КомпьюАрт

3 - 2011

Про шрифты с продолжением. Часть12

Николай Дубина info@prodtp.ru

Классификация

Кому­то это может показаться странным, но единой общепринятой системы классификации шрифтов не существует. Едва ли не каждый профессионал в данной области хоть раз, но предпринимал попытку создания собственной классификации шрифтов. По большей части, все классификации совпадают в главном и различаются лишь деталями. По этой причине мы не будем рассматривать частности и сосредоточимся на наиболее заметных вариантах классификации шрифтов.

Простейшие и самые очевидные способы группировки шрифтов лежат на поверхности: контрастные — неконт­растные; с засечками — без засечек — рукописные и т.п. Но это совсем уж упрощенно, подобная систематизация вряд ли может принести практическую пользу. Есть ряд классификаций, которые можно считать устоявшимися: Максимилиана Вокса (который развил классификацию Тибодо), немецкая (DIN 16518) и английская стандартные, а также классификация ATypI (Международной типографической ассоциации), которые похожи, но различаются в деталях. Все они основаны на объединении исторических, морфологических и функциональных подходов.

Manuel francais de typographie moderne (фрагмент) Франсуа Тибодо (Francis Thibaudeau; 1860–1925). 1924 г.

Manuel français de typographie moderne (фрагмент) Франсуа Тибодо (Francis Thibaudeau; 1860–1925). 1924 г.

В настоящее время все классификации шрифтов включают:

  • функциональную классификацию (шрифты делятся по назначению и области применения на книжные, газетные, плакатно­афишные, картографические, декоративные, рекламные);
  • морфологическую классификацию (шрифты делятся по строению и форме на неконтрастные и контрастные; разноширинные, одноширинные и моноширинные; с засечками и без и т.д.);
  • историческую классификацию (шрифты делятся по времени и месту происхождения);
  • искусствоведческую классификацию (шрифты делятся по стилям, принятым в искусствоведении).

В компьютерных системах также используются указанные классифицирующие подходы, применяемые уже для цифровых шрифтов, например системы описания шрифтов PANOSE, IBM Classification и MS Windows.

Для России практическое значение имеет классификация Paratype — единственная шрифтовая система российской разработки. Отметим, что данная классификация не является общепринятой, хотя опирается на идеи Вокса и его последователей и развивает их.

Но поговорим обо всем по порядку.

Классификация шрифтов по области применения

Правда, это не совсем классификация, а некое рассуждение о том, что каждый шрифт имеет определенные особенности и должен применяться с их учетом. Вы когда­нибудь встречали вывески «Шаурма» или «Чебуреки», выполненные шрифтом, имитирующим устав или полуустав? Или, например, рекламу бара «Славянка», набранную готикой? Конечно встречали! Подобные надписи попадаются то и дело — в газетах, журналах, на рекламных щитах и витринах. Глядя на подобные надписи, не сразу понимаешь их смысл. А всё из­за нарушения дизайнерами одного из главных правил работы со шрифтом, смысл которого довольно прост: рисунок букв должен быть связан с содержанием текста.

Примеры неправильного использования шрифтов

Примеры неправильного использования шрифтов

В жизни мы не задумываемся, почему именно этим, а не другим шрифтом выполнена реклама, заглавие на обложке книги или надпись на вывеске магазина. Однако надпись, предупреждающую об опасности, обычно делают буквами, которые легко читаются на расстоянии и сразу бросаются в глаза. Еще лучше, если они сразу привлекают внимание. Выполняя ту или иную надпись, дизайнер ищет наиболее подходящий по рисунку шрифт, чтобы он нес не только декоративную, но и функциональную нагрузку.

Оформляя исторический роман, дизайнер знакомится со стилевыми особенностями шрифтов описываемой в нем эпохи, обусловленными ее культурой. Поэтому, создавая новые, мы не должны забывать старые, вышедшие из употребления шрифты. Они потребуются при оформлении не только исторического романа и помогут полнее ощутить эпоху, о которой идет речь. Например, античная эпоха оставила нам замечательный образец римского капитального шрифта, который и сейчас является образцом искусства шрифта. Средневековье с его готическим стилем в архитектуре дало нам разнообразные готические шрифты, а Ренессанс — антикву. Эпоха классицизма принесла нам новую, классицистическую антикву, отличающуюся от старой большим контрастом штрихов и тонкими длинными засечками. На основе новой антиквы в эпоху романтизма было создано множество живописных, орнаментированных шрифтов.

Современные антиквенные шрифты являются не чем иным, как модификацией шрифтов, созданных на основе римского капитального шрифта и классицистической антиквы.

Шрифты с умеренной контрастностью типа старостильной антиквы, так называемые медиевальные, а также контрастные, производимые от новой, классицистической антиквы с тонкими длинными засечками, относятся к группе обыкновенных.

Римский капитальный шрифт лежит в основе большинства современных латинских шрифтов. Отличаясь простотой формы, он в то же время является классическим образцом красоты и торжественности. Древняя антиква в чистом виде может использоваться в надписях особой значимости, к примеру на дипломах, почетных грамотах и т.д. Жирная антиква (английская) хорошо декорируется и трансформируется по начертанию и плотности, а в чистом виде ее чаще применяют в произведениях русской классической литературы и музыки XIX века.

Создание шрифтов, лишенных контраста, с массивными прямоугольниками­засечками (египетских), а также без засечек (гротесковых) связано с развитием промышленности и торговли в прошлом веке — для рекламы потребовались простые, броские и выразительные шрифты.

Малоконтрастные шрифты типа брусковых и египетских (с толстыми прямоугольными засечками), а также итальянские (с очень широкими горизонтальными засечками) — несколько тяжеловесны и громоздки, использовать их как текстовые не следует.

Очень близкие к древней антикве ленточные шрифты могут применяться как заголовочные и текстовые, потому что они не обременены особыми декоративными элементами.

Гротески широко используются в рекламе. Эти шрифты хорошо читаются на расстоянии.

Так называемые национальные шрифты: старинный русский, украинский, грузинский, армянский, индийский, арабский, китайский — вернее имитации этих шрифтов — подходят для надписей на ту или иную национальную тему. Например, для рекламы индийского фильма лучше применять имитацию индийского национального шрифта, а готический — для написания текста по истории Германии и т.д.

В России в дореволюционное время типографии пользовались множеством разнообразных, особенно декоративных шрифтов, которые применялись для украшения книжных переплетов и титульных листов. Некоторые из них, например Латинская (Литературная), Обыкновенная (в виде Обыкновенной новой), Елизаветинская и Академическая гарнитуры, широко используются наравне с новыми, созданными советскими и российскими художниками.

Декоративные, орнаментированные, старые и новые, на русской и латинской основе шрифты можно широко применять для создания дизайна этикеток, художественной литературы и пр.

Историко-морфологическая классификация шрифтов

Основана на исторической эволюции шрифтового рисунка, наличии и форме засечек, степени контрастности, форме овалов и других формальных признаках. Примерно по такому принципу строятся многие стандартные классификации, принятые в Англии, Франции, Германии и США, а также классификации MS Windows и IBM Classification.

1. Шрифты старого стиля/гуманистическая антиква/Old Style (ренессанс, барокко):

а) венецианские (Йенсон, Ратдольт) — конец XV века;

б) французские (Гриффо, Гарамон, Гранжон, ле Бе) — XVI век;

в) голландские (ван Дейк, Воскенс, Киш) — XVII век;

г) английские (Кэзлон) — начало XVIII века.

2. Шрифты переходного стиля/переходная антиква: Гранжан, Баскервиль, Фурнье — начало — середина XVIII века.

3. Шрифты нового стиля/новая антиква/NewStyle/Modern (классицизм): Дидо, Бодони, Вальбаум — конец XVIII — начало XIX века.

4. Брусковые шрифты/Slab Serif — с начала XIX века:

а) египетские;

б) итальянские;

в) кларендон — с середины XIX века;

г) декоративные.

5. Гротески/рубленые/Sans Serif/ Gothic/Grotesque:

а) старые — с начала XIX века;

б) геометрические — 30­е годы XX века;

в) гуманистические — 30­е годы XX века;

г) новые — 50­е годы XX века;

д) декоративные.

6. Прочие акцидентные. Шрифты, по форме не входящие в первую пятерку. Шрифты в стиле модерн, ар деко, оп­арт, трафаретные, машинописные, экранные, трехмерные, фактурные и др.

7. Рукописные шрифты/Scripts:

а) ширококонечное перо;

б) остроконечное перо;

в) круглоконечное перо;

г) ширококонечная кисть;

д) остроконечная кисть.

8. Готические шрифты/BlackLetters:

а) текстура;

б) фрактура;

в) швабахер;

г) ротунда;

д) бастарда.

Условно к восьмой группе можно отнести и отечественные исторические типы шрифтов — устав, полуустав и пр. (с соответствующими правками, конечно). Но можно вынести их и в отдельную категорию, как это сделано, например, в классификации ParaType.

Буквально два слова хотелось бы сказать о германском индустриальном стандарте DIN 16518 (1964 г.). Согласно ему, шрифты разделяются на три основные группы: латиница, готические и иных алфавитов (Non­Roman). В свою очередь, шрифты латиницы разделяются на: Roman, Baroque, Classical, Free Roman, Linea Roman, Block, Script. Таким образом, классификация имеет историческую основу и морфологическое развитие.

Классификация ParaType

Антиква

Антиква — шрифты с засечками. Свою форму они позаимствовали у шрифтов древнеримских монументальных надписей (прописные буквы) и у книжного гуманистического минускула эпохи Ренессанса (строчные буквы). Первая наборная антиква появилась в Италии и Германии во второй половине XV века. Затем форма латинской антиквы получила дальнейшее развитие: на смену антикве старого стиля (конец XV — начало XVIII века) пришла переходная антиква (начало XVIII — конец XVIII века), которая уступила место антикве нового стиля (конец XVIII — начало XIX века), кроме того, в начале XIX века появились брусковые шрифты. На основе этих исторических форм современные дизайнеры шрифтов создают новые версии антиквенных шрифтов.

Старого стиля (Ренессансная). Представляет собой первый этап развития антиквенных шрифтов (с конца XV по начало XVIII века). Форма знаков этого шрифта основана на дуктальном (рукописном) принципе, она характеризуется умеренной контрастностью, скруглением засечек в местах примыкания к основному штриху и наклоном осей овальных элементов. В ранних образцах хорошо прослеживается зависимость форм наборного шрифта от рукописного книжного почерка — гуманис­тического минус­кула, выполненного ширококонечным пером. С течением времени контраст увеличивался, засечки становились острее, а оси овалов — почти вертикальными. В целом форма знаков всё больше определялась глиптальными (скульптурными) принципами, которые используются при изготовлении металлических пуансонов. Эти шрифты делятся на несколько подгрупп в соответствии с временем и местом своего появления: венецианская антиква (конец XV века), итальянско­французская антиква (XVI век), голландская антиква (XVII век), английская антиква (начало XVIII века) и современные версии антиквы старого стиля.

Переходная. Шрифты начала и середины XVIII века, сочетающие черты шрифтов старого стиля, характерные для письма широким пером, и элементы шрифтов нового стиля, форма которых связана с особенностями процесса гравировки по металлу. Антиква барокко и современные вариации шрифтов на основе переходной антиквы.

Нового стиля (классицистическая). Данные шрифты появились в конце XVIII — начале XIX века в связи с развитием техники гравировки по металлу. Это одноширинные шрифты с сильным контрастом. Засечки длинные и тонкие, оси овалов строго вертикальны. По форме засечек антиква нового стиля делится на следующие группы: классицистическую, англо­шотландскую и современные вариации шрифтов на основе антиквы нового стиля.

Латинский стиль. Акцидентные шрифты с преувеличенными засечками треугольной формы, иногда скругленными в месте примыкания к основному штриху. Были созданы в Англии в первой половине XIX века.

Брусковая. Первые такие шрифты появились в Анг­лии в начале XIX века. Они характеризуются мощными засечками прямоугольной формы без скруглений или с небольшими скруглениями в местах присоединения к основным штрихам, малым контрастом или полным отсутствием контраста между основными и соединительными штрихами, а также крупным очком строчных знаков. В зависимости от формы овалов и засечек, контраста и разноширинности брусковые шрифты делятся на следующие подгруппы: египетские шрифты, геометрические шрифты, гуманистические шрифты и шрифты типа «кларендон». Иногда в отдельную подгруппу выделяют брус­ковые шрифты с обратным контрастом (итальянские).

Гротески (рубленые шрифты)

Шрифты без засечек, называются также рублеными, Grotesk (в Германии), Grotesque (в Англии и Франции), Gothic (в Америке). Впервые наборные шрифты без засечек появились в начале XIX века в Англии, хотя подобная форма знаков применялась еще в надписях античной Греции. Вначале использовались исключительно как акцидентные, но в ХХ веке стали применяться для набора текста. Характеризуются, как правило, малой контрастностью или полным отсутствием визуального контраста между основными и соединительными штрихами. В соответствии с формой овалов, наличием или отсутствием контраста, степенью открытости знаков и разноширинности гротески делятся на старые, новые, геометрические и гуманистические. Иногда к гуманистическим гротескам относят и так называемую ленточную антикву — умеренно контрастный шрифт без засечек, конструкция которого повторяет один из видов антиквы.

Старые гротески. Первый гротеск появился в 1816 году в Англии. Это шрифты с небольшим контрас­том, одноширинные, полузакрытые и открытые. Знаки имеют простую и даже грубую геометрическую форму с крупным очком строчных. Шрифты в целом производят впечатление сурового, грубого реализма. В некоторых шрифтах есть только прямые начертания, в других имеются также наклонные (не курсивные). Угол наклона знаков средний.

Новые гротески. Новые гротески развивают принципы построения старых гротесков. Их появление в 50­х годах ХХ века было обусловлено потребностями функциональной швейцарской школы типографики. Новые гротески гораздо изящнее своих предшественников и почти не имеют отличительных черт, что позволяет характеризовать их как стандартные и незаметные. Это закрытые одноширинные шрифты почти без контраста, с крупным очком строчных знаков, сильно развитые по начертаниям. Их верхние выносные элементы равны росту прописных знаков. Как правило, в новых гротесках применяются наклонные начертания (не курсивные). Угол наклона знаков — от среднего до значительного.

Геометрические. Геометрические гротески принципиально строятся на основе простейших геометрических форм — окружности, квадрата, равностороннего тре­угольника. Эти шрифты появились в 30­е годы ХХ века в Германии под воздействием идей конструктивизма и школы дизайна «Баухаус». Как правило, это открытые неконтрастные разноширинные гротески. Очко строчных у ранних геометрических гротесков не очень большое, близкое по пропорциям к антикве старого стиля. Однако во второй половине ХХ века были разработаны геомет­рические гротески с очень крупным очком строчных. У этих шрифтов есть только наклонные (не курсивные) начертания с небольшим углом наклона. Также к этой подгруппе можно отнести акцидентные гротески с овалами, близкими по форме к квадрату и прямоугольнику.

Гуманистические. Как реакция на чрезмерно геометризованную форму геометрических гротесков в 30­х годах ХХ века в Англии появились гротески нового типа, форма, структура и пропорции которых непосредственно базировались на конструкции антиквы старого стиля. В последнее время эти гротески получили широкое распространение и как самостоятельные гарнитуры, и в составе супергарнитур, которые представляют собой системно связанные шрифты различных классификационных групп (например, антиква и гротеск). Гуманистические гротески обычно имеют открытый рисунок и некоторый контраст между штрихами. Как правило, они разноширинные с не очень большим очком строчных, но бывают исключения, особенно для компактных шрифтов узких пропорций. Большинство этих шрифтов имеют настоящие курсивные начертания. Углы наклона знаков в курсивах могут быть малые или средние.

Антиква­гротески. Акцидентные и текстовые шрифты — по форме промежуточные между гротеском и антиквой. Имеют на концах штрихов либо едва заметные утолщения, либо маленькие острые засечки.

Прочие. Другие шрифты без засечек, не попадающие в предыдущие группы.

Акцидентные (декоративные шрифты)

К этой группе относятся шрифты, не попадающие в предыдущие группы классификации, а также специально предназначенные для акцидентного набора и имитирующие определенный исторический стиль или декоративную обработку формы, например модерн, ар деко, оп­арт, контурные, выворотные, трехмерные, фактурные, орнаментальные, трафаретные, машинописные, экранные, с рваным контуром и т.д.

Исторические стили. Акцидентные и текстовые шрифты, имитирующие шрифты определенного исторического стиля.

Декоративные. Декоративные шрифты, предназначенные для акциденции и не относящиеся к предыдущим группам классификации, форма которых имеет преувеличенные детали или подверглась изменению с целью усиления декоративного эффекта. Кроме того, к декоративным шрифтам можно причислить специально спроектированные декоративные начертания текстовых и акцидентных шрифтов, относящиеся к другим группам классификации.

Машинописные и моноширинные шрифты. Акцидентные и текстовые шрифты, по форме имитирующие шрифт пишущей машинки, а также любые шрифты с одинаковой шириной знаков. Моноширинные шрифты применяются для набора таблиц и технических текстов, а машинописные — для имитации машинописного текста и акциденции.

Компьютерные и экранные шрифты. Акцидентные шрифты, эксплуатирующие эстетику компьютерных, экранных и других близких по назначению шрифтов.

Экспериментальные. Акцидентные шрифты, резко отличающиеся по форме знаков, шрифты с измененным контуром знаков, измененной формой знаков, гибридные, «живые» и др.

Прочие. Другие декоративные шрифты.

Рукописные и каллиграфические шрифты

К данной группе относятся шрифты, по рисунку имитирующие чей­то почерк или каллиграфический стиль, но не принадлежащие к готическим и древнерусским шрифтам, которые выделены в отдельные группы. В зависимости от пишущего инструмента рукописные шрифты делятся на шрифты, имитирующие письмо ширококонечным пером, остроконечным пером, кистью и другими инструментами (карандаш, фломастер, шариковая ручка и т.д.). Кроме того, рукописные шрифты могут быть связные (где каждая буква соединяется с соседними) и несвязные (где каждая буква стоит отдельно). Возможны также промежуточные (полусвязные) формы, где соединяется только часть букв или буквы соединяются только с одной стороны. Рукописные шрифты применяются для акциденции и набора учебной литературы (прописи).

Широкое перо. Акцидентные шрифты, имитирующие письмо ширококонечным пером. Получили распространение с конца XIX века, когда английский художник и каллиграф Эдуард Джонстон (Edward Johnston) возродил средневековую технику письма ширококонечным пером, на основе которой был выработан почерк итальянских гуманистов, легший в основу печатной антиквы.

Острое перо. Акцидентные шрифты, имитирующие письмо остроконечным стальным пером. Получили распространение с XVIII века в Англии после изобретения гравюры на металле и литографской печати, поэтому также называются английской каллиграфией. Первоначально имитировали контрастный связный почерк с нажимами, росчерками и тонкими волосными штрихами, затем появились полусвязные и несвязные варианты. До середины ХХ века этому почерку в России обучали в начальной школе.

Кисть. Акцидентные шрифты, имитирующие письмо мягкой кистью. Существует множество связных и несвязных вариантов, обычно контрастных.

Монолинейные рукописные шрифты. Акцидентные шрифты, имитирующие письмо инструментом без нажима, например круглоконечное перо, жесткая кисть, карандаш, фломастер, шариковая ручка и т.д. Существует множество связных и несвязных вариантов.

Имитации почерка. Акцидентные шрифты, имитирующие почерк конкретного человека, в том числе знаменитых писателей, художников, рок­звезд или других деятелей.

Прочие. Другие рукописные шрифты.

Готические

К данной группе относятся шрифты, имитирующие средневековые рукописные почерки ширококонечным пером, которые были распространены в XIII­XVI веках главным образом в Северной Европе. Их буквы характеризуются, как правило, узкими пропорциями, сильным контрастом, изломами штрихов, большой насыщенностью и высокой декоративностью. Существует несколько основных форм готических почерков: текстура, ротунда, бастарда, швабахер, фрактура, канцлей. Первые наборные шрифты XV века повторяли форму наиболее распространенных готических почерков и в дальнейшем применялись параллельно с наборной антиквой, практически выйдя из широкого употребления только в ХХ веке. Сейчас применяются в основном как акцидентные.

Текстура. Хронологически первый вид готического письма (с XIII века) и первый наборный шрифт Гутенберга (середина XV века). Появился во Франции, применялся также в Англии и Германии. Строчные узкие, черные и относительно крупные, с вертикальными основными штрихами, небольшим количеством кривых и двойным изломом, выносные элементы короткие. Прописные достаточно широкие и сложные по форме, с изломами и криволинейными элементами. Характерны каллиграфические ромбовидные завершения вертикальных штрихов строчных и ромбовидные элементы и двойные штрихи прописных.

Швабахер. Промежуточные между текстурой и ротундой формы готического письма, называвшиеся во Франции бастарда, а в Германии — швабахер (швабское письмо), известны с XV века. Часто это более скорописные почерки, чем текстура и бастарда. Строчные относительно широкие с мелким очком и выраженным двойным изломом, с большим количеством круглых форм. Прописные обычно широкие и относительно простые по форме, с большим количеством круглых элементов.

Ротунда, или круглоготическое письмо. Вид готического письма, появившийся в Северной Италии в XIII веке и распространившийся по всей Европе. Особенно широко применялся в XV веке в Италии и Испании. Знаки достаточно широких пропорций с одним изломом, значительное количество круглых форм с едва заметным изломом или практически без излома. Строчные относительно некрупные, с длинными выносными элементами. Строчные часто разноширинные — узкие прямые и широкие круглые, по форме приближающиеся к формам гуманистического минускула. Форма прописных обычно более широкая и более светлая, чем в текстуре, с большим количеством круглых элементов.

Фрактура. Вид готического письма, появившийся в Германии в начале XVI века и широко применявшийся до середины ХХ века. Строчные узкие с двумя изломами, относительно крупные, множество каллиграфических форм с росчерками и завитками. Круглые строчные обычно имеют с одной стороны вертикальный штрих с двумя изломами, а с другой — криволинейный штрих с одним изломом. У верхних выносных элементов часто раздвоенный конец, нижние выносные элементы острые. Прописные широкие и очень сложные по форме, с большим количеством круглых элементов, каллиграфических росчерков, точек и завитков.

Унциал. Шрифты, основанные на рукописном унциале. Этот почерк впервые появился в Риме в V веке и получил широкое распространение в раннее Средневековье по всей Западной Европе, включая Англию и Ирландию. Начиная с Х века применялся в торжественных случаях как вид прописного письма в комбинации сначала с каролингским минускулом, а затем с разными видами готических почерков. Декоративные формы унциала, использовавшиеся как прописные для заголовков и инициалов в средневековых рукописях и печатных изданиях, называются ломбардскими версалами, поскольку появились в Северной Италии (Ломбардии) в XI веке. Прописные знаки широких пропорций, часто с заменой части вертикальных штрихов дугами и кривыми. Для позднего унциала характерны также значительный контраст, тонкие острые засечки и многочисленные каллиграфические окончания и росчерки.

Прочие. Другие шрифты и их варианты, основанные на готических почерках и наборных шрифтах, а также их поздние акцидентные и декоративные стилизации.

Старославянские

К данной группе относятся шрифты, по рисунку имитирующие средневековые кириллические почерки ширококонечным пером, распространенные в X­XVIII веках главным образом в Восточной и Южной Европе. Существует четыре основных вида кириллических почерков: устав, полуустав, скоропись и вязь, а также их переходные формы. Первые наборные кириллические шрифты XV­XVI веков повторяли форму рукописного полуустава. После реформы Петра I начала XVIII века полууставные шрифты сохранились только для церковного употребления. Позднее на основе исторических форм появились стилизации старославянских шрифтов. Сейчас применяются в основном как акцидентные.

Устав. Ранняя форма кириллического письма, известная с XI века. Крупный медленный торжественный маюс­кульный шрифт. Имеет почти квадратные пропорции, значительный контраст, основные штрихи вертикальные, с небольшими засечками, длинные выносные элементы. Прямые буквы довольно широкие, а круглые — узкие, остроконечные, с двойным изломом. Строчные отсутствуют. Поздние формы устава (XIV­XV века) имеют более угловатые формы, а сам почерк менее разноширинный и более мелкий. В то время уже начали применять сокращения, лигатуры и надстрочные знаки.

Полуустав. Более скорописная форма устава, известная с XIV века. На основе рукописного полуустава в XV­XVI веках были разработаны первые наборные кириллические шрифты, форма которых с небольшими изменениями сохранилась в употреблении до сих пор. В полууставе начинают применяться прописные и строчные буквы. Знаки более мелкие и узкие, менее контрастные, основные штрихи слегка изогнутые, много лигатур, сокращений и надстрочных знаков. В строчных практически отсутствуют засечки, очко мелкое, длинные выносные элементы. Прописные крупные и узкие, в наборных шрифтах, как правило, стоят ниже линии шрифта строчных.

Скоропись. Более быстрый почерк, появившийся в XIV веке и достигший расцвета в XVII веке. Применялась как для официальной переписки, так и для делопроизводства и частной переписки. Имеет несколько разновидностей в зависимости от назначения (парадная, канцелярская, гражданская) и от географии распространения (московская, виленская, киевская). В лучших образцах достигает высокого искусства каллиграфии. Характеризуется ярко выраженным каллиграфическим характером, округлостью букв, плавностью их написания, большим количеством росчерков, лигатур и сокращений. Обычно имеет мелкое очко строчных и длинные выносные элементы с росчерками, а также крупные прописные. Скоропись с трудом поддается переработке в наборную форму из­за большого количества росчерков и лигатур.

Вязь. Рукописная вязь — декоративное письмо для книжных заголовков. Появилась в византийской книге в XI веке, в русской книге — с конца XIV века, но расцвета достигла на Руси в XVI веке. Один из основных приемов построения вязи — мачтовая лигатура, когда соседние вертикальные штрихи расположенных рядом букв сливаются в один штрих. Часто соседние буквы помещаются одна над другой и связываются общим штрихом, а также меньшая буква помещается внутри большей, в результате буквы сливаются в непрерывную орнаментальную ленту. Вязь с трудом поддается переработке в наборную форму из­за общего лигатурного характера.

Прочие. Поздние акцидентные и декоративные стилизации на основе исторических форм старославянских шрифтов.

Символьные и неалфавитные шрифты

К данной группе относятся комплекты специальных знаков (математические, лингвистические, фонетические, химические, астрономические, электротехнические, архитектурные, картографические, нотные, шахматные, клавиатурные и т.д.), линейки, бордюры, орнаменты, виньетки и прочие наборные украшения. Сюда же можно причислить комплекты политипажей на различные темы и пиктограммы (дорожные, спортивные, туристические и т.п.).

Наука и техника. Комплекты специальных знаков, предназначенных для набора научных и специальных изданий по различным отраслям человеческой деятельности.

Работа и отдых. Комплекты специальных знаков, предназначенных для набора журнальной и газетной рекламы, журнальных и газетных иллюстраций, путеводителей, справочников и популярных изданий.

Клавиатурные. Комплекты специальных знаков, предназначенных для набора клавиатурных схем.

Орнаменты и бордюры. Комплекты специальных знаков, предназначенных для набора орнаментов, рамок, бордюров, тангиров, виньеток и других наборных украшений.

Политипажи. Комплекты изображений предметов, существ, растений, животных, пейзажей, ситуаций и т.д.

Прочие. Другие неалфавитные шрифты, не попадающие в предыдущие группы.

КомпьюАрт 3'2011

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства