Токен: 2SDnjeb4y7E

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjejusTv

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

КомпьюАрт

1 - 2010

Эволюция рынка цифровых пластин

Владимир Крысинский, ведущий технический эксперт компании «МакЦентр»

Компания Agfa постоянно совершенствует свои продукты, благодаря чему остается на лидирующих позициях в производстве офсетных пластин. Естественно, все основные инновации приходятся на пластины CtP. Что касается аналоговых пластин, то Agfa еще в 2006 году сократила до минимума количество марок, оставив только Meridian P55, Zenith N555 и Lastra Matrix и переведя их производство в Италию и на периферийные заводы. Новой разработкой среди аналоговых пластин стала только Aluva, предназначенная для использования по технологии CtcP. По этому поводу в апреле 2009 года было сделано совместное заявление компаний Agfa и Luscher.

Вследствие этого на центральном заводе в Висбадене (Германия) производственные линии были освобождены под пластины CtP. В 2008 году данные линии были реконструированы дополнительно и под термальные пластины Energy Elite, для которых необходим двойной полив.

Термочувствительные пластины Agfa (с химической обработкой)

Давно уже выпускаемые и хорошо известные термальные пластины Agfa Thermostar P970 и Lastra Ampio (LT-2) получили новое преимущество после разработки и недавнего усовершенствования проявителя Energy. В настоящий момент это, пожалуй, лучшая химия для большинства термальных пластин, в том числе Kodak и Fuji. Раньше именно химия была слабым местом в термальной технологии Agfa.

Пластины Energy Elite, которые сейчас постепенно вытесняют Thermostar, стали серьезным шагом вперед в термальной технологии. Эти пластины с тиражестойкостью до 500 тыс. оттисков без термообработки имеют, помимо этого, высокую химическую стойкость (150 тыс. при печати УФ-красками, возможность использовать агрессивную печатную химию и заменители изопропилового спирта). Кроме того, это очень быстрые пластины, имеющие высокую светочувствительность (порядка 100-110 mj/cm2) и малое время проявления (22 с). Визуально они очень контрастные, и у них длительный, до двух лет, срок хранения. Среди конкурентов можно отметить только пластину Kodak Electra XD со схожими параметрами (за исключением срока хранения). Но и здесь у Agfa серьезное преимущество. Для этих пластин была разработана своя химия. Данным проявителем можно обрабатывать до 4000 м2 пластин с одной заливки при минимальной регенерации. Таким образом, расход по химии, по сравнению с Kodak, почти в два раза меньше.

Хотелось бы отметить и высокую перспективность оригинальной технологии Agfa в области позитивных термальных пластин. Только у Agfa термочувствительный слой служит своеобразной маской, которая препятствует растворению печатных элементов проявителем во время обработки. Это позволяет отдельно, что гораздо проще, конструировать нижний слой с заранее заданными свойствами, лишь бы он нормально растворялся в проявителе.

Фотополимерные пластины

В области фотополимеров разработанная Agfa пластина N91v (для фиолетовой технологии) сегодня, пожалуй, лучшая в своем сегменте. Есть и аналог — Lastra LVX.

Ближайшие конкуренты — это Fuji LP-NV и Kodak Violet Print. Насколько мне известно по отзывам клиентов, пластины Kodak пока отстают по стабильности свойств от Agfa и Fuji, которые имеют значительно больший опыт в производстве данных материалов. Кроме того, у них невысокие химическая стойкость и разрешающая способность.

Относительно компании Fuji можно сказать, что если по фотополимерным пластинам для зеленого лазера у нее было небольшое, на полшага, опережение (например, была более высокая светочувствительность), то с фиолетовыми пластинами всё с точностью до наоборот. Пластины N91V имеют более высокую светочувствительность, меньше засвечиваются при желтом свете, быстрее происходит очищение пробелов в печати и т.д.

Химия для фотополимеров у Agfa тоже более экономичная. Новый проявитель PL-10 требует регенерации только 10-20 мл/м2.

Новая разработка Agfa N92V (Aspire) — улучшенная версия N91V — была анонсирована на drupa 2008. По заявленным свойствам она превосходит N91V по тиражестойкости, разрешающей способности, стабильности и химической стойкости. Новая версия должна была заменить N91V уже в 2009 году, но в связи с кризисом ее внедрение отложено.

Серебросодержащие пластины

Как известно, в данном сегменте расходных материалов Agfa яляется не только лидером, но и чуть ли не единственным производителем. Пластины Lithostar Ultra V до сих пор являются уникальным материалом. Это самые светочувствительные и стабильные по качеству алюминиевые пластины среди всех формных материалов для офсетной печати. Последние усовершенствования закончились в 2004 году с внедрением в обработку концепции С7+, которая позволила значительно сократить количество отходов и стабилизировать процесс обработки.

«Свободные от химии» термальные пластины

Наиболее известна пластина Azura, в которой применяется оригинальная технология Agfa ThermoFuse. Суть данной технологии заключается в том, что при изготовлении форм используются только физические процессы, не связанные с процессами химическими. Слабо скрепленные наполнителем макрочастицы термопластика после воздействия теплового лазерного излучения сплавляются в единый слой. Следующая стадия изготовления форм состоит в механическом удалении несплавившихся частиц с пробелов формы. Это происходит в специальной установке с помощью щеток во время гуммирования.

Данная технология уже получила международное признание и все шире используется в разных странах, особенно там, где имеются жесткие требования по экологии. Достаточно сказать, что 14 декабря 2009 года в Токио именно за эту технологию компании Agfa-Gevaert была вручена престижная премия Nippon Export Award.

Основное преимущество всех не зависящих от химии пластин, помимо экологии, достаточно очевидно. Из технологической цепочки изготовления форм исключается ее самая нестабильная часть — химическая обработка. В результате растровые элементы зависят только от экспонирования. Таким образом, появляется возможность получать абсолютно предсказуемый результат.

Безусловно, за такими пластинами будущее. Но пока их распространение сдерживается целым рядом факторов, главным из которых является не только высокая цена, но и гораздо более низкая светочувствительность. Для сравнения можно отметить, что у обычных позитивных термальных пластин необходимая для экспонирования энергия составляет 120-150 mJ/cm2, а у пластин Agfa Azura, Kodak Termal Direct и ряда других — порядка 300 mJ/cm2 и более. Понятно, что уменьшение производительности в два раза и более не подходит для типографий с большой загрузкой. Кроме того, это пластины не для больших тиражей, так как обычно не могут подвергаться термообработке, а тиражестойкость их не превышает 100 тыс. оттисков.

Ближайшим конкурентом пластин Azura являются пластины Termal Direct, которые уже присутствуют на российском рынке. Пластины Kodak Termal Direct, в отличие от Azura, не требуют никакого оборудования для смывки пробелов и могут сразу после экспонирования устанавливаться в печатную машину. Очищение пробелов в данном случае происходит за счет смывки лишнего слоя увлажняющим раствором.

Казалось бы, такая технология имеет все преимущества перед первой, но не всё так просто. Дело в том, что на таких формах очень слабый контраст до печати, а следовательно, отсутствует возможность полного оперативного допечатного контроля. Главный принцип, который должен соблюдаться в формном производстве, — это стремление к предельному сокращению простоев печатной техники. Для этого необходим, даже на CtP, постоянный визуальный и аппаратный контроль изготовленных форм. На предприятиях с напряженным графиком работы и высокими требованиями к качеству это обязательная часть работы операторов CtP. Причин, по которым форма может получиться с дефектом, не так уж и мало. Возможен брак самих пластин. Брак может быть обусловлен и неполадками экспонирующей системы. Возможны проблемы с подготовкой файлов. Проверить это с формами, обрабатываемыми непосредственно в печатной машине, можно только по оттискам. С пластинами типа Azura таких проблем нет.

Небольшое преимущество формам типа Azura дает и дополнительное гуммирование, которое улучшает гидрофильные свойства пробелов и сокращает время приладки. Не факт и то, что смывку с пробелов лучше проводить непосредственно в печатной машине, а не во внешнем устройстве.

В настоящий момент разработана и выпущена модификация пластин Azura — Azura TS, светочувствительность которых в 200 mJ/cm2 уже приближается к обычным позитивным пластинам. Нужно отметить, что над повышением светочувствительности интенсивно работают все фирмы­производители. Так, компания Fuji объявила о запуске в производство пластин Brillia Pro-2 со светочувствительностью 120 mJ/cm2.

Есть и еще одна модификация этих пластин под маркой Amigo. Они тоже изготовлены по технологии ThermoFuse, но термочастицы у них более мелкие и сильнее скреплены друг с другом. В результате для их обработки уже требуется смывочный раствор в обычном процессоре. Однако параметры смывочного раствора никак не сказываются на размерах растровых элементов. Светочувствительность таких пластин —220-260 mJ/cm2, а тиражестойкость — уже 200 тыс. оттисков. Дополнительно их можно подвергать термообработке.

«Свободные от химии» фотополимерные пластины

Компания Agfa, так же как и Fuji, продолжает работать над запуском в производство «свободных от химии» фотополимерных пластин. Это уже прошедшая бета-тестирование пластина N92 VCF (Azura V). Такие пластины, как и Azura, требуют специальной установки для удаления слоя с пробелов во время гуммирования. Только дополнительно, как и для всех фотополимерных пластин, для закрепления изображения после экспонирования необходим преднагрев.

По светочувствительности пластины N92 VCF (Azura V) вписываются в пределы обычных фотополимерных пластин — 50 mJ/cm2 (LP-NN — 80-90 mJ/cm2, N91V и Violet Print — около 30 mJ/cm2). Тиражестойкость, так же как и у обычных фотополимеров, — 200 тыс. оттисков. Разрешение аналогично разрешению N91V.

Необходимо отметить, что появления таких материалов полиграфисты ждут с нетерпением. По сравнению с термальной фотополимерная технология имеет целый ряд преимуществ. Это более дешевые и быстрые плейтсеттеры, меньшая стоимость обслуживания комплексов CtP, надежность в печати фотополимерных пластин и многое другое. Но есть и слабые стороны. Например, меньшая стабильность результатов и большая их зависимость от химического процесса. Так что для фотополимеров этот шаг вперед очень важен.

Китайский вариант

Делая обзор офсетных пластин, надо упомянуть о «восточном факторе». Сегодняшние реалии таковы, что, говоря почти о любой области производства, нельзя не вспомнить о продукции Китая. На российском рынке сейчас предлагается целый ряд офсетных пластин — как аналоговых, так и термальных цифровых.

Компания «МакЦентр» имеет эксклюзивное соглашение по поставкам в Россию и Белоруссию пластин сингапурской компании PNE, завод которой расположен в промышленно­экономической зоне недалеко от Пекина. Это и аналоговые пластины марки NP-1, и позитивные термочувствительные ТР-1.

Несколько слов о пластинах ТР-1. Они имеют светочувствительность, близкую к стандартной, — 130-140 mJ/cm2 и тиражестойкость 100 тыс. оттисков. Разрешающая способность у них высокая, как у всех термальных пластин. Они неприхотливы как при изготовлении, так и в печати, имеют широкие пределы экспонирования и проявления. Особенно стоит отметить достаточно высокую для китайских пластин стабильность по качеству. Уже сегодня пластины ТР-1 могут составить конкуренцию среднетиражным термальным пластинам Ipagsa, Kodak и др.

КомпьюАрт 1'2010

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства