вариантах: Extra White, White, Blue, Camel и Dark Grey. Стоит отметить, что бумаги и картоны этой коллекции на 20% состоят из хлопка и на 20% — из натуральных текстильных волокон. Интересна коллекция «Сирио Блэк/Блэк» (Sirio Black/Black), в которую входят чистоцеллюлозные, тонированные в массе, гладкие дизайнерские бумаги и картон без покрытия. Отличаются они тем, что обладают устойчивым к свету насыщенным черным цветом. Плотность этих материалов достигает внушительных 700 г/м2. Картоны «Сирио Блэк/Блэк» подходят для одноцветной и полноцветной печати с использованием методов офсетной, высокой и трафаретной печати. Эти материалы сохраняют все свои свойства при резке, фальцовке и склеивании.

Картоны высоких плотностей (до 350 г/м2) также есть в коллекции «Сирио Колор» (Sirio Color). Это чистоцеллюлозные, тонированные в массе, гладкие дизайнерские картоны без покрытия, которые поставляются в широкой цветовой гамме. Производятся они с применением метода бесхлорного отбеливания и подходят для одноцветной и полноцветной печати с использованием методов офсетной, высокой и трафаретной печати. Материалы сохраняют все свои свойства при резке, фальцовке и склеивании. Они обладают высокой устойчивостью к солнечному свету, а также полностью поддаются биологическому распаду и переработке.

В коллекцию «Констеллейшн Сноу» (Constellation Snow) входят материалы плотностью до 400 г/м2. Это чистоцеллюлозные картоны без покрытия, с одно­ и двусторонним тиснением, обладающие высокими показателями белизны и прочности. Материалы, представленные в более чем20 видах тиснения, прекрасно подходят для всех видов печати, ламинирования и переплетных работ. Они хорошо поддаются резке, фальцовке и склеиванию. В коллекции с похожим названием — «Констеллейшн Джэйд» (Constellation Jade) — есть бумаги и картоны плотностью до 300 г/м2. Это чистоцеллюлозные материалы с перламутровой поверхностью и односторонним тиснением. Специальное покрытие, за счет которого достигается жемчужный блеск, нанесено с лицевой стороны, а на обороте оно отсутствует. Картон предлагается как в гладком исполнении, так и с 13 видами тиснения. Он подходит для всех видов печати, включая офсет, конгрев, шелкографию, тиснение фольгой, горячее тиснение, идеален для ламинирования, прекрасно ведет себя при подрезке, биговке, фальцовке и склеивании.

Другая перламутровая коллекция производства Fedrigoni Group, в которой есть картоны, — это «Сирио Перл» (Sirio Pearl). Плотность этих чистоцеллюлозных картонов достигает 700 г/м2. В отличие от предыдущей коллекции, они не просто имеют перламутровую отделку, но и тонированы в массе. Коллекция состоит из девяти оттенков, разработанных в строгой классической цветовой шкале.

Коллекция «Сплендорлюкс Билучидо Экстра Вайт» (Splendorlux Bilucido Extra White) полностью состоит из картонов плотностью 380 г/м2. Это чистоцеллюлозные картоны без тиснения, с двусторонним белым высокоглянцевым покрытием, выполненным методом литья. Данный картон подходит для офсетной и трафаретной печати, конгрева и тиснения фольгой. Он сохраняет все свои свойства при послепечатной обработке.

Картоны чуть меньшей плотности — до 360 г/м2 — есть в коллекции «Неттуно» (Nettuno). Это чистоцеллюлозные, тонированные в массе картоны с текстурой «микровельвет». Богатая цветовая гамма (16 оттенков) и различные варианты плотностей позволяют широко использовать картоны данной серии. Они рекомендуются для всех видов печати и тиснения.

Немецкая фабрика Gmund специализируется исключительно на изготовлении дизайнерских бумаг и картонов, и ее продукция широко известна во всем мире, в том числе в России. Первой на российском рынке появилась коллекция «Кашемир» (Kaschmir), которая произвела в 1995 году настоящий фурор среди отечественных дизайнеров, полиграфистов и заказчиков полиграфической продукции. Недавно коллекция «Кашемир» пережила свое второе рождение: существенные изменения претерпела цветовая гамма, появились две новые поверхности — «хлопок» и «бархат». Картоны с поверхностью «бархат» кажутся такими же мягкими и теплыми, как и эта ткань. Такой эффект достигается благодаря выведенным наружу волокнам. Картоны «бархат» представлены плотностью 400 г/м2 и в трех цветах: белом, красном и темно­синем. Картоны с поверхностью «хлопок» менее плотные (их максимальная плотность составляет 250 г/м2), но при этом обладают более широкой цветовой гаммой.

Помимо этой коллекции, на отечественном рынке представлено множество других дизайнерских бумаг и картонов от фабрики Gmund. Так, широко известна «Золотая коллекция» (Treasury), появившаяся в России несколько лет назад и представленная плотностями до 310 г/м2. Она включает восемь разных золотых оттенков и два белых. Подобно чистому золоту, «Золотая коллекция» завораживает своей изысканной красотой и утонченностью, а ее благородный мерцающий блеск чарует взгляд. Насыщенность цвета, разнообразие золотых оттенков и необычные вкрапления придают коллекции особую элегантность. Материалы «Золотой коллекции» имеют тонкое, едва различимое тиснение «линия», а поверхность их на ощупь напоминает дорогой шелк. Высокая пухлость, гладкость и жест­кость делают эти бумаги и картоны пригодными для различных печатных технологий и всех видов послепечатной обработки.

Другая коллекция от Gmund, в которую входят картоны плотностью 300 г/м2, — «Алезан» (Alezan) — по­явилась на российском рынке сравнительно недавно. Эти материалы приятны на ощупь и напоминают мягкую и бархатистую поверхность дорогой, тщательно выделанной кожи. В коллекцию входят материалы с двумя вариантами поверхности — «Вильд» (Wild) и «Культ» (Cult). Мы расскажем о первом из них, поскольку «Культ» представлен в более низких плотностях. При прикосновении к картонам «Вильд» ощущается текстура необработанной кожи. Цветовая гамма коллекции «Алезан» представлена десятью теплыми, насыщенными оттенками с названиями различных животных. Несмотря на необычную структуру поверхности, бумаги «Алезан» прекрасно подходят для большинства видов печати и послепечатной обработки: офсетной печати, конгрева, горячего тиснения фольгой, лакирования, шелкографии и термографии.

Тонированные в массе картоны плотностью 300 г/м2 есть в коллекции «Гмунд Колорс». Каждый тон коллекции был специально подобран дизайнерами фабрики таким образом, чтобы темные и светлые тона, а также тона разных цветовых групп прекрасно сочетались друг с другом и свободно использовались в различных комбинациях. «Гмунд Колорс» производится из тонковолокнистой целлюлозы, отбеливание которой осуществляется бесхлорным методом. Особое внимание уделяется расщеплению волокон бумажной массы в специальной машине, поскольку от результата этого процесса зависят качество и равномерность окрашивания бумаг и картонов.

В коллекции «Татьяна» представлены картоны плотностью 300 и 310 г/м2.
Это материалы с полимерным по­крытием и тиснением, стилизованные под разнообразные ткани: крепдешин, атлас, батист, шифон, фланель. Для коллекционных дизайнерских бумаг «Татьяна» подходят такие традиционные способы печати, как офсет, трафаретная, тиснение фольгой, конгрев. Картоны аналогичных плотностей есть в коллекции «Линии мира». Ее цветовой диапазон разделен на три части: шесть теплых экспрессивных цветов представляют южное полушарие, еще шесть символизируют современный высокотехнологичный мир северного полушария, четыре металлизированных тона вобрали в себя холод полюса и космического пространства. Еще одна коллекция с картонами плотностью 300 г/м2 — это «Гранд Стайл», в которую входят бумаги и картоны с тиснением «верже» 21 оттенка. В цветовой гамме этой коллекции есть такие редко встречающиеся цвета, как красный, салатовый, терракотовый, черный и голубой.

Коллекция «Реакшн» целиком состоит из материалов плотностью 310 г/м2. Она удивительна тем, что картоны меняют свой оттенок в зависимости от освещения, создавая эффект игры цвета. Данный эффект был достигнут с помощью сложного технологического процесса: на цветную бумажную основу наносится особое пигментное покрытие, разработанное технологами и химиками фабрики Gmund. Картоны в коллекции представлены в 13 цветах. При совмещении тонированной в массе бумаги и цветного покрытия создается эффект игры оттенков.

Для тех же, кто стремится создать нечто поистине уникальное и не имеющее аналогов, есть креативная система Gmund 2/200, позволяющая создать собственный картон, равно как и бумагу, с индивидуальной комбинацией цвета, тиснения и плотности из более чем 100 тыс. возможных вариантов. Возможны также 110 вариантов тиснения. Цветовая гамма Gmund 2/200 делится на две части в зависимости от типа поверхности: первая — «Креативная система» — насчитывает 52 оттенка для матовой поверхности, а вторая — «Бриллианка» — представлена 36 оттенками для мерцающей поверхности.

На бумажных фабриках итальянской компании Gruppo Cordenons создаются различные дизайнерские бумаги и картоны: как для создания фирменного стиля, так и для разработки упаковки для элитных товаров и многого другого. Картоны, выпускаемые Gruppo Cordenons, отличаются элегантной простотой, им чужда вычурность. Несколько лет назад на российском рынке появилась необычная коллекция бумаг и картонов от этого производителя — «Плайк» (Plike), включающая материалы плотностью до 330 г/м2. Это чистоцеллюлозные, мелованные бумаги и картоны, похожие на пластик. Ощущение прикосновения к пластиковой поверхности появляется благодаря особому составу покрытия. Среди способов печати и послепечатной обработки, которые подходят для бумаги Plike, отмечены офсет, шелкография, литография, термография, а также тиснение фольгой, конгрев, покрытие офсетным лаком, УФ­лакирование, фальцевание и бигование. Печать на бумаге Plike рекомендуется производить высококачественными красками для печати на невпитывающих поверхностях с добавлением трехпроцентного сиккатива или красками на основе растительного масла. Не менее интересна коллекция «Слалом» (Slalom), плотность материалов в которой доходит до 310 г/м2. В коллекции представлены чистоцеллюлозные белые и тонированные в массе бумаги и картоны, особенностью которых является оригинальное тиснение крупного рисунка в форме чередующихся волнистых линий.

Коллекция «Венислюкс» (Venice­lux) полностью состоит из картонов плотностью до 450 г/м2. Это чистоцеллюлозный картон с высокоглянцевой лицевой стороной. Покрытие выполнено методом литья, оборотная сторона — белая матовая, без по­крытия. Данный материал подходит практически для любых способов печати и сохраняет все свои свойства при послепечатной обработке. В зависимости от внешнего вида лицевого покрытия коллекция делится на несколько групп.

Коллекция «Мальмеро» (Malme­ro) — это собрание чистоцеллюлозных, тонированных в массе материалов плотностью до 300 г/м2 с широкой цветовой гаммой интенсивных и пастельных тонов. Поверхность картонов «Мальмеро» шероховатая и бархатистая, причем эти свойства сохраняются при резке, фальцовке и склеивании материала. «Мальмеро» прекрасно подходит для одноцветной и полноцветной печати с использованием методов офсетной, высокой и трафаретной печати.

В начало В начало

Картоны для цифровой печати

Для столь популярных и постоянно совершенствующихся цифровых технологий производители бумаг и картонов создают специальные сорта материалов. Весьма популярен картон для цифровой печати «Венислюкс Диджитал» (Venicelux Digital) производства компании Gruppo Cordenons. Он представляет собой чистоцеллюлозный картон для цифровой печати с высокоглянцевой лицевой стороной. Покрытие выполнено методом литья, оборотная сторона — белая матовая и тоже пригодна для высококачественной печати. Этот материал предназначен для цифровой печати с использованием технологии Xeikon. На российский рынок картон Venicelux Digital поставляется в рулонах шириной 32 и 50 см (внешний диаметр рулона — 38 см). Материал представлен в двух плотностях: 215 и 250 г/м2.

Чистоцеллюлозный картон для цифровой печати CSI Splendorlux 1EW (Extra White) производства концерна Fedrigoni Group обладает белым высокоглянцевым покрытием лицевой стороны. Оборот этого сорта белый, но без покрытия. CSI Splendorlux 1EW, в отличие от Venicelux Digital, предназначен специально для цифровых печатных машин Indigo, использующих технологию электрофотографии. На российский рынок этот материал по­ставляется в листах формата 32x46,4 и 46,4x32 см и плотностью 250 г/м2.

В начало В начало

Переплетные картоны

Значимость переплетного картона невозможно переоценить. От этого материала зависит внешний вид книги, и с его качеством напрямую связано качество переплетной крышки. Хороший переплетный картон должен обладать такими характеристиками, как высокая прочность, стойкость к короблению, высокая впитывающая способность и легкость при резке. Переплетный картон, не соответствующий определенным технологическим параметрам, называется «отбор». Он может применяться для сшивания документов для архивов, при изготовлении мягкой мебели, для разнообразной тары и детских настольных игр, для которых не требуется картон высокого качества.

Выбор переплетного картона на российском рынке достаточно широк. Так, голландский материал Luxline представляет собой неотбеленный картон серого цвета, который подлежит оклеиванию предварительно запечатанной бумагой или другим поверхностным переплетным материалом. Этот сорт, по заверениям производителя, идеально подходит для изготовления книжных переплетов. Одно из очевидных преимуществ этого материала заключается в том, что благодаря гладкости картона для идеального приклеивания поверхност­ного материала требуется минимальное количество клея. В зависимости от гладкости картон Luxline делится на два вида: шероховатый Unlined и более гладкий Grey. Помимо изготовления книжных переплетов этот материал пригоден для производства жесткой упаковки для настольных игр, подарков, обуви, одежды, сигар, шоколада, косметики, спиртных напитков и многого другого. Диапазон толщины этого материала варьируется от 0,7 до 3,0 мм. Материал поставляется в листах, стандартный формат которых равен 70x100 см.

Многослойный переплетный картон не редкость. Один из таких материалов — это Foabmoard производства фабрики Moorman Karton, которая была основана в Нидерландах в 1912 году, а сегодня является одним из лидеров на рынке картонов. Картон Foabmoard состоит из трех слоев, первым из которых является основа — собственно переплетный картон толщиной от 0,6 до 3 мм; вторым слоем идет полиэфирный поролон со стандартной толщиной в 2, 3, 4 или 5 мм и весом до 90 г/м2. По заказу толщина поролона для этого слоя может быть увеличена. И наконец, третий слой — войлочная бумага светло­фиолетового цвета плотностью 150 г/м2, которая хорошо выдерживает давление, оказываемое на крышку переплета при отделочных процессах: тиснении фольгой и блинтовом тиснении. При производстве переплетного материала Foabmoard используются нетоксичные клеи, изготовленные на основе ПВА. Этот материал разработан специально для производства обложек ежедневников, представительской продукции (папок, блокнотов и т.п.), а также книг, в том числе детских, фотоальбомов, энциклопедий, обложек меню, презентационных, адресных папок и подобной полиграфической продукции. На российский рынок переплетный картон Foabmoard поставляется в листах формата 100x70, 100x80, 101x87,5 см.

Макулатурный переплетный картон тоже встречается довольно часто. Kappa Eskaboard, также известный под названием Eska, — это твердый переплетный картон производства голландской компании Kappa Graphic Board. Он на 100% изготавливается из макулатуры. Картон разработан специально для переплетов книг, папок, скоросшивателей, альбомов, ежегодников, записных книжек и детских игр. Превосходная жесткость, ровная и гладкая поверхность картона гарантируют высокое качество готовой продукции. Картон легко режется, штампуется, сверлится, фальцуется и компостируется, что позволяет перерабатывать его на высокоскоростном оборудовании. Основное отличие Kappa Eskaboard от других переплетных картонов заключается в процессе производства. Производителям удается достичь стабильного качества данного материала за счет уникальной технологии, которую обеспечивает машина Fourdrinier. Различают две технологии производства щелочных картонов: на машинах цилиндрического типа и на машинах Fourdrinier. Принцип работы цилиндрической машины, рабочим органом которой является цилиндр или барабан, обтянутый металлической тканью, заключается в наматывании на барабан макулатурной массы. За счет этого картон получается многослойным, и при работе с ним наблюдается так называемый эффект слоеного теста. При использовании такого картона в производстве могут возникнуть коробление, деформация, отслоение, неровная, бугристая поверхность картона (эффект апельсиновой корки). Машина же Fourdrinier работает по особой технологии, исключающей риск появления подобных нежелательных эффектов при работе с переплетными картонами Kappa Eskaboard.

Еще один макулатурный переплетный картон — это Smurfit BB. Он выпускается компанией Smurfit Graphic Board — одним из крупнейших производителей высококачественного картона из 100% макулатуры на мировом рынке. Сегодня Smurfit Graphic Board экспортирует около 90% своей продукции в более чем 50 стран по всему миру. Сам же материал Smurfit BB представляет собой немелованный переплетный картон, изготовленный на 100% из переработанного сырья с ламинированной серым крафтом поверхностью. Данный картон предназначен для изготовления обложек книг, детских настольных игр и паззлов, рекламных вывесок, дисплеев и многого другого. Картон Smurfit BB поставляется в широком диапазоне плотностей: 905, 1055, 1210, 1440, 1780 г/м2, формат листов составляет 70x100 см.

Оптимальное соотношение цены и качества отличает преплетный картон производства ОАО «Каменская БКФ», который также известен под названием «Кувшиновский картон». Данный переплетный картон изготавливается по технологии, используемой на фабрике компании Kappa Graphic Board, о которой мы уже упоминали. Несмотря на то что этот материал и уступает по качеству знаменитому голландскому картону Kappa Eskaboard, он является весьма популярным материалом для полиграфии, издательского дела и производства рекламы. Совсем недавно появившись на отечественном рынке, он за короткое время завоевал популярность среди заказчиков и производителей полиграфической продукции.

В начало В начало

КомпьюАрт 6'2007

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства