КомпьюАрт

8 - 2009

Опять двойка, или Как оценить уровень подготовки дизайнера

М.В. Иванов, Ю.Н. Самарин

Дизайнеры как специалисты в области допечатной подготовки являются важным звеном в цепочке технологического процесса полиграфического предприятия, и требуется пристальный контроль за уровнем их знаний. И это неслучайно, дизайн — одна из динамично развивающихся областей в полиграфии, следить за новостями в которой непросто: появляются новые приемы и методы выполнения заданий, быстро повышается креативность дизайна и, наконец, до неузнаваемости меняются старые графические программы-редакторы и появляются новые. Поэтому так важно, чтобы дизайнеры совершенствовались, развивались, наращивали свои знания, в том числе повышали техническую и информационную квалификацию.

Руководители полиграфических предприятий и рекламных агентств по-разному относятся к оценке знаний дизайнеров. Одни связывают с ней решение многих проблем, другие считают ее эффективной. Рассмотрим, с какими ожиданиями связано внедрение системы оценки профессиональных знаний дизайнеров.

Во-первых, она позволяет объективно оценивать знания дизайнера. Реальность такова, что успешность полиграфического предприятия зависит от уровня знаний сотрудников не меньше (если не больше), чем от других факторов, таких как объем финансовых вложений, стоимость недвижимого имущества и пр.

Во-вторых, такая оценка дает возможность максимально эффективно управлять человеческими ресурсами, то есть расставлять «правильных» людей на правильные места, для достижения наилучших результатов.

В-третьих, система оценки профессиональных знаний позволяет отслеживать изменение с течением времени уровня знаний дизайнеров. Рыночные условия диктуют, что бизнес — динамичная среда, которая постоянно меняется в зависимости от наших действий (равно как и отсутствия этих действий). Если периодически не оценивать ситуацию, то возрастает риск пропустить важные тенденции, не увидеть вовремя, что действия неэффективны и упустить момент для изменений.

В-четвертых, она позволяет выявлять более глубокие и системные проблемы полиграфических предприятий. Например, избыточная исполнительность и несамостоятельность сотрудников может свидетельствовать о бюрократизированности предприятия или других проблемах в системе его управления.

И, наконец, в-пятых, с помощью данных, полученных в результате оценки профессиональных знаний, можно формировать программы для отбора и найма будущих сотрудников, их ротации и продвижения, обучения и развития [1].

Преимущества от внедрения системы оценки профессиональных знаний очевидны. Неслучайно полиграфические предприятия уделяют данному вопросу большое внимание. Так, согласно исследованиям компании Axes Monitor, в большинстве полиграфических компаний (76,5% выборки) разработана система оценки знаний [2].

Определение важных областей ЗНАНИЙ дизайнера

№ п/п

Характеристики

1

Методические материалы по производству полиграфической продукции
и охране авторских прав, нормативно-правовые акты

2

Методы и средства оформления различных полиграфических изданий, действующие стандарты и технические условия

3

Основы верстки печатных изданий

4

Компьютерные программы, применяемые при создании проектов полиграфической продукции

5

Основы фотографии и рисунка

6

Тенденции совершенствования производимой полиграфической продукции

7

Знание основных требований, которые необходимо учитывать в процессе создания полиграфической продукции (функциональные, технико-конструктивные, эргономические, эстетические и др.)

8

Порядок проведения художественно-дизайнерской экспертизы проектов полиграфической продукции, критерии эстетической оценки их качества

Существует достаточно большое количество различных методов оценки знаний дизайнеров. Отличаются они друг от друга по форме выявления знаний, временным и финансовым показателям, но, пожалуй, самыми важными отличительными характеристиками являются показатели достоверности (надежности) и валидности метода оценки знаний. Проведенный опрос среди полиграфических компаний, у которых разработана система оценки знаний, показал, что большинство компаний применяет в качестве оценочного инструмента тесты профессиональных знаний. Грамотно составленные тесты обладают высокой надежностью и дают достоверную картину уровня профессиональных знаний дизайнеров. К тому же тесты не являются высокозатратными как по финансовым, так и по временным показателям. На основе сравнения нескольких методов оценки знаний (тесты, структурированное интервью по компетенциям, ассесмент-центр и др.) и анализа их преимуществ для разрабатываемой методики оценки технической и информационной квалификации дизайнера был выбран метод профессионального тестирования.

Для составления профессиональных тестов необходимо в первую очередь выделить требования и знания, предъявляемые к дизайнерам. Для этого были изучены должностные инструкции специалистов и работников полиграфической области, разработанные в соответствии с положениями ТК РФ, а также иные нормативные акты, регулирующие трудовые правоотношения в Российской Федерации.

На основе изучения должностной инструкции дизайнера были выделены базовые обязанности и знания, которыми он должен обладать.

Дизайнеры, работающие в полиграфии, должны знать:

  • методические материалы по производству полиграфической продукции и охране авторских прав, нормативно-правовые акты;
  • методы и средства выполнения художественно-оформительских работ;
  • действующие стандарты и технические условия, методики оформления различных полиграфических изданий (книг, журналов, газет, буклетов, плакатов и т.п.);
  • основы верстки печатных изданий;
  • компьютерные программы, применяемые при создании проектов полиграфической продукции, в том числе программы для обработки растровых изображений, — Adobe Photoshop, Corel PhotoPaint; редакторы векторных изображений  — Adobe Illustrator, FreeHand, CorelDRAW; программы допечатной подготовки — QuarkXPress, InDesign и PageMaker;
  • основы фотографии и рисунка;
  • технологию производства разрабатываемой полиграфической продукции;
  • тенденции совершенствования производимой полиграфической продукции;
  • основы рекламы и маркетинга;
  • основы социологии, психологии;
  • требования, предъявляемые к разработке и оформлению художественно-дизайнерской документации;
  • основные требования, которые необходимо учитывать в процессе создания полиграфической продукции (функциональные, технико-конструктивные, эргономические, эстетические и др.);
  • порядок проведения художественно-дизайнерской экспертизы проектов полиграфической продукции, критерии эстетической оценки их качества;
  • основы экономики, организации производства, труда и управления;
  • передовой отечественный и зарубежный опыт издательской и полиграфической деятельности;
  • основы трудового законодательства;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • внутренние документы издательской организации, устанавливающие порядок деятельности, структуру издательской организации;
  • правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

После описания областей знаний дизайнера встал вопрос об определении степени их значимости и выделении среди них наиболее значимых. Для этого был проведен экспертный опрос на основе метода ранжирования. Суть данного метода состояла в том, что эксперту предлагалось присвоить числовые ранги каждому из факторов. Ранг, равный единице, давался наиболее важному, по мнению эксперта, фактору; ранг, равный двум, — следующему по важности и т.д. Для экспертного опроса кандидаты в эксперты выбирались по методу «снежного кома». В результате первоначально образовалась группа из 40 кандидатов-экспертов, после оценки уровня их компетентности сформировалась окончательная группа экспертов из 11 человек.

Среди рассмотренных выше областей знаний дизайнера экспертами были выделены наиболее значимые характеристики (см. таблицу).

Обратимся к диаграмме, отражающей результаты ранжирования (рис. 1). Из диаграммы видно, что характеристики 1, 3, 6 и 8 отличаются от остальных как наглядно, так и в полученном результативно-числовом значении.

Рис. 1. Диаграмма, отражающая результаты ранжирования

Рис. 1. Диаграмма, отражающая результаты ранжирования

Из восьми параметров были выделены четыре наиболее значимых. В нашем случае данному условию соответствуют характеристики 2, 4, 5 и 7 (рис. 2).

Рис. 2. Коэффициенты значимости характеристик дизайнера

Рис. 2. Коэффициенты значимости характеристик дизайнера

Теперь можно расположить характеристики по убыванию степени значимости:

Компьютерные программы, применяемые при создании проектов полиграфической продукции.

Знание методов и средств оформления различных полиграфических изданий, действующих стандартов и технических условий.

Знание основных требований, которые необходимо учитывать в процессе создания полиграфической продукции (функциональные, технико-конструктивные, эргономические, эстетические
и др.).

Знание основ фотографии и рисунка.

Данную групповую оценку экспертов можно считать надежной, поскольку рассчитанная после экспертного опроса степень согласованности экспертов оказалась достаточно высокой.

Теперь перейдем к практике. Для оценки технической и информационной квалификации дизай нера было предложено разделить профессиональные тесты на две составляющие — техническую и информационную. Тесты, определяющие информационную квалификацию дизайнера, оценивают уровень знаний в полиграфической области дизайна. На выполнение информационных тестов отводится
45 минут, за это время испытуемый должен правильно выполнить
30 тестовых заданий.

Расчет критериальных баллов позволяет определить границы категорий шкалы оценки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»). Данный метод основывается на экспертных оценках содержания тестовых заданий. Каждый эксперт выставляет для тестового задания вероятность правильного ответа для слабого и сильного специалистов.

Тесты, определяющие техническую квалификацию дизайнера, оценивают умение и мастерство дизайнера использовать свои знания на практике. Знания современного дизайнера напрямую зависят от уровня владения графическими программами. Действительно, работа дизайнера неразрывно связана с компьютером, дополнительными устройствами ввода (планшет, сканер), а также программами-редакторами растровой и векторной графики.
С помощью технических тестов можно определить способность дизайнера применять свои знания в работе.

Тест на определение технических знаний длится 45 минут и содержит задание, позволяющее в полной мере оценить знания дизайнера по программам как векторной, так и растровой графики. Данные тесты-задания впервые были использованы для оценки знаний сотрудников А. Лебедевым, ведущим российским дизайнером. Суть данного теста заключается в том, что дизайнеру дается ряд графических объектов, из которых он строит единое графическое пространство согласно поставленным условиям. После прохождения тестового испытания эксперты оценивают работу кандидата и делают выводы о его технической квалификации. На первый взгляд данная процедура — как прохождения тестового испытания, так и оценки результата — может показаться сложной, но это не так — любое задание содержит стандартный набор операций. Например, для растровой графики ими являются: работа с размерами графических объектов, ретушь, коррекция, компоновка (размещение) объектов, создание единства, кадрирование и т.п. Таким образом, за относительно короткое время проверяется дизайнерское мастерство, умение грамотно пользоваться графическими редакторами и прочие творческие способности, а также справится ли дизайнер со своими должностными обязанностями. При этом при использовании технических тестов ошибка в оценке технических знаний минимальна. Во-первых, исключается возможность подмены результатов (тесты проходят в режиме онлайн); во-вторых, фиксируются временные показатели (длительность теста
45 минут), а соответственно, оценивается, что дизайнер может сделать за отведенное время; в-третьих , в результате прохождения теста выявляются действительные возможности дизайнера. На рис. 3 представлены три примера таких тестовых заданий. В левой части содержатся оригиналы изображений, а в правой — полученные дизайнерами-профессионалами результаты.

Рис. 3. Примеры выполнения технических тестов: а — задание; б — результат

Рис. 3. Примеры выполнения технических тестов: а — задание; б — результат

 

Тесты по оценке профессиональных знаний способны дать эффект для полиграфического предприятия в целом, когда они создаются и внедряются не как изолированный инструмент, а как элемент целостной и логичной комплексной системы контроля качества подготовки персонала. В каждой организации не только дизайнерам, но и другим специалистам для успешной работы требуется уникальный набор знаний и опыта, поэтому область знаний должна быть индивидуальна для каждого полиграфического предприятия. Но все же принцип проведения оценки знаний дизайнеров для полиграфических предприятий общий, его можно описать в следующей методике.

Суть предлагаемой методики заключается в том, что техническая и информационная квалификация полиграфическому дизайнеру присваивается по результатам оценки технических и информационных знаний с помощью тестов, при этом учитывается информация по каждому дизайнеру.

Предлагаемая методика состоит из семи этапов:

1. Предварительный сбор информации о дизайнере (образование, производственный опыт, заслуги, портфолио и пр.).

2. Постановка задачи (цели), для которой будет проводиться тестирование и в соответствии с которой будут выбираться параметры теста.

3. Определение и задание параметров теста.

4. Проведение теста оценки профессиональных знаний. Тест состоит из двух частей: оценки информационных и технических знаний в области дизайна.

5. Подсчет и интерпретация результатов теста оценки профессиональных знаний. Определение оценки информационных знаний происходит на основе интерпретации по шкале оценки полученных баллов по итогам тестовых испытаний. Оценка технических знаний выполняется на основе экспертного анализа выполненного дизайнером практического тестового задания.

6. Обобщение и анализ имеющихся специальных данных по конкретному дизайнеру (образование, опыт работы, заслуги, портфолио и пр.) с результатами тестов по оценке информационных и технических знаний.

7. Присвоение профессиональной квалификации дизайнеру. На данном этапе лицо, ответственное за присвоение квалификации (HR-менеджер) на основе проведенного ранее анализа имеющихся по конкретному дизайнеру специальных данных и результатов тестов по оценке информационных и технических знаний, присваивает дизайнеру техническую и информационную квалификацию.

Предлагаемая методика является одним из возможных подходов к решению задачи по оценке и определению технической и информационной квалификации дизайнера. Конечно, в зависимости от различных особенностей полиграфических предприятий в данную методику могут быть внесены корректирующие изменения. Поэтому предлагаемая методика не исключает применения других методов, позволяющих принимать обоснованные решения по данному вопросу.

На современном этапе развития экономики крайне важными являются получение и поддержание полиграфическими предприятиями долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечат их выживание и успешную работу на рынке. Для этого важно оценивать знания сотрудников полиграфических предприятий. Рассмотренная в данной статье методика предлагает оценивать техническую и информационную квалификацию дизайнеров с помощью метода профессионального тестирования. Профессиональные тесты содержат две части. Первая из них — информационные тесты — позволяет определить знания дизайнера в полиграфической области, вторая — технические тесты — дает возможность увидеть, как дизайнер может реализовывать свои знания на практике. Подсчет и интерпретация результатов информационных тестов могут быть автоматизированы с помощью программных средств; оценка технической квалификации происходит на базе экспертного анализа выполненных дизайнерами работ. Таким образом, на основе данных, имеющихся по рассматриваемым дизайнерам, и данных, полученных по результатам выполнения профессиональных тестов, происходит процесс присвоения дизайнерам технической и информационной квалификации.

Применение данной методики позволяет не только определять техническую и информационную квалификацию дизайнеров, но и решать ряд других немаловажных задач, таких как качественное управление человеческими ресурсами, оценка эффективности действующих программ, создание новых программ предприятия (найма, продвижения, развития) и пр. Перечисленные выше факторы обусловливают заинтересованность полиграфических предприятий данной методикой и, возможно, востребованность ее после апробации.

Список использованной литературы

1. Брянцева Ю.С., Шабанова А.К. Зачем нам эта оценка, или Внутренний PR // Управление персоналом. 2006. № 22.  С. 18-21.

2. Магура М.И. Оценка работы персонала/М.И. Магура, М.А. Курбатова. М.: Интел-Синтез, 2005.   416 с.

3. Попов Д.И. Автоматизация управления процессов аттестации персонала предприятий промышленности. М.: МГУП, 2007.  178 с.

КомпьюАрт 8'2009

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства