Токен: 2SDnjeb4y7E

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjejusTv

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

КомпьюАрт

10 - 2012

Секреты переплетного искусства

Андрей Крылов krylov@compress.ru

У каждого полиграфического предприятия есть свои достижения, которыми можно гордиться и приводить заказчикам в качестве примера освоенных технологий печати (рис. 1). Информация о выпущенных книгах, полученная на встрече с руководством предприятия «Парето-Принт», легла в основу данной публикации.
«Парето-Принт» — наиболее современный полиграфический комплекс в России по производству книжно-журнальной продукции. Сейчас он выпускает более 500 наименований ежемесячно. В июне 2008 года был заложен первый камень в фундамент типографии (см. КомпьюАрт № 7’2008), в августе 2009-го была отпечатана первая книга (см. КомпьюАрт № 10’2009), а к 2011 году предприятие вышло на полную мощность.
Среди отпечатанных в типографии изданий можно выделить книги, которые держали в руках Президент РФ Владимир Путин — «Япония от А до Я», митрополит Московский и всея Руси Кирилл — «Евангелие» на молдавском языке, министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Сергей Шойгу (рис. 2), глава РЖД России Владимир Якунин (рис. 3), глава Сбербанка России Герман Греф (рис. 4).
Однако когда выполняется заказ, в типографии не ориентируются на то, какой путь пройдет книга и кто ее будет читать, — любая книга должна быть сделана качественно. А схема печати книг везде одинкова: с издательством утверждается цена, на ее основании подбираются расходные материалы, а далее всё по технологической цепочке. Тем более что с недавних пор экономические и технологические процессы в «Парето-Принт» автоматизированы (см. КомпьюАрт № 6’2012).

Рис. 1. Руководители типографии «Парето-Принт» на встрече с представителями издательств (справа налево): генеральный директор типографии Павел Арсеньев, директор

Рис. 1. Руководители типографии «Парето-Принт» на встрече с представителями издательств (справа налево): генеральный директор типографии Павел Арсеньев, директор по производству Алексей Оборин, коммерческий директор Юлия Жукова. Встреча проходила в начале сентября 2012 года. Среди приглашенных были представители ведущих российских издательств

Рис. 2. Книга «Пожарные добровольцы России» (заказчик — МЧС России) в июне 2010 года была подарена на тот момент министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Сергею Шойгу

Рис. 2. Книга «Пожарные добровольцы России» (заказчик — МЧС России) в июне 2010 года была подарена на тот момент министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Сергею Шойгу

Рис. 3. Годовой отчет для РЖД России

Рис. 3. Годовой отчет для РЖД России за 2010 год

Расскажем вкратце об упомянутых выше книгах. Издание «Пожарные добровольцы России» было подготовлено к 50­летию с момента образования Общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» и к 20­летию деятельности Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Среди скорых на определения работников типографии оно так и называется — «книга для Шойгу». Издание, вышедшее тиражом 5 тыс. экземпляров, является подарочным.

Перечень компаний, для которых «Парето­Принт» печатает финансовые годовые отчеты, говорит об умении не только получить престижный заказ, но и правильно построить общение типографии и клиента во время его изготовления. Объемное издание — годовой отчет для РЖД России за 2010 год (см. рис. 3) — выполнено с вырубкой переплета и суперобложки. Его можно было увидеть и оценить на 25­й ММКВЯ.

Годовой отчет для Сбербанка России за 2010­й, состоящий из трех отдельных серий, выпущен в обложке и помещается в короб. На обложке — тиснение фольгой под пленкой. Обложка и внутренние листы изготовлены из импортной дизайнерской бумаги «ГардаПат» (рис. 4). Что касается тиражей годовых отчетов, то в среднем они составляют от 500 экз., в отличие от книжных — от 3000 экз.

Рис. 4. Годовой отчет для Сбербанка России за 2010 год: а — обложка; б — внутренние страницы

Рис. 4. Годовой отчет для Сбербанка России за 2010 год: а — обложка; б — внутренние страницы

Рис. 4. Годовой отчет для Сбербанка России за 2010 год: а — обложка; б — внутренние страницы

В «Парето­Принт» печатаются книги с альбомным спуском: максимальная ширина книжного блока — 42,5 см, максимальная высота — 60 см, толщина — 80 см. Применяются дизайнерские бумаги и переплетные материалы.

«Национальный атлас почв Российской Федерации» был подготовлен на факультете почвоведения МГУ им. М.В. Ломоносова (рис. 5а). В работе над ним, продолжавшейся свыше пяти лет, приняли участие более 80 высококвалифицированных специалистов из 18 различных организаций. Эта наиболее полная национальная сводка данных о формировании, распространении, функционировании, использовании и охране почв и почвенного покрова страны содержит свыше 300 карт и картограмм, пояснительные тексты, рисунки, таблицы, фотографии и справочные данные.

Атлас представляет собой фундаментальное и вместе с тем популярное научно­информационное издание, впервые созданное и опубликованное в нашей стране.
С точки зрения полиграфического исполнения привлекает внимание нестандартный переплет, полностью выполненный вручную, многоуровневое (пять уровней) тиснение различными видами фольги (золотой, белой, темно­коричневой и т.д.), формат издания — 29,5x39,5 см. Атлас помещается в футляр.

Для юбилейного альбома к 100­летию газеты «Коммерсантъ» заказчики из ИД «Коммерсантъ» выбрали  переплет, имитирующий подшивку газет (рис. 5б). При создании книги переплет вручную соединялся с внутренним блоком.

Рис. 5. Большеформатные подарочные издания в кожаных нестандартных переплетах:

Рис. 5. Большеформатные подарочные издания в кожаных нестандартных переплетах:

Рис. 5. Большеформатные подарочные издания в кожаных нестандартных переплетах: а — «Национальный атлас почв РФ»; б — альбом к 100-летию газеты «Коммерсантъ»

О допечатной подготовке и офсетной печати

Следуя традиции представлять полиграфическую технологию целиком, в материале о переплетах коснемся также допечатных и печатных работ. Вывод офсетных печатных форм в «Парето­Принт» выполняется на линиях компании Kodak (рис. 6). Процесс полностью автоматизирован. Используется четыре формата пластин. Имеется автозагрузчик. На учаcтке работают три человека. Перед тем как форма выводится на печать, специалисты контролируют корректность спуска полос. Исходные файлы проверяются в программах Adobe Acrobat и Prinergy Connect. С файлов, которые присылают издательства, в программе Preps делается электронный монтаж, при выводе формы ставятся специальные метки, далее выполняется растрирование. Цветопроба делается на принтерном устройстве от компании Epson. Работу принтера обеспечивает программа GMG, которая лидирует в этой области. Система полностью откалибрована, и типография гарантирует попадание в цвет.

Рис. 6. На допечатном производстве «Парето-Принт» установлены CtP-устройства от компании Kodak — комплекс Kodak CtP Magnus 4570 III Quantum X-Speed. Проявка форм выполняется в процессоре

Рис. 6. На допечатном производстве «Парето-Принт» установлены CtP-устройства от компании Kodak — комплекс Kodak CtP Magnus 4570 III Quantum X-Speed. Проявка форм выполняется в процессоре Тechno-Grafica TPP-HS 1250 Ctp Processor

Калибровка по мелованным бумагам сделана под профиль со стандартом ISO 12647­2. Используется профиль ISOcoated_v2 (2­я версия). Под ним работают печатные машины. Регулярно осуществляется проверка качества: выводятся цветопробы с контрольными шкалами и просматривается динамика изменения цветовых характеристик. Если процесс стандартизован, то и баланс «по серому», обычно вызывающий трудности при печати, тоже под контролем.

Офсетная печать на манроландах осуществляется триадными красками от компании Huber Group (рис. 7), которые централизованно распределяются на все листовые печатные машины по единой системе подачи красок. Для ролевой офсетной печати, проще говоря «чернухи», в производстве используются отечественные торжокские краски.

 Рис. 7. Краски от компании Huber Group являются основными для офсетной листовой печати  (а), краски других производителей поставляются в меньших емкостях (б)

Рис. 7. Краски от компании Huber Group являются основными для офсетной листовой печати  (а), краски других производителей поставляются в меньших емкостях (б)

Рис. 7. Краски от компании Huber Group являются основными для офсетной листовой печати  (а), краски других производителей поставляются в меньших емкостях (б)

Трафаретная печать

В современном книжно­журнальном производстве применяются различные способы оформления переплета и обложки с целью придания им наиболее привлекательного вида. Для переплетных крышек в производстве используются разные виды лаков (рис. 8).

Рис. 8. Трафаретная машина SPS, выполняющая трафаретную печать

Рис. 8. Трафаретная машина SPS, выполняющая трафаретную печать УФ-красками на различных материалах, а также сплошное и выборочное УФ-лакирование глитерными, фактурными, глянцевыми, матовыми и ароматизированными лаками

Переплетно-брошюровочные работы

О технологиях финишной отделки со специалистами «Парето­Принт» лучше говорить непосредственно в цехе, рядом с оборудованием и стеллажами, на которых лежат полуфабрикаты будущих книг. Возможности современного оборудования позволяют автоматизировать некоторые ручные процессы, например на линии твердого переплета DIAMANT возможна дополнительная операция — приклейка сразу двух ляссе.

Обратите внимание, что на предприятии четко улавливают модные тенденции в изготовлении книг, предлагая заказчику не только золотой обрез блока, но и одно­, двух­ и трехстороннюю его закраску (рис. 9).

Рис. 9. Создание переплета

Рис. 9. Создание переплета

Рис. 9. Создание переплета

Рис. 9. Создание переплета

Рис. 9. Создание переплета

Рис. 9. Создание переплета

Рис. 10.  К 200-летию Бородинской битвы заказчики стильно (под ткань начала XIX века) оформляют свои издания (а) и не скупятся на фольгу (б)

Рис. 10.  К 200-летию Бородинской битвы заказчики стильно (под ткань начала XIX века) оформляют свои издания (а) и не скупятся на фольгу (б)

Рис. 10. К 200-летию Бородинской битвы заказчики стильно (под ткань начала XIX века) оформляют свои издания (а) и не скупятся на фольгу (б)

Около машины для тиснения по крышке можно увидеть полуфабрикаты, которые демонстрируют возможности по тиснению крышки книги различными видами фольги (рис. 10). На экскурсии мы видели тиснение по книжной крышке книги «Бородинское поле» сразу тремя видами фольги. Как сказали полиграфисты, тиснение выполнено в три прогона. Можно добавить, что оно было выполнено с точным совмещением.

При изготовлении так называемых объемных переплетных крышек используется картон с поролоном (рис. 11а и б). Книга в таком переплете, да еще с нанесенным поблескивающим глитерным лаком приобретает на полке книжного магазина более привлекательный вид.

Рис. 11. Наряду с перечисленными примерами переплетов приводим примеры книг бесшвейного скрепления в обложке с клапаном (г). Этот вид переплета особенно часто используется при изготовлении путеводителей

Рис. 11. Наряду с перечисленными примерами переплетов приводим примеры книг бесшвейного скрепления в обложке с клапаном (г). Этот вид переплета особенно часто используется при изготовлении путеводителей

Рис. 11. Наряду с перечисленными примерами переплетов приводим примеры книг бесшвейного скрепления в обложке с клапаном (г). Этот вид переплета особенно часто используется при изготовлении путеводителей

Рис. 11. Наряду с перечисленными примерами переплетов приводим примеры книг бесшвейного скрепления в обложке с клапаном (г). Этот вид переплета особенно часто используется при изготовлении путеводителей

Рис. 11. Наряду с перечисленными примерами переплетов приводим примеры книг бесшвейного скрепления в обложке с клапаном (г). Этот вид переплета особенно часто используется при изготовлении путеводителей

Рис. 12. Примеры переплетных

Рис. 12. Примеры переплетных материалов

Рядом уже привычный для российских школьников более безопасный интегральный переплет для учебника (рис.11в). В этом виде переплета отсутствует переплетный картон. Здесь сама основа переплетного материала выступает в качестве крышки. По стоимости такой переплет дешевле, чем 7БЦ.

В «Парето­Принт» работают с различными видами переплетных материалов (рис. 12): тканевыми, ПВХ, материалом с флоковым покрытием, с текстурой натуральной пробки, термоматериалом.

Рис. 13. Применяемые клеи

Рис. 13. Применяемые клеи

Рис. 13. Применяемые клеи

В завершение нельзя не упомянуть о таком важном для переплетных работ компоненте, как клей. В цехе мы видели, что в «Парето­Принт» применяются два вида клея:  термоклей для бесшвейного скрепления (для боковой промазки) EUKALIN 264 BS, который  поставляется в гранулах (рис. 13а) и подходит для мелованной бумаги, и ПУР­клей (рис. 13б). Благодаря эластичности ПУР­клея, изделие раскрывается на 180°, при этом происходит не разлом клеевого слоя, а его эластичная деформация, а следовательно, корешок брошюры не рассыпается на отдельные листы.

КомпьюАрт 10'2012

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства