КомпьюАрт

5 - 2008

3D в архитектуре: три измерения плюс время

3D-моделирование проектируемых (несуществующих) объектов на основе словесных описаний, эскизов или чертежей

Сергей Кольцов, арт-директор
Анна Корецкая, копирайтер

Разум, однажды расширивший свои границы, никогда не вернется в прежние.
Альберт Эйнштейн

Почему мы выбираем 3D для визуализации архитектурных объектов? Как уже упоминалось в предыдущей статье (см. КомпьюАрт № 4’2008), «трехмерка» — это наглядность, быстрота и эффективность. Планируя дизайн, вы можете четко представить себе эргономику объекта и лицезреть его достоинства и недостатки.
3D-моделирование неоценимо для тех, кто хочет найти инвесторов для реализации проектов недвижимости или продает уже построенные объекты. Виртуальная модель позволяет быстро и наглядно продемонстрировать свои предложения.

Как и любой процесс производства, создание 3D-фасадов необходимо начинать с планирования. И делать это лучше всего дизайнеру вместе с клиентом — ведь на данном этапе закладываются основы, «фундамент» будущего 3D-здания.

Возможно несколько вариантов построения работы.

Первый вариант. У заказчика нет ничего, кроме стремления узнать, как будет выглядеть его будущий дом, проработать какие-то варианты, разобраться в своих желаниях. В таком случае рекомендуем подготовиться к долгому общению и подробному обсуждению с заказчиком его нужд и целей. Этот процесс интервьюирования клиента требует от исполнителя быть одновременно и архитектором, и дизайнером, и художником, и менеджером — ведь сейчас решаются все вопросы: от определения сугубо архитектурных и строительных требований (планировка, материалы стен, кровли и т.д.) до количества необходимых эскизов.

В любом случае, если заказчик не предоставляет готовый архитектурный проект, скорее всего, вам потребуется консультация специалистов (строителей, подрядчиков) по стоимости материалов, их техническим характеристикам и т.п. Конечно, можно спросить Яндекс, но нам такой подход кажется непрофессиональным, поэтому мы обзавелись рядом полезных знакомств, о которых с удовольствием вспоминаем всякий раз, когда имеем дело с заказами, подобными описываемому случаю.

Второй вариант. Начало работы схоже с первым вариантом: архитектор еще не работал над проектом. Но у вас есть дизайн, некоторый набор концепций, интерьерных и экстерьерных задумок, короче — заказчик предоставляет вам свои идеи для разработки в более оформленном виде. В этом случае, конечно же, выполнять планирование и работу по визуализации в целом легче. Однако есть одно большое «но». Профессиональный долг дизайнера — четко и ясно дать заказчику понять, что картинки на выходе не есть инструкция.

Третий вариант. Уже имеется готовое архитектурное решение — это гораздо более благодатный вариант. В таком случае задача дизайнера сводится к детальному и цветовому оформлению фасада в 3D-макете.

Отметим, что эти 3D-макеты уже можно использовать в качестве руководства для строителей при отделке реального фасада или интерьера.

К сожалению для клиентов (и к счастью для дизайнеров), реальность обычно такова, что подавляющее большинство архитекторов не заморачивается на излишней детализации проекта. Возможно, в ряде случаев это вызвано тем, что многие из них мыслят техническими категориями, не имеющими отношения к внешнему виду интерьера или здания и предусматривающими лишь планировку зданий как таковую, распределение коммуникаций и т.д., при этом оставляя выбор оформления дизайнеру. И именно в том случае, когда есть «скелет» здания, задачей художника по компьютерной графике становится «оживление» макета.

Интерьерные 3D-макеты, естественно, тоже требуют избавления от «стерильности». Приоткройте дверцу кухонного шкафчика, и пусть оттуда выглядывает посуда; расставив книги в шкафу, положите парочку раскрытых книг на столе; в спальной романтического дизайна зажгите свечу на прикроватной тумбе или накройте стол

Интерьерные 3D-макеты, естественно, тоже требуют избавления от «стерильности». Приоткройте дверцу кухонного шкафчика, и пусть оттуда выглядывает посуда; расставив книги в шкафу, положите парочку раскрытых книг на столе; в спальной романтического дизайна зажгите свечу на прикроватной тумбе или накройте стол

Расставить скамейки в парке, посадить на них прохожих, позаботиться о траве на газоне перед домом, пририсовать к пешеходным дорожкам бордюры, повесить вывеску над входом, положить коврик перед дверью — способы придания реалистичности 3D-макету здания или сооружения исчерпываются только воображением и креативностью его разработчика.

К примеру, разрабатывая 3D-макет торгового центра, вам придется согласовывать с заказчиком то, каким образом будет размещена реклама и вывески с логотипами арендаторов. Будет ли реклама уродовать здание или, возможно, даже облагородит его облик? Многое здесь зависит не только от инженерного решения, но и от 3D-дизайнера.

Как минимум, реклама не должна портить впечатление, поэтому возможность увидеть проект до его воплощения — один из плюсов 3D-моделирования как дизайнерского метода.

Интерьерные сцены не должны быть «стерильными». Полки магазина следует наполнить либо реальными товарами, либо их имитацией Дисплеи на кассах должны работать, подсветка быть включенной, торговый зал — ждать покупателей

Интерьерные сцены не должны быть «стерильными». Полки магазина следует наполнить либо реальными товарами, либо их имитацией Дисплеи на кассах должны работать, подсветка быть включенной, торговый зал — ждать покупателей

Специалисты ресурса говорят: «Получайте удовольствие от работы и передавайте это удовольствие зрителю». Не нужно стесняться. Сделайте «вкусную» картинку, и заказчик, зритель не останется равнодушным. Добавляйте детали — просмотрите фотографии и отметьте то, что должны заметить и другие. Но и перебарщивать не стоит — перегруженность деталями нецелесообразна. Нам всего лишь нужно подтолкнуть воображение зрителя к тому, как можно использовать представляемый объект.

Здесь задача художника приобретает рекламный характер: нужно в конечном счете вызвать у зрителя желание поселиться в этом доме, добавив в него частицу себя. Пусть и ваш клиент станет причастным к макету будущего дома.

Проводить планирование специалисты on3D.ru советуют, делая простые, схематические эскизы, двумерные рисунки от руки. Покажите клиенту каталоги фасадов, домов, полистайте журналы, альбомы. Разберите детально все аспекты: размеры, площади, объемы, цвета, фактуры
и т.д. — это позволит в дальнейшем не возвращаться к началу снова и снова, чтобы прояснить то, что было забыто на этапе планирования. В результате у вас получится набор эскизов, которые станут чем-то вроде прототипа 3D-картинок.

Нужно ли проводить дополнительные встречи с клиентом уже в процессе реализации? Этот вопрос каждый решает для себя сам. Многие CG-дизайнеры (дизайнеры по компьютерной графике) предпочитают, чтобы клиент не видел «полупродукт», и, скорее всего, они правы, как прав живописец, не желающий показывать незаконченную картину. В принципе, если клиент готов увидеть незаконченную работу, можно и встретиться, чтобы обсудить некоторые промежуточные результаты, но, как правило, этого делать не стоит.

3D-макет

Все вертикальные линии должны быть строго вертикальными — это очень важно для архитектуры. Перспективное искажение, имеющее место, скажем, на фотографиях, сделанных при помощи дешевой «мыльницы», в 3D-модели является совершенно излишним. Позаботьтесь о том, чтобы не было ни эффекта объектива «рыбий глаз» (или «бочка», когда верхний и нижний концы вертикалей согнуты внутрь), ни «заваленных» внутрь или наружу вертикалей. Фотографы-профессионалы вынуждены использовать специальные дорогостоящие объективы, а затем править вертикали в Photoshop, а в 3D-макете можно сразу сделать требуемое

Смоделировав все необходимые объекты, уделите особое внимание текстурированию (раскрашиванию), созданию поверхностей. По значимости также трудно переоценить освещение сцены. Эти части работы во многом определяют эффектность конечного результата, степень реалистичности 3D-макета. Как говорит известный писатель Борис Акунин, нужно в первую очередь позаботиться о том, чтобы солнце не вставало на западе, а стрелка компаса не указывала на восток. Нельзя не учитывать простейших законов физики. К примеру (и это очень важно), нельзя в угоду красочности, эффектности картинки забывать, что свет подчиняется определенным законам: 3D-сцена должна обязательно иметь источник прямого света плюс необходимую подсветку — отраженный свет (вторичное отражение от небольшого свода, белых стен, зеркальных и стеклянных поверхностей и т.п.). Свет создает атмосферу, поэтому, если задача не включает специфических объектов (к примеру, белая мраморная колонна, прекрасно выглядящая на фоне грозовых туч), не стоит увлекаться всяческими стилизациями. Все должно быть в меру. Красиво, но не стилизовано, к примеру, под гравюру. Все-таки картинка должна в первую очередь нести информацию, а затем эмоции, причем позитивные.

Дизайнеры on3D.ru советуют экспериментировать с ракурсами, выбирать наиболее интересные и выигрышные. Можно сделать тестовую визуализацию или даже анимацию. Не помешает посоветоваться и с фотографом-профессионалом, дабы оценить наилучшие ракурсы. Сделайте максимально возможное количество иллюстраций (благо 3D-графика это позволяет), и вы поймете, что нужно именно в данном случае.

Здесь приведена лишь общая информация как по работе с клиентом, так и собственно по 3D-моделированию фасадов и интерьеров, в то время как каждый вариант индивидуален. И мы не исключаем совершенно специфических задач. Однако, следуя этим общим рекомендациям, вы можете быть уверены в том, что «костяк» работы будет создан с соблюдением всех основных правил, ну а детали корректировать значительно легче, чем изменять основы.

 

On3D.ru — проект 3D-анимации и компьютерной графики РА SOLEANS

КомпьюАрт 5'2008

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства