КомпьюАрт

6 - 2009

Куда торопится оперативная полиграфия?

Андрей Крылов krylov@compress.ru

Как все начиналось? Салоны оперативной полиграфии в нашей стране начали появляться с середины 90-х годов. До этого времени на крупных еще не приватизированных типографиях, в закрытых от широкого доступа помещениях были установлены копировальные автоматы различных фирм-производителей, но такие термины, как «ксерокопия» или «сделать ксерокс письма», до сих пор присутствуют в нашей речи, даже если копия делается на копире другого производителя.
За стенкой, занимая огромную площадь, находился сканер, например, уже не существующей фирмы Hell. А матричные принтеры обычно «жужжали» в отделах кадров предприятий, а секретари их руководителей отбивали тексты приказов, как правило,
на электрических печатных машинах.

Один день из жизни салона оперативной печати

Теперь современный салон оперативной полиграфии представляет собой небольшое офисное помещение, в котором при входе установлены магазинные полки с продающейся офисной бумагой, с болванками дисков и даже с хрустальными игрушками-сувенирами.

Пройдя эти стеллажи, например, старушка просит одетого в офисный костюм продавца полиграфических услуг сделать копию завещания на квартиру. Заплатив около трех рублей за черно-белую копию, она уступает место студенту технического вуза, которому срочно нужна копия чертежа стоимостью уже порядка 60 рублей.

Практически каждый день заходят клиенты, заказывающие визитки, ламинирование документов и переплет пружиной раздаточных материалов. Так незаметно и, в общем, без суеты проходит рабочий день сотрудников оперативного салона печати. Главное, после каждого заказа нужно пробивать чеки, иначе есть риск оказаться в цепких руках налоговых органов, осуществляющих проверочные мероприятия и, как правило, заходящих в торгующую организацию по двое. Ежедневный доход среднестатистического оперативного салона в Москве со всеми выплатами составляет порядка 10-30 тыс. руб.

Иногда случаются и крупные заказы, например выполнить к 14 часам тиражом в 100 экземпляров раздаточный презентационный буклет (50 полос) с цветной обложкой для какой-нибудь выставки. В этом случае выполняются следующие технологические операции:

  • открытие файла с диска;
  • внесение возможных исправлений в верстку;
  • распечатка и подписание у заказчика;
  • вывод на черно-белом копире внутренних листов буклета;
  • вывод на цветном копире передней обложки;
  • ручная листоподборка;
  • для презентабельного вида буклета кладутся прозрачная пленка сверху и текстурный картон снизу и все это переплетается пластиковой пружинкой диаметром 10 мм.

При тираже в 100 экземпляров общая стоимость тиража равна приблизительно 18 тыс. руб.:

  • вывод 50 страниц ч/б (офисная бумага) x 100 экз. x 1 руб. = 5000 руб.;
  • 100 страниц цветных (на более плотной бумаге) x 15 руб. = 1500 руб.;
  • 100 листов ламината, картона и пружинок x 40 руб. = 4000 руб.;
  • операция листоподборки — 10 коп. за подобранный лист = 500 руб.

Опытный продавец салона оперативной печати может еще накрутить и за внесение изменений в компьютерную верстку (порядка 2 тыс. руб.), вывод сигнального экземпляра; плюс возможный откат (минимум 5 тыс. руб.) человеку, принесшему заказ, и т.д. В итоге в Москве стоимость буклета получается равной 180 руб. за экземпляр.

Phaser 5550

Phaser 5550. Практически в каждом офисе установлена подобная техника, выполняющая функции копира, принтера и сканера. Конкурентным преимуществом Phaser 5550 является высокая скорость печати — 50 отпечатков в минуту как при односторонней, так и при дуплексной печати, а время выхода первого отпечатка составляет всего 6,5 с

Но со временем таких заказов становится все меньше, поскольку на предприятиях любого масштаба — крупных, мелких и средних — устанавливается своя офисная техника: принтеры, сканеры, копиры, а также ламинаторы и переплетчики, на которых презентацию можно вывести, не обращаясь в салоны оперативной печати. Копировальные аппараты установлены практически во всех отделениях связи, и копию внутренних страниц паспорта можно сделать теперь в этих отделениях. В результате лет пять назад организация работы копировальных салонов начала постепенно изменяться. В случае если перечень услуг салона не расширялся, то, как правило, он закрывался.

Электрофотографический принтер IBM Infoprint 4100

Электрофотографический принтер IBM Infoprint 4100

Если салон расширялся, то обычно он становился мини-офсетной типографией. Проще говоря, теперь в каждой небольшой офсетной типографии имеется свое цифровое направление и менеджеры типографий сами выбирают, на каком оборудовании дешевле отпечатать заказ — на офсете или на цифре.

Что дальше?

Е ще одна причина широкого спроса цифровой печати — возможность изменять информацию на каждом экземпляре. Эту особенность цифровой печати подметили как государственные, так и крупные коммерческие организации, например банки. Оплата коммунальных платежей, получение банковских справок и даже персонализированных буклетов из магазинов с вежливым обращением «Уважаемый Андрей Юрьевич, у нас для Вас большая скидка…» — все это делает рынок нанесения персонализации достаточно прибыльным даже в кризис. Ведь к безадресным массовым рекламным рассылкам — так называемому спаму, получатели уже давно относятся крайне негативно. Но достаточно персонализировать рекламное сообщение — и вероят ность его прочтения резко повышается. Персонализация подразумевает внесение изменения лишь в незначительную часть всего сообщения.

Пока номер готовился к печати, фирма InfoPrint Solutions Company в начале июня объявила о выходе на российский рынок принтера InfoPrint Duplex 5000 уже для цветной печати.

Книжные издательства также могут использовать Infoprint 5000 для снижения расходов на печать небольших тиражей цветных книг
или технических руководств, а директ-маркетинговые агентства и сервисные бюро могут снизить расходы, обрабатывая бумагу лю-бой массы на более высокой скорости.

Участники пресс-конференции

Участники пресс-конференции (слева направо): Алексей Иващенко, директор по продажам InfoPrint Solutions Company в России, Бенуа Шателард, первый вице-президент и генеральный директор InfoPrint Solutions Company, регион EMEA, и Олег Пегов, генеральный директор InfoPrint Solutions Company в России, представляют цветной рулонный принтер InfoPrint Duplex 5000. Возможно, в скором будущем бланк оплаты коммунальных услуг будет выглядеть так: информация о счете все-таки выполнена черно-белым шрифтом, а реклама представлена уже в цветном виде

Поэтому практически все фирмы — производители цифровых машин теперь предлагают не только железо, но и услуги по организации специальных проектов, вклю-чающие:

  • создание баз данных и работу с ними, например для транзакционной печати предполагается использование большого объема данных, возможно — из перекрестных баз. Транзакционная печать, в отличие от персонализированной печати, подразумевает полную замену содержания документа в каждом экземпляре. Заказчиками такой продукции являются банки, страховые компании и пр.;
  • создание специальных программных приложений, включающих верстку полос с размещением переменных данных;
  • новые идеи, например выпуск методичек для студентов, книг по требованию (Print-on-Demand) или цветных альбомов с фотографиями.

Когда нужна оперативность

Пришло лето, к финансовому кризису добавился сезонный спад в полиграфической отрасли. Тиражи газет и журналов постепенно сокращаются, количество заказчиков на коммерческую рекламную продукцию тоже уменьшается, но цены на бумагу и краску, тем не менее, растут. Наиболее уязвимыми оказались типографии, ориентированные на рекламные агентства, издательства и отделы рекламы крупных компаний, а наиболее эффективным шагом может стать переориентирование производства на частных заказчиков. Несмотря на то что объем каждого подобного заказа очень мал, их число может быть огромно и поток нескончаем.

Такими заказами могут стать оригинальные визитки, необычные приглашения на семейные торжества, забавные календарики друзьям, красивые открытки близким людям, блокнотики с домашним любимцем, да мало ли что еще. Домашние принтеры не всегда способны обеспечить требуемое качество, и человек поневоле вынужден обращаться в типографию.

 

Оперативная полиграфия в типографиях

Типографий много, но процесс заказа примерно одинаков везде. Нужно принести свой макет и через некоторое время — от 30 минут до пары часов — можно получить свой тираж, минимум которого составляет 100 экземпляров. 

Типографии удобны тем, что всегда можно получить консультацию по бумаге или способах печати у менеджера. Кроме того, за небольшую плату можно заказать цветопробу, чтобы посмотреть, как будет выглядеть конечная продукция. И конечно, где как не в типографии смогут предложить больший выбор обычной и дизайнерской бумаги, которую можно потрогать, посмотреть и даже понюхать.

Однако не бывает плюсов без минусов. Обращаясь в типографию, заказчик должен быть готов к возможному невниманию и даже пренебрежению к своему заказу. Как правило, его заказ — лишь капля в море подобных. Чтобы не разочароваться в результате, клиенту приходится самому вникать в полиграфический процесс и осваивать основную терминологию, чтобы говорить с менеджерами на одном языке. К счастью, серьезного брака вроде неровной резки или откровенно неправильных цветов типографии обычно не допускают. 

Как правило, изготавливать в типографии личные визитки или приглашения предпочитают люди, регулярно бывающие там по деловой необходимости. При условии наличия свободного времени, хотя бы минимальных дизайнерских навыков и способности понимать менеджера оперативная печать в типографиях остается наиболее надежным способом получить хороший результат.

 

Копи- и фотоцентры

Рядового обывателя типографии обычно пугают. Объяснять, каким видится конечный результат, не понимая ничего в процессе, не слишком большое удовольствие. Кроме того, у неискушенного человека вызывает недоумение необходимость платить 5-10 рублей за визитку при том, что многочисленные копи- и фотоцентры предлагают изготовление визиток по 2 рубля за штучку. Да и вывески подобных центров встречаются буквально на каждом углу, поэтому нет нужды что-то специально искать.

Процесс заказа здесь аналогичен заказу фотографий — нужен макет (правда, иногда предлагают готовый) и терпение подождать от получаса до суток. По сравнению с типографиями минимальный тираж в этом случае — меньше 50 штук.

К сожалению, на aэтом плюсы заканчиваются, и начинаются сплошные минусы. Самый большой из них — невозможность повлиять на конечный результат. Заказ в подобных центрах — своего рода рулетка, поскольку с одинаковой вероятностью можно получить качество как вполне пристойное, так и отвратительное. В конечном счете, результат сильно зависит от везения клиента и настроек машины.

Чем привлекают подобные центры, так это отсутствием необходимости ломать голову над выбором как бумаги (максимум, что вам предложат — 2-3 типа бумаги), так и размера (формат отпечатка обычно один-единственный). К слову, готовые шаблоны также не отличаются ни особым разнообразием, ни вкусом. В подобные сервисы обычно обращаются либо очень экономные клиенты, либо те, кто не уверен в своих силах или не желает опробовать макет.

 

Онлайн-сервисы

По большому счету за каждым онлайн-сервисом скрывается вполне реальная типография. Сами сервисы могут выглядеть как специальные формы заказа на сайтах типографий (таких большинство) или как отдельные сервисы вроде Vizitka24.ru или Kalendarionline.ru. 

Для заказа достаточно загрузить в специальной форме макет, выбрать бумагу и нажать кнопку Заказать . Многие сервисы содержат готовые шаблоны, а самые хорошие предлагают скомпоновать макет из имеющейся информации и выслать на почту для согласования. Процесс изготовления продукции занимает 12 и более часов, готовый тираж доставляется на дом. В большинстве сервисов заказывать можно от 1 штуки. Расценки близки к ценам типографий, но зачастую получаются даже немного ниже.

Посылая заказ через Интернет, заказчик имеет больше шансов получить хороший результат по сравнению с обычным заказом в той же самой типографии. Разгадка кроется в том, что в онлайн-сервисах, которые имеют постоянный приток клиентов из Глобальной сети, для конкретных работ выделены специальные машины — отдельно для визиток, отдельно для календарей и так далее. Благодаря этому не приходится постоянно менять настройки, и разные виды продукции печатаются на машинах, оптимизированных именно для нее. Кроме того, отсутствует негативное воздействие человеческого фактора. Менеджеры — тоже люди, и у них тоже бывает плохое настроение. У электронной странички плохого настроения быть не может в принципе, и она способна быстро помочь заказчику в любое время суток.

Но, к сожалению, онлайн-сервисы не могут полностью освободить от знания процесса. Поэтому разработчики подобных сервисов должны стремиться максимально облегчить процедуру заказа, сделав ее простой и наглядной. В результате заказ через Интернет может оказаться приятнее и проще, чем личный заказ.

Но за удобство приходится платить. Платой за онлайн-заказ полиграфической продукции будет невозможность оперативно выяснить непонятные вопросы, задать специфические параметры и ознакомиться
с образцами печати и бумагой.

Онлайн-сервисы только появляются, но уже сейчас представляются перспективным направлением развития оперативной полиграфии в целом. По крайней мере, лучшие из них имеют существенные преимущества перед остальными способами печати. Они удобны, понятны заказчику и позволяют ему отследить и вовремя скорректировать результат.

Так, год назад в типографии в Апрелевке (Московская область) состоялась презентация линии по выпуску билетов для ЕГЭ. Печать ведется с применением системы многофункциональной печати IBM Infoprint 4100 (черно-белая печать) на установленных рядом двух принтерах — первый принтер для печати «лица», второй — для печати «оборота». Экзаменационные билеты для российских выпускников принтеры печатают со скоростью до 330 погонных метров в минуту, а ширина бумажного полотна составляет
19,5 дюймов.

КомпьюАрт 6'2009

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства