КомпьюАрт

7 - 2012

Калибруем, профилируем, печатаем: теория и практика

Александр Кушнаренко techpol.ru

1 января 2013 года вступит в силу ГОСТ Р ИСО 12647-2-2012, созданный, как следует из его названия, на базе международного стандарта ISO 12647-2:2004 и дополнения ISO 12647-2:2004/Amd.1:2007(E).
Фирма «Техпол» принимала активное участие в создании данного ГОСТа, так как считает этот документ очень важным для отечественной полиграфии. Наш опыт по стандартизации офсетной печати в российских типографиях согласно ISO 12647-2:2004 однозначно показывает, что при правильном подходе к  технологии офсетной печати обеспечивается сквозная калибровка от создания файла до цветного оттиска.

Калибруем, профилируем, печатаем: теория и практика

Ни для кого не секрет, что заказчики полиграфической продукции и сотрудники типографий зачастую обвиняют друг друга в неумении правильно выполнять свою работу. И именно ГОСТ и/или международный стандарт создают условия для стабильного и взаимовыгодного производства для обеих сторон.

Подготовка файла к печати

У специалиста, занимающегося цветокоррекцией, имеется одна­единственная возможность правильно подготовить файл к печати. Для этого необходимо откалибровать монитор, подключить требуемый ICC­профиль и знать сочетание растровых значений памятных цветов или их Lab­значения.

Калибровка монитора необходима потому, что число памятных цветов ограниченно и они имеют нюансы в зависимости от времени года, условий освещенности, времени существования и т.п. Следовательно, монитор должен корректно воспроизводить многочисленные цвета, применяемые в дизайне, как можно ближе к тому, что должно получиться в печати. Наиболее эффективным процессом калибровки является подстройка монитора по отпечатанному оттиску. Берется оттиск, отпечатанный офсетным способом печати, и открывается это же изображение на мониторе. Затем монитор подстраивают таким образом, чтобы изображение на нем было по цвету и насыщенности наиболее близко к оттиску.

До сих пор многие типографии пытаются создать собственный ICC­профиль. Печатают цветовые таблицы (например, ECI 2002) и спектрофотометром измеряют поля, Lab­значения которых автоматически поступают в специальные программы (Profile Maker) для создания ICC­профиля. Создавая таким образом ICC­профиль, типография описывает цветовое пространство, воспроизводимое конкретной печатной машиной. А если в типографии не одна печатная машина? С каким количеством ICC­профилей в таком случае должны работать дизайнеры, если каждая типография будет делать собственные ICC­профили? Дизайнер в большинстве случаев не знает, в какой типографии, а порой и на каком типе бумаги будет печататься издание. Создание подобных ICC­профилей для собственных (типографских) дизайнеров тоже не оправданно — в последний момент работа может быть переброшена на другую печатную машину.

Стремление создать собственный ICC­профиль объясняется ложным представлением о том, для чего они вообще нужны. На ICC­профиль возлагают надежду, что он исправит цвета в соответствии с заданными параметрами. Например, при печати лица имеют зеленый оттенок, но если «прогнать» эти файлы через нужный ICC­профиль, то лица приобретут необходимые значения и в печати будут иметь правильный тон. Тогда типографии останется лишь повторить печатный процесс.

Но, во­первых, ICC­профили ничего не правят, а во­вторых, типографии без должного контроля очень сложно повторить собственную печать в силу постоянно меняющихся условий печатного процесса.

Сегодня международными полиграфическими организациями, которые принимали непосредственное участие в наполнении целевыми значениями стандарта ISO 12647­2, созданы ICC­профили для разных типов бумаг. Однако они тоже ничего не правят. Прежде всего они нужны для того, чтобы с одним из них были открыты файлы, предназначенные для печати издания на конкретном типе бумаги. Тогда на откалиброванном мониторе вы увидите иллюстрации с той насыщенностью (градационной характеристикой), которая должна получиться при стандартизованной печати, например, на офсетной бумаге (название ICC­профиля для офсетной бумаги PSO_Uncoated_ISO12647_eci.icc). Вот теперь можно проводить цветокорректирующие действия.

В программе Photoshop устанавливается необходимый под бумагу ICC­профиль в меню Edit → Color Settings →→ Working Spaces → CMYK:→ Load CMYK. Только предварительно скачайте ICC­профили на сайте www.eci.org в разделе Download под названием ECI_Offset_2009. Для полной уверенности можно установить Dot Gain 20% — растискивание (усиление тона или кому как угодно) для офсетной бумаги, которое на конечный результат отображения иллюстрации никак не влияет, поскольку профиль уже содержит соответствующее растискивание. И никакого профиля с «любимым» словом в названии SWOP (Standard Web Offset Printing — стандарт ролевой офсетной печати), который в программах фирмы Adobe стоит по умолчанию и никакого отношения к печатным краскам CMYK, применяемым в Европе и России, и методам их измерения не имеет.

Кстати, на том же сайте, чуть ниже, можно скачать ICC­профили, имитирующие то, что произойдет с печатным оттиском после лакирования или ламинирования. Его название: ECI Offset Profiles → Supplement 2012­2 → Surface Finishing.

Цветопроба

Пока еще существуют два типа цветопробы: аналоговая и цифровая. Аналоговая цветопроба (сухая или мокрая) редко, но встречается. Она менее точная из­за переноса изображения с цветоделенных фотопленок при помощи копировальной рамы, так как процесс копирования никогда не отличался высокой точностью и повторяемостью. Да и форма растровой точки на цветоделенных фотоформах оказывает существенное влияние на цветовоспроизведение. В свое время это был большой шаг вперед по сравнению с трудоемким процессом получения цветопробного оттиска на пробопечатных офсетных станках.

Однако сегодня цифровая цветопроба во много раз превосходит по точности аналоговую. Для ее изготовления нужны программное обеспечение (RIP), спектрофотометр, принтер и бумага, которую рекомендует производитель RIP’а.

Конечно же, цифровую цветопробу надо калибровать. В качестве целевых значений берется текстовый файл, например для офсетной бумаги — FOGRA47L.txt, который можно скачать на сайте www.fogra.org/en/: Standardization → Characterization data → Download.

Lab­значения в ICC­профиле для определенного типа бумаги и соответствующем файле FOGRA…txt одинаковы, поэтому для калибровки цифровой цветопробы в качестве целевых значений можно использовать и файл ICC­профиля, и файл FOGRA…txt. При правильной калибровке с установкой и получением среднего значения для всех цветов не более ΔDE = 1,0 и максимального значения не более ΔDE = 2,5 получается очень хороший результат. Поэтому цветное изображение, воспроизведенное на цифровой цветопробе, может служить объектом для юстировки монитора, о чем уже говорилось.

Некоторые производители программного обеспечения для изготовления цифровой цветопробы предлагают на базе данных откалиброванной цветопробы, например, под мелованную бумагу эмулировать данные для вывода цветопробы для других типов бумаги. Практика показывает, что ничего хорошего из этого не получается. Необходимо производить калибровку под каждый тип бумаги, который применяется в типографии.

Изготовление форм

Как ни странно, но до сих пор есть типографии, которые сомневаются в необходимости приобретения CtP. Можно легко подсчитать, сколько источников нестабильности устраняет CtP:

  • проявка цветоделенных фотоформ;
  • монтаж фотоформ, где порой от угла зрения зависит точность приводки фотоформ;
  • копировальный процесс, характеризующийся плохим прижимом фотопленки к формной пластине из­за пыли или неполного вакуума;
  • готовая печатная форма никогда не могла воспроизвести градационную характеристику печатного процесса для каждой краски CMYK по сравнению с той, что получалась при измерении отпечатанной шкалы UGRA 1982, в том числе предназначенной для калибровки и контроля формных процессов. Не было возможности работы с растровой точкой разной формы, потому что фотонабор не мог воспроизвести форму растровой точки, применяемой в шкале UGRA 1982;
  • при высоких линиатурах растра в стандартных условиях копировки самые высокие света на печатной форме не воспроизводились, а тени не были проработаны;
  • невозможность работать со стохастическим растром;
  • невозможность корректировки процесса под разные краски, запечатываемые материалы, печатные машины, технологии печати.

Именно с появлением CtP стало возможно стандартизировать офсетный печатный процесс и, как следствие, в любой стране мира получить один и тот же результат печати.

Однако для стабильного производства печатных форм со строго определенными растровыми значениями после записи изображения на CtP требуется строгое выполнение технологических процессов: для каждого типа формных пластин завод­производитель определяет строгие параметры проявки: температуру и время нахождения в проявочном растворе, а также проявочный раствор, который в зависимости от типа формных пластин может меняться, но обязательно должен быть изготовлен тем же производителем.

CtP — это мощный инструмент, позволяющий в офсетной печати получать предсказуемый результат в соответствии с ISO 12647­2 с любой формой растровой точки, любой линиатурой растра, гибридным или стохастическим растром, многими расходными материалами и на многих печатных машинах при условии, что они механически исправны.

Печать

Качество печати принято оценивать по значениям, полученным путем измерения 100% полей, которые являются составной частью контрольной шкалы, расположенной по всей ширине печатного поля. Следовательно, от печатника требуется создать условия, когда краска в каждой печатной секции наносится одинаковой толщиной по всей площади запечатываемого материала. Однако выполнение этих условий не обеспечивает попадания в откалиброванную аналоговую или цифровую цветопробу и оставляет заказчика полиграфической продукции неудовлетворенным конечным результатом (речь идет только о печати).

Чаще всего типографии обращают внимание на то, что у них наблюдается дисбаланс при выходе на целевые значения, соответствующие непосредственно или косвенно ISO 12647­2 для 100% полей, а именно: в полутонах цветное изображение получается «жареным», а тени «завалены». В результате печатникам приходится существенно снижать подачу краски. При этом в цветопробу всё равно попадают те или иные участки цветной иллюстрации. Поэтому приходится искать компромисс — «вытягивать» цвет фирменного логотипа, или памятные цвета, или сюжетно важные места для заказчика, который присутствует при печати тиража. Необходимо отметить, что в дополнение к этому цветные иллюстрации имеют некий оттенок, существенно снижающий контраст изображений.

Как уже говорилось, для корректного отображения цветных иллюстраций требуется откалибровать монитор и подключить ICC­профиль, соответствующий типу бумаги, на которой будет осуществляться печать. После цветокоррекции и верстки издания может быть выведена откалиброванная под соответствующий тип бумаги цифровая цветопроба для особо важной полосы или нескольких полос. Если заказчик цветопробу не сделал, то типография очень часто изготавливает ее самостоятельно, чтобы печатник как можно точнее воспроизвел в печати созданные дизайнером цвета, тем самым стремясь не потерять заказчика — удовлетворить его ожидания.

Причина поиска компромисса во время приладки на печатной машине — это несоответствие характеристических кривых действующего печатного процесса тем, что заложены в ICC­профили.

Для того чтобы европейские ICC­профили как можно точнее описывали некий печатный процесс, цветовые таблицы печатались в производственных условиях в полном соответствии с целевыми значениями, указанными в ISO 12647­2, к которым относятся строго определенные характеристические кривые печатного процесса для красок CMYK. Затем эти таблицы измерялись и создавался ICC­профиль. При этом для контроля печатного процесса, например, для мелованных бумаг применялась шкала под названием FOGRA 39. То же самое выполнялось для всех типов бумаг, указанных в ISO 12647­2.

К сожалению, многие считают, что для соответствия условиям стандарта достаточно печатать со значениями 100% полей, близкими к заданным. Однако это не гарантирует точности воспроизведения цветового пространства, описанного каким­либо ICC­профилем.

Для того чтобы заказчик на мониторе, в цифровой цветопробе и на печатном оттиске видел одни и те же цвета, от типографии требуется как можно точнее воспроизвести характеристические кривые, заложенные при создании ICC­профиля.

Стандартизация технологических процессов обеспечивает типографии следующие возможности:

  • существенно сократить количество макулатуры и время приладки;
  • создать условия, когда заказчику больше не нужно будет приезжать на печать тиража (они делают это не по своей воле);
  • привлечь новых и удержать старых заказчиков;
  • обрести стабильность и уверенность в работе.

Выполните вышеописанные условия для каждого рабочего места, и в большинстве случаев ни у заказчиков, ни у типографий не возникнет желания выяснять «кто виноват?». Мы в этом убеждаемся на протяжении уже трех лет, внедряя в типографии технологическую стандартизацию согласно ISO 12647­2.

КомпьюАрт 7'2012

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства