КомпьюАрт

1 - 2009

Ледниковый период

Александр Шнайдер,
генеральный директор типографии «Арес»
(http://www.alexschneider.ru)

За пять месяцев спада 2008 года российская промышленность по объему производства оказалась отброшенной
как минимум на три года назад, в август 2005 года, а по некоторым отраслям — на 9-10 лет назад, в май-июнь 1999 года.
Андрей Илларионов, президент Института экономического анализа, старший научный сотрудник Института Катона

Период выхода из кризиса начнется не раньше конца 2009-го или начала 2010 года.
Нас ждет еще один очень непростой год.
Алексей Улюкаев, первый заместитель председателя Банка России

2009 год для российской полиграфии будет тяжелым. Всякий, кто берется сегодня за количественные предсказания: как долго продлится кризис, в какой степени он затронет ту или иную отрасль, каким будет спад — не более чем шарлатан. Правда заключается в следующем: сегодня никто не может знать, что именно ждет нас впереди. Можно лишь надеяться, что все будет не так плохо, как кажется сегодня.

Известный факт — когда нужно от чего-нибудь отказываться, всегда начинают с тех вещей, без которых легче всего обойтись. В расходных статьях бизнеса это, конечно, реклама; среди рекламных сегментов — прежде всего, к сожалению, полиграфия. Абсолютное большинство типографий (почти 60%) испытывают спад заказов от 30 до 50% по сравнению с тем же периодом прошлого года, причем более 26% респондентов выбрали максимальный вариант — 50-процентный спад.

Можно ли надеяться, что 2009 год станет более благоприятным для отрасли? Боюсь, что нет. Опрос, проведенный журналом B2B Magazine среди американских рекламодателей в ноябре, показал, что печать — абсолютный лидер среди статей рекламного бюджета, подлежащих сокращению в будущем году. Таковы планы более 58% респондентов. Это в США, а на нашем рынке подобные негативные тенденции, как правило, всегда усугубляются.

Что все это может означать на практике?

Во-первых, неизбежен уход части типографий с рынка. Точные цифры сейчас назвать невозможно — они будут зависеть от глубины и длительности кризиса. Но, принимая во внимание текущую ситуацию, можно предположить, что рынок сократится на треть. При этом впервые за последние годы начнет сокращаться совокупная производственная емкость и оборудование станет исчезать с рынка — в Китай, на склад, а некоторое просто на свалку. Не верится? Вспомните, что стало с оборудованием предприятий советского периода в 90-е годы.

Во-вторых, сократится не только общее количество заказов, но и средний объем каждого заказа. Этот процесс уже идет. Заказы, предназначенные для типографий с полноформатными машинами, теперь сократятся до уровня типографий с машинами А2 или А3, а их заказы, в свою очередь, уйдут на «цифру».

Поэтому труднее всего в будущем году придется крупным производствам. Как правило, чем больше типография, тем сильнее она завязана на кредитах, тем ниже маржа и тем болезненнее для нее сокращение объемов заказов.

В-третьих, в 2009 году я ожидаю на российском рынке целого ряда слияний и поглощений. Продать типографию как бизнес сегодня очень сложно, а вот объединение двух предприятий может иметь смысл.

В каком случае? Прежде всего если соединяются два сильных бренда и две клиентские базы — тогда при оптимизации производственного парка и сокращении управленческих расходов выжить новому союзу будет проще, чем двум его участникам по отдельности.

Есть и другой вариант: поглощение крупным игроком более мелкого, но крепко стоящего на ногах в целях повышения эффективности управления. Сегодня в полиграфической отрасли время наемного менеджмента уходит — этот путь в новых условиях слишком дорог. Ближайшее будущее — за менеджерами-собственниками с минимальной длиной управленческой цепи, максимальной мобильностью и оперативностью принятия решений.

В-четвертых, выживут, останутся на плаву после кризиса, а возможно, и упрочат свои позиции лишь те, кто сможет найти новые решения, научится зарабатывать на чем-то помимо нанесения краски на бумагу. Именно они в будущем году будут вести агрессивную политику, захватывая рынок и отнимая у конкурентов последние остатки сокращающейся клиентской базы. Те же, кто и сейчас не способен придумать ничего, кроме «качественной печати по привлекательным ценам», обречен. И лучше им признать это сегодня, а не мучиться еще несколько месяцев, копя долги и осложняя себе выход с рынка. Увы, у них нет будущего.

В замечательной книге «Коллапс» Джареда Даймонда описывается трагическая история норвежских поселений, существовавших в Гренландии на протяжении пяти веков. В начале XV веке в северном полушарии началось похолодание, которое теперь называется малым ледниковым периодом. Наверняка оно было постепенным, и вряд ли кто-то из гренландцев мог в то время предположить, что полтора века спустя все поселения полностью исчезнут, а их жители вымрут. Уверен: скажи им тогда кто-нибудь такое — никто из них не поверил бы.

А ведь это произошло.

КомпьюАрт 1'2009

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства