КомпьюАрт

7 - 2007

Неудобные заказы

Александр Шнайдер (http://www.alexschneider.ru), генеральный директор типографии «Арес»

Тип 1. Нетехнологичные заказы

Тип 2. Многоступенчатые заказы

Тип 3. Непредсказуемые заказы

В предыдущих статьях я много говорил о процессе специализации типографий — о том, что большинство из них тяготеет к простым заказам, а от сложных, неудобных и нетехнологичных отказывается. Далее я постараюсь объяснить, какие именно заказы являются неудобными для типографий, и доказать, что зачастую это самое «неудобство» совсем неочевидно.

Тип 1. Нетехнологичные заказы

Данные заказы потому так и называются, что установившейся, четко определенной технологии их производства не существует. Под технологией здесь понимается не столько конкретная методика выполнения работы, сколько ее производственные параметры: выработка, норма брака, технические ограничения и т.д.

Приведу простой пример. Представьте себе буклет с «косыми» фальцами, располагающимися под непрямым углом к обрезному краю. Такой буклет придется фальцевать вручную. Как сделать один экземпляр, в принципе, понятно. А вот как сделать десять тысяч, и сколько это займет времени? Какой процент тиража окажется кривым, и насколько сильно это будет зависеть от работников? Не возникнет ли в процессе выполнения заказа проблем, связанных с особенностями оригинал­макета или бумаги (например, на сгибе образуются некрасивые заломы или полученное изделие откажется держать форму и будет раскрываться)?

Для выполнения подобных заказов типография должна располагать высококвалифицированным технологом и опытными работниками послепечатного цеха — «ручниками»­универсалами. И те и другие сегодня большая редкость. Технологов такого уровня, чтобы они могли заранее учесть все нюансы незнакомой работы (особенно той, которую до этого никто не делал), на российском рынке буквально единицы. Что же касается «ручников» — работа эта в силу существующего ценообразования, к сожалению, одна из самых низкооплачиваемых, поэтому выполняют ее обычно люди малоквалифицированные и часто меняющиеся.

Временн ые затраты на выполнение такого заказа часто нельзя оценить даже приблизительно, по­этому назначить цену бывает очень сложно.

В начало В начало

Тип 2. Многоступенчатые заказы

Заказ может оказаться неудобным, даже если каждая из выполняемых при его изготовлении операций вполне технологична. Сложность заключается в том, что таких операций слишком много и они должны осуществляться последовательно.

Представьте себе брошюру, на обложке и страницах блока которой присутствуют УФ­лакировка, вырубка и тиснение фольгой. Все эти операции вроде бы вполне технологичны. Но как такая брошюра будет изготавливаться?

После того как обложка и блок отпечатаны, на часть листов наносится УФ­лак (например, трафаретный). Затем производятся тиснение и вырубка. Только после этого брошюра подбирается и скрепляется. Итак, получается не менее пяти этапов выполнения заказа (на самом деле их гораздо больше: мы не учли ни допечатных процессов, ни нескольких случаев подрезки полуфабриката). Причем большинство из них строго последовательно. Тиснение можно выполнять только после УФ­лакировки, вырубать — только после тиснения. Подбирать блок одновременно с тиснением или вырубкой тоже невозможно. Это означает следующее:

1. Возникновение проблем на любом этапе автоматически приведет к сдвигу срока выполнения заказа. Иначе говоря, даже незначительное увеличение времени выполнения нескольких промежуточных этапов в сумме может дать существенный сдвиг сроков. Потеря всего нескольких часов на этапах лакировки, тиснения и вырубки означает, что заказ будет сдан на два­три дня позже предполагаемого срока.

2. Если типография работает по жесткому технологическому плану, возникновение проблем на любом из ранних этапов чревато коллизиями на более поздних. Предположим, что УФ­лакировка заняла на день больше, чем было запланировано. Но по плану работы участка вырубки сразу после брошюры из нашего примера должен идти крупный заказ, скажем, этикеток, который будет выполняться несколько дней. В результате к моменту готовности тиснения на вырубке уже должен стоять другой заказ. Сдвинуть его — означает сорвать сроки изготовления этикеток; не сдвигать — брошюра будет готова гораздо позже, чем было обещано. И ситуация эта не гипотетическая, а вполне реальная — поверьте на слово.

3. При возникновении брака на поздних этапах это может стать для типографии настоящей катастрофой. Предположим, что на этапе вырубки тираж, что называется, «запорот» (конечно, знающие люди скажут, что запороть тираж на вырубке крайне сложно. Согласен. А вот испортить, например, десятую часть тиража вполне реально, особенно если вырубка сложная, а тираж относительно невелик). Что произойдет в этом случае? Необходимо будет начинать всю технологическую цепочку с самого начала. А это очень долго, а главное — многие участки или машины, вовлеченные в процесс, наверняка уже заняты другими заказами (см. п. 2).

Вот и получается, что подобный заказ, на первый взгляд вполне технологичный, может создать для типографии массу проблем. Единственный выход — называть заказчику срок с большим запасом, но, как правило, продукция нужна к определенной дате.

В начало В начало

Тип 3. Непредсказуемые заказы

В категорию непредсказуемых заказы попадают порой совершенно неожиданно для заказчика. Допустим, нужно напечатать конверты тиражом 500 тыс. экземпляров. Заказчик не сомневается, что любая типография будет изо всех сил бороться за столь крупный заказ, и бывает в немалой степени удивлен реальной ситуацией.

Дело в том, что в подобных заказах чрезвычайно высока степень риска. Конверты в печати не очень удобны, на ряде машин некоторые конверты не идут вовсе. Реальное время печати может существенно отличаться от нормативного. При заказе в тысячи экземпляров отклонение будет относительно небольшим — несколько часов, но при заказе в несколько сотен тысяч может исчисляться уже днями, а иногда может вылиться и в неделю. В условиях жесткого планирования такая неопределенность для типографий недопустима, вот они и отказываются от подобного заказа при всей его привлекательности.

 

* * *

Для любого заказчика полиграфической продукции будет весьма полезным научиться оценивать степень «удобства» его заказа для типографии. Ведь зачастую заказ можно сделать более «удобным», несколько изменив его параметры и почти не потеряв в оригинальности и визуальной привлекательности. В тех же случаях, когда это «неудобство» действительно оправданно, умение его оценить поможет правильно выбрать типографию и подготовит клиента к необходимости увеличения сроков и стоимости продукции.

В начало В начало

КомпьюАрт 7'2007

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства