Токен: 2SDnjeb4y7E

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjejusTv

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

КомпьюАрт

11 - 2007

Портрет жанра в жанре технологического портрета

Е. Марголин, канд. техн. наук

Средние тиражи изданий

Средние объемы изданий

Формат и доля листа

Варианты полиграфического оформления изданий

Технологический портрет жанра

Цель предлагаемого исследования — выявление характерных технологических особенностей изданий, отнесенных к тому или иному разделу (жанру) литературы. Информационной основой этой работы, так же как и предыдущих двух исследований (см. КомпьюАрт № 9 и 10’2007), послужили данные ежемесячного мониторинга предложения книг на ярмарке в московском спорткомплексе «Олимпийский», который осуществляет компания «Альвис». Материалы мониторинга публикуются в журнале «Книжный бизнес». В настоящей работе использованы публикации первых шести номеров за 2007 год.

Настоящее исследование может представлять интерес для маркетологов книжных издательств, предприятий книжной торговли, типографий, печатающих книжную продукцию, а также для поставщиков оборудования и материалов для производства книг.

Средние тиражи изданий

Методика определения средних тиражей по каждому разделу литературы сводится к формированию основной гомогенизированной совокупности исходных данных (группа А), в которую входят издания, чьи тиражи находятся в интервале xsr ±3σ, где xsr — среднее арифметическое значение тиража, вычисленное по гомогенизированной совокупности; σ — расчетное значение среднего квадратического отклонения. Те издания, чьи тиражи превышают величину xsr+3 s , составляют вторую группу (группа Б), для которой также с целью ее гомогенизации определяются значения средней арифметической и среднего квадратического отклонения. Формально следует сделать то же самое для изданий, тиражи которых меньше величины xsr –3σ, но на практике эта величина всегда оказывается отрицательной, а отрицательные тиражи с практической точки зрения понятие бессмысленное.

Гомогенизация представляет собой итеративный процесс последовательного исключения из совокупности объектов, не удовлетворяющих требованиям правила «трех сигм».

В табл. 1 представлены результаты анализа тиражности изданий, относящихся к различным разделам литературы. В принципе, часть разделов можно отнести к популярным, потребительские сегменты которых не имеют специфических границ, а остальные — к специальным, рассчитанным на ограниченную читательскую аудиторию с определенным кругом интересов. Например, детективы, произведения в стиле «фэнтези», любовные романы находят своих читателей в любой социальной группе. В то же время книги по экономике, финансам, юриспруденции, технике, компьютерам и программным продуктам предназначены явно не для всех, равно как и книги по искусству и культуре, к сожалению.

Таблица 1

Раздел литературы

Издания группы А

Издания группы Б

Среднее арифме-тическое

СКО

Кол-во названий

Среднее арифме-тическое

СКО

Кол-во названий

Удельный вес изданий группы Б в общей совокуп-ности, %

Детективная и приключенческая

8,9

4,7

293

148,4

153,9

22

7,0

Фантастика и мистика

6,5

3,2

264

30,4

14,9

19

6,7

Сентиментальная

15,3

15,0

244

80,0

20,0

3

1,2

Классическая и современная художественная

5,4

2,2

410

26,2

15,7

45

9,9

Детская

9,9

4,4

313

39,5

16,8

6

1,9

Образование и наука

6,1

3,5

175

63,8

47,8

43

19,7

Философия, религия, эзотерика

4,1

2,2

368

16,2

5,5

23

5,9

Государство и право

3,2

1,3

177

47,5

42,3

16

8,3

Экономика, финансы, бизнес

3,1

1,1

192

41,4

46,5

15

7,2

Техника и технологии

4,2

2,5

155

61,4

32,3

9

5,5

Компьютерная

4,8

2,4

127

 

 

 

0,0

Медицина и здоровье

7,0

3,8

162

24,2

6,3

9

5,3

Дом, быт, досуг

11,2

5,7

135

30,0

0,0

2

1,5

Искусство и культура

3,7

2,2

97

14,6

0,7

5

4,9

Средние тиражи изданий группы А по специальным разделам литературы колеблются в диапазоне от 3 до 5 тыс. экз., по популярным жанрам, включая врачевание, садоводство и благоустройство быта, — от 5 до 15 тыс. экз. В группе Б такой четкой границы между популярными и специальными жанрами нет. Значения средних тиражей по группам А и Б в статистическом смысле существенно отличаются друг от друга (вероятность выше 99%).

Для полиграфических предприятий тираж является одной из важнейших характеристик, так как связан с производственной мощностью типографии — тем объемом полиграфических работ, который она может предоставить своим заказчикам.

В начало В начало

Средние объемы изданий

Процедура подготовки данных для анализа здесь аналогична описанной в предыдущем разделе. Результаты анализа представлены в табл. 2. Объем изданий измеряется 16-страничными тетрадями того формата, в котором отпечатана книга. Так же как и в предыдущем случае, из общей совокупности изданий каждого тематического раздела выделены группы А и Б, различающиеся средним объемом книг и отграниченные друг от друга согласно правилу «трех сигм». Забегая вперед, следует сказать, что существенность отличия средних значений объема по группам А и Б друг от друга установлена по всем тематическим разделам с вероятностью более 99%, исключая раздел «Фантастика и мистика», где уровень вероятности составляет 83%. Следует также отметить, что по ряду разделов группа Б не сформировалась. Этими разделами являются классическая и современная художественная литература, сентиментальная литература, книги по экономике, финансам и бизнесу, а также компьютерные издания. Из этого факта следует, что сложился своеобразный негласный стандарт на эти виды изданий, предусматривающий определенные диапазоны объемов книг: 20-35, 15-25, 10-20 и 25-35 16-страничных тетрадей соответственно. Наиболее многочисленны варианты объемов книг детской, образовательной и научной литературы, книг по вопросам государства и права, а также домашнего обустройства и проведения досуга.

Таблица 2

Раздел литературы

Издания группы А

Издания группы Б

Среднее

арифме-тическое

СКО

Кол-во названий

Среднее

арифме-тическое

СКО

Кол-во названий

Удельный вес изданий группы Б в общей совокупности, %

Детективная и приключенческая

22,6

2,6

297

36,7

4,5

11

3,6

Фантастика и мистика

33,4

11,1

278

55,7

32,6

4

1,4

Сентиментальная

18,6

5,2

248

-

-

-

0,0

Классическая и современная художественная

27,9

9,2

443

-

-

-

0,0

Детская

8,3

6,1

232

37,1

7,5

22

8,7

Образование и наука

15,9

11,5

206

62,0

9,7

10

4,6

Философия, религия, эзотерика

20,4

8,4

375

53,6

5,6

16

4,1

Государство и право

18,3

13,7

191

73,4

9,6

6

3,0

Экономика, финансы, бизнес

21,4

11,4

214

-

-

-

0,0

Техника и технологии

17,7

8,5

169

63,8

13,4

6

3,4

Компьютерная

28,4

13,7

56

-

-

-

0,0

Медицина и здоровье

14,2

8,3

164

49,5

7,3

14

7,9

Дом, быт, досуг

10,5

7,9

152

38,6

1,1

3

1,9

Искусство и культура

10,0

6,5

103

41,1

9,7

9

8,0

Объем книги определенным образом связан с длительностью производственного цикла при ее тиражировании: чем больше в книге листов, тем дольше пролеживание полуфабрикатов и тем большие площади под них должны быть отведены.

В начало В начало

Формат и доля листа

Формат и доля листа — главные характеристики при выборе модели рулонной печатной машины для печатания книжной продукции, так как ширина запечатываемого листа ограничена размером цилиндров по образующей, длина листа — размером рубки, а доля листа — возможностями фальцевального аппарата.

В табл. 3 представлены абсолютные показатели встречаемости тех или иных комбинаций форматов и долей листа по каждому из рассматриваемых разделов литературы. Для того чтобы вычленить из них наиболее характерные для каждого раздела комбинации, в табл. 4 представлены те из них, удельный вес которых в общем количестве названий не менее 10%.

Таблица 3

Раздел литературы

60x84

/8

60x84

/16

60x84

/32

60x88

/16

60x90

/8

60x90

/16

60x90

/32

70x90

/16

70x90

/32

70x100

/16

70x100

/32

84x108

/16

84x108

/32

Дру-гие

Все-го

Удельный
вес в
общей совокуп-ности, %

Детективная и приключенческая

 

 

 

 

 

5

 

 

183

 

33

 

94

 

315

9,4

Фантастика и мистика

 

 

 

 

 

17

 

 

1

 

 

 

264

2

284

8,5

Сентиментальная

 

 

 

 

 

 

 

 

42

 

108

 

91

7

248

7,4

Классическая и современная художественная

 

6

 

2

 

55

7

1

21

4

24

 

252

83

455

13,6

Детская

38

28

 

 

38

48

 

11

8

16

1

 

44

15

247

7,4

Образование и наука

 

11

8

6

7

72

 

27

 

18

2

9

47

8

215

6,4

Философия, религия, эзотерика

 

20

 

4

1

57

3

3

8

23

19

7

222

20

387

11,6

Государство и право

 

13

6

21

 

78

 

 

 

5

10

 

55

9

197

5,9

Экономика, финансы, бизнес

 

22

4

21

1

98

 

3

4

22

2

3

33

1

215

6,4

Техника и технологии

 

3

 

10

9

55

 

3

 

20

 

24

29

11

167

5,0

Компьютерная

 

 

 

1

 

2

 

4

 

159

 

 

1

 

167

5,0

Медицина и здоровье

 

 

 

 

 

15

1

2

 

8

6

3

132

12

179

5,4

Дом, быт, досуг

 

 

 

 

7

2

 

3

 

34

 

21

60

27

154

4,6

Искусство и культура

 

4

 

1

13

17

 

11

 

10

9

24

5

13

107

3,2

Всего

42

107

18

66

76

521

11

68

267

319

214

91

1329

208

3337

100,0

Удельный вес в общей

совокупности, %

1,3

3,2

0,5

2,0

2,3

15,6

0,3

2,0

8,0

9,6

6,4

2,7

39,8

6,2

100,0

 

Вопрос о том, возможно ли распространение результатов проведенного анализа на российское книгоиздание в целом, должен рассматриваться по крайней мере с двух точек зрения: адекватно ли отражает книготорговая площадка спорткомплекса «Олимпийский» российское книгоиздание и достаточна ли со статистической точки зрения та выборка, которая использована в настоящей работе?

Согласно данным Россий­ской книжной палаты за 2006 год (www.bookchambers.ru), в России издано 102 268 книг и брошюр, причем брошюр из них 16 164 названия, а объем этих брошюр, измеренный в печатных листах, составляет всего 205 274 тыс. при тираже 117 219,5 тыс. экз. Следует напомнить, что в соответствии со стандартом СИБИД ГОСТ 7.60-90 «Издания. Основные виды. Термины и определения» брошюра — это книжное издание объемом свыше 4, но не более 48 страниц, то есть не более трех 16-страничных тетрадей. За исключением детских книг, издания других разделов объемом менее трех печатных листов на рынке практически не появляются. Тогда без большой ошибки можно соотнести 3337 названий, указанных в табл. 3, с 86 104 названиями книг и получить долю выборки величиной в 3,8%, то есть вполне репрезентативную для коммерческой части издательской продукции. Примерно на том же уровне находятся доли выборки по каждому из тематических разделов. Сомнение вызывает только не очень высокая доля выборки по детским книгам и книгам по искусству и литературе (1,6%). Кстати, по этим разделам наблюдается и наибольшая «распыленность» по вариантам сочетаний форматов и долей листа.

Из табл. 3 следует, что промышленное значение имеют четыре формата, отличающиеся длиной запечатываемого листа: 84x108, 60(70)x90, 70x100 и 60x84 см. Рудиментарный формат 60x88 см отомрет с физическим износом машин восточногерманского производства типа RO-62.

Таблица 4

Раздел литературы

60x84

/8

60x84

/16

60x88

/16

60x90

/8

60x90

/16

70x90

/16

70x90

/32

70x100

/16

70x100

/32

84x108

/16

84x108

/32

Другие

Удельный вес в общем кол-ве названий, %

Фантастика и мистика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

93,0

 

93,0

Компьютерная

 

 

 

 

 

 

 

95,2

 

 

 

 

95,2

Медицина и здоровье

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

73,7

 

73,7

Философия, религия, эзотерика

 

 

 

 

14,7

 

 

 

 

 

57,4

 

72,1

Классическая и современная художественная

 

 

 

 

12,1

 

 

 

 

 

55,4

18,2

85,7

Сентиментальная

 

 

 

 

 

 

16,9

 

43,5

 

36,7

 

97,2

Детективная и приключенческая

 

 

 

 

 

 

58,1

 

10,5

 

29,8

 

98,4

Государство и право

 

 

10,7

 

39,6

 

 

 

 

 

27,9

 

78,2

Образование и наука

 

 

 

 

33,5

12,6

 

 

 

 

21,9

 

67,9

Дом, быт, досуг

 

 

 

 

 

 

 

22,1

 

13,6

39,0

17,5

92,2

Детская

15,4

11,3

 

15,4

19,4

 

 

 

 

 

17,8

 

79,4

Техника и технологии

 

 

 

 

32,9

 

 

12,0

 

14,4

17,4

 

76,6

Экономика, финансы, бизнес

 

10,2

 

 

45,6

 

 

10,2

 

 

15,3

 

81,4

Искусство и культура

 

 

 

12,1

15,9

10,3

 

 

 

22,4

 

12,1

72,9

Анализ данных из табл. 4 свидетельствует о влиянии потребительских предпочтений на выбор издателями форматов и долей для книг той или иной тематической направленности. В таблице прямым полужирным шрифтом выделены комбинации, чей удельный вес в общем количестве названий по разделу превышает 50%. Полужирным курсивом выделены позиции, где удельный вес находится в диапазоне от 20 до 50%.

Практически одновариантны комбинации этих характеристик при выпуске изданий в разделах «Фантастика и мистика», «Компьютерная литература» и «Медицина и здоровье». Здесь также можно говорить о сформировавшемся негласном стандарте оформления книг. Два основных варианта присущи изданиям художественной и философской литературы, правда издания классиков и современных авторов выходят в самых разнообразных сочетаниях форматов и долей, помимо основных. Три комбинации форматов и долей свойственны изданиям сентиментального и детективного жанров, а также книгам правового, юридического, образовательного и научного направления. Остальные разделы литературы каких-то четко выявленных приоритетов не имеют.

Интересно отметить, что издания, требующие внимательного прочтения и осмысления, выходят, как правило, в 16-ю долю листа. Это почти 100% названий компьютерной литературы, 78,6% — экономической,
68,9% — технической, 66,5% — образовательной и научной, 59,4% — литературы по вопросам права и юриспруденции.

В то же время для развлекательного жанра все большее признание получают малоформатные издания в 32-ю долю. С учетом того, что они и самые тиражные, печатная техника для книжного производства должна такую возможность полиграфистам предоставлять.

В начало В начало

Варианты полиграфического оформления изданий

Таблица 5

Раздел литературы

7А*

7А с суперобложкой

7Бл

7Бц

Обложка

Другие

Компьютерная

0,0

0,0

0,0

0,6

9,6

89,2

0,6

Образование и наука

2,2

0,0

0,0

9,0

16,7

72,1

0,0

Детективная и приключенческая

0,0

1,0

0,0

17,1

11,4

70,5

0,0

Государство и право

6,1

0,0

0,0

13,7

10,7

69,5

0,0

Сентиментальная

0,4

0,0

0,0

15,7

14,9

68,6

0,4

Дом, быт, досуг

0,0

0,0

0,0

4,5

37,7

57,8

0,0

Экономика, финансы, бизнес

5,1

0,0

0,0

28,8

8,4

57,7

0,0

Искусство и культура

1,5

6,2

0,0

23,3

25,6

43,4

0,0

Техника и технологии

4,5

0,0

0,0

13,6

44,6

37,3

0,0

Философия, религия, эзотерика

3,7

0,8

0,0

30,1

28,3

37,1

0,0

Детская

0,3

0,9

0,0

20,4

55,8

22,6

0,0

Классическая и современная художественная

1,7

5,3

0,0

59,8

14,7

18,5

0,0

Фантастика и мистика

0,0

3,2

6,3

44,7

45,8

0,0

0,0

Медицина и здоровье

0,0

0,5

5,5

27,1

66,9

0,0

0,0

 

В табл. 5 представлены данные о том, в каком виде выходят книги разных тематических разделов. Вполне очевиден экономический прагматизм издателей: в половине тематических разделов доминирует или преобладает дешевая обложка. Она используется для оформления быстро теряющих актуальность изданий компьютерной, учебной, правовой и экономической направленности, а также для оформления литературы одноразового применения вроде любовных романов. Там, где предполагается более длительный срок использования изданий, шире практикуется облачение книг в переплет. Хорошие монографические или художественные книги оформляются в переплеты стандарта 7А с суперобложкой или без нее. Лакированные переплеты придают книге привлекательный и одновременно достойный вид. Почти 60% изданий художественной литературы и четверть книг по искусству и культуре выходят в стандарте 7Бл. Очевидно, что книги фантастического содержания требуют определенного интеллектуального напряжения, а поскольку между интеллектуальным и эстетическим восприятием существует прямая корреляция, то половина книг этого жанра издается в лакированных переплетах. Все остальные издания для привлечения внимания потенциальных потребителей помещаются в яркие блестящие целлофанированные переплеты 7Бц.

В начало В начало

Технологический портрет жанра

Таблица 6

Раздел литературы

Тираж, тыс. экз.

Объем, физические

16-страничные тетради

Формат и доля листа

Переплет

Детективная и приключенческая

6-12

20-24

70x90/32; 84x108/32

Обложка

Фантастика и мистика

4-9

26-40

84x108/32

7Бц; 7Бл

Сентиментальная

5-25

15-20

70x100/32; 84x108/32

Обложка

Классическая и современная художественная

4-7

22-34

84x108/32

7Бл

Детская

7-13

4-12

Любые

7Бц; обложка; 7Бл

Образование и наука

4-8

8-24

60x90/16; 84x108/32

Обложка

Философия, религия, эзотерика

3-6

15-26

84x108/32

Обложка; 7Бл; 7Бц

Государство и право

2-4

9-28

60x90/16; 84x108/32

Обложка

Экономика, финансы, бизнес

2-4

14-29

60x90/16

Обложка; 7Бл

Техника и технологии

2,5-6

12-24

60x90/16

7Бц; обложка

Компьютерная

3-6

19-38

70x100/16

Обложка

Медицина и здоровье

4-9

9-20

84x108/32

7Бц; 7Бл

Дом, быт, досуг

7-14

5-16

84x108/32; 60x90/16

Обложка; 7Бц

Искусство и культура

2-5

6-14

84x108/16

Обложка; 7Бц; 7Бл

В табл. 6 представлены наиболее вероятные технологические характеристики изданий, относящихся к различным тематическим разделам литературы. Значения тиражей и объемов даны в виде интервалов, середина которых соответствует среднему арифметическому значению из табл. 1 и 2, а границы интервалов установлены из соотношения xsr±0,675 s, определяющего, что в этом интервале содержатся не менее 50% всех объектов.

В графах «Формат и доля листа» и «Переплет» показаны приоритетные варианты, доля которых в общем количестве названий по разделу не менее 20%. Варианты представлены в последовательности убывающей приоритетности.

В начало В начало

КомпьюАрт 11'2007

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства