КомпьюАрт

12 - 2012

Сводки с бумажного фронта

Андрей Крылов krylov@compress.ru

Среди документов, определяющих отношения между государствами, есть так называемое Флорентийское соглашение. Оно было принято в середине 1970-х годов и регулирует пошлины на ввоз материалов образовательного, научного и культурного характера. Для Российской Федерации соглашение вступило в силу 7 октября 1994 года.

К примеру, крупные российские детские издательства могут закупать за рубежом и без пошлины ввозить в страну большие партии мелованной бумаги, чтобы печатать на ней книги для детей. Учитывая, что пошлина на ввозимую бумагу равна 5%, издательства могут купить бумагу и у отечественных поставщиков. От этого себестоимость изданий, на которые распространяется Флорентийское соглашение, если и возрастет, то минимально. Во многих случаях это удобно. А если пошлину на ввоз бумаги государство поднимет до 15%, то издательствам будет выгоднее покупать бумагу напрямую у производителя, а поставщики при таком раскладе потеряют доход. Уменьшится также прибыль российских типографий, если заказчики, не подпадающие под «флорентийские льготы», станут печататься за границей: в Польше, Китае и даже на Украине, тем более что в этой стране пошлины на ввозимую бумагу отсутствуют, а уровень качества печати такое же, как в российских типографиях (мнение автора).

Потеря дохода требует консолидации крупных поставщиков бумаги на российский рынок. Мощное объединяющее мероприятие прошло в Москве, в конференц­зале типографии «Наука», в середине декабря. Цель этого отраслевого форума под названием «Издательско­полиграфическая отрасль Таможенного союза в условиях ВТО. Рынок бумаг и картонов» — обобщить итоги многолетнего развития рынка полиграфических услуг и издательского бизнеса, показать современные параметры отрасли и спрос на бумаги для печати, оценить перспективы импортозамещения и предложения со стороны российской ЦБП. В форуме приняли участие представители Министерства экономического развития России, Министерства промышленности и торговли России, Федеральной таможенной службы России, Российской ассоциации предприятий и организаций целлюлозно­бумажной промышленности РАО «Бумпром», Национальной экономической палаты Республики Казахстан «Союз Атамекен» и более 60 руководителей и менеджеров организаций, предприятий издательско­полиграфической отрасли и рынка полиграфических материалов стран — членов Таможенного союза.

Форум «Издательско-полиграфическая отрасль Таможенного союза в условиях ВТО. Рынок бумаг и картонов» был организован некоммерческим партнерством «Содружество бумажных оптовиков» при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям России и содействии Министерства связи и массовых коммуникаций России, Министерства информации Республики Беларусь, представительства Европейского Союза в России, Центра по изучению вопросов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования, Комитета по лесному комплексу, полиграфической промышленности и упаковке Торгово-промышленной палаты России, Российского книжного союза, Гильдии издателей периодической печати России, Национальной конфедерации упаковщиков России, Межрегиональной ассоциации полиграфистов России, Союза полиграфистов Санкт-Петербурга, Сибирского полиграфического союза, Ассоциации полиграфистов Республики Беларусь, Ассоциации полиграфистов Республики Казахстан, Ассоциации украинских предприятий целлюлозно-бумажной отрасли УКРПАПИР.

В ходе работы международного форума обсуждались перспективы развития издательско­полиграфической отрасли в Российской Федерации, Республике Казахстан и Республике Беларусь в условиях Таможенного союза и присоединения к ВТО.

Ведущий форума президент группы компаний «Дубль В» Василий Сенаторов: «Мы приветствуем производство любых современных видов бумаг и картонов для печати в России при условии, что они будут соответствовать мировым стандартам качества и конкурировать с продукцией мировой ЦБП при минимальных ввозных таможенных пошлинах»

Ведущий форума президент группы компаний «Дубль В» Василий Сенаторов: «Мы приветствуем производство любых современных видов бумаг и картонов для печати в России при условии, что они будут соответствовать мировым стандартам качества и конкурировать с продукцией мировой ЦБП при минимальных ввозных таможенных пошлинах»

Участники форума проанализировали состояние целлюлозно­бумажной промышленности в мире в целом, а также в Европе, Китае и России и констатировали, что нынешний этап развития мирового рынка бумаг и картонов для печати характеризуется общим падением спроса, закрытием большого количества производств в Европе, сдержанным ростом спроса в России и опережающим вводом мощностей в Китае. Никаких значимых проектов по производству мелованных бумаг и картонов в России не планируется, кроме проекта «Большая Коряжма», принадлежащего Группе «Илим» в партнерстве с американской компанией «Интернешнл Пейпер».

На форуме говорили и о развитии рынка российских печатных СМИ. Выступая перед собравшимися, президент Гильдии издателей периодической печати Сергей Николаевич Моисеев заявил: «Прогноз Гильдии издателей периодической печати относительно этого направления таков: ничего серьезного с ним не произойдет, но рынок однозначно будет меняться, превращаясь из федерального в региональный. Постепенно федеральные издатели будут перемещаться на места, поэтому полиграфисты должны быть готовы к увеличению красочности и полосности местных газет».

Президент ГИПП Сергей Моисеев

Президент ГИПП Сергей Моисеев

Докладчик отметил, что в Европе крупные медиахолдинги уже начинают продавать свои активы на радио и ТВ и приобретать местную печатную прессу. В России подобная тенденция только начинает проявляться, и одним из ее признаков можно считать возникновение, впервые за три последних года, новой формы печатного СМИ — бесплатных информационно­рекламных изданий, которые выпускаются большими тиражами (в отличие от чисто рекламных), с повышенной цветностью и полосностью.

По словам Сергея Моисеева, с экономической точки зрения 2012 год стал неплохим для российских печатных СМИ, но с точки зрения юридической базы — критичным для издателей.

«Во­первых, с 1 января 2013 года вступает в силу запрет рекламы алкогольной продукции в печатных СМИ. Во­вторых, сейчас активно лоббируется запрет рекламы лекарственных препаратов и, что более важно, БАДов, — пояснил Сергей Моисеев. — В случае принятия данного запрета будет нанесен серьезный удар по рынку печатных СМИ: некоторые издания могут потерять 30­35% доходов от рекламы».

Беспокоит руководителя ГИПП и ситуация с пошлинами на мелованную бумагу: «Мы отлично понимаем, что кроме крупных издательских домов, которые могут позволить себе печататься за границей в случае поднятия пошлин, есть огромное количество региональных издателей. Они никогда не пойдут в Польшу, Прибалтику или Украину с тиражами порядка 10 тыс. экземпляров. Для них удорожание бумаги из­за увеличения пошлин будет критичным и может даже привести к закрытию издательских проектов. Рынок в целом просядет».

Излишне говорить, что при негативном сценарии развития событий падение рекламных доходов и сокращение числа печатных издательских проектов негативно отразится и на полиграфических предприятиях, и на производителях и поставщиках печатных бумаг.

О потребностях издателей в современных видах мелованных бумаг на форуме рассказал директор по производству медиахолдинга «Эксперт» Борис Каган. Для журналов «Эксперт» и «Русский репортер» используются легкомелованные бумаги плотностью 51 и 65 г/м2 для блока и 115 г/м2 — для обложки. Выбор бумаг определяется в первую очередь потребительскими свойствами и, естественно, экономической целесообразностью.

За прошлый год на издания «Эксперта» ушло более 2,5 тыс. т бумаги. На услуги типографий, преимущественно зарубежных, холдинг потратил более 3 млн евро, из которых более 2 млн — на бумагу. Цифры не самые большие, если смотреть в целом по рынку, но и не маленькие, что делает «Эксперт» заметным потребителем бумаги, с мнением которого стоит считаться.

Директор по производству медиахолдинга «Эксперт» Борис Каган

Директор по производству медиахолдинга «Эксперт» Борис Каган

Тем удивительнее, что продукция фабрики в Коряжме, которая должна появиться на российском рынке в 2013 году, не соответствует потребностям потенциальных покупателей. «Эксперту», например, требуется легкомелованная бумага низкой плотности, а в Коряжме планируют выпускать более плотную бумагу (90 и 130 г/м2) с мелованием вне бумагоделательной машины, что характерно для высококачественных сортов.

«Меня очень поразило, что пошлины подняли на легкомелованную бумагу, которую мы используем, а ведь ее даже не собираются производить в России, — отметил Борис Каган. — Я от всей души желаю “Илиму” как можно быстрее выпустить на рынок отечественную бумагу, но призываю всех ясно понимать, что она удовлетворит лишь небольшую часть потребностей отечественных полиграфистов».

Также Борис Каган акцентировал внимание участников форума на качестве бумаги: «Понятие «европеское качество», которое декларируют производители отечественной меловки, имеет очень широкую трактовку. В свое время мы работали с европейской бумагой, которая давала до 30 обрывов на одном рулоне. Тогда мы отказались от ее использования и вернулись к ней лишь через год, когда производитель довел ее качество до требуемого уровня».

«Я надеюсь, что «Илим» сразу попадет в точку и бумагу не придется доводить, но это редкая удача, — продолжил он. — Промышленность не верит обещаниям. Нам нужна реальная бумага, обладающая целым набором определенных печатно­технических свойств. Ведь остановка производства из­за проблем, связанных с бумагой, — это потеря колоссальных денег».

В завершение Борис Каган выразил надежду, что возвращение к 5­процентным пошлинам на ввоз мелованной бумаги произойдет как можно скорее и не на временной, а на постоянной основе.

Участники форума обсудили состояние полиграфической отрасли, издательской деятельности и индустрии упаковки в России, Белоруссии и Казахстане и пришли к однозначному выводу, что рынок полиграфических услуг устойчиво сложился при 5­процентных ввозных пошлинах на мелованные бумаги и картоны. Любое повышение ввозных пошлин на бумаги и картоны для печати приведет к значительной потере рентабельности и закрытию отдельных предприятий.

Особую угрозу для полиграфии России, Белоруссии и Казахстана в условиях наличия ввозных пошлин на бумаги и картоны для печати представляют отдельные страны СНГ, в которых эти пошлины были отменены несколько лет назад, а экспорт готовой печатной продукции из них на территорию Таможенного союза также не облагается пошлиной. Кроме того, готовая издательская печатная продукция ввозится в Россию беспошлинно и со сниженной ставкой НДС. Эти факторы на протяжении уже многих лет вынуждают полиграфические производства России и стран — членов Таможенного союза работать в заведомо невыгодных экономических условиях. Несмотря на это, в оборудование для полиграфического производства только в России с 2000­х годов было вложено более 7 млрд долл. частных инвестиций (информация «Роспечати»).

Разница в подходах органов государственной власти и отраслевых общественных организаций и предприятий к оценке и решению ключевых вопросов издательско­полиграфической отрасли показывает, что в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности вид «целлюлозно­бумажная промышленность; издательская и полиграфическая деятельность» фактически объединяет два вида деятельности с принципиально разными интересами. Первый — целлюлозно­бумажная промышленность — характеризуется высокой степенью концентрации (15 предприятий обеспечивают 80% оборота), экспортоориентированностью и отсутствием значимых производств и проектов по выпуску высококачественных видов бумаг и картонов для печати. Большинство крупных целлюлозно­бумажных комбинатов принадлежит иностранным компаниям. Второй — издательско­полиграфическая отрасль — характеризуется значительной фрагментированностью (более 7 тыс. полиграфических предприятий, около 60 тыс. печатных СМИ, более 1500 издательств и организаций, обеспечивающих дистрибьюцию полиграфических материалов и издательской продукции). 99% организаций являются предприятиями малого и среднего бизнеса и принадлежат российским владельцам. Однако они не объединены в один вид экономической деятельности по признаку участия в выпуске конечной продукции. Количество компаний, занятых в издательско­полиграфической отрасли, в несколько раз превышает число фирм в целлюлозно­бумажной промышленности. Издательско­полиграфическая отрасль за счет более высокой добавленной стоимости обеспечивает гораздо больший вклад в экономику России и формирует спрос на бумаги и картоны для печати.

Представители органов государственной власти проинформировали участников форума о ходе консультаций по вопросу применения 5­процентных ввозных таможенных пошлин по товарной группе 4810 согласно Протоколу о присоединении России к ВТО. Участники форума выразили решительное несогласие с попытками протекционистской защиты единичного проекта американской компании, который в перспективе обеспечит потребности России в мелованных бумагах менее чем на 17% в ущерб тысячам полиграфических предприятий России и стран — членов Таможенного союза. Участники форума требуют максимального снижения ввозных таможенных пошлин на все виды мелованных бумаг и картонов для печати согласно Протоколу для обеспечения конкурентоспособности полиграфических производств России, Белоруссии и Казахстана.

Участники форума приветствуют производство любых современных видов бумаг и картонов для печати в России при условии, что они будут соответствовать мировым стандартам качества и конкурировать с продукцией мировой ЦБП при минимальных ввозных таможенных пошлинах. Государственная поддержка таких проектов должна осуществляться на недискриминационной основе по отношению к издательско­полиграфической отрасли.

Снижение ввозных таможенных пошлин на отдельные виды мелованных бумаг и картонов с 15 до 5% с 2010 года показало существенный экономический эффект как для издательско­полиграфической отрасли, так и для государственного бюджета Российской Федерации. Однако фрагментарное снижение пошлин на отдельные виды мелованных бумаг и картонов и сохранение высоких пошлин на другие их виды, аналогичные по назначению, но отличающиеся по составу сырья, приводит к искусственному замещению одних видов бумаг и картонов другими, дисбалансу и неравной конкуренции на рынке мелованных бумаг и картонов.

Участники форума выразили твердую решимость доказать необходимость снижения ввозных таможенных пошлин на все основные виды бумаг и картонов для печати до 5%, а в перспективе — до 0% и готовы выполнить для этого все необходимые действия.

Для обеспечения конкурентоспособности издательско­полиграфических отраслей России, Белоруссии и Казахстана необходимо разработать меры поддержки в России и в рамках Таможенного союза. Для этого:

1. Создать постоянно действующий Координационный совет из представителей профильных общественных организаций и органов государственной власти по вопросам консолидации и конкурентного развития издательско­полиграфической отрасли России, взаимодействия с Правительством России и решения следующих задач:

  • объединения всех участников процесса создания конечной печатной продукции и ее дистрибьюции в единый вид экономической деятельности и самостоятельную статью статистического учета; признания Правительством РФ издательско­полиграфической деятельности как отдельной отрасли;
  • применения на постоянной основе наименьшей ставки пошлины на ввоз бумаг и картонов для печати и полиграфических материалов.

2. Создать постоянно действующий Координационный совет из представителей профильных общественных организаций и органов государственной власти России, Белоруссии и Казахстана по вопросам конкурентного развития издательско­полиграфических отраслей стран — членов Таможенного союза в условиях единого экономического пространства и присоединения к ВТО, взаимодействия с Евразийской экономической комиссией и решения следующих задач:

  • применения на постоянной основе наименьшей ставки пошлины на ввоз бумаг и картонов для печати и полиграфических материалов на территорию Таможенного союза;
  • защиты рынков стран — членов Таможенного союза от готовой печатной продукции, упаковки и этикетки из стран СНГ, производимой в заведомо выгодных экономических условиях и ввозимой на территорию Таможенного союза по низким ценам и с нулевой пошлиной;
  • учета при формировании предложений по развитию издательско­полиграфических отраслей стран — членов Таможенного союза опыта Украины по присоединению к ВТО.

Представители организаций и предприятий издательско­полиграфической отрасли и рынка полиграфических материалов России, Белоруссии и Казахстана продемонстрировали единодушие в принятии решений. 

В публикации использованы материалы сайтов: www.sbo­paper.ru и www.printdaily.ru

КомпьюАрт 12'2012

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства