Токен: 2SDnjeb4y7E

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjejusTv

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

КомпьюАрт

7 - 2008

Издатели и книги о типографике

В майском номере журнала было начато обсуждение книжных новинок по типографической проблематике. В той статье самым недвусмысленным образом было анонсировано ее продолжение, которое мы и предлагаем вниманию читателей. В данной публикации помимо собственно книжных проектов большое внимание предполагается уделить и издателям.

КомпьюАрт: Прежде всего давайте обозначим, о каких книгах пойдет речь.

Владимир Чуфаровский: При тех ресурсах, которые журнал может выделить под предполагаемую к рассмотрению тематику, все сколь-нибудь значимые новинки нам обсудить, конечно же, не удастся. За период с начала текущего года появилось несколько абсолютно неравнозначных книг типографической направленности. При этом совершенно естественно, что самым интересным и спорным книжным проектам просто необходимо уделить более пристальное внимание и обсудить их более подробно.

В первую очередь рассмотрим дошедшую до московских прилавков только в этом году книгу с весьма характерным названием «Компьютерные шрифты на 100%», Ю.Серых (издательство «Питер», 2007) — рис. 1.

Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3

 

КА: Объясните, пожалуйста, как удалось автору всего лишь на двухстах семидесяти страницах рассмотреть всю шрифтовую тематику?

В.Ч.: На ваш вопрос я могу предложить только самый простой ответ: автор, по-видимому, такой задачи себе вообще не ставил.

 

КА: Позвольте, но ведь эту книгу выпускали отнюдь не какие-то честолюбивые новички в издательском бизнесе. Как, по-вашему, такое могло случиться?

В.Ч.: Полностью разделяя логику вашего вопроса, я, тем не менее, не могу однозначно и четко на него ответить. На самом деле есть все основания для недоумения, поскольку книгу выпустило издательство «Питер», которое существует почти полтора десятилетия и хорошо известно в России. В связи с этим я просто хотел бы высказать свое предположение, что по каким-то причинам издателям не удалось подобрать для этой книги более адекватное название. Вместе с тем мне не хотелось бы рассматривать этот факт как из ряда вон выходящее событие, поскольку такой подход, увы, является отражением имеющей место издательской практики, когда выпускаются книги, авторы которых менее чем на трехстах страницах обещают научить читателя и всем премудростям работы с Adobe Photoshop, и всем тонкостями работы с QuarkXPress или Adobe InDesign.

 

КА: Даже самые смелые и рискованные маркетинговые приемы все-таки не должны входить в противоречие с элементарной этикой. Хорошо, пусть автор и в самом деле не смог на 100% охватить всю шрифтовую проблематику. Тем не менее удалось ли ему какие-то темы осветить наиболее полно и содержательно в методическом отношении?

В.Ч.: К сожалению, и на этот во­прос я не могу дать утвердительного ответа, поскольку в этой книге все, что касается шрифтовой графики, не содержит оригинального материала и при самом благожелательном рассмотрении может быть зачтено как добросовестная компиляция обзорного характера. Отмеченное обсто­ятельство я вновь не хотел бы относить к вопиющим фактам нашей книгоиздательской деятельности. Приведу конкретный пример, касающийся практики другой, не менее известной питерской фирмы «БХВ-Петербург», которая почти четыре года назад выпустила монографию также с достаточно претенциозным названием: «Шрифты: для печати и Web-дизайна». В этой книге собственно шрифтам посвящено 98 страниц из почти трехсот, а сам материал изобилует множественными неточностями и прямыми ошибками.

 

КА: А что же с читателями?

В.Ч.: Ничего! Потому как шрифтовая тема была и остается в нашем отечестве конъюнктурной, а коли так, то едва ли не любые книги по шрифтовой тематике практически не рискуют оказаться в числе издательских неликвидов, хотя по степени потенциальной популярности все-таки уступают изданиям, педалирующим тематику, связанную с Adobe Photoshop. В подобной ситуации вышеупомянутый напечатанный в одну краску бюджетный книжный проект в конечном счете был распродан, хотя в бестселлерах никогда не фигурировал, тем более что для многопрофильного издательства, каковым, как известно, является «БХВ-Петербург», такое развитие событий не могло повлечь за собой ощутимых убытков, а потому не могло рассматриваться в драматическом контексте.

 

КА: Означает ли сказанное вами, что мы имеем дело с вариантом практически «складского» издания, которое может быть распродано в ближайшие четыре-пять лет и то лишь при участии региональной книготорговли из-за сравнительно небольшой по нынешним временам цены?

В.Ч.: Я полагаю, что до столь пессимистического развития событий дело не дойдет, поскольку издатели предусмотрительно сделали с маркетинговой точки зрения весьма важные акценты. Дело в том, что уже в аннотации автор, обращаясь к читателям, обещает им, что, прочитав книгу, они научатся «по всем правилам создавать шрифтовые произведения». При этом попутно указывается, что книга способна наделить читателя техническими навыками, «позволяющими спроектировать свой, авторский шрифт». Наконец, немаловажно, что читателям также сообщается, что на входящем в комплект издания CD-диске имеются и обширная коллекция бесплатных шрифтов, и те самые программные средства, с помощью которых, как тут уже говорилось, каждый читатель сможет стать шрифтовым дизайнером.

 

КА: Сомнительно, что столь скромное издание, где собственно во­просам, связанным с разработкой шрифтов, не выделено и двухсот страниц, способно обучить читателя созданию оригинальных авторских шрифтов. Вы лично разработали очень большое количество шрифтов, многие из которых фигурируют в опубликованных в КомпьюАрт стать­ях, поэтому ответьте, пожалуйста, насколько справедливы такие сомнения?

В.Ч.: Отвечу вначале кратко — вы совершенно правы. Однако, по­скольку вопросов, связанных с издержками агрессивной маркетинговой политики, мы здесь уже касались, то для полного ответа на ваш вопрос лучше обратиться к фактам. Для начала вспомним хорошо известный отечественным практикам шрифтовой редактор Fontographer. Точнее сказать, просто откроем руководство пользователя по этой программе и убедимся, что в этой отнюдь не малоформатной книге более 400 страниц. К сожалению, далеко не у всех моих коллег эта книга есть. Именно поэтому можно пойти по иному пути и просто скачать заверстанное руководство пользователя (в формате PDF) новейшего шрифтового редактора FontLab Studio 5, доступное на сайте разработчиков, и убедиться, что в этой книге почти 600 страниц. Наконец, не могу удержаться от того, чтобы добавить, что прилагаемые «в нагрузку» к книге бесплатные шрифты также никакой ценностью не обладают, поскольку практически любой школьник, посидев два-три часа в интернет-кафе, сможет скачать себе ничуть не меньше такого рода продукции.

 

КА: Приведенные вами факты говорят сами за себя и в комментариях не нуждаются. Все это во многом относится к примерам тех маркетинговых трюков по манипулированию потребителем, которые во множестве описаны в литературе по рекламным технологиям.

В.Ч.: Я бы хотел привести пример противоположного характера, когда принципы fair play успешно реализуют и автор и издатели. В майском номере журнала КомпьюАрт кратко упоминалось о книжном проекте издательства IndexMarket, то есть о книге «Живая типографика» А.Корольковой (рис. 2). Воспользовавшись хорошо известным рекламным слоганом, можно утверждать, что это именно тот случай, когда «все по-честному», поскольку автор живым и доступным языком дает в этой книге успешный пример своего личностно окрашенного подхода ко всему излагаемому там обширному материалу. При этом, поскольку автор успела накопить живой дизайнерский и преподавательский опыт, в том числе в руководимой А.Серовым Высшей академии графического дизайна, то весь материал выглядит в методическом отношении вполне убедительно.

 

КА: Тем не менее вы, наверное, согласитесь с тем, что масштабы издательской деятельности обоих упомянутых здесь питерских издательств пока ощутимо больше, чем все издательские проекты IndexMarket, а потому не может ли возникнуть ситуация, которую можно охарактеризовать приблизительно так: «меж высоких хлебов затерялося…»

В.Ч.: К счастью, реальные факты говорят об обратном — начальный тираж книги был фактически полностью распродан буквально за четыре месяца. Сейчас вышло из печати уже второе, исправленное издание этой книги, в которое автор внесла изменения, устранив ряд ошибок и неточностей. Трудно удержаться от добрых слов по адресу издательства IndexMarket, которое без робкой оглядки на авторитетных издателей и без всякой перестраховки поверило в неименитого автора. По­этому, не боясь преувеличений, можно сказать, что это именно тот случай, когда издатели и рассмотрели, и помогли, и ободрили, став, в сущности, реальными соучастниками этого проекта. Рассмотренный случай можно назвать наглядным примером того, что печально знаменитое высказывание Б.Березовского «пипл схавает» престает наконец действовать, в том числе и в издательской практике.

 

КА: Поскольку подробно рассмотреть все новинки мы не сможем, расскажите, пожалуйста, хотя бы кратко об этих книгах.

В.Ч.: На самом деле можно было бы перечислить порядка полудюжины изданий, но поскольку все рассматриваемые здесь книги относились к так называемому бюджетному ценовому диапазону, то я хотел бы в первую очередь упомянуть об одном переводном издании. Автором его является Ж. Патернотт (в более точной транскрипции — Паттерно). Книга имеет несколько громоздкое название: «Разработка и создание логотипов и графических концепций» и выпущена в текущем году издательством «Феникс» (рис. 3). При скромном объеме, который едва превысил полторы сотни страниц, эта книга, в отличие от ранее упоминавшейся монографии Ю.Седых, не содержит громких обещаний и гарантий. В данном издании автор делится с читателями своим опытом работы по разработке таких типографических конструкций, как логотипы. При этом в книге не только рассматриваются основные этапы решения креативной задачи, но и анализируется сам процесс создания своеобразных корреляционных связей между графическим решением и чисто функциональными аспектами задачи, связанными с профилем работы компании, для которой разрабатывается логотип. Характерно, что при этом автор ненавязчивым образом старается связать креативный процесс с современным культурно-эстетическим контекстом.

КомпьюАрт 7'2008

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства