КомпьюАрт

5 - 2012

Всё, что вы хотели узнать про нанографию

Александр Харатян

Как, собственно, и ожидалось, самой обсуждаемой, или, проще говоря, модной, темой drupa 2012 стала нанография и экспонаты на стенде Бенни Ланды. Очереди на вход на его личные шоу-презентации выстраивались пять раз в день, а количество желающих получить заветное приглашение на это таинство не уменьшалось. Нам удалось и посетить шоу, и осмотреть оборудование, и изучить отпечатки, и даже побеседовать с самим Бенни Ландой. Но обо всем по порядку.

Главное отличие нанографической печати от офсетной или цифровой струйной заключается в использовании специальных полимерных красок на водной основе Landa NanoInk, представляющих собой взвесь микроскопических пигментных частиц размером в несколько десятков нанометров, которые при распылении формируют изображение не сразу на бумаге или ином допустимом печатном материале, а на подогретом до 120° конвейерном ремне, на котором после испарения воды остается сверхтонкая полимерная пленка, толщина которой (порядка 0,5 микрона) вдвое меньше толщины красочной пленки при офсетной печати. Причем наночастицы настолько хорошо поглощают цвет, что позволяют получить очень широкий цветовой охват при существенной экономии на краске.

Все ежедневные шоу вел сам Бенни Ланда

Все ежедневные шоу вел сам Бенни Ланда

Полученное изображение переносится практически на любую офсетную или мелованную бумагу, упаковочную пленку без предварительной обработки материала. Пленка NanoInk мгновенно закрепляется на поверхности, формируя очень прочный и стойкий к истиранию слой. При этом на ремне конвейера не остается никаких следов от краски. Действительно, в нанографических печатных машинах даже отсутствуют дополнительные валы для очистки конвейерного ремня.

Таким образом, получаются уже полностью сухие отпечатки даже при двусторонней печати, которые можно сразу отправлять в послепечатную обработку. Еще один плюс нанографии — это вдвое меньший расход энергии,  поскольку для  испарения влаги из краски на конвейерном ремне требуется в два раза меньше энергозатрат, нежели при выпаривании влаги из бумаги.

Ну и, конечно, нельзя не упомянуть про фантастический дизайн нанографических цифровых печатных машин. Первое, что бросается в глаза, это огромный сенсорный экран с пользовательским интерфейсом. Слева и справа в верхней части экрана расположены элементы управления, поэтому управлять машиной можно и со стороны самонаклада, и со стороны приемки. Правая сторона дисплея отведена под управление заказами. Здесь оператор может легко устанавливать оптимальную очередность работ. Левая же сторона дисплея предназначена для управления печатными функциями оборудования. В реальном времени отображается состояние всех печатных функций и передается видео с каждой из основных секций, включая самонаклад, перенос изображения и приемку. Также показываются уровень краски, объем бумаги и рабочий статус. Благодаря высокому уровню автоматизации, один оператор может одновременно обслуживать до четырех цифровых печатных машин. В отсутствие оператора сенсорный экран переходит в режим ключевых сигналов, в котором основные индикаторы состояния, благодаря  крупному шрифту, легко считываются даже с расстояния 50 метров. Кроме того, пользовательский интерфейс дублируется на портативном сенсорном планшете с магнитом, за счет которого он крепится к печатной машине в любом удобном месте.

На стенде демонстрировалась  линейка из шести цифровых печатных машин: трех листовых и трех рулонных моделей, которые будут экономически очень выгодны для печати тиражей от одной копии до 10 тыс. экземпляров.  Все машины печатают красочностью от четырех до восьми цветов специализированными нанографическими красками с разрешением от 600 до 1200 dpi.

Три листовые машины форматов В1, В2 и В3 предназначены для коммерческой печати, печати маркетинговых материалов, средних тиражей книг и руководств пользователя, директ­мейла, а также коротких тиражей картонной упаковки. 

Вот их более подробные характеристики:

  • Landa S5 — базовая нанографическая цифровая печатная машина формата B3. Может печатать  до 11 тыс. односторонних оттисков в час на любых материалах плотностью 60­350 г/м2;
  • Landa S7 — самая производительная цифровая печатная машина формата B2 на рынке. Может печатать со скоростью  до 12 тыс. как односторонних, так и двусторонних оттисков в час, на любых материалах плотностью 60­350 г/м2;
  • Landa S10 — первая листовая цифровая печатная машина формата B1. Может печатать со скоростью до 13 тыс. как односторонних, так и двусторонних оттисков в час на любых материалах плотностью 60­400 г/м2. При односторонней печати по картону работает с производительностью до 6,5 тыс. оттисков в час с материалами толщиной 200­1000 мкм (чистоцеллюлозные, макулатурные и металлизированные картоны и пластики) со скоростью до 6,500 тыс. оттисков в час.
  • Три рулонные машины ориентированы на коммерческий, издательский, упаковочный и этикеточный рынки:
  • Landa W5 — нанографическая цифровая печатная машина, способная печатать на рулонных материалах шириной 560 мм (22 дюйма) со скоростью 200 м/мин, в том числе на обычных и термоусадочных пленках (12­250 мкм), на этикеточных материалах, алюминиевой фольге и бумаге (50­300 мкм);
  • Landa W10 — нанографическая цифровая печатная машина с шириной рулона 1020 мм (40 дюймов), печатающая со скоростью 200 м/мин на пленках (12­250 мкм) и бумаге (50­300 мкм). При этом краска Landa NanoInk будет отвечать требованиям FDA для пищевой упаковки;
  • ЦПМ Landa W50 — универсальная нанографическая цифровая печатная машина с шириной рулона 560 мм (22 дюйма)  для двусторонней печати со скоростью 200 м/мин на любой мелованной и немелованной бумаге плотностью 40­300 г/м2.

Увы, единственное, на что не удалось посмотреть, — так это на выход готовых нанографических отпечатков непосредственно из цифровой печатной машины.

Нанографический отпечаток можно было подержать в руках

Нанографический отпечаток можно было подержать в руках

Нанокраски в пластиковых упаковках

Нанокраски в пластиковых упаковках

На выставке демонстрировались лишь готовые образцы печати. Но даже на них, к сожалению, видно, что технология требует доработки. Собственно, этого не скрывает и Бенни Ланда. На отпечатках хорошо видно сильное полошение, местами присутствуют дефекты по краям печатного листа. Но цветовой охват действительно очень приличный и отпечатки вполне стойкие к истиранию. Несмотря на еще идущие полным ходом работы по доводке оборудования, компания уже принимает предварительные заказы на свое оборудование с отсрочкой поставки как минимум в полтора года. Тем не менее желающих внести задаток и встать в очередь на его приобретение довольно много уже сейчас.

Краски предлагаются в палитре CMYK и других цветах, в том числе белом. Поставляться они будут в пластиковых бутылях, которые сжимаются в плоский круг после опустошения гармошкой и утилизируются, как обычная пластиковая тара.

Нам удалось обсудить ряд интересующих всех вопросов в беседе с самим Бенни Ландой.

КомпьюАрт: Начнем с самого простого, но ожидаемого вопроса: почему вы решили вернуться в полиграфию?

Бенни Ланда: Откровенно говоря, я не планировал возвращаться в полиграфию после продажи Indigo. Я основал компанию Landa Corporation для исследований в области преобразования энергии. В результате была разработана технология, которой я, благодаря опыту работы в полиграфической отрасли,  нашел применение для создания нанографических пигментных красок.

КА: Сколько лет длились разработки?

Б.Л.: Мы трудились почти восемь лет, прежде чем решили обнародовать результаты нашей работы и принять участие в выставке drupa.

КА: На базе каких печатных машин произведено представляемое сегодня оборудование?

Б.Л.: Все листовые печатные машины построены на базе печатных машин компании Komori, с которой мы заключили наш первый партнерский договор по производству и продаже оборудования на основе нанографического печатного процесса.

КА: Какие печатные головки используются в ваших нанографических цифровых печатных машинах?

Б.Л.: Сегодня мы применяем печатные головки, произведенные компанией Kyocera. Разумеется, мы адаптировали их под нанокраску, но в будущем я готов работать с любыми производителями печатных головок — всё зависит от их стоимости и качества. Куосеra предложила нам лучшие на данный момент условия по цене. Кстати, сейчас скорость печати наших машин ограничена исключительно скоростью работы печатных головок. Сама технология позволяет печатать во много раз быстрее.

Внутрь нанографической печатной машины можно заглянуть, просто подняв сенсорный экран

Внутрь нанографической печатной машины можно заглянуть, просто подняв сенсорный экран

КА: Почему вы заключили целых три договора с производителями традиционного офсетного оборудования — не лучше ли было взять в партнеры одного? Планируете ли вы впоследствии заключить подобные соглашения?

Б.Л.: Мы уже заключили три партнерских договора с Komori, manroland sheetfed и Heidelberg и готовы привлечь других производителей офсетных печатных машин. Конечно, все эти компании хотели заключить с нами договор на эксклюзивной основе, но мы не пошли на это. Мы хотим, чтобы каждый производитель смог предложить своим клиентам нанографическое оборудование, произведенное на основе собственных печатных машин. И неважно, что конкурирующая с ним компания выпускает то же самое. Ведь проблема сейчас не в том, у кого купят такое оборудование, а в том, чтобы предложить заказчикам нужное им решение. Полиграфический рынок за последние пять лет просел всего на несколько процентов, а продажи оборудования сократились на 50%! Типографии не хотят вкладывать деньги в офсетное оборудование, потому что не видят, как заработать на нем даже с существующим потоком заказов. Ведь прибыль в заказе сократилась до 2­3%, а это очень мало, чтобы окупить вложения в новое оборудование. Наши технологии позволяют типографиям сразу же зарабатывать больше уже с существующим объемом заказов, а не заниматься формированием рынка, привлекая заказчиков дополнительными возможностями офсетной печати или послепечатными услугами. Мы хотим сделать нашу технологию стандартом в отрасли как дополнение к офсетной технологии печати, причем сделать быстро, а это невозможно, если работать с одним партнером. Пример с электрографической технологией печати доказывает это как нельзя лучше.

КА: Кто будет осуществлять поставку нанокрасок?

Б.Л.: Все наши партнеры будут поставлять своим клиентам и оборудование, печатающее по нашей технологии, и краски. При этом мы сами будем осуществлять не только производство машин и красок, но и их продажу напрямую. При этом стоимость красок у нас и наших партнеров будет, я думаю, примерно одинаковой.

КА: Какие технические проблемы предстоит решить компании за оставшиеся полтора года до поставок первых печатных машин?

Б.Л.: Я не повторю ошибок, которые допустил при запуске проекта с Indigo. Мы начнем поставки только после того, как, во­первых, доведем качество отпечатков до совершенства, по крайней мере не уступающего офсетному, а во­вторых, после длительного тестирования оборудования с целью полного исключения любых недоработок и проблем, которые могут возникнуть у наших клиентов в ходе эксплуатации оборудования, если ничего не предпринимать. Самое главное — обеспечить надежную работу оборудования, поэтому мы тестируем каждый механизм по нескольку сотен раз.

КА: Вытеснит ли со временем нанография офсетное оборудование?

Б.Л.: Конечно же нет. Офсетное оборудование останется для печати тиражей в несколько десятков и сотен тысяч копий. Нанографическая печать теряет привлекательность на тиражах свыше 10 тыс. копий. Скажу больше — она становится сравнимой с офсетной на тиражах уже свыше 5 тыс. копий. В то же время существующая сегодня цифровая печать экономически выгодна только для печати до 1000 копий в силу своих ограничений по формату и скорости печати, а также из­за высокой себестоимости отпечатка. Именно поэтому рынок крайне заинтересован в появлении нашего нанографического печатного оборудования, которое сможет решить проблему оперативной, качественной и дешевой печати на тиражах до 8 тыс. копий формата В1. Именно поэтому наши партнеры — это производители офсетных печатных машин, которые с помощью наших технологий смогут предложить своим клиентам возможность выгодной печати коротких и средних тиражей. Причем всё очень легко интегрируется в существующие рабочие процессы в типографиях. Если тираж больше 8 тыс., то он идет на вывод форм в CtP и далее печатается на офсетном оборудовании, а если меньше — то файл сразу идет на печать в нанографическую печатную машину.

Хотите быть такими же успешными, как Бенни Ланда, — читайте КомпьюАрт!

Хотите быть такими же успешными, как Бенни Ланда, — читайте КомпьюАрт!

КА: Почему вы решили участвовать в выставке, не доведя печатный процесс до уровня, приемлемого для демонстрации качественных отпечатков?

Б.Л.: Мы просили перенести выставку на полгода, чтобы демонстрировать нанографическую печать прямо на выставке, но вы, наверное, догадываетесь, что ответили организаторы. Нам важно показать возможности технологии и оценить спрос на наши устройства. Как я уже отмечал, мы не повторим ошибок, допущенных с Indigo. Мы не будем поставлять недоработанные машины и устранять дефекты на производстве. В 1993 году нам и нашим клиентам просто повезло. Нам повезло, потому что мы смогли устранить все недостатки и клиенты от нас не отвернулись, а клиентам повезло, потому что они смогли добиться успеха,  первыми купив такое оборудование. Но так вести бизнес неправильно. Тем, кто не хочет ждать полтора года, мы предлагаем купить Indigo. На данный момент —  это лучшее, что есть на рынке, с моей точки зрения.

КА: Машины какого формата оказались самыми востребованными на выставке? Сколько вам удалось собрать предзаказов? Что именно вы гарантируете клиентам, сделавшим предзаказ?

Б.Л.: Пока я не могу раскрыть информацию о количестве сделанных заказов. Скажу только, что ожидаемый нами уровень превышен более чем вдвое. Самый большой интерес — к оборудованию формата В1, затем идут машины формата В2. При предзаказе мы оговариваем три вещи: комплектацию цифровой печатной машины, ее предварительную стоимость в неком диапазоне и предварительную стоимость отпечатка, также в неком диапазоне.

КА: Как, на ваш взгляд, будет дальше развиваться нанографическая технология печати?

Б.Л.: Я считаю, что каждая технология печати занимает свою нишу. Например, для домашней печати подавляющее большинство пользуется устройствами на базе технологии струйной печати, при том что офисная печать — это царство лазерной и светодиодной технологий на базе сухого тонера. 80% этикеток в мире печатаются в цифровом виде на машинах Indigo, но при этом весь объем цифровой печати этикеток составляет лишь 10% рынка в целом. Нанография должна взять на себя печать основной части из оставшихся 90%. Если все существующие сегодня технологии цифровой печати выросли из офисной печати и их пытаются адаптировать под применение на производстве, то нанография сразу создается для промышленного применения. Но со временем, я уверен, она тоже придет в сегменты офисной и даже, возможно, домашней печати. Данная технология настолько проста и экологична, что это станет следующим шагом в ее развитии.

КА: Что вы думаете об использовании УФ­отверждаемых красок в коммерческой печати?

Б.Л.: УФ­краски могут применяться только для определенных приложений. Например, Scodix предлагает очень хорошие машины для различных спецэффектов, но УФ­краски никогда не станут главенствующей технологией в коммерческой и упаковочной печати. Кстати, их вообще нельзя использовать в пищевой упаковке вследствие их неэкологичности. Кроме того, у УФ­красок очень толстый полимерный красочный слой, поэтому их можно применять только для печати совершенно определенных вещей. Созданная всё той же Komori в партнерстве с Konica Minolta цифровая машина для печати УФ­красками предназначена лишь для определенных, очень  узких рынков печати, а для рынка массовой коммерческой и упаковочной печати  Komori планирует выпускать машины на базе нанографии.

В заключение немного о несказанном. Ориентировочная стоимость машин, со слов тех, кто подписал предзаказы, составляет примерно 2 млн долл. за листовую печатную машину S7 формата В2 и 3 млн долл. за листовую печатную машину S10 формата В1. Заявленная себестоимость печати по расходам краски — от 4 до 6 центов в расчете на формат В2. Но это уже информация от третьих лиц, так как Landa Corporation пока свои цены открыто не объявляет!

КомпьюАрт 5'2012

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства