КомпьюАрт

2 - 2010

Качество печати: от теории к практике

Андрей Крылов krylov@compress.ru

Прошло уже более 13 лет с одного из поворотных моментов развития полиграфии — выхода в свет первой редакции международного стандарта
ISO 12647-2. За это время появилось много как сторонников, так и противников данного документа. Было опубликовано большое количество статей и отзывов отечественных и зарубежных экспертов. Стандарт успел обновиться, а на его базе была разработана сертификационная процедура PSO (Process Standard Offset), успешно апробированная и активно внедряемая иностранными типографиями.
К сожалению, в России по сей день остается открытым вопрос о необходимости стандартизации.
Тем не менее недавно полиграфическая компания ОАО «Промис» (Нижний Новгород) первой в стране прошла нелегкий путь от теории к практическому внедрению и применению в производстве требований стандартов серии ISO 12647 и сопутствующих им. Об этом свидетельствует международный сертификат PSO, недавно выданный ей швейцарским институтом UGRA. Первая в России сертификация PSO по стандарту ISO состоялась 11 февраля.
Сертификацию проводили институт UGRA совместно с компанией X-Rite.
Предлагаем вниманию читателей интервью с начальником типографии ОАО «Промис» Алексеем Дубровским.

КомпьюАрт: В нашем журнале уже было несколько публикаций, посвященных сертификации полиграфических предприятий (см. КомпьюАрт № 10’2009). Пока термин «PSO­сертификация» недостаточно известен в отрасли. Поэтому первый вопрос: что это такое?

Алексей Дубровский: В настоящее время успешная деятельность предприятия всё больше зависит от конкурентоспособности, а значит, от качества продукции и эффективности систем управления качеством. Улучшение качества продукции через освоение международных стандартов, в том числе семейства ISO 12647, является реальным, действенным и эффективным средством решения задач экономического и социального развития нашего предприятия.

Очень часто аббревиатура ISO ассоциируется со стандартами серии 9000. Так уж исторически сложилось, что в России это самый распространенный нормативный документ Международной организации по стандартизации.

Начальник типографии ОАО «Промис» Алексей Дубровский

Начальник типографии ОАО «Промис» Алексей Дубровский

Сертификация предприятия по ISO 9000 — это создание, внедрение и поддержание в рабочем состоянии системы менеджмента качества. Тем не менее выполнение требований вышеуказанного стандарта свидетельствует лишь о гарантированном устранении общих, независимых от сферы деятельности недостатков производственного процесса и документооборота, а не о качестве выпускаемой продукции. Несмотря на рекомендательный характер, стандарты ISO 9000 приняты в качестве национальных почти в ста странах мира, в том числе и в России.

Несколько лет назад швейцарский научно­исследовательский центр UGRA совместно с немецким институтом FOGRA предложил сертифицировать не систему управления качеством (стандарты семейства ISO 9000), а выпускаемую полиграфическую продукцию. Эта система оценки получила название PSO (Process Standard Offset). Поскольку ISO 12647­2 позволяет оценивать лишь конечный результат, PSO предусматривает сертификацию на соответствие требованиям серии стандартов, внедрение в производство которых необходимо для достижения конечной цели, а именно выпуска качественной печатной продукции. Основными из них являются:

  • ISO 15930. Обмен цифровыми данными на допечатной стадии;
  • ISO 15076. Управление цветом;
  • ISO 12646. Цветопроба на дисплее;
  • ISO 12646­7. Изготовление цветоделенных изображений, пробных и тиражных оттисков;
  • ISO 12647­2. Офсетная печать;
  • ISO 3664. Условия контроля изображения;
  • ISO 2846­1. Краски для четырехкрасочной офсетной печати.

Как видите, получается достаточно серьезный набор стандартов, охватывающий весь рабочий процесс предприятия.

PSO­сертификация имеет международный статус и предусматривает комплексный подход в решении задач управления технологическими процессами и обеспечении гарантированно стабильного выпуска качественной продукции при стандартизации всех рабочих процессов. Другими словами, всё — от переговоров с потенциальным заказчиком до получения тиража — нужно выполнять в соответствии с едиными общепризнанными нормативами.

Стандарты устанавливают требования, без соблюдения которых типография не сможет соответствовать целям и задачам PSO и не имеет никаких шансов пройти сертификацию.

КА: Зачем это необходимо вашему производству?

А.Д.: Можно сколько угодно спорить по поводу целесообразности и возможности внедрения серии стандартов ISO 12647 в российских типографиях. Да и, судя по публикациям в СМИ, ведут такие дискуссии люди, зачастую не имеющие отношения к практической полиграфии. На самом деле вопрос заключается в следующем: готова ли ваша компания к данному шагу?

Для ОАО «Промис» сертификация по PSO — это закономерный, очередной этап развития производства. Наша компания  является одним из лидеров в своем сегменте полиграфического рынка (производство упаковки для фармацевтической, косметической и пищевой промышленности), а задача лидера — задавать темп.

Не секрет, что успешность предприятия на рынке определяется тремя тесно взаимосвязанными факторами: качеством, стоимостью и сервисом. Стандартизация рабочего потока позволяет более четко управлять ими.

Качество. Одним из основных моментов, на которых сосредоточивает внимание PSO­сертификация, является контроль продукции на всех стадиях производства. Анализ конечного продукта не может гарантировать качество. Гарантией  может служить только хорошо организованное производство. Общими являются такие элементы обеспечения качества, как входной контроль, управление параметрами производственных процессов, испытания готового продукта и, конечно, наличие необходимой документации. Материалы, поступающие в производство, проходят обязательный входной контроль. Вся информация, передаваемая по этапам производственного процесса, подвергается проверке, анализу и, при необходимости, коррекции. Стандарты, основываясь на значениях и допусках, признанных во всем мире, дают возможность оценить не только качество продукции, но и качество всех производственных этапов. Любые отклонения выявляются на подготовительных стадиях, а не во время выходного контроля.

Сервис. Сегодня большинство предприятий уже ощутили на себе влияние последствий мирового финансового кризиса. Резко сократились складские запасы сырья и готовой продукции. Уже никто не работает впрок, и прослеживается следующая тенденция: заказов становится больше, а тиражи и сроки их выполнения уменьшаются. Для наших клиентов очень важен срок исполнения заказа, так как от этого зависит загрузка их собственного производства. PSO­сертификация помогает и в таком случае. Поскольку весь процесс находится под контролем, время на подготовку заказа и печать существенно сокращается. Как правило, заказчики размещают однотипную продукцию в нескольких типографиях, каждая из которых работает по своим, им одним известным принципам и со своими требованиями к качеству выпускаемой продукции. Только стандартизованная работа типографий позволит клиенту получать продукцию не просто в установленные сроки, но и требуемого качества.

Стоимость. Обращаю ваше внимание на то, что цель стандартизации — это не только технологический аспект, но и внутрифирменные связи. Одна из основных задач сертификации для предприятия — экономия ресурсов, достигаемая осуществлением контроля за расходниками и продукцией на всех стадиях, что сохраняет время и материалы. Стандартизация позволяет повысить эффективность и производительность, сократить потери предприятия в браке, а следовательно, уменьшить себестоимость продукции.

КА: Как ваши заказчики отнеслись к сертификации типографии?

А.Д.: Однозначно — положительно. Хочу отметить тот факт, что компании, которые придерживаются требований мировых стандартов, имеют более высокий рейтинг на рынке. Международные бренды по всему миру стараются работать только с сертифицированными производствами, а типографии, не прошедшие данной процедуры, не смогут иметь в числе постоянных заказчиков клиентов с мировым именем. Кто знает, возможно, российский рынок завтра тоже поменяет отношение к качеству.

КА: Трудно ли проходила стадия подготовки предприятия к сертификации?

А.Д.: Скорее, да. И причин тому достаточно много. Следует начать с того, что ни в России, ни на постсоветском пространстве этим всерьез раньше никто не занимался, а первым быть всегда тяжело. Несмотря на то что процедура PSO­сертификации не нова, вокруг нее существует определенный информационный вакуум. Вы вряд ли сможете найти хотя бы один стоящий документ (русскоязычный), регламентирующий эту процедуру. Помножим данные трудности на тот факт, что предстоит внедрить не один, а шесть стандартов и четко придерживаться требований седьмого. Примерно так выглядит начало.

Хочу сразу направить наших последователей в нужное русло. Господа, не надо попусту тратить время. Прошу, поверьте мне. Поскольку PSO­сертификация разработана UGRA и FOGRA, эксперты только этих организаций способны подготовить ваше производство к прохождению данной процедуры. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить международного технического эксперта компании X­Rite, сертифицированного специалиста UGRA  Максима Синяка за помощь в подготовке персонала типографии к проведению сертификационного аудита.

Стандартизацию невозможно провести как бы «со своей точки зрения». Это строго определенная процедура, при которой необходимо четко соблюдать все нормы и требования международных стандартов, а в связи с тем, что данные требования затрагивают все этапы рабочего потока, нужно отладить внутрифирменные связи. Все действия сотрудников на каждом этапе должны быть четко сформулированы и описаны в регламентирующих документах. Весь персонал, участвующий в производстве продукции, должен не только знать и соблюдать нормы и допуски, изложенные в стандартах, но и знать, как действовать в случае выхода данных параметров за допустимые пределы.

Наверное, стоит отметить тот факт, что далеко не все поставщики смогут предоставить необходимое документальное подтверждение предлагаемых ими расходных материалов на соответствие стандарту ISO 2846­1, тесно связанному с «печатным» стандартом 12647­2. В современных условиях у производственников нет времени заниматься испытаниями тех или иных расходников. Для этого существуют авторитетные организации, например те же UGRA и FOGRA, которые выдают сертификаты соответствия проверенной продукции требованиям международных стандартов, а типографии, выступая в роли конечного потребителя, вправе получать качественный продукт, не занимаясь адаптацией под существующий технологический процесс.

Особое внимание при подготовке было уделено освещению и в целом условиям контроля изображений на стадии препресса. Это очень важный и значимый момент, оказывающий серьезное влияние на последующие стадии производства. Если не соблюдать нормы соответствующего стандарта (ISO 3664), невозможно получить продукцию, полностью удовлетворяющую требованиям.

Для сбалансированной работы предприятия нужен всесторонний контроль, а для этого персоналу необходимо, как минимум, иметь в наличии и уметь правильно применять методики и средства контроля.

Список возникших на подготовительной стадии вопросов можно перечислять еще долго, так как в случае с PSO­сертификацией всё взаимосвязанно и невозможно что­то выполнить, а что­то пропустить. Но, как говорится, «глаза боятся, а руки делают», и если есть вопрос, то на него нужно найти ответ.

КА: Обычно при нововведениях руководители чувствуют сопротивление со стороны персонала. Как развивались события в вашем случае?

А.Д.: Наши сотрудники — профессионалы достаточно высокого уровня. Мы стараемся в первую очередь отметить позитивные моменты внедряемых мероприятий, а затем коллективными усилиями устранить негативные.

Бытует довольно распространенное заблуждение, что персонал в отечественных типографиях не готов сам стать инициатором работ по улучшению качества своей деятельности и единственный способ обеспечения качества — это введение жесткого контроля, тотального или выборочного.

Мы уверены в высокой квалификации наших сотрудников. Руководство типографии очень серьезно подходит к вопросу подготовки кадров. ОАО «Промис» более пяти лет сотрудничает с «Принт Медиа Академией» компании Heidelberg в сфере обучения сотрудников и проведения технологических аудитов производства, кроме того, постоянно проходят аудиты заказчиков. За последние полтора года была полностью обновлена база программно­аппаратных и парк контрольно­измерительных приборов с проведением обучения специалистами компаний — производителей данного оборудования.

Могу также отметить, что, несмотря на кризис, бюджет затрат на обучение и повышение квалификации персонала был существенно увеличен. Ежегодно процедуру обучения и аттестации проходит каждый сотрудник предприятия, участвующий в производственном процессе.

Закончить хочется словами, которые могут показаться банальными, но, на мой взгляд, определяют развитие отечественной отрасли в преддверии вступления России в ВТО: лишь предприятия, успешно реализующие комплекс мер по модернизации производства и повышению конкурентоспособности продукции, готовы выдержать конкуренцию и занять свою нишу на мировом рынке. 

КомпьюАрт 2'2010

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства