Токен: 2SDnjeb4y7E

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjejusTv

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

КомпьюАрт

1 - 2013

Пятилетка российского книгоиздания

Нелегкое это дело — скрупулезно собирать статистические данные о развитии какой-либо отрасли, и полиграфия не исключение. Руководители издательств, типографий и книготорговых точек не то чтобы скрывают данные, а просто, как это обычно бывает, не находят времени и исполнителей, чтобы представить сведения о своем развитии. А они нужны для мониторинга общественных предпочтений, лоббирования интересов отрасли
в государственных организациях.
На деле это происходит так. Агентство «Роспечать» заказывает подготовку информации в Межрегиональной ассоциации полиграфистов, Российской книжной палате и других профильных организациях, а те, в свою очередь, начинают собирать и обрабатывать данные о состоянии полиграфической отрасли. Длится этот процесс около года. И если заканчивается 2011 год, то к концу следующего — 2012-го к журналистам приходит утвержденный официальный отчет (или, иначе, отраслевой доклад) о книжном рынке России, в котором представлены состояние, тенденции и перспективы развития отрасли за 2011 год.

В настоящей публикации представлена картина развития книгоиздания и книгораспространения в России в 2011 году, построенная на результатах мониторинга, осуществляемого Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям, выводах и рекомендациях ряда крупных научно-практических конференций, в том числе международных, а также на экспертных оценках авторитетных представителей книжного сообщества и данных ведущих индустриальных аналитических центров мира.
Обработав отчет и добавив свежие цифры за 2012 год, полученные на различных семинарах и форумах, мы предлагаем вниманию читателей обзор книжного рынка России.

Примером успешного сотрудничества государственных и отраслевых организаций является обработанная статистика по полиграфической отрасли. Президент Межрегиональной ассоциации полиграфистов Б.А. Кузьмин (слева) и заместитель главы «Роспечати» В.В. Григорьев обсуждают проблемы полиграфии на форуме Союза бумажных оптовиков (декабрь 2012 г.)

Примером успешного сотрудничества государственных и отраслевых организаций является обработанная статистика по полиграфической отрасли. Президент Межрегиональной ассоциации полиграфистов Б.А. Кузьмин (слева) и заместитель главы «Роспечати» В.В. Григорьев обсуждают проблемы полиграфии на форуме Союза бумажных оптовиков (декабрь 2012 г.)

Издательская система России

Анализ ситуации на книжном рынке России в 2011 году свидетельствует о том, что последствия мирового финансового и экономического кризиса издательской отрасли пока удалось преодолеть не до конца. В то же время в книгоиздании стали появляться первые обнадеживающие факторы: на смену уменьшению количества выпущенных книг и брошюр в предыдущие годы пришел небольшой рост, а темпы падения совокупного тиража изданий по сравнению с предыдущими годами снизились. Однако общий объем рынка как в рублевом, так и в натуральном выражении продолжает падать.

Издательская система России в 2011 году в целом не претерпела каких­либо значимых изменений, за исключением двух крупных сделок, которые были заключены в конце года. Первая — приобретение ЗАО «ОЛМА Медиа Групп» издательства «Просвещение», вторая — приобретение компанией «Эксмо» издательства бизнес­литературы «Альпина бизнес букс». Результаты этих важных событий в отрасли стали заметны уже в 2012 году.

Что касается системы книгораспространения, то 2011 год характеризовался сокращением числа книжных магазинов. Речь идет как о магазинах обанкротившейся сети «Топ­книга», так и о независимых книготорговых предприятиях, прежде всего региональных. Вместе с тем книготорговые предприятия (в основном сетевые), сумевшие сохранить бизнес в условиях кризиса, за прошедшие четыре года не только не уменьшили, но даже несколько нарастили свои торговые площади.

Постепенно меняется ассортиментная матрица книготоргового предприятия. Книжные магазины отдают всё большее предпочтение некнижной продукции (канцелярским товарам, игрушкам и др.). Если четыре года назад соотношение книжных и некнижных товаров в общем объеме продаж составляло примерно 80/20, то сегодня — 70/30.

На протяжении последних лет наблюдается устойчивый рост средней цены на книгу. По мнению издателей и торговцев, к настоящему времени цены на книги подошли к психологическому барьеру, превышение которого может повлечь за собой заметный отток покупателей из книжных магазинов.

Не в последнюю очередь на снижение продаж влияет такой постоянно действующий фактор, как падение интереса к чтению. Несмотря на прилагаемые усилия по реализации Национальной программы поддержки и развития чтения, растет число людей, редко или вообще не читающих книги. В общем объеме медиапотребления российские граждане отводят чтению книг лишь 9 минут в сутки, причем с каждым годом это время сокращается.

В связи с этим свою работу по продвижению книг издатели и книготорговцы всё больше переносят в Интернет. В 2011 году значительно возросло внимание издателей к таким каналам продвижения, как форумы, блоги (сетевые дневники) и социальные сети.

Одновременно с этим растет потребление книг в электронной форме. Исследование, выполненное в 2011 году Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с Аналитическим центром Юрия Левады, выявило, что в настоящее время книги в электронном формате читают почти 30% взрослых жителей крупных российских городов. Вместе с тем уровень пиратства на рынке электронных книг достигает 80­90%.

Количественные показатели российского книгоиздания

Согласно данным Российской книжной палаты, в 2011 году издательствами было выпущено 122 915 названий книг и брошюр совокупным тиражом 612,5 млн экз. (рис. 1 и 2).

Рис. 1. Число книг и брошюр, выпущенных в Российской Федерации в 2008-2011 годах (источники: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российская книжная палата)

Рис. 1. Число книг и брошюр, выпущенных в Российской Федерации в 2008-2011 годах (источники: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российская книжная палата)

Рис. 2. Совокупный тираж книг и брошюр, выпущенных в Российской Федерации

Рис. 2. Совокупный тираж книг и брошюр, выпущенных в Российской Федерации
в 2008-2011 годах, млн экз. (источники: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российская книжная палата)

В сравнении с 2010 годом число выпущенных изданий немного выросло, в то время как их совокупный тираж сократился на 6,3%. Несмотря на определенные ожидания и надежды, по числу выпущенных названий книг не только не был превышен уровень 2009­го (127 596 названий — максимум, зафиксированный за всю историю российского книгоиздания), но даже не был преодолен показатель предкризисного 2008 года — 123 336 названий. Что же касается совокупного тиража, то он за последние три года снизился почти на 20%.

Немаловажную характеристику российскому книгоизданию дает показатель листажа, свидетельствующий о размерах загрузки полиграфических предприятий. Общий листаж выпущенной в России книжной продукции сократился в 2011 году по отношению к 2010­му довольно существенно — на 11,2%, а с 2008 года его падение составило почти 30%.

Уменьшился и показатель количества экземпляров вышедших книг и брошюр в расчете на душу населения. В 2001 году он составлял 3,71 экз. на человека, в 2008­м достиг своего максимума — 5,35 экз. В 2011 году число изданий на душу населения составило 4,29 экз., снизившись по сравнению с 2010 годом на 6,3%, а по сравнению с 2008­м — почти на 20% (рис. 3).

Рис. 3. Число выпущенных книг и брошюр в расчете на душу населения в 2008-2011 годах (источники: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российская книжная палата)

Рис. 3. Число выпущенных книг и брошюр в расчете на душу населения в 2008-2011 годах (источники: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российская книжная палата)

Средний тираж одного издания по итогам 2011 года уменьшился в сравнении с 2010 годом на 7,2%, а средний объем одного экземпляра издания — на 5,2% (рис. 4). За период с 2008­го по 2011 год сокращение среднего тиража одной книги составило 19,2%, а средний объем одного экземпляра уменьшился за это время на 10,6%. Всего же с начала ХХI века средний тираж одного издания сократился на 2728 экземпляров, или на 35,4%, а средний объем одного экземпляра — почти на 20%.

Рис. 4. Средние тиражи и объемы

Рис. 4. Средние тиражи и объемы издаваемой в России книжной продукции в 2008-2011 годах (источники: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российская книжная палата)

Рассмотрим также соотношение выпущенных книг и брошюр. В первом, как считается, «полнокризисном» 2009 году издатели вполне объяснимо стали выпускать больше брошюр (рост выпуска брошюр по числу названий, в сравнении с 2008 годом, тогда составил 13,7%, а рост выпуска книг — лишь 1,7%), однако уже в 2010 году оба вида издательской продукции продемонстрировали снижение. В 2011­м количество наименований выпущенных книг сократилось почти на 2%, а число наименований брошюр увеличилось на 8,3%. Таким образом, прирост числа названий в 2011 году был обеспечен за счет брошюр.

По тиражам ситуация иная. За 2011 год совокупные тиражи книг сократились на 4,4%, в то время как тиражи брошюр — на 12,4%, а в сравнении с докризисным 2008 годом тиражи обоих видов печатной продукции уменьшились одинаково — приблизительно на 20%. Правда, если рассматривать натуральные показатели, разница есть: совокупный тираж брошюр сократился за годы кризиса на 30,6 млн экз., а совокупный тираж книг за этот же период упал на 117,4 млн экз. Если учесть, что большинство издаваемых брошюр не играет заметной роли в книготорговом обороте, то следует признать, что реально изданное число книг в Российской Федерации, формирующее книготорговый ассортимент страны, в 2011 году составило немногим более l00 тыс. названий совокупным тиражом около 473 млн экз. Говоря о печатных объемах выпущенной книжной продукции, следует отметить, что за последний год они сократились на 11,2%, или 870 628,8 тыс. л.­отт., а совокупный листаж брошюр — на 2,8%, или 8863,1 л.отт.

Анализ распределения выпуска книг и брошюр по тиражным группам показывает, что наиболее пострадавшим сегментом в 2011 году стали издания, выходящие тиражом от 10 до 50 тыс. экз. Если в 2009­2010 годах шло сокращение продукции, выпускаемой в сегментах тиражей от 1 до 5 тыс. экз. и от 5 до 10 тыс. экз. (к последней из этих категорий относится подавляющая часть издаваемой в стране интеллектуальной литературы и учебников для высшей школы), то в 2011 году последствия кризиса коснулись уже и «массового» сегмента художественной литературы.

В целом за годы кризиса сегменты изданий, выходящих тиражом от 5 до 50 тыс. экз. и являющихся основой массового книгоиздания, потеряли и по числу выпущенных названий, и по тиражам примерно 30%. За эти же годы значительно увеличился выпуск малотиражной (до 500 экз.) печатной продукции — более чем на 30% по числу названий и почти на 25% по тиражам (рис. 5).

Рис. 5. Изменения в распределении выпуска книг и брошюр по тиражным группам

Рис. 5. Изменения в распределении выпуска книг и брошюр по тиражным группам
в 2008 и 2011 годах (источники: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российская книжная палата)

Данные первого полугодия 2012 года

По данным книжной индустрии, за этот период в Московском регионе экземплярные продажи художественной литературы для взрослых сократились на 2,4%, а в региональных магазинах рублевые продажи уменьшились на 3,9%.

Детская литература. В Московском регионе рублевые продажи детской литературы выросли на 3,4%, а в региональных магазинах экземплярные продажи — на 4,6%.

Образование и наука. В Московском регионе рублевые продажи научной и образовательной литературы выросли на 9,5%, а в региональных магазинах экземплярные продажи — на 2,4%.

Прикладная литература Non-Fiction. В Московском регионе экземплярные продажи сократились на 1,6%, а в региональных магазинах рублевые продажи выросли на 1,7%.

Источник: «Книжная индустрия»

Говоря о выпуске отдельных видов изданий, нужно отметить, что за 2008­2011 годы в стране выросло число названий издаваемой научной и учебной литературы, а выпуск детской и художественной литературы сократился. Научные издания прибавили почти 30% по числу выпущенных названий и более 10% по совокупному тиражу, учебные выросли по числу издаваемых титулов на 7,4% при сохранении тиражей на прежнем уровне. В сегменте художественной литературы в 2008­2011 годах число названий сократилось на 9,1%, в сегменте детской — на 11,3%.

По мнению экспертов, на сокращение выпуска художественной и детской литературы повлиял кризис чтения в стране. Чтение из досуговой сферы постепенно перемещается в сферу образовательную и профессиональную.

Таблица 1. Топ-10 самых тиражных российских авторов художественной литературы в 2011 году (источники: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российская книжная палата)

Автор

Число названий

Общий тираж, тыс. экз.

Донцова Д.

126

4105,7

Шилова Ю.

92

3329,6

Маринина А.

57

1532,9

Устинова Т.

46

13 ] 4,1

Полякова Т.

77

1147,5

Колычев В.

78

1137,8

Рой О.

44

932,1

Высоцкий В.

19

780,0

Акунин Б.

51

771,0

Вильмонт Е.

53

709,0

Всего:

643

15 759,7

в % от общего числа

0,52

2,57%

Таблица 2. Топ-5 самых тиражных зарубежных авторов художественной литературы в 2011 году (источники: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российская книжная палата)

Автор

Число названий

Общий тираж, тыс. экз.

Дюма А.

82

1333,6

Кристи А.

155

1063,8

Картленд Б.

90

677,2

Коэльо П.

30

554,9

Робертс Н.

74

499,9

Всего:

431

4129,4

в % от общего числа

0,35%

0,67%

Таблица 3. Топ-10 самых тиражных авторов детской литературы в 2011 году (источники: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российская книжная палата)

Автор

Число названий

Общий тираж, тыс. экз.

Степанов В.

110

2601,5

Чуковский К.

178

2452,0

Барто А.

97

946,2

Гурина И.

41

830,0

Пушкин А.

90

665,1

Усачев А.

71

649,0

Дюма А.

4

586,8

Шалаева Г.

16

562,1

Носов Н.

46

537,1

Андерсен Х.

61

533,2

Всего:

714

10 363

в % от общего числа

0,58%

1,69%

Сегодня соотношение долей различных видов литературы в общем выпуске книг и брошюр выглядит как показано на рис. 6.

В табл. 1­3 приведены списки отечественных и зарубежных авторов художественной литературы для взрослых и детей, произведения которых изданы в России наибольшими тиражами. По итогам 2011 года среди российских авторов по данному показателю уверенно лидирует Дарья Донцова (4,1 млн экз.), на втором месте — Юлия Шилова (3,3 млн экз.), на третьем — Александра Маринина (1,5 млн экз.).

Рис. 6. Соотношение различных видов литературы в общем выпуске книжной продукции в 2011 году, % (источники: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российская книжная палата)

Рис. 6. Соотношение различных видов литературы в общем выпуске книжной продукции в 2011 году, % (источники: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российская книжная палата)

Среди зарубежных писателей (см. табл. 2) самым печатаемым в России автором по итогам 2011 года стал Александр Дюма (1,3 млн экз.), на втором месте — Агата Кристи (1,0 млн экз.), на третьем — известная английская писательница Барбара Картленд (0,6 млн экз.).

Среди детских писателей (см. табл. 3) в 2011 году самым тиражируемым в России стал автор книг для детей дошкольного возраста Владимир Степанов (2,6 млн экз.). На второй позиции, с небольшим отставанием, следует прошлогодний фаворит рейтинга Корней Чуковский (2,4 млн экз.). Третью строчку, как и в прошлом году, заняла Агния Барто (0,9 млн экз.).

Интересно заметить, что доля тиражей первой десятки авторов художественной и детской литературы в совокупном тираже издаваемых в России книг и брошюр за последние четыре года практически не изменилась. Однако при этом «индивидуальные рейтинги» наиболее тиражируемых в России авторов неуклонно падают. В частности, Дарья Донцова, являющаяся лидером рейтинга в течение четырех лет, «обогнав» в 2011 году свою ближайшую соперницу Юлию Шилову на 23%, проиграла «гонку тиражей» самой же себе «образца» 2008 года — тиражи снизились в 2,4 раза.

Несмотря на общее сокращение объемов книгопроизводства, число названий переводной литературы, выпущенных в 2008­2011 годах, находилось примерно на одном и том же уровне. Доля переводных изданий в совокупном национальном тираже за прошедший год немного снизилась, но по отношению к предкризисному 2008 году осталась практически неизменной.

Рис. 7. Число названий переводной литературы, выпущенных в 2011 году (источники: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российская книжная палата)

Рис. 7. Число названий переводной литературы, выпущенных в 2011 году (источники: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российская книжная палата)

В прошедшем году увеличилось количество языков, с которых были сделаны переводы книг на русский. Так, в 2011 году книги выпускались в переводе с 94 языков стран ближнего и дальнего зарубежья и народов России (в 2010­м — с 87 языков).

Из общего числа переводных изданий (рис. 7):

  • переводы с английского языка (8756 названий, или 61% от всех переведенных изданий) вышли тиражом 48 865,3 тыс. экз.
    (в 2010­м — 8412 названий, выпущенных тиражом 52 515,4 тыс. экз.);
  • переводы с французского языка (1285 названий, или 9% от всех переведенных изданий) были изданы тиражом 9084,1 тыс. экз. (в 2010­м — 1277 названий тиражом 9835,1 тыс. экз.);
  • переводы с немецкого языка (919 названий, или 6% от числа всех переведенных изданий) вышли тиражом 4132,4 тыс. экз. (в 2010­м — 932 названия тиражом 4444,3 тыс. экз.).

Кроме того, в 2011 году в России было издано 1185 наименований книг в переводе с русского на другие языки общим тиражом 2256,6 тыс. экз. (в 2010­м — 1400 названий общим тиражом 4785,1 тыс. экз.).

Также было выпущено 3023 издания на 70 языках народов России и зарубежных стран (в 2010­м — 3360 изданий на 70 языках). Здесь также лидируют издания на английском языке (817 названий общим тиражом 1884,2 тыс. экз.), однако по отношению к 2010 году (1124 названия общим тиражом 4076,5 тыс. экз.) число изданий, выпущенных на английском языке, уменьшилось на 307 позиций, или на 27%, а их совокупный тираж сократился более чем на 50%.

Издательская система России

В 2011 году, по данным Российской книжной палаты, в стране действовало 5858 издательств. Среди них активно действующих издательских структур, то есть выпускающих не менее 12 книг в год, — 1345 организаций (табл. 4).

Таблица 4. Число действующих издательств в России в 2008-2011 годах

2008

2009

2010

2011

Общее число издательств, деятельность которых зарегистрирована в России

5702

5824

5695

5858

Число издательств, выпустивших 12 и более книг в год

1280

1305

1299

1345

Таблица 5. Топ-20 издательств по числу выпущенных названий (источники: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российская книжная палата)

№ п/п

Издательство

Число названий, выпущенных
в 2011 году

1

АСТ

9466

2

Эксмо

8988

3

Азбука-Аттикус

]496

4

Просвещение

1468

5

Эгмонт Россия Лтд

1311

6

Стандартинформ

1162

7

Рипол-классик

1019

8

ИЦ «Академия»

938

9

ОЛМА Медиа Групп

901

10

Дрофа

879

11

Центрполиграф

825

12

Вече

787

13

Росмэн

786

14

Экзамен XXI

741

15

Феникс

721

16

Питер

697

17

ЛИБРОКОМ (Книжный дом)

672

18

Вентана-Граф

613

19

Спутник +

569

20

Фламинго

566

Всего:

34 605

в % от общего числа выпущенных названий

28,2

Таблица 6. Топ-20 издательств по тиражам (источники: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российская книжная палата)

№ п/п

Издательство

Число названий, выпущенных
в 2011 году

1

Эксмо

67 548,6

2

АСТ

64 847,2

3

Просвещение

59 811,0

4

Фламинго

19 810,0

5

Баласс

19 778,9

6

Либерально-демократическая партия (ЛДПР)

18 226,0

7

Дрофа

18 071,9

8

Эгмонт Россия Лтд

17 476,6

9

Комсомольская правда

12 937,8

10

Экзамен

12 099,0

11

Азбука-Аттикус

11 216,5

12

Ассоциация XXI век

10 819,0

13

Вентана-Граф

82 53,8

14

Рипол-классик

80 88,3

15

ОЛМА Медиа Групп

7529,8

16

Росмэн

7313,6

17

Ювента (С-инфо)

6966,0

18

Клуб семейного досуга

6911,7

19

Академкнига/ Учебник

6298,3

20

Центрполиграф

6197,0

Всего:

390 201

в % от общего тиража

63,7

Доли десяти крупнейших российских издательских структур по числу выпущенных в 2011 году наименований книг и по тиражам представлены на рис. 8 и 9 (в скобках указаны изменения доли каждого издательства по отношению к 2010 году). По итогам 2011 года лидером по числу выпущенных названий стало издательство «АСТ» (9466 названий книг тиражом 64,8 млн экз.), а лидером по тиражу — издательство «Эксмо» (8988 названий книг тиражом 67,5 млн экз.).

Рис. 8. Доли ключевых игроков на книжном рынке России (по числу выпущенных в 2011 году названий книг) (источники: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российская книжная палата)

Рис. 8. Доли ключевых игроков на книжном рынке России (по числу выпущенных в 2011 году названий книг) (источники: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российская книжная палата)

Рис. 9. Доли ключевых игроков на книжном рынке России (по отпечатанному в 2011 году тиражу) (источники: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российская книжная палата)

Рис. 9. Доли ключевых игроков на книжном рынке России (по отпечатанному в 2011 году тиражу) (источники: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российская книжная палата)

Показатели первой двадцатки издательств по числу выпущенных в 2011 году наименований книг и брошюр и совокупным тиражам представлены в табл. 5 и 6. Как видно из таблиц, за 2008­2011 годы доля ведущей двадцатки издательств в совокупном книгоиздательском репертуаре страны по числу выпущенных названий уменьшилась, а по тиражам — увеличилась.

Одновременно с крупными книжными издательствами выпуск и продажу книг всё больше практикуют издатели прессы. В список 20 крупнейших издателей России по совокупному тиражу уже второй год подряд входит издательский дом «Комсомольская правда». Свою первую издательскую программу («Книжная коллекция “КП”») компания запустила еще в 2006 году, после чего в 2008­2009 годах последовали проекты «Великие композиторы» и «Гора самоцветов». В 2011 году «Комсомолка» осуществляла сразу пять издательских проектов: «Великие художники», «Кухни народов мира», «Великие исполнители», «Великие поэты» и «Великие музеи мира». Поддержка книгоиздательской программы ведется в каждом номере газеты, а сами книги продаются в киосках прессы по ценам ниже среднерыночных на 50%, что обеспечивает весьма высокий процент реализации отпечатанного тиража (около 90%). Вслед за «Комсомольской правдой» практику совместного выпуска и продажи периодики и книг начали «Огонек», «Московский комсомолец» и «Аргументы и факты». Таким образом, издатели прессы, запустившие собственные книгоиздательские программы, постепенно вступают в серьезную конкуренцию с традиционными книжными издательствами.

В минувшем году крупные книгоиздающие структуры России продолжили наращивать усилия по концентрации издательского бизнеса, в том числе путем слияния и поглощения малых и средних издательств, создания на их базе новых импринтов. Следует особо выделить два значимых события, произошедших на книжном рынке России в 2011 году.

В декабре 2011 года ЗАО «ОЛМА Медиа Групп» приобрело 100% акций крупнейшего в России издательства учебно­методической литературы — ОАО «Просвещение». Сумма сделки равна 2,25 млрд руб., что составляет около 8 млн акций издательства «Просвещение». Продажа осуществлена в соответствии с Программой приватизации федерального имущества на 2011­2013 годы, адресно, с соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации.

Еще одна сделка на книжном рынке страны состоялась месяцем ранее. Финская газетно­журнальная компания Sanoma Independent Media (SIM) продала издательству «Эксмо» свой книжный актив — издательство «Альпина бизнес букс». Помимо бренда, прав на книги и товарных остатков, в собственность к новому владельцу перешел интернет­магазин.

Несколько лет назад «Эксмо» уже стало владельцем 30% акций в издательстве «Манн, Иванов и Фербер» («МИФ»), также работающем в сегменте деловой литературы, и впоследствии искало возможность увеличить свой пакет. По словам генерального директора «Эксмо» О.Новикова, после покупки «Альпины» его издательству удалось договориться с «МИФ» о передаче тому активов «Альпины» и существующего в «Эксмо» собственного подразделения профессиональной литературы в обмен на увеличение пакета в «Манн, Иванов и Фербер» до контрольного. По оценкам генерального директора «МИФ» М.Иванова и О.Новикова, объединенная компания будет контролировать более 60% рынка деловой и профессиональной литературы в России, объем которого в 2011 году составил 600 млн руб. в издательских ценах и более миллиарда — в розничных.

География издательств

Доля издательств, расположенных в Москве и Санкт­Петербурге, составляет 64% по количеству выпускаемых названий книг и 89% по тиражам. В российской столице расположено больше половины всех издательств страны (причем практически все крупнейшие издательства).

В сравнении с предкризисным 2008 годом доля Москвы по числу выпускаемых в стране названий сократилась на 5% и составила в 2011 году 56%. По тиражам показатели столицы практически не изменились: на долю Москвы сегодня приходится 85% тиражей. Доля Санкт­Петербурга — около 8% выпускаемых названий и 4% общенациональных тиражей (рис. 10).

Рис. 10. Доли регионов в географии российского книгоиздания, % (источники: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российская книжная палата)

Рис. 10. Доли регионов в географии российского книгоиздания, % (источники: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российская книжная палата)

Доминирование на книжном рынке крупных издательств приводит к тому, что многие популярные авторы, сделавшие себе имя в мелких и средних издательствах, затем принимают более выгодные условия крупных компаний. Уделом малых, в первую очередь региональных издательств становятся литературные эксперименты с начинающими авторами, а также выпуск книг, ориентированных на узкие целевые группы читателей. Кроме того, ведущие издательские структуры имеют собственные дистрибьюторские подразделения, которые эффективно осуществляют продажи и продвижение своих книг, в то время как у региональных оптовиков недостаточно сил, опыта, финансовых и технологических возможностей для осуществления успешных продаж продукции мелких и средних издательств на общенациональном уровне. Как следствие — присутствие в сетевых магазинах книг средних и малых издательств (особенно региональных) невелико.

По мнению экспертов рынка, противостоять этому тренду может только объединение малых и средних издательств в новую профессиональную общественную организацию. 2 декабря 2011 года на Международной ярмарке интеллектуальной литературы Non/fiction состоялась презентация Альянса независимых книгоиздателей и распространителей, создание которого инициировали Борис Куприянов («Фаланстер»), Ирина Прохорова («НЛО»), Александр Иванов (Ad Marginem), издательство «Текст» и др.

По заявлению создателей альянса, его первостепенными задачами являются коммуникация с читателями, расширение пространства чтения и решение проблем дистрибьюции, создание карты альтернативного книжного пространства России, информационная поддержка независимых инициатив, коллективное представление книг независимых издательств в существующей книжной инфраструктуре. Также планируется учреждение Премии независимых книготорговцев, организация образовательной программы и системы финансово­административной взаимопомощи. Независимые издатели и распространители считают, что интерес к гуманитарной литературе год от года не ослабевает, но нередко эти книги не могут найти своего читателя, а читатель — нужную книгу. Поэтому еще одной важной задачей альянса его участники называют создание единой информационной базы, фиксирующей сведения обо всех выпускаемых книжных новинках.

В российских регионах сейчас действует более 2,5 тыс. издательств. Среди ведущих региональных издательств основное место занимают университетские издательства (см. табл. 7 и 8).

Таблица 7. Toп-10 региональных издательств по количеству названий, выпущенных в 2011 году (источники: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российская книжная палата)

№ п/п

Издательство

Число названий

Общий тираж,
тыс. экз.

1

«Феникс» (Ростов-на-Дону )

721

2199,3

2

Тихоокеанский государственный университет

553

99,5

3

Южно-Уральский государственный университет

473

61,2

4

Новосибирский государственный технический университет

466

111,1

5

Саратовский государственный технический университет

452

60,5

6

«Учитель» (Волгоград)

443

1470,1

7

Дальневосточный федеральный университет

303

70,1

8

Чувашский государственный университет
им. И.Н. Ульянова

289

63,2

9

Магнитогорский государственный университет

263

139,8

10

Донской государственный технический университет

245

44,1

Таблица 8. ToП-10 региональных издательств по тиражам (источники: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Российская книжная палата)

№ п/п

Издательство

Число названий

Общий тираж,
тыс. экз.

1

Ассоциация XXI век

197

10 819,0

2

Клуб семейного досуга (книжный клуб) (Белгород)

366

6911,7

3

ИД «Федоров» («Корпорация Федоров») (Самара)

163

4366,8

4

«Титул» (Калужская обл.)

82

4077,4

5

«Лицей» (Саратов)

122

3517,0

6

«Феникс» (Ростов-на-Дону)

721

2199,3

7

«Газетный мир» (Нижний Новгород)

69

1524,7

8

«Учитель» (Волгоград)

443

1470,1

9

«Литур» (Екатеринбург)

69

1089,5

10

«РАННУР» (Казань)

22

1000,0

По традиции приведем рейтинг крупнейших издательских компаний мира, что даст возможность сравнить издательскую индустрию России с мировым книгоизданием.

Финансовые итоги ведущих издательских компаний мира за 2011 год традиционно подводятся в июне, поэтому мы будем опираться на показатели 2010 года. Как видно из табл. 9, примерно у половины компаний из списка доходы, по сравнению с 2009 годом, снизились.

Британская группа Pearson укрепила свое лидирующее положение, первой добившись превышения отметки в 8 млрд долл. по объему продаж. Следующие за лидером пять компаний также сохранили свои позиции, хотя показатели продаж почти у каждой из них снизились. Изменение в первой десятке рейтинга связано с перемещением компании McGraw­Hi11 Education, увеличившей доходы на 2%, на седьмую позицию. Группа Planeta, потеряв в доходах 6%, опустилась с седьмого на восьмое место.

Таблица 9. Рейтинг ведущих издательских домов мира (источник: данные компаний)

Место в 2009 году

Место в 2010 году

Издательская компания (группа или подразделение)

Компания-владелец

Страна владельца

Доходы (млн долл.) в 2010 году

Доходы (млн долл.) в 2009 году

1

1

Pearson

Pearson Соrp.

Великобритания

8095,14

7756,40

2

2

Reed Elsevier

Reed Elsevier Соrр.

Великобритания/ Нидерланды/США

7147,12

7367,12

3

3

Thomson Reuters

The Woodbridge Со Ltd

Канада

5637,00

5470,00

4

4

Wolters Kluwer

Wolters Kluwer

Нидерланды

4718,81

4910,77

5

5

Bertelsmann

Bertelsmann AG

Германия

3844,32

4256,95

6

6

Hachette Livre

Lagardére

Франция

2872,96

3259,03

7

8

McGraw-Hill Education

The McGraw-Hill Companie

США

2433,00

2388,00

8

7

Grupo Planeta

Grupo Planeta

Испания

2427,08

2586,58

9

11

Cengage Learning

Арах Partners et аll

Канада/ США

2007,00

1958,00

10

12

Scholastic

Scholastic Corp.

США

1912,00

1849,00

11

10

Holtzbrinck

Verlagsgruppe Georg von Holtzbrinck

Германия

Данные отсутствуют

1874,79

12

9

De Agostini Editore

Gruppo De Agostini

Италия

Данные отсутствуют

1843,20

13

13

John Wiley & Sons

John Wiley & Sons

США

1699,00

1611,00

14

14

Houghton Мiffin Harcourt

Education Media and Pulishing Group Ltd

США/ Каймановы острова

1673,00

1600,00

15

15

Shueisha

Hitotsubashi Grоuр

Япония

1591,73

1448,14

16

18

Kodansha

Kodansha

Япония

1492,55

1352,07

17

17

Shogakukan

Hitotsubashi Group

Япония

1436,20

1385,05

18

16

HarperCollins

News Corp.

США

1269,00

1388,00

19

19

Springer Science and Business Media

EQT and GIC lnvestors

Швеция/ Сингапур

1149,18

1228,77

20

20

Informa

Informa plc

Великобритания

1038,98

1074,90

52

-

Эксмо*

Эксмо

Россия

252,00

234,00

55

-

АСТ*

АСТ

Россия

231,00

221,00

На основе данных 2010 года, включая продажи книг, научных журналов и цифровых продуктов.
* По оценке Ассоциации книгоиздателей России.

Следует обратить внимание, что в первой рейтинговой десятке по итогам 2010 года, в сравнении с предыдущими годами, возросло представительство Северной Америки. Cengage Learning и Scholastic Corp. вытеснили из нее европейские издательские группы Holtzbrinck и De Agostini Editore. Усиление рейтинговых позиций Cengage Learning и Scholastic Corp. иллюстрирует мировую тенденцию роста выпуска книг, связанных с образованием.

Помимо иностранных компаний, в рассматриваемый рейтинг, без сомнения, можно включить лидеров российского книгоиздания — «Эксмо» и «АСТ», показатели которых (оцененные Ассоциаций книгоиздателей России) позволяют отнести их к первой полусотне крупных зарубежных издательств. По данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, они будут включены в мировой рейтинг по итогам 2012 года.

Деятельность российских издательств в 2008-2011 годах

В рамках подготовки настоящей статистической сводки еще в январе — феврале 2012 года агентство «Роспечать» провело исследование основных характеристик деятельности издательств в кризисные годы. В нем приняли участие как московские, так и региональные компании, среди которых были: «Ад Маргинем», «Альпина нон­фикшн», «Альпина паблишер», «АСТ­Пресс», «Белый город», «Бичик» (г.Якутск), «БХВ­Петербург» (г. Санкт­Петербург), «Вече», «Вита Нова» (г.Санкт­Петербург), «Время», «Гнозис», «ГЭОТАР­Медиа», «Дашков и Ко», «Дело», «Детгиз» (г.Санкт­Петербург), «Детская литература», «Дмитрий Буланин», «Дрофа», «Златоуст» (г.Санкт­Петербург), «Китап» (г.Уфа), «Лик» (г.Санкт­Петербург), «Минувшее», «Новое литературное обозрение», «О­краткое» (г.Киров), «Оренбургское книжное издательство» (г. Оренбург), «Петербургское Востоковедение» (г.Санкт­Петербург), «Правда Севера» (г.Архангельск), «ПРОЗАиК», «Русский путь», «Русский язык. Курсы», «Слово/Slovo», «Сократ» (г.Екатеринбург), «Флинта», «Художественная литература», «Эксмо».

Спектр деятельности и география опрошенных издательств позволяют нам, основываясь на представленных ими показателях, оценить общие тенденции развития издательского рынка. В целом издательства преодолели негативные явления, возникшие на рубеже 2008­2009 годов, и к настоящему времени по отдельным параметрам даже превысили показатели предкризисного 2008 года. При этом следует признать, что московские и петербургские издательства в целом более динамично преодолевали неблагоприятные последствия кризиса, чем издательства из других регионов страны.

Четыре года назад многие издательские структуры были вынуждены пойти на оптимизацию своего штатного расписания. Однако, как выяснилось, сокращения не были масштабными. В 2009 году московские и санкт­петербургские издательства в среднем по отношению к 2008 году сократили число своих работников на 1%, а издательства из других регионов — на 4%. В 2010­2011 годах в столичных издательствах число работников даже выросло на 6­7% по отношению к докризисному уровню. А вот региональные издатели по­прежнему работают с усеченным в 2009 году штатом.

Примерно половина из опрошенных столичных издательств, несмотря на кризис, хоть и медленно, но все­таки продолжала наращивать количество выпускаемых названий. Этого нельзя сказать о региональных компаниях, где, напротив, данный показатель с каждым годом снижается. При этом тиражи книг продолжают падать не только в региональных, но и в столичных издательствах, хотя темпы этого падения, как уже отмечалось, замедляются.  

Публикацию подготовил Андрей Крылов

krylov@compress.ru

КомпьюАрт 1'2013

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства