КомпьюАрт

1 - 2011

Секреты газетного бизнеса

Андрей Крылов krylov@compress.ru

Сегодня газеты, выпускаемые в современных российских типографиях, не отличаются от зарубежных ни по красочности, ни по наличию различных сортов бумаги в одном издании, ни по возможным видам отделки и пр. Различия чаще имеют место в сфере организации газетной печати: на Западе для эффективного выпуска газетной продукции преимущественно используют газетные системы проверенных производителей (далее мы их назовем) с высокой степенью автоматизации. В отличие от российского инвестора, западный не боится вкладывать деньги в оснащение производства, ведь за счет этого можно экономить на неоправданных потерях сырья и минимизировать сбои в работе газетной системы (то есть сократить переменные затраты). Западные газетные типографии крайне редко используют газетную технику производства третьих стран.
Поговорить о печати газет мы решили с профессором МГУП им. Ивана Федорова, докт. техн. наук Александром Сафоновым.

Профессор МГУП им. Ивана Федорова,

Профессор МГУП им. Ивана Федорова, докт. техн. наук Александр Сафонов

КомпьюАрт: Сколько же в современной России газетных типографий?

Александр Сафонов: Сложно сказать — точных цифр не существует. Тем более что достаточно большой объем газетной продукции выпускается в универсальных типографиях, то есть не относящихся к узкоспециализированным — газетным. По данным ежегодных отраслевых докладов ФАПМК «Российский рынок периодической печати», а также иных источников, в том числе и по предполагаемым объемам рынка поставок газетных систем в Россию, считаю, что количество типографий, оснащенных различными газетными системами, составляет порядка 600-800.

КА: Вы называете сравнительно большие цифры. Поэтому следующий вопрос: можно ли сегодня (к тому же в условиях перехода СМИ в Интернет) открывать газетные типографии? Сколько для этого нужно денег? Какие подводные камни ожидают инвестирующих в газетное производство?

А.С.: Да, вполне возможно по той причине, что окончательного переоснащения современным оборудованием существующих газетных типографий в России пока не произошло. В ряде регионов газеты до сих пор печатают на технике, которая эксплуатируется более 20 лет, то есть она изношена не только морально, но и физически. Кроме того, если в этих регионах и существуют более или менее современные газетные типографии, то, как правило, их производственных мощностей не хватает для полного обеспечения региона современной газетной продукцией.

Есть и еще один фактор, позволяющий успешно организовать газетную типографию даже в регионе, который вполне обеспечен современной газетной техникой. Его можно назвать «уровень профессионализма». Дело в том, что даже в самых успешных газетных регионах (например, в Москве и Московской области) существующие специализированные газетные типографии с относительно современной техникой уже технологически и организационно устарели. Даже несмотря на попытку их модернизации в соответствии с современными требованиями. Сегодня вполне можно организовать более эффективное, конкурентоспособное производство с современной технологией производства газет, чем существующее.

Поясню этот тезис. Всем хорошо известно, что идет жесткая конкурентная борьба между электронными и традиционными СМИ. Причем агрессорами в данном противостоянии выступают электронные СМИ. Для того чтобы сохранить свои позиции, традиционные СМИ (газеты, журналы и пр.) вынуждены интенсивно модернизироваться. Например, современная газета должна быть не только целиком цветной, но и хотя бы частично иметь полосы, высококачественно отпечатанные на мелованной бумаге, объемной и желательно со скрепленными страницами, персонализированной и т.д. Предполагаю, что в ближайшем будущем для газет придумают и печать 3D-иллюстраций  и изображений с запахом.  Кроме того, выпуск такой газеты должен быть экономически эффективным (с минимальными затратами). Все существующие газетные производства не предназначены для выпуска такой продукции, то есть технологически устарели. Для этого необходима другая техника, иная организация производства, да и бизнеса в целом. Модернизация же существующего производства может не дать желаемого результата — переделывать всегда сложнее, чем делать заново. Данное обстоятельство и позволяет создать успешное новое производство, но для этого требуется очень высокий уровень профессионализма в самом широком понимании: технический, маркетинговый, финансовый, в области менеджмента и т.д.

Что касается денег, то всё зависит от региона, от баланса в нем между существующей производственной базой и требованиями газетного рынка. Но даже для самых благоприятных регионов (где отсутствует жесткая конкуренция, не очень высокие требования к продукции) организация современной небольшой газетной типографии  на базе нового оборудования «с нуля» потребует не менее 75-90 млн руб. Верхнюю границу назвать очень сложно.

О подводных камнях. Пожалуй, их два. Во-первых, прежде чем вкладывать средства в организацию газетного бизнеса, инвестору необходимо сделать полноценный предпроектный анализ (включая тщательное и всестороннее маркетинговое исследование газетного рынка данного региона и поставщиков оборудования, разработку технико-технологической концепции типографии, технико-экономический прогноз и пр.). По результатам такого анализа и следует принимать решение: ввязываться в данный газетный бизнес или нет. Лучше всего привлечь к разработке  такого предпроектного решения сторонних, независимых специалистов. Как показывает практика, формирование такого документа на основе только внутренних кадровых резервов приводит к неточностям. Экономия на предпроектном анализе в дальнейшем может обернуться огромными, иногда даже катастрофическими потерями. Во-вторых, нельзя организовать новый конкурентный бизнес на основе б/у техники: вчерашний день — не соперник сегодняшнему, а тем более завтрашнему дню. Себестоимость выпуска продукции на б/у технике всегда оказывается выше, чем на современной, новой.

КА: В чем специфика продаж оборудования для печати газет, в отличие от продаж листового офсета?

А.С.: Основное отличие заключено в ведущем оборудовании — печатной технике. Для газетного производства, в зависимости от недельной загрузки и технологических характеристик газет, а также возможной сопутствующей продукции, формируется, по сути, печатно-упаковочная система, а иногда и печатно-отделочно-упаковочная система из отдельных модулей. Такая система включает множество печатных секций, сконфигурированных в печатные башни, полубашни и отдельные печатные секции; один или, чаще, несколько фальцаппаратов; несколько рулонных зарядок; сушки, систему управления, системы обеспечения электроэнергией, воздухом, водой и краской, силовые приводы; модули и линии дополнительной отделки продукции, а также системы транспортировки, счета, формирования и упаковки пачек готовой продукции и пр. Кроме того, газетная система при выпуске одного издания может работать как единая, а при параллельном выпуске нескольких изданий  — как несколько систем. Отдельные модули по своей сути относительно просты, но конфигурируются в сложную и индивидуальную систему, которая выпускает готовую упакованную продукцию.

Для полиграфического производства, в основе которого лежат листовые печатные машины, речь о единой печатно-отделочно-упаковочной системе, как правило, не идет. На базе одной и той же печатной машины можно выпускать весьма разнообразную продукцию, вид которой будет зависеть от послепечатного производства (переплетно-брошюровочное, отделочное и упаковочное). В данном случае печатная машина выпускает только полуфабрикат — отпечатанные листы, в отличие от газетной системы.

В этом различии и заключается специфика продаж. Укомплектовать листовую печатную машину дополнительными опциями для выпуска требуемой продукции проще, чем сконфигурировать газетную систему из различных модулей и устройств. Сформировать же типографию на базе листовых машин, как правило, сложнее, поскольку существует очень много различных вариантов построения послепечатного производства. В газетном производстве при конфигурировании системы, как правило, задействуются три-четыре производителя — печатной техники, транспортных, счетно-упаковочных и отделочных систем, а также формного оборудования. При комплектации типографии на базе листовых машин может быть привлечено более десяти поставщиков полиграфического оборудования.

КА: Теперь вопрос по экономике. Что лучше: лизинг или кредит? Расскажите о сроках  окупаемости данного оборудования.

А.С.: Кредит или лизинг — это всегда спорный вопрос. Для ряда предприятий однозначно лучше кредит, если его обслуживание имеет льготные условия. В плане лизинга всё зависит от лизингового договора. Если его условия не в пользу поставщика, то типография будет в плюсе. Самым интересным часто является вариант проектного финансирования, он более выгоден для всех сторон, но при этом требует очень эффективного финансового менеджмента на каждой стадии проектного цикла, чтоб снизить долю рисков.

Окупаемость зависит от качественно выстроенной производственной программы, технологических возможностей оборудования и отходов, а также от просчета нормы позаказной рентабельности. Почти фантастический вариант, если рынок благоприятен настолько, что позволяет доводить загрузку оборудования до 80-85%, при этом срок производственной окупаемости может сократиться  до трех-четырех лет в зависимости от региона. Поскольку для газетного производства соотношение постоянных и переменных затрат составляет приблизительно 30 к 70%, важную роль в процессе окупаемости будут играть качество и цена бумаги, а также полиграфматериалов. Среднестатистический период окупаемости — 6-7 лет.

КА: Давайте напомним читателям (среди которых есть и инвесторы) основных поставщиков оборудования для печати газет, отметив их плюсы и минусы.

А.С.: На российский рынок рулонные газетные офсетные печатные машины поставляют следующие наиболее значимые производители: GOSS International (США/КНР), KBA и manroland (Германия), Manugraph DGM (Индия), SOLNA (Швеция), Tensor Group (США), «Литекс» (Россия). Кроме перечисленных, предлагается газетная печатная техника еще шести-семи производителей, в основном из Индии.

Одними из важнейших факторов в газетном производстве являются надежность и экономичность печатной системы. Такие достоинства у печатных газетных систем различных производителей накапливаются с опытом их многолетнего производства и обслуживания. Из перечисленных производителей самыми опытными в производстве газетных печатных систем (опыт разработки и производства более 100 лет) являются GOSS International, KBA и manroland. Это основные разработчики данной техники, в совокупности выполняющие около 75% поставок газетных систем в мире. Газетная печатная техника остальных производителей уступает в качестве, но за счет этого имеет преимущество в цене.

Здесь хотелось бы обратить внимание читателей на тот факт, что, инвестируя в более дешевую технику (иначе — в менее экономичную в производстве), заказчик потом проигрывает в себестоимости продукции за счет увеличения потерь на технических отходах материалов, в первую очередь — бумаги.

КА: Обычно запросы на оборудование рассылаются по нескольким адресам, поэтому важно грамотно составить техническое задание,  из которого поставщик поймет, что покупателю нужно. Что следует указать в этом документе, помимо стандартных исходных данных: тиражи, полосность, ширина роля, количество секций и т.д.?

А.С.: Часто заказчик, обращаясь к поставщику, вместо того чтобы указать, что он хочет выпускать, просит дать предложение на столько-то башен, рулонных зарядок, фальцаппаратов и т.п. И если при этом заказчик не имеет на руках качественного предпроектного анализа, то, вероятнее всего, запрашиваемая газетная система будет ошибочной. Дело в том, что поставщик оборудования лучше знает, как оптимально сконфигурировать и оснастить газетную систему под ту или иную производственную программу, поскольку лучше владеет информацией о возможностях производителя, чем потенциальный заказчик.

Кроме того, бывает, что заказчик просит поставщика сообщить ему цены на каждый модуль печатной системы, рассчитывая, что сможет самостоятельно не только сконфигурировать машину, но и прикинуть цену на нее. Это тоже тупиковый путь, поскольку цена машины складывается из стоимости не только отдельных модулей, но и различных дополнительных узлов и устройств, количество которых может непропорционально меняться в зависимости от числа основных модулей. Помимо этого на общую стоимость машины влияют сложность монтажа, доставка до места, желаемый срок гарантийного обслуживания и другие факторы.

Наиболее верный подход при заказе газетной печатной системы — представление поставщику недельной производственной программы по выпуску газетной продукции с указанием технических характеристик изданий, характеристики существующего помещения (если есть), а также характеристик иных дополнительных изданий, планируемых к выпуску на газетной системе в свободное время. Не лишней является информация о предполагаемом порядке инвестирования заказчиком в газетную систему.

К техническим характеристикам изданий относятся: выход по дням недели, формат, объем, красочность по полосам, вид бумаги по полосам, разовый тираж, дополнительная отделка издания (скрепление проволокой, клеем, обрезка и пр.), ограничения времени на печать, требования к упаковке издания.

На базе этой информации грамотный поставщик предложит заказчику требуемую конфигурацию газетной печатной системы:

  • тип печатной машины (2/1, 2/2, 4/2 и т.д.), а также количество башен, полубашен или отдельных печатных секций;
  • тип и количество рулонных зарядок;
  • тип и количество фальцаппаратов;
  • пространственное размещение печатной системы в помещении;
  • возможные варианты проводки бумажных полотен;
  • степень оснащенности системами управления;
  • тип привода;
  • оснащенность дополнительными системами (например, центральной станцией подачи краски);
  • вид экспедиционной системы и пр.

Далее в ходе диалога поставщика и заказчика будет окончательно уточнена требуемая конфигурация печатной системы с учетом предельно допустимых финансовых возможностей.

КомпьюАрт 1'2011

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства