КомпьюАрт

3 - 2009

О дизайне крупных полиграфических проектов

Этапы работы по оформлению «Православной энциклопедии»

Владимир Токарев, заместитель генерального директора ЗАО «ЭПО»

Об издательской кухне

О заказчике проекта «Православная энциклопедия»

Как утверждался дизайн

Вместо эпилога

В этой статье полиграфический дизайн c точки зрения восприятия получаемых изображений условно разделяется на растровый (полутоновой) и векторный.
Поскольку в «Православной энциклопедии» содержится информация религиозная — от ветхозаветной до современной, она должна быть изложена корректно, преподнесена без лишнего словоблудия и эмоций. Этому соответствуют выверенные линии, орнаменты и бордюры, которые подчеркивают значимость и драгоценность издания.
Такая работа требует художественного образования, опыта и владения инструментами векторной графики, которые оттачиваются в процессе оформления бланков ценных бумаг.

Об издательской кухне

Совсем упрощенно и даже несколько вульгарно схему работы по оформлению того или иного планируемого к выходу издания можно представить следующим образом. Вокруг издательства или издателя на своих орбитах крутятся, как правило, несколько художников, или, говоря современным языком, фрилансеров. Издатель выбирает на свой вкус одного из них и ставит перед ним соответствующую задачу. Выполнив работу, художник предъявляет ее заказчику. Тот, в свою очередь, конечно, принимает работу в целом, но для порядка делает кое-какие замечания, дабы показать, что он в этом разбирается.

Два варианта оформления «Большой российской энциклопедии». В разработке дизайна немаловажное значение имеет знание художником ассортимента переплетных материалов (фольга, виды тиснения, возможность комбинирования материалов)

Два варианта оформления «Большой российской энциклопедии». В разработке дизайна немаловажное значение имеет знание художником ассортимента переплетных материалов (фольга, виды тиснения, возможность комбинирования материалов)

В крайне редких случаях оформитель издания выбирается на конкурсной основе. Художники не очень любят участвовать в конкурсах, потому что в случае проигрыша они остаются у разбитого корыта: потрачено вдохновение и время, а результата (то есть заработка) нет. Таким образом, в конкурсах участвуют либо обеспеченные, либо отчаянные художники. Как те, так и другие добиваются одного и того же — известности и признания, но каждый на своем уровне.

Мы с нашим коллективом художников участвовали в конкурсе как обеспеченные и делали это практически ради удовольствия и желания попробовать свои силы. Из шести изданий только для двух проводился конкурс на оформление — для «Православной энциклопедии» и «Большой российской энциклопедии».

Догадываюсь, что на второй конкурс нас пригласили, скорее всего, для массовости. Возможно, это и не так, но в любом случае мы работали очень ответственно. Для нас этот опыт не прошел даром, а потому хочу поделиться тем, что мы узнали и чему научились. Кроме того, изложу некоторые свои наблюдения за обстановкой вокруг конкурса и после его проведения.

В начало В начало

О заказчике проекта «Православная энциклопедия»

В 1997 году при выполнении одного из заказов мне посчастливилось сотрудничать с Церковно-научным центром «Православная энциклопедия». С тех пор сменились три президента России и соответственно три эпохи. Но руководителем центра по-прежнему остается С.Л. Кравец — очень энергичный и предприимчивый в хорошем смысле этого слова человек. В 1997 году центр располагался в трех небольших комнатках, в которых тогда работало не более десяти сотрудников. В настоящее время это крупный идеологический центр Русской православной церкви. Он работает в нескольких основных направлениях: во-первых — это издательская деятельность, во-вторых — поддержка и своевременное обновление интернет-портала, в-третьих — создание телевизионных программ и съемка документальных и художественных фильмов.

Выполняя для центра различные небольшие заказы, я почти случайно узнал о том, что объявлен конкурс на оформление энциклопедического издания. По планам, принятым еще в 1996 году Святейшим синодом РПЦ, первый том многотомного издания должен был выйти к 2000-летию Рождества Христова. Идея принять участие в конкурсе вначале была несколько размытой, но она не выходила у меня из головы. Поэтому один из художников получил задание разработать в общих чертах оформление этого издания. Но, как говорится, дальше — больше: идеей принять участие в конкурсе постепенно загорелись наши дизайнеры, началась серьезная проработка общей концепции оформления энциклопедии и разработка макета. В ходе работы было создано множество вариантов оформления, которые рождались и тут же отвергались, подбирались и рисовались отдельные элементы оформления. Характер оформления определялся двумя основными особенностями издания: во-первых, его видом — справочно-энциклопедическое, а во-вторых, его православной тематикой. Выбирая ту или иную концепцию оформления, наполняя ее рисунками, орнаментами, бордюрами, рамками, мы все время проверяли себя на правильность воплощения идеи с точки зрения ее сути. Наконец несколько вариантов были готовы, из них мы отобрали один, который и отправили в конкурсную комиссию. Представленный на конкурс проект состоял из обложки, форзаца, фронтисписа и титула, а также проекта оформления внутренних листов.

Первоначально рассматривавшая макет конкурсная комиссия одобрила наш проект, за исключением оформления внутренних листов. Окончательное же решение было за Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II, председательствовавшим в Наблюдательном совете, и мэром Москвы Ю.М. Лужковым являвшимся председателем Попечительского совета.

В начало В начало

Как утверждался дизайн

Работа была одобрена и патриархом и мэром в части обложки, форзаца, фронтисписа и титула с одной небольшой, но существенной для нас оговоркой. Необходимо было представить экспертное заключение на работу, которую мы сделали. Вопрос заключался лишь в том, чье это должно было быть заключение. Ответ, правда, напрашивался сам собой — это должно было быть заключение компетентного органа или известного художника со званиями и регалиями. Других вариантов просто не существовало. Все, что мы могли сделать, — это обратиться в Московский государственный университет печати на одну из двух кафедр — художественно-технического оформления печатной продукции (заведующий кафедрой профессор Е.Б. Адамов) или рисунка, живописи и композиции (заведующий кафедрой профессор, кандидат искусствоведения Ю.И. Чувашев). После изучения оформления энциклопедии на основе переданного в университет макета нами было получено заключение, сделанное на кафедре рисунка, живописи и композиции МГУП. В целом экспертное заключение было положительным, а те замечания, которые все-таки имели место, не меняли общей концепции, а только подчищали некоторые наши недоработки. Таким образом, наш проект оформления энциклопедии был наконец окончательно принят и мы могли отпраздновать нашу маленькую победу. Фамилии двух наших художников — Сергея Подъяблонского и Натальи Оглоблиной — теперь фигурируют в выходных данных этого многотомного издания.

Переплет «Православной энциклопедии»

Переплет «Православной энциклопедии»

Оригинал-макет стал воплощаться в жизнь. Работа была поставлена на плановую основу. И нулевой том, имеющий название «Русская православная церковь», вышел в свет в 2000 году, как и было запланировано. Он был отпечатан там же, где в настоящее время печатаются другие выходящие в свет тома энциклопедии, — в типографии ОАО «Московские учебники и Картолитография» (генеральный директор С.М. Линович).

Форзац православной энциклопедии

Форзац православной энциклопедии

 

Титульный лист «Православной энциклопедии»

Титульный лист «Православной энциклопедии»

Выход в свет каждого тома освящался и благословлялся лично патриархом Алексием II. Он очень внимательно относился к выходу каждого тома. То, что издание этой энциклопедии было одним из важнейших для него дел, было видно и понятно по тому, с какой увлеченностью он отслеживал все вопросы, связанные с работой над нею. Его интересовала работа всех звеньев, начиная от написания рукописей до хранения и рассылки изданий.

Существует и электронная версия энциклопедии на интернет-портале «Седмица.ru».

В начало В начало

Вместо эпилога

В жизни бывают светлые моменты, которые запоминаются надолго, а то и навсегда. Известие о том, что мне необходимо быть на объединенном заседании советов «Православной энциклопедии», пришло совсем неожиданно. В Троице-Сергиевой лавре я принял из рук Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II медаль Святого благоверного князя Даниила Московского «За труды во славу Святой Церкви» — награду, которой был удостоен за оформление «Православной энциклопедии». Не скрою, приятно, когда замечают и оценивают твои скромные труды.

В начало В начало

КомпьюАрт 3'2009

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства