Токен: 2SDnjeb4y7E

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjejusTv

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

КомпьюАрт

4 - 2012

Значит, нужные книги ты в детстве читал…

Андрей Крылов krylov@compress.ru

Из новостей: «в ночь с 20 на 21 апреля 2012 года в России прошла первая ежегодная социально-культурная акция “БиблиоНочь” — масштабное сетевое событие общенационального уровня, объединившее всех, кто помнит и понимает, какое огромное значение имеют литература, книги и чтение для развития страны.
В Москве и Туле, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, Петрозаводске и Перми, Твери и Волгограде — почти во всех российских городах сотни библиотек, музеев, галерей, культурных центров и книжных магазинов открыли в эту ночь двери для посетителей и представили на своих площадках и улицах городов культурные программы с участием литераторов, музыкантов, художников, артистов, а также выставки и специальные проекты. Это событие масштаба всей страны…»
Однако и локальные события в издательской отрасли повышают интерес читателей как к бумажной, так и к электронной книге, а значит, к чтению вообще. Так, двумя месяцами ранее в Центре книжной культуры «Гутенберг» в Москве участники дискуссии говорили о проблемах кодификации и хранения электронного контента, о том, как сохранить культурное наследие в электронной форме и что такое электронная книга — новый продукт или калька с бумажной книги? Рассматривались возможные пути развития электронной книги.

В центре «Гутенберг» есть книжный салон, где собраны новинки и лучшие экземпляры современного редкого книгоиздания. В окружении его книжных полок лучше всего обсуждать проблемы книгоиздания в цифровую эпоху.

Во встрече приняли участие директор издательства «ЛомоносовЪ» Анатолий Секерин, директор издательства «Арбор» Сергей Косьянов, генеральный директор Государственной публичной исторической библиотеки Михаил Афанасьев и генеральный директор книжного магазина «Москва» Марина Каменева.

Открыл дискуссию глава Центра книжной культуры «Гутенберг» Михаил Михайлович Столяров.

Михаил Столяров: Сегодня мы решили собрать здесь тех, кто причастен к процессу издания книги. Наша задача — создать площадку и точку опоры для редкого книгоиздания. Мы хотим объединить не только издательства, но и мастерские по переплету книг, а также художников, которые занимаются редкой книгой.

Еще мы поговорим о том, когда и как электронная книга сможет обеспечить фиксацию культурного наследия — ведь бумажная книга, несмотря «на пожары», уже выполнила эту задачу. Но как можно гарантировать сохранение авторского замысла, когда сегодня в Сети ходит несколько вариантов текста романа «Анна Каренина» Льва Толстого?

Глава Центра книжной культуры «Гутенберг» Михаил Столяров

Глава Центра книжной культуры «Гутенберг» Михаил Столяров

Электронная книга в будущем, конечно, видоизменится, станет более совершенной. Об этом процессе собравшимся рассказал художник книги, в том числе и электронной, профессор МГУП им. Ивана Федорова Василий Евгеньевич Валериус.

Василий Валериус: Я несколько лет возглавляю мастерскую дизайна уникальных книг и набираю 8­10 человек с каждого курса факультета графических искусств. В основном мы работаем над оформлением бумажных книг. В рамках этой деятельности мне пришла в голову  мысль заняться и уникальной электронной книгой. Хотя в слове «электронная» есть противоречие. Однако я убежден в том, что и электронная книга — это прежде всего книга. В таком качестве она интересна для современной цивилизации. Со всеми свойствами и способами развертки информации — слева направо и сверху вниз, как и в привычной бумажной книге.

Огромное значение всегда имело «тело» бумажной книги, которое было дополнительным источником художественной информации. Тактильное и визуальное восприятие бумажной книги определяется такими факторами, как вид бумаги, искусство переплетных работ, материалы для переплета, высота и длина строки, параметры шрифта, которым набраны строки, качество иллюстраций.

Генеральный директор издательства «ЛомоносовЪ» (статью о книгах издательства см. в КомпьюАрт № 3’2012) и учредитель Центра книжной культуры «Гутенберг» Анатолий Секерин

Генеральный директор издательства «ЛомоносовЪ» (статью о книгах издательства см. в КомпьюАрт № 3’2012) и учредитель Центра книжной культуры «Гутенберг» Анатолий Секерин

Электронная книга почти всех этих признаков качества исполнения лишена. Это всего лишь постоянный пластиковый корпус и экран — цветной, а чаще черно­белый. «Тело» электронной книги не имеет значения, и в этом ее коренное отличие от бумажной.

Сегодня все электронные носители делятся на две неравные части: ридеры (большая часть) и iPad’ы (планшеты). В ридерах почти нет эффектов, можно вспомнить только перелистывание страниц. Здесь читателю представляется голый контент (практически PDF­файлы), и места для творчества художника нет. Поэтому и говорят, что электронная книга только «попса», но, с моей точки зрения, это далеко не так. iPad позволяет нащупать новый вид передачи информации. Здесь идет функциональная работа с текстом, организована навигация, можно использовать поисковые системы. Всё это и многое другое  превращает данный носитель в информационную машину. К примеру, вы читаете текст и слышите, как идет дождь, дует ветер или звучит музыка. Возвращаясь к тактильности: вы читаете текст и делаете жест, который приводит к перелистыванию, — страница исчезает и появляется изображение, возникает активная типографика, музыка уходит. Мы с учениками ищем новые формы подачи информации и в скором времени покажем результаты наших экспериментов. Что это будет? Кино? Нет, не кино, потому что это не место для поедания попкорна — есть попкорн не получается, потому что надо читать. Данное направление связано с кино, но ближе к анимации. К изобразительному ряду добавляется саундтрек, и человек одновременно всё это слышит и видит, оставаясь в процессе чтения.

Василий Валериус, руководитель Творческой мастерской дизайна уникальных книг МГУП им. Ивана Федорова, считает, что книгоиздательство — это единственный вид бизнеса, в котором присутствует гуманитарное начало

Василий Валериус, руководитель Творческой мастерской дизайна уникальных книг МГУП им. Ивана Федорова, считает, что книгоиздательство — это единственный вид бизнеса, в котором присутствует гуманитарное начало

Сегодняшняя ситуация с появлением цифровых книг похожа на ситуацию XV века, когда на смену рукописной пришла печатная книга. Первые печатные книги повторяли рукописные, имея такой же стиль шрифта и переплет. Прошло пять веков, и теперь книга на ридере стала электронным повторением печатной.

О том, как в нашей стране начинались продажи электронных книг и что сегодня выбирают для чтения на двух вышеупомянутых носителях, подробно рассказала директор книжного магазина «Москва» Марина Ниловна Каменева.

Марина Каменева: С 2008 года мы проводим на площадке книжного магазина «Москва» социологические опросы, чтобы понимать запросы приходящих к нам людей. Вопрос относительно электронных книг из года в год звучит так: «Читаете ли вы электронные книги?» Статистика ответов на него следующая: в 2008 году  — 31%, в 2009­м — 34%, в 2010­м — 36% и в 2011­м — 46% наших посетителей ответили, что читают или готовы читать электронные книги. Пока небольшая доля покупателей электронных книг вовсе не отражает ситуацию на этом рынке. Скорее, это вопрос использования платного или бесплатного контента.

Директор книжного магазина «Москва» Марина Каменева

Директор книжного магазина «Москва» Марина Каменева

Несколько лет назад мы первыми в розничной торговле начали наряду с бумажными продавать и электронные книги. И в 2008 году, и сейчас мы делаем это вовсе не для бизнеса: процент продаж электронных книг в России в 2011 году по отношению к общим продажам составляет всего 0,07%, правда в США — 5%, в Европе — 1,5%, но динамика роста у этого бизнеса в 2011 году — 80%. Таким образом, процесс идет, и мы должны в нем участвовать. Теперь в нашем магазине есть выделенное место для продажи электронных книг, к тому же мы обучаем работе с устройствами для их чтения, проводя мастер­классы на этой площадке.

В 2011 году, по сравнению 2010­м, число проданных копий увеличилось на 25%, а среднемесячное количество покупателей электронных книг — на 45%.

Какие издания сегодня в топах продаж электронных и бумажных книг? Среди электронных книг — это Устинова, Маринина, Донцова, Малиновская и т.д., среди бумажных — произведения Пелевина, биография Стива Джобса, детективный роман «Гений» Джесси Келлермана.

Рассмотрим ценообразование. Если средняя цена британской бумажной книги в обложке — 350­400 руб., то российской — 150­200 руб. Средняя цена англоязычной книги (контента) — 500­600 руб., а российской — 70­80 руб. Там цены высокие, а у нас — низкие. По­моему мнению, этот разрыв должен сократиться.

В заключение хочу отметить, что читателей не становится меньше. При анализе читателей мы выделяем группу академических читателей со своим четко выраженным вкусом, которые точно знают, книгу какого автора они хотят приобрести. А есть просто читатели, которых становится всё больше и больше и которые читают то, что кто­то посоветовал, с невыраженными вкусовыми предпочтениями, не ориентирующиеся в литературе. Мы должны выстраивать свой бизнес со второй группой читателей, которые с детства не получили навыков чтения, потому что детям нужно читать вслух до 12 лет. Это дает возможность находиться в контакте с ребенком и контролировать его развитие.

Для России электронный контент — спасение. Теперь жители на Камчатке или Таймыре могут получать информацию одновременно с москвичами. Всё население страны имеет одинаковые возможности, чтобы знакомиться с книжными новинками. Сегодня в 100 км от Москвы продается 15 тыс. наименований, хотя издается в шесть раз больше. Здесь два выхода: печать по требованию и возможность получения электронного текста. А уникальные издания по­прежнему останутся искусством и будут существовать параллельно с электронными. Блиц­опросы молодежи в возрасте 20­25 лет показывают, что за оперативной информацией молодые люди идут в Интернет, включая блоги, а для души по­прежнему выбирают классическую книгу.

Сейчас мы стараемся работать под девизом: нам неважно, в каком формате продавать книги, главное, чтобы люди продолжали читать. 

КомпьюАрт 4'2012

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства