КомпьюАрт

12 - 2009

Обзор авторских техник получения оттиска

Часть 10. Другие способы печати

Николай Дубина info@prodtp.ru

Продолжение. Начало см. в КомпьюАрт № 3-10’2009.

Другие способы печати

Трафаретная печать

Трафарет — приспособление, используемое для нанесения на различные поверхности большого количества идентичных символов, таких как буквы, цифры, разнообразные фигуры и изображения различной степени сложности.

Трафарет представляет собой небольшой лист бумаги или прозрачной пленки, в котором вырезано несколько сегментов, составляющих исходное изображение. При изготовлении трафарета картинка разбивается на сегменты таким образом, чтобы при прорисовке трафарет не рвался.

Элементы изображения вырезаются подходящим для конкретного случая инструментом. Обычно это острый нож. Когда трафарет готов, его накладывают на окрашиваемую поверхность и сверху прокатывают либо валиком с краской, либо губкой, либо наносят краску при помощи пульверизатора. Краска свободно проходит сквозь вырезанные в трафарете отверстия, создавая таким образом сегментированное изображение на окрашиваемой поверхности.

Более современным видом трафаретной печати является шелкография.

Одной из разновидностей трафаретной печати является ризография, которую относят к способам оперативной полиграфии. Ризография — печать с использованием печатной формы, изготовленной прожиганием термоголовкой микроотверстий в формном материале (мастер­пленке) для образования печатающих элементов, через которые впоследствии продавливается краска.

Ризографию применяют для оперативного размножения на бумаге одноцветной или многоцветной (полноцветная печать невозможна) печатной продукции небольшими тиражами. При сильном увеличении можно увидеть, что штрихи на оттиске состоят из точек и напоминают пунктирные линии. В качестве оригиналов могут быть использованы бумажные документы или файлы.

Шелкография (шелкотрафарет)

Шелкография является современной разновидностью трафаретной печати и основана на тех же принципах. Но если в трафарете общая целостность изображения сохраняется благодаря перемычкам, то в шелкотрафарете эту роль выполняет сетка. Размеры трафаретной формы ограничены только шириной выпускаемого сетчатого полотна и размером печатной рамы.

В шелкографии есть два способа нанесения изображений. Первый — контактный, второй — бесконтактный. Более подробно мы остановимся на первом (контактном) способе трафаретной печати, потому что он применяется гораздо чаще второго. Тем не менее несколько слов о бесконтактном способе трафаретной печати все же скажем. В этом случае материал не касается сетки, а краску передают с формы с помощью электростатических сил. В контактном способе сетка контактирует с печатным материалом, а краску подают ракелем.

При печати шелкографией вручную нет необходимости в приобретении дорогих печатных станков, которые требуются только для больших тиражей.

Особенность техники шелкографии заключается в том, что возможно применение широкого диапазона печатных красок на различных связующих, которые позволяют работать на любых материалах: бумаге, пластике, стекле, ткани и т.п. Главное условие для краски — чтобы она не разрушала материал трафарета и не высыхала быстрее, чем необходимо для нормального печатного процесса.

В шелкографии особенно ценят толщину краски, которую можно нанести на материал. Эта толщина в 10 или даже 30 раз больше, чем при офсетной или глубокой печати, она дает возможность шелкографу создать рельефное красочное изображение. Какая получится толщина краски на материале, зависит от ракеля, его угла и наклона, а также от сетки. Кроме того, качество трафаретной печати зависит от контакта ракеля с сеткой и контакта сетки с печатаемым материалом. Контакт ракеля с сеткой должен быть постоянным и однородным по всей длине сетки.

Подготовка сетки

Независимо от того, обрабатывалась натянутая сетка растворами, делающими ее шероховатой, или нет, обезжиривание проводится обязательно. Эта операция предваряет нанесение фотораствора. Особого внимания требуют к себе вторично используемые сетки, которые могут содержать не только жировые вещества, но и остатки краски после предыдущей шелкографии.

Химическое обезжиривание

Едкий натр (NaOH) разрушает жиры и образует с ними соединения, которые хорошо смываются водой. Водный раствор едкого натра (едкий натр (каустическая сода) — 20 г, вода — 80 мл) при помощи синтетической щетки растирают по поверхности сетки. Это старый и надежный способ удаления жировых загрязнений. Щелочь реагирует с алюминием, поэтому при использовании алюминиевых рам необходимо обезжиривать сетку с помощью моющих средств.

После обработки щелочью сетку промывают водой и дополнительно нейтрализуют 5%­ным водным раствором уксусной кислоты.

Обезжиривание моющими средствами

Поверхностно­активные вещества, к которым относятся бытовые моющие средства, достаточно хорошо удаляют жировые загрязнения и могут в виде исключения применяться для обезжиривания трафаретных сеток. Но необходимо учитывать, что в моющие средства часто добавляют вещества, смягчающие воду. Такие добавки, оседая на поверхности сетки, плохо смываются водой и будут мешать прочному прилипанию фотораствора. Чем проще состав моющего средства, тем меньше может возникнуть проблем.

Александр Дюкс. Посмотри Америку. Шелкография. 1939 г.

Александр Дюкс. Посмотри Америку. Шелкография. 1939 г.

При промывке необходимо учитывать, что соли, которые содержатся в водопроводной воде, могут тончайшей пленкой покрыть ткань и мешать хорошему контакту с фотораствором. Но все же промывку лучше проводить в воде с минимальным содержанием солей.

Изготовление трафарета

Существует множество способов изготовления трафарета — от вырезания требуемых элементов ножницами и наклеивания их на сетку до выжигания отверстий в металлическом листе лазером.

Самый простой способ изготовления трафарета заключается в вырезании элементов трафарета из бумаги и последующего их наклеивания на заднюю сторону сетки. Также вместо бумаги можно использовать различные пленки, включая фактурные, которые дают на оттиске границы элементов рисунка с полутонами.

Один из способов изготовления сетчатого трафарета заключается в нанесении вручную жидкого копировального раствора непосредственно на сетку. На высохший фотослой контактным способом экспонируется диапозитив или негатив, в зависимости от творческой задумки. В качестве негатива или позитива может выступать изображение, нарисованное художником на прозрачной пленке с помощью черной непрозрачной краски. Проявление заключается в полном смывании незакрепившегося слоя из ячеек сетки. Это достаточно простой и дешевый метод, но он требует некоторых навыков и практики, что необходимо в любой технологии. Светочувствительный раствор можно приготовить самостоятельно, при этом его качество можно контролировать самим.

Необходимо учитывать, что жидкие фоторастворы после высыхания уменьшаются в объеме, а нанесенные на зернистую поверхность сетчатого полотна повторяют всю его структуру. Неровная поверхность слоя с печатной стороны не позволяет плотно прижимать диапозитив во время копирования, а трафарет — к запечатываемой плоскости, что приводит к снижению четкости изображения. Чтобы уменьшить этот дефект, на внешнюю сторону наносят несколько фотослоев, которые приводят к увеличению толщины трафарета, а следовательно, к более толстому слою краски.

Кроме того, необходимо отметить проблему с пылью, частицы которой могут попасть на сетку или на уже нанесенный, но не высохший слой раствора и создать точечные элементы после проявления, что при совпадении с тонкими элементами рисунка может привести к трудноисправимому браку.

Для получения качественного прямого трафарета требуется равномерное светочувствительное покрытие на том участке сита, где предполагается копирование изображения. Для этих целей применяется ракель­лоток. Но можно попробовать наносить раствор и кистью.

Несмотря на то что фоторастворы в жидком состоянии малочувствительны к свету, необходимо соблюдать осторожность, избегать яркого, особенно солнечного света. Первый слой можно наносить при неярком рассеянном свете, но лучше все работы по изготовлению трафаретов на основе дихроматов проводить при оранжевом или красном освещении.

Рабочая рама устанавливается в неподвижное вертикальное положение. Берут лоток, который должен быть шире будущего изображения, и наливают фотораствор. Желатиновый раствор предварительно подогревают на водяной бане до температуры 50 °С. Корытце прижимают к сетке со стороны, которая будет контактировать с запечатываемой поверхностью (внешняя сторона), наклоняют его до смачивания раствором и снизу вверх плавно покрывают необходимую площадь. Лоток отклоняют в исходное положение до прекращения контакта раствора с сеткой и отодвигают от сетки. Всю операцию повторяют еще раз. Теперь переходят на ракельную сторону рамы и так же наносят фотораствор 2­3 раза.

Раму сушат в темном месте, в горизонтальном положении, внешней стороной сетки вниз. Температуру держат в пределах 20­30 °С. Высохший слой становится чувствителен к свету, и вторичное нанесение фотораствора также обязательно проводят при оранжевом или красном освещении.

После сушки печатную сторону дополнительно покрывают фотораствором в 2­3 приема.

При повторной сушке раму размещают в темном сушильном шкафу, но уже вверх печатной (внешней) стороной сетки и сушат при температуре 20­30 °С. Фотослои после высыхания имеют тенденцию к самополимеризации без доступа света (так называемое темновое дубление). При повышенной температуре и высокой относительной влажности воздуха этот процесс ускоряется. Поэтому необходимо до минимума сокращать время между нанесением фотослоя и копированием, соблюдать в помещении температуру около 20 °С и относительную влажность 55­65%. Нельзя проводить сушку электрорефлекторами, которые при прямом излучении инфракрасными лучами задубливают фотослой.

При печати пилообразные края рисунка или сливание близко расположенных линий и мелких деталей часто бывает вызвано тем, что нанесен недостаточно толстый копировальный слой. Такой слой повторяет зернистую структуру сетки с печатной стороны трафарета и неплотно примыкает к запечатываемой поверхности. Краска за счет такой волнистости беспрепятственно проникает на пробельные места. Чем больше ячейки и толще нити сетчатого полотна, тем заметнее влияние тонкого фотослоя.

Если печатные элементы на оттиске имеют по краям увеличенное отложение краски, то это вызвано очень толстым копировальным слоем. При недостаточной вязкости краски контуры такого слоя начинают расплываться, ухудшая четкость рисунка.

Копирование

Диапозитив монтируют на сетке с внешней стороны при помощи липкой ленты. Время засветки определяют опытным путем.

При изготовлении диапозитива нужно учитывать, что для получения четких элементов изображения монтаж проводится эмульсионной стороной к фотослою. То есть изображение должно максимально контактировать с фотослоем при засветке. Выполнение рисунков на прозрачной пленке сокращает экспозицию, а матовая калька требует гораздо больше времени.

Для копирования можно использовать следующее самодельное приспособление. Изготавливается ящик, на дно которого монтируется одиночный источник света или пакет люминесцентных ламп. Сверху все закрывается органическим стеклом, которое пропускает ультрафиолетовое излучение. На стекло укладывается диапозитив или прозрачная калька с нарисованным изображением.

Трафаретная рама с копировальным слоем прижимается к диапозитиву различными способами. Обычно используется какой­нибудь груз.

Проявление

Набухание незасвеченного слоя проводят водой при температуре 20­25 °С, а затем ее повышают до 40 °С, чтобы растворить набухший желатин. Промывка матрицы продолжается около 5 минут.

Прежде чем проявленный трафарет будет высушен, с него желательно удалить избыток влаги с помощью фильтровальной бумаги. Трафарет сушат при комнатной температуре.

На все открытые поля сетки, которые должны быть закрыты, наносят копировальный раствор при помощи небольшого ракеля или кисти. При необходимости тонкой кистью ретушируют точечные отверстия и детали рисунка. Высохшую корректуру засвечивают соответствующим источником света.

Трафарет, предназначенный для печати краской на водорастворимом связующем, требует дополнительного закрепления от набухания в воде. Химическое дубление проводят в кювете при небольшом размере сита, либо устанавливают раму в специальный поддон с углублением для сбора раствора и обливают трафарет в течение 4­5 минут. Дубление производится 5%­ным раствором алюмокалиевых квасцов при температуре 25­30 °С.

Копировальный процесс построен на воздействии света на фотоэмульсию. В конечном счете фотослой должен приобрести только два противоположных состояния: засвеченные и незасвеченные участки. Поэтому надо обратить внимание на всю тщательность в подготовке изображения, которое будет копироваться непосредственно на фотослой, и защищать от света копировальный слой. Длительность и интенсивность светового потока во время экспозиции трафарета требует от рисунка достаточной плотности и контрастности. В зависимости от условий печати для копирования изготавливают диапозитив или негатив на фотопленке, кальке и других прозрачных пленках — главное, чтобы материал пропускал ультрафиолет, приводящий к дублению фотослоя.

Печать шелкографии

В шелкографии используются различные конфигурации печатного оборудования. Совмещение печатной формы с запечатываемым материалом происходит различными способами. В одних случаях трафарет с рамой поднимается вверх, в других — отклоняется вниз рабочий стол.

Наиболее простой и часто применяемый в ручной трафаретной печати способ состоит в следующем: трафаретная рама закрепляется с одной стороны на петлях и поднимается под небольшим углом, чтобы можно было удалить готовый оттиск и положить новое изделие. Иногда петли снабжают струбцинами для закрепления их на столе, что удобно в тех случаях, когда шелкографией занимаются эпизодически.

В некоторых случаях необходимо оставлять зазор между сеткой и плоскостью оттиска. При формате печати 30Ѕ40 см зазор устанавливают в 1­3 мм, а для формата 80x100 см увеличивают до 3­5 мм. Контакт трафарета с поверхностью происходит при движении ракеля.

Шелкография по текстилю выполняется без зазора. Сетка трафарета плотно прижимает ткань и уменьшает вероятность ее смещения при движении ракеля. Рама поднимается медленно, так как краске во время контакта с зернистой неровной поверхностью ткани необходимо некоторое время для того, чтобы смочить ее.

КомпьюАрт 12'2009

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства