Токен: 2SDnjeb4y7E

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjejusTv

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

КомпьюАрт

8 - 2012

Патриотизм как последнее прибежище дизайнера

Ярослав Бокарёв
Ярослав Бокарёв, коллекционер этикеток, независимый эксперт

Водка — русский национальный продукт, изобретенный 500 лет назад безвестным монахом московского Чудова монастыря и ныне признанный во всем мире алкогольный напиток, — может вызывать чувство гордости за смекалку простого русского умельца, но прививать патриотизм (с нашей точки зрения) могут только этикетка и текст на ней. Их-то мы и рассмотрим.

С давних времен

Из легенд и летописей мы черпаем сведения о наших особо отличившихся предках: и о хлебопашцах, и о воинах, и об умельцах­кузнецах. На знаменитой картине «Три богатыря» В.М. Васнецова изображены Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец (рис. 1). Какая мощь, какая в них сила! За такой силой вся русская земля как за каменной стеной. Все наши «Золотые купола», все наши «Золотые нивы», все наши святыни — под надежной защитой. Враг не пройдет!

Рис. 1. На этикетке — «Три богатыря»

Рис. 1. На этикетке — «Три богатыря»

Рис. 2. Целый ряд водочных этикеток посвящен теме Отечественной войны 1812 года

Рис. 2. Целый ряд водочных этикеток посвящен теме Отечественной войны 1812 года

Рис. 2. Целый ряд водочных этикеток посвящен теме Отечественной войны 1812 года

Рис. 2. Целый ряд водочных этикеток посвящен теме Отечественной войны 1812 года

Рис. 2. Целый ряд водочных этикеток посвящен теме Отечественной войны 1812 года

Позднее, на «Бородинском поле» (рис. 2):

…Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам…

…И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята, не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой,

Как наши братья умирали!»

И умереть мы обещали,

И клятву верности сдержали

Мы в Бородинский бой.

В наше время под лозунгом «Нам есть чем гордиться!» выпущены следующие сорта водки: «Ледовое побоище», «Куликовская битва», «Полтавское сражение», «Чесменское сражение», «Бородинская битва», «Курская битва». На большой контрэтикетке каждой бутылки водки, посвященной определенному событию, дается значительное по объему описание сражения. Приводим без сокращения текст контрэтикетки водки «Бородинская битва»: «Крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской и французской армиями произошло 26 августа (7 сентября) 1812 года в 124 км западнее Москвы. Оставив Смоленск, русская армия отходила к столице. 22 августа (3 сентября) она расположилась у села Бородина на заранее избранной позиции, где Михаил Илларионович Кутузов решил дать армии Наполеона решительное сражение.

Прибыв к деревне Семеновской, дивизия Коновницына была встречена стеной артиллерийского и ружейного огня из захваченных французами русских укреплений. Покинувшая их пехота, измученная долгим боем, отходила за овраг. Генерал­майор Александр Тучков, заметив среди отступающих и солдат Ревельского полка, шефом которого он являлся, бросился им навстречу, подхватив знамя 1­го батальона, и с криком “Ребята, вперед!” устремился на противника. Ревельцы двинулись за своим командиром, их поддержали солдаты других полков. Укрепления были отбиты у французов, но генерал Тучков остался на поле боя, сраженный картечью неприятеля…

Наполеон не сумел сломить сопротивление русских войск, несмотря на численное превосходство над противником. Русские войска проявили высокий моральный дух, героизм и мужество. Битвой гигантов назвал это сражение Наполеон. Позже, находясь в изгнании, поверженный император признал, что из 50 сражений, им данных, “… в битве под Москвой выказано наиболее доблести и одержан наименьший успех. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские заслужили право быть непоколебимыми”.

И до сих пор Бородино для русских — символ величия народного духа и предмет национальной гордости».

Великая Отечественная война

Событие, оставившее воистину неизгладимый след в жизни всех народов Советского Союза, — война с фашистской Германией в 1941­1945 годах, которая справедливо названа Великой Отечественной. Начавшись с вероломного, без объявления войны нападения фашистов на Советский Союз, она завершилась нашей победой в поверженном Берлине. Этикетки иллюстрируют многие героические эпизоды тех лет: и мужественное «Прощание славянки», и самоотверженную борьбу с фашистами партизан в Брянских лесах (недаром Брянск называют городом партизанской славы), и единение трех славянский народов — русских, белорусов и украинцев, — запечатленное в памятнике «Славянская звезда» на стыке трех республик. В боях нам помогали бить фашистких захватчиков: знаменитый танк «Т­34» (рис. 3), гвардейские минометы «Катюша», автоматы ППШ (автомат «Калашникова» поступил на вооружение Советской армии уже после ВОВ). «Гвардии рядовой» не сломался в тяжелые годы начала войны, отстоял «Сталинград», пересилил фашистов на «Прохоровском поле» Курской дуги. После войны, отдавая дань защитникам Сталинграда, на «Мамаевом кургане» по проекту ныне покойного скульптора Вучетича был воздвигнут памятник «Родина­мать зовет». В ознаменование этого события была выпущена «огненная вода» с изображением монумента и датой окончания этой жестокой войны — «1945». (Недавно в СМИ сообщалось, что советский снайпер Зайцев, уничтоживший в Сталинграде 245 (!) фашистов, из Киева, где он жил и умер, перезахоронен на Мамаевом кургане — по его предсмертной просьбе.)

Рис. 3. Примеры водочных этикеток, посвященных теме Великой Отечественной войны 1941-1945 годов

Рис. 3. Примеры водочных этикеток, посвященных теме Великой Отечественной войны 1941-1945 годов

Рис. 3. Примеры водочных этикеток, посвященных теме Великой Отечественной войны 1941-1945 годов

Рис. 3. Примеры водочных этикеток, посвященных теме Великой Отечественной войны 1941-1945 годов

Рис. 3. Примеры водочных этикеток, посвященных теме Великой Отечественной войны 1941-1945 годов

Рис. 3. Примеры водочных этикеток, посвященных теме Великой Отечественной войны 1941-1945 годов

Незабываемый Владимир Семенович Высоцкий пел:

…Ну, а мы — всё оправдали мы,

Наградили нас потом:

Кто живые, тех — медалями,

А кто мертвые — крестом.

Раньше, до Октябрьского переворота, на черно­оранжевой ленте были Георгиевские кресты, а во время ВОВ Правительством СССР был разработан и введен в действие орден Славы трех степеней. Полные кавалеры ордена Славы были приравнены в правах к Героям Советского Союза.

После того как официально признанные «Два друга» — Егоров и Кантария — водрузили красное знамя Советского Союза на немецком рейхстаге, стало ясно, что войне пришел конец. Конечно, «За Победу» была выпита не одна чарка, а возвращавшиеся по домам солдаты образно представляли себе радость встречи, объятия, поцелуи и, естественно, мечтали (что греха таить!), что им нальют:

…И родные сразу нам

Восемь раз по двести грамм.

Итак, солдатам — медали, офицерам по заслугам — ордена. Высшим чинам — орден Победы, усыпанный бриллиантами (им награждались только маршалы).

Через 60 лет после окончания войны государство старается помнить о ветеранах: и подарки им почти всем к 9 Мая подносят, и денежную поддержку оказывают, и водка «60 лет Победы» выпущена в честь этого всенародного праздника. Оригинально и находчиво оформил один завод бутылку водки «Гвардейская» к 9 Мая. Она имеет вид гильзы со «снарядом», которым служит пластмассовый колпачок, надетый на бутылку. Сей колпачок можно легко снимать с бутылки и использовать в качестве стаканчика, поминая ушедших или желая здоровья и удачи живым.

Тяжелая кровопролитная война, начавшаяся с нашего тяжкого отступления почти до Москвы, а затем перелом войны в декабре 1941 года, когда советские войска отогнали фашистов от столицы, трудные и мучительные военные годы до самой весны 1945 года — всё народ наш выдержал и весь — без исключения — был награжден Великой Победой. Какое ликование, какие слезы счастья были по всей стране, когда по радио объявили об окончании войны!

Мы выстояли и победили!!! Победили! Всем, кто видел это не на экране, а на Красной площади в Москве, не забыть никогда.

Сейчас

Прошло время восстановления разрушенного войной народного хозяйства, и ученые вплотную занялись созданием космической техники. Сначала, опередив американцев, Советский Союз первым в мире запустил искусственный спутник Земли. Потом, исследуя влияние космического пространства на живой организм, отправили  в космос «Лайку», и только потом, в 1961 году, советский человек Юрий Алексеевич Гагарин воскликнул свое знаменитое: «Поехали!» Он сделал один виток вокруг Земли и в спускаемом отсеке ракеты благополучно приземлился. Каким ликованием он был встречен в Москве! Как восхищались им люди всей планеты, когда он наносил визиты дружбы! Ведь это первый человек, который побывал не В, а НА небе! Рассказывают, что после полета Гагарина один из мирских наставников православного священника приказал ему прочесть в церкви проповедь и заявить, что Гагарин был в космосе и Бога не видал. Священник не смог отказаться, и на проповеди сказал: «Гагарин летал в Космос и Бога не видел. А Бог его видел и благословил».

Рис. 4. Примеры современных водочных этикеток, затрагивающих тему патриотизма

Рис. 4. Примеры современных водочных этикеток, затрагивающих тему патриотизма

Рис. 4. Примеры современных водочных этикеток, затрагивающих тему патриотизма

Рис. 4. Примеры современных водочных этикеток, затрагивающих тему патриотизма

Рис. 4. Примеры современных водочных этикеток, затрагивающих тему патриотизма

 Конечно, не одними ракетами строится мощь страны, но и танками, самолетами, военными кораблями. Совершенствуется вооружение, создаются новые рода войск,  отмечаются юбилеи подразделений, возникших еще до войны: «80 лет внешней разведке», «Атака», «Смоленская гвардейская» (рис. 4), а знаменитый «Калашников» признан самым распространенным видом оружия в мире. Он даже изображен на гербе африканской страны Мозамбик.

После полета А.Ю. Гагарина были многочисленные успешные запуски наших и советских и российских ракет. Сообщения об этих запусках перестали быть главным событием дня, над ними даже начали подтрунивать: выпустили водку «Невесомость» и «Противоугонную» с двумя космонавтами в скафандрах, у которых, как автомашину, угнали ракету…

Знаменитый немецкий пистолет называется «Парабеллум».
А название это происходит от знаменитой латинской фразы: «Si vis pazem, para bellum» («Если хочешь мира, готовься к войне»). Кроме того, знатоки истории, научные исследователи и узкие специалисты говорят так: «Если не хочешь кормить свою армию, будешь кормить чужую». По нашему мнению, эту фразу следует хорошо обдумать всем россиянам, даже (и особенно!) штатским, потому что группа войск с дедовщиной может называться только группой. Но не армией! 

КомпьюАрт 8'2012

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства