Токен: 2SDnjeb4y7E

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjejusTv

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

КомпьюАрт

1 - 2012

Продолжая тему секретной полиграфии…

Андрей Крылов
krylov@compress.ru

Информация об этом направлении полиграфической отрасли в 2008 году была сведена автором в таблицу, опубликованную в статье «“Таблица Менделеева” для защищенной полиграфии» в КомпьюАрт № 12’2008.
Теперь таблица дополнена иллюстрациями: в тех ячейках, где мало текста, представлены изображения защитных элементов. Особенно это будет полезно для студентов, которые изучают полиграфические специальности: информация о способах защиты печатной продукции особо не афишируется и уж тем более отсутствует какая-либо ее систематизация, даже на предприятиях-изготовителях.
Способы защиты, о которых идет речь в статье С.А. Сергеева, отмечены в таблице знаком с целью показать, насколько обширно направление секретной полиграфии: почти половина ячеек осталась без данного знака — это темы для новых публикаций, авторов которых мы ждем в нашей редакции.

Для систематизации технической и организационной информации табличный способ подходит идеально. В каждой ячейке таблицы, а их, как на шахматной доске, 64, описаны:

  • полиграфические способы защиты (ячейки с 1­й по 46­ю);
  • функционирование продукции с микросхемой (ячейки 47 и 48);
  • организация производства защищенной продукции в России (ячейки с 49­й по 56­ю);
  • возможный перечень защит выпускаемых изделий (ячейки с 57­й по 64­ю).

Шесть верхних строк таблицы имеют градиентные заливки с усилением насыщенности цвета слева направо. Это сделано для удобства заказчиков, которые при заключении договоров с производственниками иногда информационно плохо подготовлены (те, в свою очередь, любят накручивать цены за какой­нибудь легко подделываемый микротекст), и определяет уровень защищенности конкретного вида защиты. Усиление защищенности идет также в направлении сверху вниз с 1­й по 6­ю строки.

Первая строка таблицы посвящена оформлению бланков паспортов, ценных бумаг или банкнот. Однако с развитием копировальной техники усилия, вложенные в оформление, теряют свою актуальность. Если по экспертному признаку контрольные органы могут определить, например, подлинность банкноты, то на рынке или в темное время суток фальшивый узор банкноты очень часто принимают за истинный. Зато оформление защищенных изделий показывает уровень мастерства дизайнера или возможности программного продукта, установленного на компьютерах фирмы­лицензиата.

О дизайне защищенной продукции в нашей стране пишут и говорят редко. Возможно, из­за отсутствия подготовки художников для этой области полиграфии, тогда как в Европе существуют специальные кафедры даже в технических вузах. У нас же таких специалистов принято «выращивать» на производстве. Освоение дорогостоящих компьютерных программ (например, программное обеспечение от венгерской фирмы Jura стоит порядка 100 тыс. долл., стоимость отечетвенных разработок на порядок дешевле), которые синтезируют графические элементы оформления (розетки, сетки, бордюры), особой сложности не представляет. Через год такой верстальщик уже свободно ориентируется и задает цифровые параметры розеток или сеток: толщину линий, количество изгибов и т.д. Полученные сетки затем собираются в Adobe Illustrator или в более удобной, по­моему, для этих целей программе CorelDRAW. В результате  получается вполне сносный, но, к сожалению, симметричный дизайн бланка ценной бумаги.

Важно, чтобы у принимаемого на работу дизайнера было художественное образование, чтобы он мог нарисовать эскиз от руки, а в его копилке — как можно больше выполненных полиграфических заказов.

Всё познается в сравнении

Иллюстрация показывает оформительские возможности конкурирующих фирм-лицензиатов «Гознака» и «ЭПО». Ниже демонстрируется похожий дизайн одного и того же изделия — марки для защиты алкогольной продукции. Она имеет небольшой формат — 20Ѕ90 мм, к тому же из этой площади нужно вычесть 30% белого окна для впечатывания штрих-кода. Анализ (пусть и субъективный) оформления изделия  именно малого формата способен показать профессиональный уровень дизайнеров. 

Слева — гознаковская марка (выпуск 2005 года), которой сегодня защищается российский алкоголь крепостью свыше 25% (проще говоря, водка и коньяк отечественного производства). Справа — эповская марка десятилетней давности. Тогда каждому российскому региону разрешалось заказывать защитные марки для местной алкогольной промышленности у типографий-лицензиатов. В этих типографиях под марочные заказы быстро установили рулонные офсетные (включая трафаретную и флексографские секции) печатные машины от фирм Gallus и Drent плюс струйную нумерацию. Но вернемся к дизайну.

На гознаковской марке — невнятный, но горячо любимый гознаковскими художниками розовый «свинячий» фоновый цвет, яйцевидный фиолетовый цветопеременный элемент и симметричный дизайн. Напомню, что красно-розовый цвет и яйцевидные «птичьи» розетки российские налогоплательщики могут также увидеть почти на всех страницах современного загранпаспорта с микросхемой, как раз под двуглавым орлом (более подробную критику банкнотного и паспортного дизайна см. в КомпьюАрт № 9’2009).

Ужасы в оформлении государственных документов

На эповской марке художник применил сочетание оранжевого, синего и зеленого цветов и выполнил гравюру — герб Воронежской области. Оформление отличается отсутствием симметрии, что подчеркивает творческий подход, свежесть и европейский стиль работы бывшего гознаковского художника Юрия Ковердяева.

Казалось бы, «Гознак» имеет 200-летнюю историю развития, а фирма «ЭПО» появилась в 1993 году... Но в том-то и парадокс: если фирмы, производящие часы, сыр или коньяк, заявляют о своей столетней истории, подчеркивая престиж и устойчивость бренда, то столь длительное существование полиграфической фирмы приводит к «омертвению» дизайна. Отлично помогает стряхнуть пыль веков ребрендинг. О нем речь далее. 

Постоянное совершенствование мастерства дизайнера происходит на фирмах, которые традиционно занимаются выпуском такой защищенной продукции, как  бланки акций и сертификатов, талоны, лотерейные билеты и т.д. Это известные российские компании: «Полиграф­защита», «ЭПО», «Н.Т. Граф» и др. На «Гознаке» в этом смысле многолетний застой. Допечатным специалистам этого государственного предприятия сложно постоянно совершенствоваться, поскольку его основные изделия утверждены чиновниками раз и навсегда (или на относительно продолжительное время). Среди них такие заказы, как:

  • для ЦБ России — оформление банкнот;
  • для МВД России — бланки паспортов (с набившими оскомину тремя шестерками на каждой полосе);
  • для ФНС России — защитные марки.

Россия, как известно, в скором времени вступает в ВТО, и в СМИ в связи с этим обсуждается полный распад и без того слабой отечественной автомобильной промышленности. Относительно секретной полиграфии тоже возникает вопрос: кто будет печатать в этом случае российские деньги или бланки паспортов?

Когда необходим ребрендинг

Визитки и для рядового работника, и для топ-менеджера «Гознака» (здесь демократия) обычно печатаются на мягкой, 170-граммовой бумаге цифровым способом. Для текста используется любимый всеми секретаршами и домохозяйками красивый шрифт Decor, больше подходящий для росписи кондитерских изделий. Выходные данные отпечатаны зеленным цветом и нечитаемым шрифтом с засечками. Получая такого типа визитку где-нибудь на выставке, я понимаю, что с этой типографией лучше не связываться. К логотипу могильной формы за многие десятилетия тоже вроде бы все уже привыкли…

Когда необходим ребрендинг

Если наступает кризис (а это происходит со всеми фирмами, возникшими в позапрошлом веке), то руководство предприятия принимает решение о ребрендинге. Логично будет перед вступлением России в ВТО стряхнуть пыль веков. Еще лучше будет, если варианты фирменного стиля предложат выполнить своим, фабричным художникам, однако оформление выставочной и корпоративной продукции руководство «Гознака» обычно доверяет сторонним фирмам.

Интересно оформлен гознаковский буклет к международной выставке — в нем нанятый (не гознаковский) художник виртуозно соединил векторную и растровую графику

Интересно оформлен гознаковский буклет к международной выставке — в нем нанятый (не гознаковский) художник виртуозно соединил векторную и растровую графику

На мировом рынке известны такие конкуренты «Гознака», как Giesecke&Devrient, Trüp и «Де Лярю». Эти фирмы, как и «Гознак», имеют опыт выполнения заказов для отдельных государств, участвуют в международных тендерах, предлагая не только защищенную продукцию, но и расходные материалы: краски, бумагу, ламинат и т.д. У них есть свои научные лаборатории и дизайнерские школы. А что может предложить НИИ «Гознака», где среди персонала редко встретишь специалиста с кандидатской, а тем более докторской технической диссертацией? Теперь пишут в основном на экономические или социальные темы. В этих работах графики и диаграммы давно заменили химические формулы и физические расчеты.  К тому же за несколько лет сменились четыре директора этого «секретного» учреждения. А если наши европейские конкуренты лучше «нарисуют» российские банкноты или бланки паспортов, обеспечат их современными защитами, предложат более выгодную цену за экземпляр и с этим выйдут на тендер? Ситуация будет любопытна для обсуждения в СМИ.

Но не так уж всё плохо с дизайном на «Гознаке». Оформление изделий монетно-орденского производства (памятных монет, государственных наград, драгоценных сувениров и т.п.) всегда было на мировом уровне. А художникам, работающим в этой области на Московском и Санкт-Петербургском монетных дворах «Гознака», присваивают звание народного художника России.

Вторая строка таблицы содержит способы печати защищенных изделий. Здесь уровень защиты усиливается на порядок. Металлографский способ печати поддельщики могут имитировать офсетом (дополнительной краской) или трафаретом. Трафаретная краска уже чувствуется на ощупь (тактильный признак), но всё равно не идет ни в какое сравнение с подлинным металлографским оттиском. А вот сымитировать офсетным способом орловский эффект гораздо легче: нужна только хорошая приводка и увеличительные приборы для анализа стыковки линий в фоновой сетке. Однако эксперты легко определят имитацию орловского эффекта.

Наряду со средствами защиты меняются и задачи фальсификаторов. Посмотрим, какими они были 30 лет назад и сегодня:

  • с помощью подручных средств (увеличительное стекло, гравировочные инструменты) повторить изображение на печатной форме с имитацией водяного знака советской банкноты или другого документа, при этом как можно точнее (на глаз) подобрав цвета красок;
  • с помощью подручных средств (увеличительный прибор, компьютер, сканер, копировальный автомат, краски, бумага, фольга, печатные формы) сымитировать изображение, волокна, нити, водяной знак российской банкноты. С помощью электронных средств получить коды для взлома чипа (микросхемы) пластиковой карты.

Третья строка посвящена финишной обработке изделий. На этом технологическом этапе несомненный прорыв был сделан фирмами­производителями за последние 20 лет. Наиболее сложна для воспроизведения поддельщиками микроперфорация изделий. В нашей стране дорогостоящее оборудование установлено на фабриках «Гознака» (МПФ и ППФ) и используется, к примеру, при изготовлении банкнот высоких номиналов и изделий для МВД России. Так, в банкнотах на просвет видны ровные ряды точек с одинаковыми микроотверстиями.

В 20­й ячейке третьей строки говорится о голографической фольге. На первый взгляд это тоже отличная защита. Но фабрики Китая и Польши (а также других соседних с Россией стран) обычно не брезгуют ничем, когда дело касается прибыли, ловко имитируя голографическую фольгу, например, для подделки российских акцизных марок.

В статье С.А. Сергеева говорится, что «грамотно спроектированный состав защищенной бумаги может обеспечить до 70% защиты документа в целом». В четвертой строке таблицы приведены описания способов защиты, которые можно реализовать в бумаге. Это эксклюзивный водяной знак, волокна и различные виды нитей.

В пятой строке таблицы речь идет о красках. Их уровень защиты даже выше, чем у  защит в бумаге. И это несколько противоречит вышеуказанным 70%. По моему мнению, уровень «бумажных» и «красочных» защит одинаков, то есть примерно по 40% (оставшиеся 20% — это финишная обработка, голографические элементы, ламинат, оформление), если речь идет об изделиях, в которых отсутствует инлета с микросхемой.

Изделиям с микросхемой посвящена 6­я строка таблицы. Производство огромных тиражей микросхем налажено в известной компании Philips, которая является их основным поставщиком для нашей страны. Хотя в подмосковном «электронном» городе Зеленограде возможности для производства чипов тоже имеются. К таким изделиям относятся пластиковые карты известных международных банковских систем, бланки загранпаспортов и удостоверения личности, которые в нашей стране в обозримом будущем заменят внутренний паспорт. Во всяком случае, на специализированных выставках несколько отечественных фирм, следуя мировым тенденциям, предлагают варианты технологий и образцы изделий для замены бумажного паспорта пластиковой картой. Не нужно быть пророком для понимания того, что этот пластиковый документ будет выпускаться, а возможно, и персонализироваться на «Гознаке», как это происходит сегодня с российским загранпаспортом.

Фрагмент одной ячейки таблицы из 8-й, рекомендательной строки

Фрагмент одной ячейки таблицы из 8-й, рекомендательной строки

Седьмая строка таблицы (уже без градиентной заливки) посвящена организации работы на предприятиях, имеющих лицензию на выпуск защищенной продукции. Их в нашей стране порядка 20. Руководство этих фирм стремится получить право печати изделий всех трех уровней: А, Б и В. Для изделий уровня А необходимо иметь технологии специальных видов печати. И, чтобы обладать хотя бы одним видом спецпечати, типографии проводят научные исследования. В результате, помимо «Гознака», где по закону только и могут быть установлены металлографские машины, несколько фирм­лицензиатов имеют возможность заменять этот вид печати своими запатентованными разработками (см. ячейку 13). Чаще всего российские инженеры вносят изменения в одну из красочных секций офсетной печатной машины — в результате достигается офсетный орловский эффект (разработка фирмы «ЭПО»), а специальная краска позволяет получать оттиски, отдалено напоминающие металлографию (разработка фирмы «Н.Т. Граф»).

В последней, восьмой строке даны рекомендации для заказчика и производителя: какие виды защиты обязательно и необязательно использовать при разработке проекта изделия. Здесь дублируются первые семь строк таблицы. Если ячейка полностью залита черным цветом, то защита не применяется. Если в ячейке поставлена черная полоса, то защита применяется на усмотрение разработчиков. Когда черный цвет в ячейке отсутствует, защита обязательна к применению.

Не так уж всё и сложно!

КомпьюАрт 1'2012

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства