КомпьюАрт

12 - 2007

Полиграфия: аспекты истории и этапы развития

Стефан Стефанов

Предтечи

Рождение книгопечатания и его революционная роль

Период младенчества в книгопечатании

Индустриализация полиграфии

Развитие производства бумаги и дальнейшее развитие полиграфии

Печатные машины и их значимость

Полиграфия — заложник рынка и чиновников

Технологии, которые изменят ситуацию в полиграфии

Эра вычислений

Путь развития — улучшение или смена идеи

Предтечи

Все имеет свою историю. До изобретения книгопечатания делались надписи на камне, глине, дереве, бересте, коже, пергаменте, папирусе, ткани или на восковом слое дощечек. То были надписи. С изобретением и распространением технологии изготовления бумаги появились рукописные свитки и книги. Переписывание книги стало профессией. Появились хранилища рукописных изданий. Переписка и указы опечатывались, как правило, с помощью печаток царей, императоров, военачальников и государственных мужей высокого ранга. То были отпечатки на размягченном при нагревании материале, сохраняющие изображение после остывания.

В начало В начало

Рождение книгопечатания и его революционная роль

Книгопечатание началось с того момента, когда красящее вещество нанесли на рельефную форму и сделали серию одинаковых отпечатков. Это был важный шаг в развитии средств информации, что способствовало развитию ремесел, промышленности, науки, техники и культуры [1]. Печатные издания стали средством коммуникации между людьми. Они обеспечивали сохранение информации от искажения переписчиком. Рукописные и печатные издания на первых порах соперничали между собой. Хотя изготовление печатной формы и требовало много времени, тем не менее процесс печати все равно оказывался более производительным, качественным и дешевым.

В начало В начало

Период младенчества в книгопечатании

Единственным материалом для печати книг долгое время оставалась листовая бумага ручного изготовления. При производстве бумаги бумажную массу зачерпывали из больших чанов рамкой с натянутой на ней сеткой. Размеры рамки определяли формат бумаги, а мастерство ремесленника — ее качество. Поскольку печатная форма была основой всего и именно от нее зависело качество печати, то первоначально все усилия были направлены на изобретение новых формных технологий и материалов.

Этот период характеризуется сосредоточением всех процессов книгопечатания в одних руках. Издатель был гравером и литейщиком литер, изготовителем краски и печатником, занимался переплетом и был распространителем продукции. Печатный пресс состоял из двух плоских плит, на одну из которых устанавливалась печатная форма. Все процессы: накат краски, размещение бумаги и ее выравнивание, создание давления печати, снятие давления и удаление оттиска — выполнялись вручную. Из-за прозрачности и высокой пористости бумаги печатали только на одной стороне листа.

Изобретение литер и набора текста существенно ускорило изготовление текстовых форм и разделило формный процесс на два этапа: получение наборных текстовых форм и изготовление иллюстрационных форм. И это деление сохранилось в высокой печати до второй половины ХХ века, когда появились фотовыводные устройства и фотополимерные материалы. В плоской, глубокой и трафаретной печати такого деления не происходило.

Изначально печатали только черной краской, а цветные иллюстрации получали путем раскрашивания оттисков вручную.

В начало В начало

Индустриализация полиграфии

Развитие ремесел, промышленности, науки и техники, зарождение капиталистического уклада экономики, а также развитие общественных связей требовали ускорения обмена и распространения информации. Старые оборудование и технологии уже не могли удовлетворить возросшие требования к тиражности и оперативности выпуска печатной продукции. Увеличение количества печатных станков без повышения их производительности было тупиковым путем. Рост производительности печатного оборудования стал особенно актуальным с появлением газет. Делать много одинаковых печатных форм и печатать на многих станках одновременно, чтобы получить большой тираж газеты за короткое время, было экономически невыгодно. В результате были изобретены однокрасочные листовые печатные машины с автоматическим накатом краски, позиционированием листа, созданием и снятием давления печати. Ручными остались только процессы подачи бумаги и приемки оттиска. Так создавалось промышленное производство печатной продукции — полиграфия.

В начало В начало

Развитие производства бумаги и дальнейшее развитие полиграфии

По мере развития общества требования к скорости распространения информации постоянно росли. Для возросших тиражей требовалось все больше бумаги. В результате производство бумаги из ручного преобразовалось в промышленный отлив полотен, которые затем сматывались в рулоны. Это, в свою очередь, привело к созданию печатных машин нового типа.

Были изобретены плоскопечатные машины [3], сочетающие плоскую форму и цилиндрическую давящую поверхность. Величина давления при этом уменьшилась и появилась возможность увеличения формата печати.

При работе с формами глубокой печати для создания высокого давления бумагу зажимали между плоской печатной формой и пластиной соответствующего размера, после чего этот трехслойный «пирог» пропускали между двумя цилиндрами. Подобный механизм — первый шаг к ротационному принципу печати.

С созданием ротационных печатных машин стало возможно эффективно работать не только с листовой, но и с рулонной бумагой. Листовые ротационные печатные машины требовали участия человека в процессе печатания для подачи листов и приемки оттисков. С появлением рулонных печатных машин необходимость в этом отпала: человек должен лишь готовить машину к печати, контролировать ее работу и менять рулоны. Производительность первых рулонных печатных машин достигала 20 тыс. отт./ч. Для сравнения: листовые плоскопечатные и листовые ротационные машины с ручной подачей листов печатали в среднем 400-500 отт./ч.

В начало В начало

Печатные машины и их значимость

Печатная машина — это еще не типография, но без нее типография не может обойтись. При использовании печатных станков печатная форма определяла как время подготовки издания и себестоимость продукции, так и технологию и качество печати. Печатник (он же и издатель) мог на одном станке использовать формы разных типов — все зависело от его понимания рациональности и выгоды, от его умения и желания.

Автоматические и полуавтоматические печатные машины, как правило, являются строго специализированными и связаны с конкретной технологией печати, что определяет тип печатной формы. Высокая скорость работы ротационных машин потребовала совершенствования печатных красок и другого уровня качества изготовления механизмов. В результате дерево из полиграфического машиностроения исчезло — все детали печатных машин стали делать из металла.

С разработкой самонакладов листов и автоматизированных приемных устройств появились листовые печатные машины-автоматы. Стали создаваться многокрасочные машины. Расширился спектр печатной продукции — помимо изданий полиграфисты стали производить промышленные изделия: упаковку, этикетки, обои, бумажные и пленочные покрытия для мебельной и строительной промышленности. Развитие рекламы создало новое направление в полиграфии — печатную рекламу. Бумажная индустрия стала производить все больше разнообразной бумаги высокого качества. Полиграфисты освоили новые запечатываемые материалы: ткани, пленки, пластик, фольгу, жесть, гофрокартон, стекло, промышленные изделия (ручки, осветительные тела, бутылки, майки, кепки), природные продукты — яйца, дерево.

Полиграфия стала тесно кооперироваться с другими отраслями промышленности. Возросла зависимость полиграфистов от производителей оборудования, расходных и запечатываемых материалов. Этот процесс достиг своего максимума в конце ХХ века.

Печатные машины, определяя капиталовложения, производительность, печатную технологию, качество печати и особенности готовой продукции, стали основным звеном в полиграфии. Печатные технологии теперь тесно связаны с определенными рыночными нишами. Чтобы поменять технологию печати, требуется не только заменить печатную машину — нужны колоссальные капиталовложения, затраты времени и проведение разнообразных мероприятий по замене структуры предприятия, специалистов и исполнителей.

В начало В начало

Полиграфия — заложник рынка и чиновников

В ХХ веке полиграфия стала зависимой от машиностроительной, химической и бумажной промышленности. Раньше печатник (полиграфист в сегодняшнем понимании) был сам себе издателем, печатником, художником-оформителем, сам готовил печатную форму, часто сам занимался переплетными работами и реализацией продукции. Сегодня полиграфисты только производят печатную продукцию. Для печатных изданий содержание и форму определяют издатели, для упаковки, этикеток и декоративных изделий — производители потребительской продукции, а для печатной рекламы — рекламные агентства.

Полиграфия является заложником не только заказчиков, химиков, машиностроителей и бумажников, но и государственных чиновников, которые зачастую определяют направления развития отрасли. Так, в середине ХХ века для изготовления форм высокой печати уже применялись фотополимеры и пластмассы, которые постепенно заменяли свинец. Однако эксперты пришли к выводу, что использование свинца необходимо исключить полностью, в связи с чем было принято государственное решение о замене высокой печати плоской офсетной печатью. Машиностроители прекратили изготовление печатных машин высокой печати, потребность в расходных материалах для высокой печати пошла на убыль, и химики свернули соответствующие производства. Шрифтолитейные заводы прекратили свое существование. Учебные заведения свернули программы по подготовке специалистов для высокой печати. Так экологи и государственные чиновники в борьбе за производство без свинца фактически уничтожили и высокую печать. Полиграфия Америки, Европы и СССР после Второй мировой войны стала офсетной. Сегодня эта технология возрождается — прежде всего в этикеточном производстве.

В начале ХХI века агрессивный маркетинг привел к свертыванию изготовления фотоформ и к использованию прямого изготовления печатных форм: технология CtF была заменена технологией CtP [6]. В результате свертывается производство фотоматериалов и оборудования CtF, а полиграфисты вынуждены переходить на технологию CtP, хотя ресурс оборудования CtF отнюдь не исчерпан.

Таким образом, полиграфия является заложником производителей оборудования и расходных материалов, рынка и маркетинга, моды и рекламы, профессионализма экспертов и рвения чиновников.

В начало В начало

Технологии, которые изменят ситуацию в полиграфии

История полиграфии возвращается к истоку, но на новом витке диалектики. Цифровые технологии управления и печати изменили основы полиграфии. Сегодня полиграфическая индустрия переживает революционные преобразования. Высокоскоростные печатные машины с цифровым управлением и с переменными изображениями на печатной форме при каждом обороте формного цилиндра (технология цифровой печати) сделали возможным выпуск изданий с внесением изменений в содержание (без изменения формы) печатной продукции в процессе печати тиража. Издания стали персонифицированными. Таким образом, полиграфические технологии, развиваясь, пришли к своей противоположности: от множества идентичных экземпляров издания к бесконечному разнообразию вариантов в тираже одного издания.

На заре полиграфии весь процесс изготовления печатных форм был сосредоточен в руках одного человека. Изобретение наборных литер явилось первым шагом в автоматизации подготовки текста для печати. Допечатная стадия разделилась на два потока: репродукционный — подготовка иллюстраций, и наборный — подготовка текста. Репродукционную и наборную подготовку к печати осуществляли специалисты разного профиля с использованием различных средств. Появились такие профессии, как наборщик ручного набора, линотипист, монотипист, корректор, метранпаж, стереотипер, верстальщик, копиист, травильщик, фотограф, ретушер, оператор фотонабора, оператор цветоделителя-цветокорректора, художник-иллюстратор, художник-шрифтовик, дизайнер, технолог, механик.

В конце XX — начале XXI века началась интеграция допечатных, печатных и послепечатных технологий. Лазерные и компьютерно-цифровые технологии теснят традиционные аналоговые технологии. Сегодня дизайнер сам набирает и даже пишет текст, подбирает изображения и проводит их подготовку к печати, а также верстает страницы издания. Он может напечатать тираж на принтере, плоттере или на печатной машине с использованием цифровых технологий печати. Ему не важен способ печати — он в этом не разбирается, да и нет производственной необходимости разбираться в этом. Ему важны качество печати и производительность. Цифровая печатная машина — это всего лишь периферийное устройство к большой компьютерной системе. Замена цифровой печатной машины не требует почти никаких изменений в структуре и организации производства, в замене специалистов и исполнителей. Сегодня можно безболезненно менять принтеры и плоттеры разных форматов и технологий печати, можно к компьютерной системе присоединять печатные машины цифровой печати или отправлять файлы по каналам связи и печатать тираж или единичные экземпляры издания в любой точке земного шара.

В начало В начало

Эра вычислений

Начало ХХI века — время цифровых технологий и компьютерного «мышления» [4]. Цифровое управление, цифровые методы информационного обеспечения полиграфических процессов активно внедряются в технологический цикл «оригинал — оттиск». На объединение текстовой и изобразительной информации при подготовке издания к печати ушла почти половина ХХ века. Теперь круг развития полиграфических технологий замкнулся. Отдельные независимые технологии объединились в единое целое, создавая систему процессов допечатной подготовки печатной продукции, печати, послепечатной обработки и отчасти даже реализации.

В начало В начало

Путь развития — улучшение или смена идеи

Инновационные технологии, объединяясь, создают новое направление, которое нарушает статус-кво. Сначала его применение ограничено, а затем оно становится нормой [5]. Прогнозируя перемены, самое важное понять, где незначительное улучшение или тупиковое направление, а где инновация — нечто отличающееся от прежнего настолько, что полностью изменяет ход вещей [6].

 

Литература

1. Вернадский В.И. Избранные труды по истории науки. М.: Наука, 1981. 357 с.

2. Звонцов В.М., Шистко В.И. Офорт. М.: Искусство, 1971. 116 с.

3. Каган Б.В., Стефанов С.И. Словарь полиграфических терминов. М.: Репроцентр М, 2005. 588 с.

4. Пенроуз Р. Тени разума. М.; Ижевск, 2005. 687 с.

5. Романо Ф. Современные технологии издательско-полиграфической отрасли. М.: ПринтМедиа центр, 2006. 454 с.

6. Стефанов С.И. CtP — революция или эволюция? М.: Репроцентр М, 2004. 44 с.

7. Стефанов С.И. Технологии и цивилизации// Вестник технологии в области полиграфии и печатной рекламы. 2006. № 1. С. 2.

В начало В начало

КомпьюАрт 12'2007

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства