КомпьюАрт

11 - 2008

«Таблица Менделеева» для защищенной полиграфии. Часть 1

Андрей Крылов Андрей Крылов krylov@compress.ru

Придумайте название целой отрасли

Как наглядней представить информацию

Как работают таблицы

В первой части данной публикации сделана попытка систематизировать существующие в России требования к изготовлению защищенной полиграфической продукции — все требования сведены в четыре таблицы. Это удобно прежде всего для экспертов государственных или частных организаций при проверке соответствия изделий указанным на них уровням защиты.
Во второй части статьи (в следующем номере КомпьюАрта) будет опубликована пятая (многофункциональная) таблица, в которую сведены способы печати, защиты в бумагах и в красках и по которой можно определить степень (или легкость) подделки защищенных изделий. Она будет полезна не только для экспертов и производителей, но и прежде всего для заказчиков такого вида изделий.

Придумайте название целой отрасли

Имеется целое направление в полиграфии, которое носит не очень удачное название — «защищенная» или «защитная». Я уже лет 15 занимаюсь защитными технологиями, но так и не смог подобрать другого, более достойного и красивого слова. В запасе вордовского словаря, кроме синонимов «предохранение» или «не дать в обиду», ничего нет. Наверное, пройдет еще какое-то время и это имя прилагательное придет из другого языка (в свое время ведь была «тифдручная» бумага).

На рис. 1 показано изображение Московского Кремля, выполненное автором статьи в стиле фоновой сетки для бланка ценной бумаги в специальной программе (КомпьюАрт № 6’2008). Эта цветная гравюра из пересекающихся в определенном порядке линий приведена в статье для того, чтобы читатель отдохнул от полутонового растра и погрузился в мир пересекающихся линий, которые являются главным элементом оформления защищенных изделий. Причем пересекаться они должны с определенными условиями (см. п. 4 табл. 1).

Рис. 1

Рис. 1

Кстати, именно в Кремле рождаются идеи, на основе которых издаются постановления — Правительства РФ, ЦИК России, МВД России и т.д. Постановления, касающиеся начала выпуска бланков паспортов, банкнот, защитных марок, страховых полисов и т.д., вызывают особый интерес у руководителей фирм, имеющих лицензию на выпуск защищенной продукции. Понятно почему — выигрыш тендера сулит огромные тиражи и бюджетные деньги.

Таблица 1. Общие требования к защищенной полиграфической продукции

1

Не менее двух видов печати

2

Толщина линий:
• позитивных — 40-70 мкм;
• негативных — 50-90 мкм

3

Наличие трех видов гильоширных элементов в позитивном

и негативном исполнении

4

Отсутствие утолщений и узлов в местах пересечения линий

5

Номер и серия — высокий способ печати

6

Высота микротекста:

• позитивный — 150-200 мкм;

• негативный 200-250 мкм

7

Голограмма — для уровней защиты «А» и «Б»

(с эксклюзивным дизайном) — необязательно

8

Спецкраски:
• УФ-люминесценция;
• визуальные защитные эффекты и/или машиночитаемые признаки

9

Печать оборотной стороны ценной бумаги однокрасочным гильоширным

рисунком

10

Обозначение года изготовления продукции в выходных данных

Таблица 2. Требования к изделиям с уровнем защиты «А»

1

Масса бумаги — 70-120 г/м2

2

Содержание в бумаге хлопкового или льняного волокна не менее 50%

3

Эксклюзивный водяной знак

4

Не менее двух видов защитных волокон

5

Отсутствие волокон с люминесценцией голубого цвета

6

Оригинальная композиция (дизайн)

7

Офсет

8

Металлография и/или орловская печать

9

Наличие наложения двух фоновых сеток
с переменным шагом

Представитель заказчика такой продукции (а это, как правило, уровень начальника отдела или управления министерства) часто не имеет представления, что он хочет получить от лицензиата. Хорошо, если у фирм-лицензиатов имеются хорошо подготовленные и разбирающиеся в защищенной полиграфии менеджеры по продажам (таких людей становится все больше). А если их нет, то теряется много времени на согласование заказа и повышается вероятность перепечатки тиража. Поэтому нижеследующее можно использовать как шпаргалку на переговорах между заказчиком и фирмой-лицензиатом.

Как наглядней представить информацию

В таблице, которая приснилась Д.И.Мен-делееву, химические элементы расположены в определенном порядке. Идея русского ученого проста и заключена в одном слове — «систематизация», то есть возможность представить информацию с помощью наглядной табличной формы.

В общей полиграфии также в виде таблиц существуют нормы расчета расхода материалов на заказ, складские остатки бумаги, прайс-листы и т.д. Ну а в виде текста представлены всевозможные технологические инструкции, служебные обязанности, контракты и т.д.

В настоящее время в защищенной полиграфии тоже имеется некая систематизация: на каждом таком изделии, помимо указания наименования изготовителя и его местонахождения (город), года изготовления продукции, должен указываться и уровень защиты — «А», «Б» или «В» (рис. 2).

Рис. 2. Красным прямо­угольником на федеральной специальной марке выделена зона выходных данных предприятия-изготовителя и уровень ее защиты — «Б»

Рис. 2. Красным прямо­угольником на федеральной специальной марке выделена зона выходных данных предприятия-изготовителя и уровень ее защиты — «Б»

Таблица 3. Требования к изделиям с уровнем защиты «Б»

1

Масса бумаги — 70-120 г/м2

2

Содержание в бумаге хлопкового или льняного волокна не менее 25%

3

Эксклюзивный водяной знак.

При изготовлении чеков, лотерейных билетов и т.п. возможно его отсутствие

4

Не менее двух видов защитных волокон

5

Отсутствие волокон с люминесценцией голубого цвета

6

Оригинальная композиция (дизайн)

7

Офсетный способ печати

8

Традиционные или нетрадиционные способы печати

9

Наличие наложения двух фоновых сеток с переменным шагом. Наличие двух

фоновых сеток с ирисовыми раскатами

Таблица 4. Требования к изделиям с уровнем защиты «В»

1

Масса бумаги — 70-120 г/м2

2

Эксклюзивный водяной знак или водяной знак ограниченного распространения. Допускается применение спецбумаги без водяного знака

3

Не менее двух видов защитных волокон. Возможна замена одного на другие виды включений — конфетти, полимерные нити

4

Отсутствие волокон с люминесценцией голубого цвета

5

Наличие наложения двух фоновых сеток с переменным шагом. Одна из них

с ирисовым раскатом

Об этом говорится в Приказе Минфина России № 14н от 7 февраля 2003 года. Самым высоким является уровень защиты «А» — его должны иметь бланки паспортов, удостоверения личности, бланки ценных бумаг на предъявителя и т.д.

Уровень «Б» имеют специальные и акцизные марки, именные и ордерные ценные бумаги и т.д.

Уровень «В» — это проездные и лотерейные билеты, бланки рецептов, товарные этикетки и т.д.

Естественно, любой приказ или постановление — это прежде всего текстовая информация, достаточно сложная для восприятия. Поэтому для себя задачу я сформулировал просто — перевести текст Приказа Минфина России № 14н в табличную форму. В результате у меня получились четыре таблицы.

Как работают таблицы

Теперь в качестве эксперимента на основании полученных таблиц мы можем проверить любое изделие на соответствие его указанному на нем уровню защищенности. Алгоритм наших действий чем-то напоминает проверку билетов «Спортлото», когда игроками изготавливался шаблон с выпавшими счастливыми цифрами. Возьмем, к примеру, федеральную специальную и акцизную марки для маркировки алкогольных изделий, выпускаемых на территории России и за рубежом соответственно. Их вид приведен на рис. 4 в п. 6. Марки имеют уровень защиты «Б».

Общие требования к защищенной полиграфической продукции

Рис. 3

Рис. 3. Из тестовой таблицы видно, что марки по общим требованиям Приказа Минфина России № 14н соответствуют уровню защиты «Б»

 

Требования к изделиям с уровнем защиты «Б»

Рис. 4

Рис. 4. Из тестовой таблицы видно, что марки по частным требованиям Приказа Минфина России № 14н соответствуют уровню «Б», поэтому ФГУП «Гознак» можно поздравить с прохождением выпускаемого изделия тестового испытания на соответствие требованиям Минфина России

Теперь, вооружившись специальной лупой и тестовыми приборами, проверяем соответствие марок требованиям к уровню защиты «Б» (рис. 3 и 4).

В начало В начало

КомпьюАрт 11'2008

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства