КомпьюАрт

5 - 2010

Книгоиздание от плана до рынка

Грядущий 80-летний юбилей МГУП настраивает на волну воспоминаний об истории отечественной полиграфии. Поэтому в начале публикации Е.М. Марголин и Н.Н. Фролова немного расскажут об организации книжного производства при плановой экономике, а затем приведут итоговую статистику книгоиздания в 2009 году.

— В рыночной экономике каждая книга — это коммерческий проект, требующий первоначальных вложений и по мере реализации готового тиража окупающийся или нет — если книга плохо продается. А как выпускались книги в советское время?

До появления Интернета книга была товаром особого рода. К ней не подходили исключительно с коммерческой меркой. При этом советский народ считался самым читающим в мире.

Для сведения: в Советском Союзе книжным делом руководил Госкомиздат СССР, в союзных республиках — республиканские госкомиздаты. В их структурах были подразделения, занимавшиеся отдельно издательским делом, отдельно полиграфией, отдельно книжной торговлей.

Теперь по сути. Сначала отследим издательскую часть пути книги. Схема формирования издательского плана представлена в табл. 1.

Таблица 1. Формирование тематического плана книгоиздания

Отправитель

Документ

Получатель

Союзные издательства

Проект тематического плана выпуска литературы на плановый год

Главное управление сводного тематического планирования
и координации Госкомиздата СССР

Республиканские издательства

Проект тематического плана выпуска литературы на плановый год

Госкомиздат союзной республики

Местные и другие издательства административно-территориального образования

Проект тематического плана выпуска литературы на плановый год

Госкомиздат союзной республики

Госкомиздат союзной республики

Проект сводного республиканского тематического плана выпуска литературы на плановый год

Главное управление сводного тематического планирования
и координации Госкомиздата СССР

Главное управление сводного тематического планирования
и координации Госкомиздата СССР

Утвержденный  тематический план выпуска литературы на плановый год

Союзные издательства

Главное управление сводного тематического планирования
и координации Госкомиздата СССР

Утвержденный  тематический план выпуска литературы на плановый год

Госкомиздат союзной республики

Госкомиздат союзной республики

Утвержденный  тематический план выпуска литературы на плановый год

Республиканские издательства

Госкомиздат союзной республики

Утвержденный  тематический план выпуска литературы на плановый год

Местные и другие издательства административно-территориального образования

Процесс формирования книжного репертуара начинался за год с лишним до планового года, в котором полагалось напечатать и продать напечатанные книги. Каждое издательство, а их было  немного, меньше 250 на огромную страну (с учетом университетских издательств), самостоятельно составляло собственный план выпуска литературы, предварительно переговорив с авторами планируемых изданий, прикинув возможные тиражи, оценив предполагаемые затраты и назначив розничные цены. Издательства, подчинявшиеся Госкомиздату СССР, направляли свои предложения в Главные редакции Госкомиздата по общественно­политической, научно­технической и художественной литературе. Республиканские и местные издательства в таком случае имели дело с республиканскими госкомиздатами. На этой стадии отслеживалась идеологическая чистота предлагаемых изданий, степень подготовленности авторского материала, масштабы издательского выпуска. Масштабы выпуска соизмерялись с тем, что было уже достигнуто на практике. Слепая фантазия на этот счет не допускалась.

Предложения от главных редакций и республиканских госкомиздатов стекались в Главное управление сводного тематического планирования и координации Госкомиздата СССР. Здесь осуществлялась адская по трудоемкости (компьютеров тогда не было, а число названий изданных книг в 1988 году превышало 82 тыс.1) работа по очистке издательских планов от идеологически сомнительных изданий, от изданий, дублирующих друг друга (упаси Боже, если аксеновскую повесть «Пора, мой друг, пора» захотели напечатать и в России, и в Эстонии одновременно), по соблюдению предписанных пропорций между разделами литературы, по приведению издательских планов в соответствие с дефицитными полиграфическими мощностями и материальными ресурсами, то бишь с бумагой и переплетными материалами.

Утвержденные тематические планы совершали обратный путь к издательствам, которые узнавали, что именно им разрешено выпускать в плановом году и в каком примерно количестве. На всё про всё уходило около полугода.

Дальше начинался следующий этап пути книги — стадия заказооборота.

Каждое издательство оформляло свой тематический план в брошюру, где указывались все названия издаваемых книг с полной их характеристикой и аннотацией содержания, а также сообщался квартал года, когда данная книга выйдет из типографских стен. Тематические планы тиражировались в количестве 11­12 тыс. экземпляров с учетом числа городских и сельских книжных магазинов и рассылались по областным книготоргам и управлениям. Книготорги передавали тематические планы в магазины и библиотечные коллекторы для сбора заявок. И вот здесь начиналась настоящая творческая работа.

В условиях плановой экономики нужды в маркетинге не было. Первая книга «Управление маркетингом» Ф. Котлера появилась на просторах СССР только в 1980 году. Но товароведы магазинов и книготоргов, высочайшие профессионалы, возможно, даже не подозревая о существовании маркетинга, потребности своих покупателей знали досконально. Для этого в каждой области в каждом книготорге и магазине составлялись и постоянно обновлялись так называемые социально­экономические карты территорий, где указывалось всё: сколько предприятий, какого профиля, с каким числом работающих находятся на данной территории; какие учебные заведения здесь функционируют и каков состав учащихся, какие предметы изучают, сколько преподавателей по каждому предмету; какие сельскохозяйственные предприятия есть в округе, что выращивают, какой агротехникой пользуются и т.д. и т.п. И вот, получая тематические планы издательств, пользуясь в качестве источника информации только аннотациями по каждому названию, товароведы магазинов проставляли в тематических планах: этой книги столько­то экземпляров, этой — столько­то.  Зачастую им в этом помогали добровольные советы, члены которых подбирались из числа наиболее авторитетных в своих сферах специалистов. При формировании заказов надо было помнить о запланированном росте товарооборота по сравнению с прошлым годом и соблюдать пропорции в заявке: политической литературы не менее такой­то доли, производственной, научной, учебной столько­то, а художественной — сколько позволят сверху для выполнения плана товарооборота.

В областном книготорге на базе заявок магазинов готовили сводную заявку, тоже держа в голове идеологические и экономические установки, исходя  из которых вот этому магазину велели добавить в заявку классиков марксизма­ленинизма, тому — критику буржуазной философии, а какому­то — литературу про партийные методы управления народным хозяйством. Сводная заявка отсылалась в республиканский книготорг. Здесь также сидели специалисты, понимавшие роль и значение партии в советском обществе, а также осознававшие свою персональную ответственность за проведение политики партии в широкие народные массы и, кроме того, за выполнение плана товарооборота.

Наконец, все заявки собирались в ВГО «Союзкнига», где устанавливался окончательный тираж по каждому названию. Стадия заказооборота заканчивалась. На нее тоже уходило полгода. Начинался завершающий этап пути книги.

Тематический план производства книжной продукции с участием других подразделений союзного и республиканских госкомиздатов разверстывался по типографиям. В типографиях книга из замысла превращалась в материальный продукт — готовый тираж. 

Издательства на корню  продавали готовые тиражи «Союзкниге» или — по принадлежности — республиканским книготоргам. Тиражи из типографий поступали на оптовые книжные базы. «Союзкнига» и республиканские книготорги давали оптовым базам разнарядки на отправку такого­то количества экземпляров такой­то книги в такой­то книготорг. Оптовая база комплектовала книжными пачками контейнеры в адреса книготоргов. В Ленинград из Центральной оптовой книжной базы на дню уходило до пяти 20­тонных контейнеров, в Ровенский книготорг один 3­тонный контейнер собирался полгода. Книготорг распределял полученные книжные товары по магазинам, не всегда, но в основном сообразуясь с заявками последних.

Теперь наступала стадия реализации. Товароведы и продавцы звонили специалистам, для которых заказывались конкретные книги, заявителям рассылались почтовые открытки, уведомлявшие их о поступлении книг, организовывались всевозможные мероприятия по продаже литературы, приуроченные к партийным, комсомольским, профсоюзным конференциям, разнообразным праздникам и народным гуляниям. Книгу надо было продавать. Наличие товарных остатков, особенно идеологического характера, не допускалось. Вот тогда­то к дефицитной художественной и детской литературе «в нагрузку» прицеплялись совершенно неходовые издания, благо цена книг держалась невысокой. Обман был очевидный, но это был идеологически выдержанный обман, поэтому на него и смотрели сквозь пальцы.

В магазинах в школьных  тетрадочках велся учет поступивших в продажу книг. Заветная буковка «Р» (реализовано) венчала долгий и нелегкий путь книги к читателю. Средний срок расходимости от момента, когда книга покидала типографию, до буковки «Р» в книжном магазине составлял девять месяцев, а всего на одно название затрачивалось от полутора до двух лет, если, конечно, это не были отчетные доклады очередному съезду КПСС.

В принципе продавалось всё, что издавалось, товарные остатки не превышали 4­5%, из чего автоматически следовало, что советский народ — самый читающий в мире. В 1988 году было отпечатано 2,3 млрд экземпляров книг, а численность населения СССР в ту пору составляла 280 млн человек. Таким образом, на каждого человека приходилось 8,2 экз. Для сравнения: в 2008 году в России этот показатель был равен 5,35 экз./чел. Правда, 50% тиража пришлись на тонкие брошюрки, сшитые скобой и считающиеся книгами формально. Возможно, это еще одна причина, почему даже у отпетых оптимистов не поворачивается язык назвать россиян самым читающим народом в мире. Но вряд ли эта причина — главная.

В предыдущем номере журнала КомпьюАрт вы показали статистику выпуска газетно­журнальной продукции за 2009 год. На выпуск книжной продукции ориентированы другие предприятия. Какие это предприятия, и что происходило в 2009 году в этом секторе полиграфии?

Из 51 предприятия, входящего в рассматриваемую совокупность, выпуском книжной продукции занималось 49. Из них по итогам  2009 года 16 относилось к числу крупных операторов (табл. 2).  Доля крупных операторов в общем листаже книжной продукции по сравнению с 2008 годом увеличилась с 94 до 95%. Уровень концентрации производства, измеряемый индексом Херфинделя­Хиршмана HHI, в рамках рассматриваемого сектора вырос  с 868,3 до 905,4. Увеличение индекса HHI означает усиление роли отдельных операторов сектора при снижении значимости остальных.

Таблица 2. Крупные операторы сектора производства книжной продукции (листаж, 2008-2009 гг.)

№ п/п

 Наименование предприятия

Натуральный выпуск,

млн листов-оттисков

Доля в выпуске, %

Натуральный выпуск,

млн листов-оттисков

Доля в выпуске, %

Натуральный выпуск,

млн листов-оттисков

Доля в выпуске, %

Натуральный выпуск,

млн листов-оттисков

Доля в выпуске, %

Натуральный выпуск,

млн листов-оттисков

Доля в выпуске, %

I\2009 г.

I\2008 г.

I\2009 г.

I\2008 г.

II\2009 г.

II\2008 г.

II\2009 г.

II\2008 г.

III\2009 г.

III\2008 г.

III\2009 г.

III\2008 г.

IV\2009 г.

IV\2008 г.

IV\2009 г.

IV\2008 г.

2009 г. в целом

2008 г. В целом

2009 г. в целом

2008 г.

 в целом

1

Ульяновский Дом печати

169,8

216,7

17,02

15,20

220,9

229,4

17,39

14,75

208,7

211,9

16,66

14,48

220,9

210,2

19,43

17,35

820,3

868,2

17,61

15,35

2

Тверской
полиграфкомбинат
детской литературы

134,7

204,4

13,50

14,34

192,5

248,6

15,15

15,99

155,1

208,1

12,38

14,22

133,6

167,8

11,75

13,85

615,9

828,9

13,22

14,66

3

Смоленский
полиграфкомбинат

113,7

153,8

11,40

10,79

195,3

227,0

15,37

14,60

166,6

213,1

13,30

14,57

113,1

112,0

9,95

9,24

588,7

705,9

12,64

12,48

4

Владимирская книжная типография

70,6

87,0

7,08

6,10

70,3

86,5

5,53

5,56

84,7

84,8

6,76

5,80

90,2

89,6

7,93

7,39

315,8

347,9

6,78

6,15

5

Нижполиграф

70,8

96,8

7,10

6,79

69,7

75,6

5,49

4,86

79,7

83,4

6,36

5,70

83,3

82,0

7,33

6,77

303,5

337,8

6,52

5,97

6

Тульская типография

78,1

90,9

7,83

6,38

70,4

94,6

5,54

6,08

73,9

100,9

5,90

6,90

78,7

100,7

6,92

8,31

301,1

387,1

6,46

6,85

7

Печатный Двор

50,9

94,9

5,10

6,66

72,2

99,2

5,68

6,38

65,9

86,1

5,26

5,89

84,3

76,7

7,41

6,33

273,3

356,9

5,87

6,31

8

Саратовский
полиграфкомбинат

53,4

80,5

5,35

5,65

89,8

111,7

7,07

7,18

71,7

99,8

5,72

6,82

56,7

58,3

4,99

4,81

271,6

350,3

5,83

6,19

9

Чеховский
полиграфкомбинат

44,1

93,9

4,42

6,59

43,1

76,6

3,39

4,93

69,8

65,9

5,57

4,50

49,4

47,8

4,34

3,94

206,4

284,2

4,43

5,03

10

Кострома

22,8

32,5

2,29

2,28

52,9

58,1

4,16

3,74

80,9

70,6

6,46

4,83

31,4

31,0

2,76

2,56

188,0

192,2

4,04

3,40

11

Первая

 Образцовая типография

27,9

35,9

2,80

2,52

38,3

31,4

3,01

2,02

28,8

31,7

2,30

2,17

22,2

33,7

1,95

2,78

117,2

132,7

2,52

2,35

12

Правда Севера

26,1

30,6

2,62

2,15

25,0

32,1

1,97

2,06

28,7

28,5

2,29

1,95

36,3

30,2

3,19

2,49

116,1

121,4

2,49

2,15

13

Дом печати — Вятка

25,6

33,8

2,57

2,37

28,1

35,4

2,21

2,28

28,3

33,1

2,26

2,26

29,3

35,3

2,58

2,91

111,3

137,6

2,39

2,43

14

Смоленская областная типография

14,1

22,1

1,41

1,55

15,0

24,5

1,18

1,58

26,3

25,9

2,10

1,77

19,9

21,5

1,75

1,77

75,3

94,0

1,62

1,66

15

Лев Толстой

12,3

11,8

1,23

0,83

15,8

14,6

1,24

0,94

15,3

16,3

1,22

1,11

17,9

16,7

1,57

1,38

61,3

59,4

1,32

1,05

16

Уральский

 рабочий

14,1

33,3

1,41

2,34

11,7

30,2

0,92

1,94

13,0

24,9

1,04

1,70

19,6

22,6

1,72

1,86

58,4

111,0

1,25

1,96

Итого:

997,8

1425,5

100,00

100,00

1270,5

1554,9

100,00

100,00

1252,7

1463,0

100,00

100,00

1137,0

1211,8

100,00

100,00

4658,0

5655,1

100,00

100,00

В дальнейшем изложении под крупными операторами рынка будут подразумеваться предприятия, чья доля в общем натуральном выпуске печатной продукции в соответствующем секторе рынка полиграфических работ составляет не меньше 1%.

Сектор производства книжной продукции (листаж)

В табл. 3 представлена квартальная динамика натурального выпуска книжной продукции крупными операторами сектора. Выполнен сравнительный анализ в сопоставлении с данными аналогичных кварталов 2008 года и в сопоставлении с I кварталом 2009 года.

 

Таблица 3. Квартальная динамика натурального выпуска книжной продукции (листаж, 2009 г.)

Наименование предприятия

I кв. 2009/
I кв. 2008

II кв. 2009/
II кв. 2008

III кв. 2009/
III кв. 2008

IV кв. 2009/
IV кв. 2008

2009 год/
2008 год

I кв. 2009/
I кв. 2009

II кв. 2009/
I кв. 2009

III кв. 2009/
I кв. 2009

IV кв. 2009/
I кв. 2009

Лев Толстой

104,2

108,2

93,9

107,2

103,2

100,0

128,5

124,4

145,5

Кострома

70,2

91,0

114,6

101,3

97,8

100,0

232,0

354,8

137,7

Правда Севера

85,3

77,9

100,7

120,2

95,6

100,0

95,8

110,0

139,1

Ульяновский Дом печати

78,4

96,3

98,5

105,1

94,5

100,0

130,1

122,9

130,1

Владимирская книжная типография

81,1

81,3

99,9

100,7

90,8

100,0

99,6

120,0

127,8

Нижполиграф

73,1

92,2

95,6

101,6

89,8

100,0

98,4

112,6

117,7

Первая Образцовая типография

77,7

122,0

90,9

65,9

88,3

100,0

137,3

103,2

79,6

Смоленский полиграфкомбинат

73,9

86,0

78,2

101,0

83,4

100,0

171,8

146,5

99,5

Дом печати — Вятка

75,7

79,4

85,5

83,0

80,9

100,0

109,8

110,5

114,5

Смоленская областная типография

63,8

61,2

101,5

92,6

80,1

100,0

106,4

186,5

141,1

Тульская типография

85,9

74,4

73,2

78,2

77,8

100,0

90,1

94,6

100,8

Саратовский полиграфкомбинат

66,3

80,4

71,8

97,3

77,5

100,0

168,2

134,3

106,2

Печатный Двор

53,6

72,8

76,5

109,9

76,6

100,0

141,8

129,5

165,6

Тверской  полиграфкомбинат детской литературы

65,9

77,4

74,5

79,6

74,3

100,0

142,9

115,1

99,2

Чеховский полиграфкомбинат

47,0

56,3

105,9

103,3

72,6

100,0

97,7

158,3

112,0

Уральский рабочий

42,3

38,7

52,2

86,7

52,6

100,0

83,0

92,2

139,0

В целом

70,0

81,7

85,6

93,8

82,4

100,0

127,3

125,6

114,0

Выделим такие предприятия, как «Лев Толстой», «Кострома», Ульяновский Дом печати, «Нижполиграф», которые в каждом из кварталов 2009 года выглядели лучше, чем совокупность федеральных предприятий в целом. Кроме того, заслуживает внимания то обстоятельство, что в IV квартале 2009 года девять из 16 крупных операторов произвели печатной продукции больше, чем в том же квартале 2008 года. В частности, заметный прогресс продемонстрировали «Правда Севера», «Печатный Двор», «Лев Толстой». Кстати, «Лев Толстой» оказался единственным из крупных операторов, вообще превзошедшим по натуральному выпуску показатели 2008 года.

В то же время в каждом квартале 2009 года хуже всей совокупности федеральных предприятий смотрелись Тверской полиграфкомбинат детской литературы и «Уральский рабочий», причем у второго не последнюю роль в сложившейся ситуации сыграли внешние факторы, не имеющие отношения собственно к книжному производству.

Федеральный сектор российской полиграфии занимает ведущие позиции на общероссийском книгопечатном рынке — на его долю приходится 52% общего книжного листажа, отпечатанного в России. В целом динамика 2009 года была позитивной: II, III и IV кварталы  характеризуются большим натуральным выпуском, чем он был в I квартале. Но в последнем квартале произошел ощутимый спад.

Лишь одна типография, «Дом  печати — Вятка», наращивала выпуск все кварталы подряд. Только две типографии, «Кострома» и «Печатный Двор», в каждом квартале показывали больший рост, чем совокупность федеральных предприятий в целом. Тульская типография стала единственной, отстававшей от среднего уровня в каждом из кварталов года. Ниже уровня I квартала оказались к концу года показатели Смоленского и Тверского (детской литературы) полиграфкомбинатов и Первой Образцовой типографии. Но если оба комбината произвели продукции на десятые доли процента меньше, чем в I квартале, то у Первой Образцовой типографии сокращение выпуска оказалось весьма существенным.

Разная устойчивость предприятий к кризисным явлениям, пришедшимся на 2009 год, повлияла на изменение их долей на рынке книгопечатных работ в рамках рассматриваемого федерального сектора. Завидную сопротивляемость экономическим невзгодам продемонстрировал Ульяновский Дом печати, который в этих непростых условиях сумел увеличить на рынке свою долю с 15,4 до 17,6%. Значимое приращение рыночных долей отмечено у «Костромы» (0,64%), Владимирской книжной типографии (0,63%), «Нижполиграфа» (0,55%), «Правды Севера» (0,34%), «Льва Толстого» (0,27%). Больше других потерял на рынке Тверской полиграфкомбинат детской литературы: его доля в общем листаже книжной продукции сократилась на 1,44%. Существенные потери понесли «Уральский рабочий» (–0,71%), Чеховский полиграфкомбинат (–0,60%), «Печатный Двор» (–0,44%), Тульская типография (–0,39%), Саратовский полиграфкомбинат (–0,36%).

В рейтинговой таблице по сравнению с 2008 годом произошли некоторые изменения. Если первые три места по величине рыночной доли сохранили за собой Ульяновский Дом печати, Тверской (детской литературы) и Смоленский полиграфкомбинаты, то перемещение на четвертую и пятую позиции с седьмой и восьмой соответственно Владимирской книжной типографии и «Нижполиграфа» привело к смещению на две позиции вниз «Дома печати — Вятка», Саратовского и Чеховского полиграфкомбинатов, Тульской типографии, «Печатного Двора» и «Уральского  рабочего».

Сектор производства книжной продукции (общий тираж)

Ситуативный анализ сектора производства книжной продукции с точки зрения листажа и общего тиража выявляет определенные различия, которые говорят о том, что ограничиваться в анализе только одним аспектом (листажом или тиражом) нельзя из­за риска получить неверную оценку положения дел в данном секторе.

Из 51 предприятия, входящего в рассматриваемую совокупность, в копилку общего тиража свой взнос сделали 49, правда в ряде случаев этот взнос был микроскопическим, например у Санкт­Петербургского газетного комплекса он составил 1 тыс. экз. По итогам 2009 года 18 предприятий относилось к числу крупных операторов (табл. 4), тогда как при измерении объемов производства в листах­оттисках крупных операторов было 16. В список вошли Фабрика офсетной печати № 2, «Детская книга», «Советская Сибирь», в общем тираже которых преобладают тонкие брошюры, скрепленные проволокой, — 99,8, 78,2 и 80,3% соответственно. Выбыл из списка «Уральский рабочий», где основное внимание уделяется объемным книгам в переплете (65,0% от общего тиража). Таким образом, на изменении состава крупных операторов сказался высокий удельный вес в общем тираже малообъемных брошюр.

Таблица 4. Крупные операторы сектора производства книжной продукции (общий тираж, 2008-2009 гг.)

Наименование предприятия 

Натуральный  выпуск,

тыс. экз.

Доля в выпуске, % 

Натуральный  выпуск,

тыс. экз. 

Доля в выпуске, % 

Натуральный  выпуск,

тыс. экз.

Доля в выпуске, % 

Натуральный  выпуск,

тыс. экз.

Доля в выпуске, % 

Натуральный  выпуск,

тыс. экз.

доля в выпуске, %

 

доля в выпуске, % 

I\2009 г.

I\2008 г.

I\2009 г.

I\2008 г.

II\2009 г.

II\2008 г.

II\2009 г.

II\2008 г.

III\2009 г.

III\2008 г.

III\2009 г.

III\2008 г.

IV\2009 г.

IV\2008 г.

IV\2009 г.

IV\2008 г.

2009 г. в целом

2008 г. в целом

2009 г. в целом

2008 г. в целом

Тверской
полиграфкомбинат

детской литературы

19 189,2

27 435,1

21,0

22,2

24 795,4

28 718,6

20,7

21,4

19 146,9

23 618,2

15,9

18,9

22 753,0

21 880,4

18,1

19,8

85 884,5

101 652,3

18,8

20,6

Ульяновский Дом печати

15814,1

18517,7

17,3

15,0

18 443,1

17 664,5

15,4

13,2

19 554,1

19 857,8

16,3

15,9

22 208,6

16461,1

17,6

14,9

76 019,9

72 501,1

16,6

14,7

Смоленский
полиграфкомбинат

9556,5

12259,7

10,4

9,9

16 732,9

18 508,7

14,0

13,8

16 195,2

17 269,7

13,5

13,8

12 707,4

9293,0

10,1

8,4

55 192,0

57 331,1

12,1

11,6

Чеховский
полиграфкомбинат

3487,9

6127,5

3,8

4,9

7245,4

8804,9

6,0

6,6

14 204,3

6808,7

11,8

5,5

10 665,7

7080,9

8,5

6,4

35 603,3

28 822,0

7,8

5,8

Владимирская книжная типография

5739,0

7025,0

6,3

5,7

5609,0

6600,0

4,7

4,9

6202,0

6333,0

5,2

5,1

8043,0

7196,0

6,4

6,5

25 593,0

27 154,0

5,6

5,5

Саратовский
полиграфкомбинат

4276,2

7263,7

4,7

5,9

6981,8

8748,5

5,8

6,5

7024,4

7192,0

5,8

5,8

6035,6

5797,9

4,8

5,3

24 318,0

29 002,1

5,3

5,9

Тульская типография

4577,2

6755,7

5,0

5,5

5360,2

6837,0

4,5

5,1

4739,3

7036,8

3,9

5,6

4860,7

6426,9

3,9

5,8

19 537,4

27 056,4

4,3

5,5

Печатный Двор

2828,0

4683,0

3,1

3,8

4359,0

5238,0

3,6

3,9

4354,0

4369,0

3,6

3,5

5195,0

4436,0

4,1

4,0

16 736,0

18 726,0

3,7

3,8

Кострома

2697,6

3463,8

2,9

2,8

3998,2

5104,6

3,3

3,8

2741,9

5580,8

2,3

4,5

7091,6

3289,7

5,6

3,0

16 529,3

17 438,9

3,6

3,5

Нижполиграф

3456,1

5245,9

3,8

4,2

4044,9

5095,2

3,4

3,8

3673,7

4679,3

3,1

3,8

4553,3

4201,4

3,6

3,8

15 728,0

19 221,8

3,4

3,9

Лев Толстой

2359,1

2343,3

2,6

1,9

5264,8

1676,2

4,4

1,2

3023,0

2917,1

2,5

2,3

3344,1

4077,8

2,7

3,7

13 991,0

11 014,4

3,1

2,2

Фабрика офсетной печати № 2

2008,5

3155,6

2,2

2,5

2892,2

3076,9

2,4

2,3

2594,8

3052,3

2,2

2,4

3398,5

2862,1

2,7

2,6

10 894,0

12 146,9

2,4

2,5

Дом печати — Вятка

2054,0

2388,0

2,2

1,9

2054,0

2373,0

1,7

1,8

3529,0

2610,0

2,9

2,1

2804,0

2936,0

2,2

2,7

10 441,0

10 307,0

2,3

2,1

Первая Образцовая типография

1504,0

2237,0

1,6

1,8

2651,0

1665,0

2,2

1,2

1969,0

1540,0

1,6

1,2

1405,0

2089,0

1,1

1,9

7529,0

7531,0

1,6

1,5

Смоленская областная типография

1622,9

1991,0

1,8

1,6

1664,8

2355,0

1,4

1,8

1843,6

2451,0

1,5

2,0

1743,9

2066,0

1,4

1,9

6875,2

8863,0

1,5

1,8

Правда Севера

1652,2

1843,2

1,8

1,5

1297,1

1581,2

1,1

1,2

1629,7

1547,3

1,4

1,2

1911,2

1783,2

1,5

1,6

6490,2

6754,9

1,4

1,4

Детская книга

1942,0

1281,8

2,1

1,0

1145,4

1668,6

1,0

1,2

1878,8

1842,8

1,6

1,5

1429,6

1672,4

1,1

1,5

6395,8

6465,6

1,4

1,3

Советская Сибирь

1662,5

1965,6

1,8

1,6

1468,7

2537,1

1,2

1,9

1424,3

837,7

1,2

0,7

381,2

1190,9

0,3

1,1

4936,7

6531,3

1,1

1,3

Уральский рабочий

822,0

2375,1

0,9

1,9

633,6

1642,8

0,5

1,2

708,1

1243,9

0,6

1,0

1068,2

1155,4

0,8

1,0

3231,9

6417,2

0,7

1,3

Всего:

91 523,3

12 3831,8

 100

 100

119 936,1

134 157,4

 100

 100

120 245,9

124 728,3

 100

 100

125 960,2

110 317,2

100

100

457 665,5

493 034,8

100

100

Доля крупных операторов в общем тираже книжной продукции по сравнению с 2008 годом практически не изменилась — 96,6 против 96,3%. Уровень концентрации производства, измеряемый индексом Херфинделя­Хиршмана HHI, в рамках рассматриваемого сектора также остался на прошлогоднем уровне — 981,9 против 977,0. Стабильность показателя уровня концентрации производства не исключает, впрочем, перемещения внутри совокупности объектов. Правда, в данном случае рейтинговая таблица претерпела незначительные изменения, из которых заслуживающими внимания можно признать отрицательную динамику Саратовского полиграфкомбината и «Нижполиграфа», опустившихся на две ступени вниз.

Следует заметить, что последовательности предприятий в рейтинговых таблицах, построенных по показателям листажа и тиража и включающих одни и те же предприятия, не совпадают. Один из примеров: лидером по листажу является Ульяновский Дом печати, а по общему тиражу — Тверской полиграфкомбинат детской литературы. Коэффициент ранговой корреляции Спирмена, которым измеряется сходство и отличие ранжированных последовательностей, в нашем случае равен 0,868. Это гораздо меньше максимально возможного значения — единицы, что еще раз подтверждает необходимость дифференцированного анализа книжного производства.

Таблица 5. Квартальная динамика натурального выпуска книжной продукции (общий тираж, 2009 г.)

Наименование предприятия

I кв. 2009/
I кв. 2008

II кв. 2009/II кв. 2008

III кв. 2009/
III кв. 2008

IV кв. 2009/
IV кв. 2008

2009 год/
2008 год

I кв. 2009
/I кв. 2009

II кв. 2009/
I кв. 2009

III кв. 2009/
I кв. 2009

IV кв. 2009/
I кв. 2009

Тверской  полиграфкомбинат детской литературы

69,9

86,3

81,1

104,0

84,5

100,0

129,2

99,8

118,6

Ульяновский Дом печати

85,4

104,4

98,5

134,9

104,9

100,0

116,6

123,6

140,4

Смоленский полиграфкомбинат

78,0

90,4

93,8

136,7

96,3

100,0

175,1

169,5

133,0

Чеховский полиграфкомбинат

56,9

82,3

208,6

150,6

123,5

100,0

207,7

407,2

305,8

Владимирская книжная типография

81,7

85,0

97,9

111,8

94,3

100,0

97,7

108,1

140,1

Саратовский полиграфкомбинат

58,9

79,8

97,7

104,1

83,8

100,0

163,3

164,3

141,1

Тульская типография

67,8

78,4

67,4

75,6

72,2

100,0

117,1

103,5

106,2

Печатный Двор

60,4

83,2

99,7

117,1

89,4

100,0

154,1

154,0

183,7

Кострома

77,9

78,3

49,1

215,6

94,8

100,0

148,2

101,6

262,9

Нижполиграф

65,9

79,4

78,5

108,4

81,8

100,0

117,0

106,3

131,7

Лев Толстой

100,7

314,1

103,6

82,0

127,0

100,0

223,2

128,1

141,8

Фабрика офсетной печати № 2

63,6

94,0

85,0

118,7

89,7

100,0

144,0

129,2

169,2

Дом печати — Вятка

86,0

86,6

135,2

95,5

101,3

100,0

100,0

171,8

136,5

Первая Образцовая типография

67,2

159,2

127,9

67,3

100,0

100,0

176,3

130,9

93,4

Смоленская областная типография

81,5

70,7

75,2

84,4

77,6

100,0

102,6

113,6

107,5

Правда Севера

89,6

82,0

105,3

107,2

96,1

100,0

78,5

98,6

115,7

Детская книга

151,5

68,6

102,0

85,5

98,9

100,0

59,0

96,7

73,6

Советская Сибирь

84,6

57,9

170,0

32,0

75,6

100,0

88,3

85,7

22,9

Уральский рабочий

34,6

38,6

56,9

92,5

50,4

100,0

77,1

86,1

130,0

В целом

73,9

89,4

96,4

114,2

92,8

100,0

133,7

133,5

139,4

Заметные потери рыночных долей (0,5 и более процентного пункта) понесли Тверской полиграфкомбинат детской литературы (–1,8), Тульская типография (–1,2), Саратовский полиграфкомбинат (­0,6), «Нижполиграф» (–0,5) и «Уральский рабочий» (–0,6), причем последнему это стоило места в перечне крупных операторов рынка. Улучшения своих позиций добились Чеховский полиграфкомбинат (2,0), Ульяновский Дом печати (1,9), «Лев Толстой» (0,9) и Смоленский полиграфкомбинат (0,5).

Потери понесли именно те предприятия, которые, согласно табл. 5, весь год показывали результаты хуже, чем вся совокупность федеральных типографий в среднем. Характерно, что в числе тех предприятий, чья рыночная доля возросла, оказались типографии, которые в целом по 2009 году превысили уровень 2008 года.

У трех типографий — Первой Образцовой, «Детской книги», «Советской Сибири», тираж книг, сданных в IV квартале 2009 года, оказался меньше, чем в I квартале. При этом в «Советской Сибири» уменьшение тиража происходило ежеквартально.

Надо отметить, что в целом совокупность федеральных предприятий продемонстрировала рост выпуска книжной продукции во II­IV кварталах 2009 года по отношению к его I кварталу. Однако целый ряд предприятий в течение всего года в этом отношении выглядел хуже, чем вся совокупность. Среди них — «Нижполиграф», «Уральский рабочий», Тверской  полиграфкомбинат детской литературы,  «Правда Севера», Смоленская областная типография, «Детская книга», «Советская Сибирь». Лучше среднего уровня в каждом квартале были Чеховский и Саратовский полиграфкомбинаты, «Печатный Двор».

1* Солоненко В.К. 20 лет, изменившие книжный мир России // http://obraz.ucoz.ru/publ/26-1-0-3.

В начало В начало

КомпьюАрт 5'2010

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства