КомпьюАрт

1 - 2013

Нормативные требования к этикеткам

Николай Дубина info@prodtp.ru

Определение и виды этикеток

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства. В общем случае на ней указываются название товара (или изделия), торговая марка изготовителя, дата производства, срок годности продукта и другая важная для потребителя информация.

Так или иначе, этикетка является элементом упаковки. Чтобы не спутать этикетку с другими упаковочными средствами, определим ее отличительные особенности:

  • этикетка помогает в идентификации продукта (товара) по его видовым или индивидуальным признакам;
  • этикетка всегда предполагает наличие тары, вместилища для содержимого, контейнера. В жизни роль контейнера может исполнять сам продукт (товар) — например яблоко, мандарин и т.п.;
  • этикетка обязательно соединяется с контейнером. Способы апплицирования (соединения этикетки и товара (его тары)) могут быть различными;
  • этикетка и контейнер представляют собой единый комплекс.

В покупательской среде принято относить к этикеткам, например, крышки­заклейки, используемые на контейнерах с йогуртами. Они красочно оформлены и несут информацию об индивидуальных признаках продукции, хотя в первую очередь являются укупорочным средством. Теоретики спорят и склоняются к мнению, что такую продукцию нельзя отнести к этикетке. Стоит ли тут ломать копья? Трудно сказать…

Также к этикеточной продукции не относят ярлыки. Они крепятся к товару каким­либо дополнительным соединением, например шнуром, лентой, пластиковой клипсой, тогда как этикетка соединяется с контейнером непосредственно.

Этикетка может быть как круговой, так и точечной. Точечная этикетка не образует на поверхности тары замкнутого контура — это так называемая стоп­этикетка. Если этикетка представлена комплексом этикеточных позиций (двухпозиционными, например) и образует контур в виде замкнутой полосы различной конфигурации, то это  круговая этикетка.

Вообще, классификаций этикеток существует предостаточно. В основе деления на различные типы лежат самые разные критерии:

  • материалы для изготовления этикеток;
  • способы изготовления;
  • дизайнерские решения;
  • функциональное назначение;
  • особенности крепления (апплицирования) этикетки на товар.

По материалу, применяемому для изготовления этикеток, различают:

  • этикетки из бумаги и картона;
  • пластмассовые этикетки;
  • этикетки из стекла;
  • этикетки из дерева;
  • металлические этикетки;
  • этикетки из кожи и керамических материалов;
  • этикетки из текстиля.

В последние десятилетия бумажная этикетка используется производителями всё реже и реже. Объемы ее поставок существенно уменьшились во всем мире, в том числе в России. На смену ей приходят этикетки из композитных материалов (рис. 1). Они представляют собой сочетание различных материалов, например текстиля, картона, металла, в различных комбинациях.

Рис. 1. Разнообразие этикеток

Рис. 1. Разнообразие этикеток

На первое место по объемам поставок выходит этикеточная продукция из полимерных материалов. Лидерами этой группы являются самоклеящиеся этикетки.

Особое место многие специалисты отводят этикеткам из алюминиевой фольги, предрекая данному типу большое будущее. Традиционная сфера применения таких этикеток постоянно расширяется. Например, сейчас их стали использовать для декорирования пива в стеклянных бутылках. Во­первых, кольеретка из алюминиевой фольги достаточно экономична в производстве, а значит, привлекательна по стоимости. Однако это ничуть не умаляет ее достоинств при оформлении минеральной воды или ликероводочной продукции, а также на ПЭТ­таре и винно­коньячной продукции в стеклянных бутылках. Во­вторых, она отлично защищает продукт от подделки и несанкционированного вскрытия.

Для изготовления этикеточной продукции применяются такие способы, как:

  • горячая или холодная припрессовка фольги;
  • высокая печать;
  • шелкотрафаретная печать;
  • рукописный либо живописный способ (например, для изготовления бумажных этикеток для коллекционных сортов вин);
  • изготовление способом литья оловянных медальонов для дорогих бутылочных вин;
  • тиснение или перфорирование (таким способом производятся этикетки для слепых или слабовидящих людей).

Чаще всего этикеточная продукция изготавливается способом офсетной, флексографской печати, печати на маркировочном оборудовании, ротогравюрной печати.

При изготовлении этикеток из текстиля применяется ручная или машинная вышивка. Металлические шильды, используемые для контрольно­измерительного оборудования, изготавливаются способом литографии. Такие же шильды для металлообрабатывающих станков производят штамповкой.

Однако даже столь подробное деление этикеток по способам изготовления не окончательно. Каждая категория делится на подкатегории, а те, в свою очередь, на еще более узкие разделы. Например, офсетная печать подразделяется на листовую, офсетную и ролевую. Ротогравюрная печать при изготовлении этикеток может быть выполнена на узко­ или широкорулонном оборудовании. Но настолько подробно мы классификацию в данном обзоре рассматривать не будем.

В большинстве случаев для изготовления этикетки производители используют комбинацию нескольких способов.

Прежде чем приступать к последующему изложению материала, хотелось бы уточнить два термина:

  • апплицирование — это соединение этикетки с контейнером;
  • этикетирование — это сама процедура, способ соединения этикетки и товара, например наклеивание, присоединение шурупами или болтами, впрессовка, вплавление и т.д.

Способов соединения много, например:

  • самоклеящиеся этикетки (гуммированные) соединяются с контейнером при помощи клея. Такие этикетки с одной стороны покрыты специальным составом, который после увлажнения приобретает клеящие свойства. Таковы, например, почтовые марки;
  • этикетки, соединяющиеся с контейнером механически за счет его конфигурации. Таким образом крепятся эластичные рукавные или термоусаживаемые этикетки;
  • набирающие популярность полимерные этикетки, которые крепятся путем вплавления в тару в процессе ее изготовления выдувным способом или литьем под давлением;
  • металлические шильды, предусматривающие специальный крепеж (винты, шурупы);
  • пришиваемые этикетки;
  • жесткие этикетки­стикеры, прикрепляемые  при помощи вмонтированных в них магнитов к магниточувствительной поверхности, например к металлической дверце холодильника;
  • способы прессовки и магнитного крепежа находят применение для этикетирования медальонов из металла и пластмассы.

Интересно также деление этикеточной продукции по функциональному назначению:

1. Этикеточная продукция, выполняющая функцию продвижения товара. К этой категории относятся:

  • мини­постеры и самоклеящиеся стикеры;
  • рекламные этикетки­постеры, наклеиваемые на контейнер;
  • самоклеящиеся этикетки;
  • этикетки, которые крепятся к гладким стеклянным или металлическим поверхностям без применения клея. Это прилипающие этикетки, которые изготавливаются из специальных липких пленок. Примером таких этикеток служат легкосъемные стикеры на витринах магазинов.

2. Этикетки, выполняющие защитную функцию:

  • предотвращающие фальсификацию продукции;
  • этикетки, способные фиксировать вскрытие упаковки;
  • этикетки, несущие информацию о сертификации и включении товара в учетные системы (например, акцизные марки).

3. Идентифицирующие этикетки. К данной категории этикеток относится этикеточная продукция, апплицируемая различными способами:

  • при помощи нанесения клея в ходе этикетирования, гуммированные и самоклеящиеся этикетки, у которых для апплицирования необходимо активировать заранее нанесенный клей;
  • термоусаживаемые этикетки;
  • полимерные круговые этикетки, апплицируемые обертыванием;
  • этикетки, которые крепятся посредством растяжения и дальнейшего восстановления формы;
  • этикетки, вплавленные в контейнер в процессе его изготовления.

4. Функциональные этикетки. К ним относятся различные этикетки­буклеты; этикетки­шильды на паллетах; прозрачные этикетки, имитирующие индикацию температуры, вычисления, радиоволны и пр.; этикетки­клапаны; акустические магнитные тэги — этикетки дистанционного отклика.

Кроме главной функции — информирование потребителя, этикетка может быть средством:

упаковки или укупорки;

идентификации продукции;

продвижения товара на рынке.

Требования к этикеткам

В РФ действует ряд законов и нормативов, которые устанавливают требования к этикеткам в целом, к информации на этикетке, к оформлению этикетки, а также к этикеткам на товары, относящиеся к тому или иному классу продукции. В качестве обязательных нормативов для исполнения приняты следующие законодательные и нормативные документы:

  • ФЗ РФ № 2300­1 «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года;
  • Постановление Правительства РФ № 1575   «О наличии обязательной информации на русском языке на этикетках товаров, импортируемых из­за рубежа в РФ» от 27 декабря 1996 года;
  • ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 2 января 2000 года;
  • ГОСТ Р 51074­2003, содержащий нормативные требования к этикеткам пищевых продуктов;
  • ФЗ № 184 «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года, устанавливающий требования маркировки знаком обращения на рынке или знаком соответствия в зависимости от системы сертификации, где происходило подтверждение соответствия товаров исполнению российских нормативов на продукцию;
  • Приказ Минздрава РФ № 206 от 16 мая 2003 года об указании на этикетке лекарственных средств, изготовленных в аптеке, способа использования;
  • ГОСТ Р ИСО/МЭК 15426­1­2002, который  применяется для продукции, имеющей штриховое кодирование на этикетке;
  • другие документы.

Общие требования к этикетке и требования к этикетке на товаре сформулированы в законе «О защите прав потребителей» (см. врезку). Этикетка должна соответствовать требованиям к оформлению и информации, а также включать следующие сведения:

  • об основных потребительских свойствах продукции;
  • гарантийный срок или срок допустимого использования, если он установлен;
  • дату выпуска изделия;
  • правила и условия безопасного и эффективного применения товаров;
  • фирменное наименование производителя, продавца и исполнителя, их местонахождение;
  • лицо (и его местонахождение), уполномоченное производителем на принятие претензий от потребителей товаров или других участников рынка.

Этикетки для пищевых продуктов

Вполне объяснимо, что наиболее жесткие и однозначные требования законодательства касаются этикетки и упаковки пищевых продуктов. Это объясняется характером потребления и значением пищевых продуктов в жизни  общества. Человек не может отказаться от приобретения пищевых продуктов, поскольку они обеспечивают его жизнедеятельность. В то же время их свойства и качества оказывают непосредственное влияние на здоровье людей. Кроме того, такие требования вполне согласуются с общемировой практикой.

В РФ данные требования наиболее суровые, что обусловлено необходимостью защиты граждан от злоупотреблений производителей продуктов. Среди основных нормативных документов, регулирующих данный вопрос на территории Российской Федерации, можно выделить Гражданский кодекс, федеральные законы «О защите прав потребителей», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О техническом регулировании», «О рекламе», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О санитарно­эпидемиологическом благополучии населения», «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

Столь обширная нормативная база неизбежно оказывается разрозненной, а ее требования трудно исполнимыми в полном объеме. Именно поэтому 29 декабря 2003 года Госстандартом Российской Федерации был принят ГОСТ Р 51074­2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования», сводящий воедино требования всех российских нормативных документов, предъявляемые к этикеткам пищевых продуктов. В действие этот стандарт был введен с 1 июля 2005 года. Он в значительной мере защищает потребительский рынок России от проникновения некачественных товаров. В соответствии с этим ГОСТом информация на этикетках  продуктов питания (российских и импортных) должна приводиться в том числе на русском языке и включать:

  • наименование продукта;
  • состав продукта;
  • пищевую (в граммах на 100 г продукта) и энергетическую (ккал/100 г) ценность продукта;
  • наименование изготовителя продукта, его реквизиты;
  • страну изготовления продукта (или страну происхождения);
  • товарный знак производителя;
  • массу нетто, объем или количество продукта;
  • дату (период) изготовления, срок и условия хранения;
  • срок годности продукта;
  • штрих­код;
  • знак сертификации РСТ и (или) АЯ;
  • обозначение государственного стандарта (ГОСТ), или стандарта предприятия (технических условий для российских изготовителей, ТУ), или другого нормативного документа, в соответствии с которым произведен продукт;
  • информацию об обязательной и добровольной сертификации (в форме графического изображения, установленного законодательством, либо в форме текста).

Развернутые требования с комментариями приведены в приложении «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования. Выписка из ГОСТ Р 51074­97».

Рис. 2. Размещение информации на этикетке

Рис. 2. Размещение информации на этикетке

Требования к этикетке для пищевых продуктов предусматривают обязательное указание информации об использовании при их приготовлении или о содержании следующих веществ (рис. 2):

  • биологически активных добавок к пище;
  • ароматизаторов;
  • пищевых красителей;
  • улучшителей вкуса;
  • пищевых продуктов нетрадиционного состава;
  • продуктов с включением несвойственных им компонентов белковой природы;
  • генетически модифицированных веществ или компонентов.

Технические регламенты РФ также содержат требования, относящиеся к этикеткам конкретных групп товаров, и об идентификации продукции в зависимости от ее состава. Например, Технический регламент разделяет молочную продукцию на российском продовольственном рынке на молочные изделия и молокосодержащие изделия. Также данный регламентирующий документ обязывает указывать на этикетке сведения о наличии сухого молока в продукте.

Этикетки для других товаров

К этикеткам и упаковке непищевых продуктов также предъявляются определенные требования. Если товар подлежит сертификации, его этикетка или упаковка в обязательном порядке должна содержать полную информацию о проведенной сертификации, включая номер сертификата, дату его выдачи и срок действия, наименование органа, который его выдал. В соответствии с требованиями нормативных актов импортные товары запрещены к продаже в России, если их этикетки или упаковки не содержат информации на русском языке. Ответственность за предоставление такой информации возлагается на импортера. Согласно Постановлению Правительства № 200 от 07.03.2000 г., этикетки товаров, предназначенных для продажи в магазинах беспошлинной торговли, должны иметь обозначение «Только для продажи в магазине беспошлинной торговли» по­русски или по­английски.

Товары бытовой химии, лакокрасочные изделия запрещаются к продаже в стеклянной таре объемом более литра. Кроме того, все пожароопасные товары должны продаваться с надписью на этикетке или упаковке, свидетельствующей об их пожароопасности.

О полноте информации

Закон «О защите прав потребителей» вменяет в обязанность изготовителю товара предоставлять исчерпывающую информацию о своей продукции на этикетках, а также в прилагаемой к товарам технической документации при помощи маркировки или другого способа, который является характерным для определенного товара. В соответствии с этим производитель имеет право выбирать способ представления такой информации. Также отсутствуют конкретные указания о способе нанесения маркировки, размере ее шрифта и других параметрах. В любом случае информация должна быть четкой, конкретной и доступной. Также она должна легко читаться. Что касается средств нанесения маркировки на пищевые продукты, то они не должны приводить к ухудшению качества продуктов, а этикетки должны быть устойчивыми к транспортировке и хранению.

Сертификация этикетки

В любой обязательной или добровольной системе оценки соответствия этикетка, наряду с самой продукцией, должна получить подтверждение относительно исполнения требований того нормативного документа, которым регулируется выпуск продукции. При этом должны исполняться все требования к этикетке на товаре, к ее оформлению и информации на ней.

Специалисты анализируют в том числе содержание информации на этикетке. Эти сведения не должны противоречить другим документам, представленным в орган сертификации в качестве доказательной базы. Информация на этикетке должна быть достаточной и не вводить в заблуждение потребителя. И конечно, этикетка должна соответствовать фактическим показателям продукта.

Подтверждение соответствия этикетки при сертификации равнозначно идентификации самого продукта оценки соответствия. Если этикетка не проходит процедуру подтверждения соответствия, то маркированная ею продукция не может получить положительное заключение и соответствующий разрешительный документ подтверждения.

После сертификации этикетка может (и должна в случае подтверждения соответствия товара в обязательной системе оценки соответствия) быть подвергнута изменениям, так как наличие сертификата соответствия или декларации о соответствии дает право (и обязывает) производителя маркировать продукцию путем проставления соответствующего знака (знака обращения на рынке или знака соответствия) на этикетке, эксплуатационной и сопроводительной документации.

В последние годы появилось много разнообразных нормативных актов, национальных и международных стандартов, правил и прочих нормативов, имеющих отношение к этикеткам и этикетированию широкого ряда изделий (пищевых продуктов, опасных веществ, косметики, тканей, напольных покрытий, аэрозолей, лекарств и т.п.), а также к транспортной маркировке. Все эти законодательные акты, нормы и правила разрабатываются на основе парламентских актов, директив Комиссии ЕС и международных организаций, таких как ISO (Международная организация по стандартизации), IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта), и др.

Парламентские акты

Законодательным органом в большинстве европейских стран является парламент. Парламентские акты (например, Закон о защите потребителей, Закон о пищевых продуктах и лекарственных препаратах, Закон о мерах и весах) являются в этих странах документами прямого действия и до отмены или внесения изменений соответствующими законодательными органами их нарушение преследуется в судебном порядке.

Нормативные акты и директивы ЕС

Помимо требований национального законодательства, необходимо учитывать нормы и директивы, исходящие от Европейского Сообщества. Членами Комиссии ЕС в Брюсселе в целях стандартизации законодательства в странах — членах ЕС подготавливаются соответствующие директивы, которые действуют в отдельных странах в виде нормативных актов. Последние внедряются «сверху» в установленном законом порядке и касаются многих аспектов производства и торговли, включая этикетирование (особенно пищевых продуктов, косметики и опасных веществ).

Национальные организации по стандартизации (например, Британский институт стандартов, BSI) — это органы, занимающиеся подготовкой и выпуском национальных стандартов. Координацию национальных стандартов в международном масштабе осуществляет ISO (Международная организация по стандартизации).

Стандарты разрабатываются под руководством соответствующих отраслевых комитетов и перед утверждением и публикацией широко обсуждаются. Как правило, они включают глоссарии, определения терминов, единицы измерения и обозначения, методы испытаний, требования к качеству, безопасности и эксплуатации, предпочтительные типы и размеры, способы производства и т.п. Примерами могут служить такие стандарты, как «Рекомендации по информативному этикетированию тканых напольных покрытий», «Стандарты по испытаниям и свойствам этикеток, применяемых при морских перевозках» или «Предупредительные знаки и цветовые обозначения».

При разработке новых этикеток с учетом требований конкретных условий или рынков рекомендуется всегда знакомиться с требованиями соответствующих нормативных актов или стандартов.

Спецификации, контроль качества, испытания

В настоящее время все заказчики этикеток ожидают, что приобретаемые и используемые ими этикетки будут соответствовать основным критериям по материалам, цвету, качеству печати, применимости на линиях этикетирования и поведению у конечного пользователя. Эти критерии необходимо согласовать с фирмой, печатающей этикетки, и особо оговорить в спецификациях этикетки еще до заказа материалов для этикеток, красок, лаков и т.п.

Закон РФ «О защите прав потребителей». Глава I. Статья 10

Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах)

1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

  • наименование технического регламента или иное установленное законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и свидетельствующее об обязательном подтверждении соответствия товара обозначение (в ред. Федерального закона от 21.12.2004 № 171-ФЗ);
  • сведения об основных потребительских свойствах товаров (работ, услуг), в отношении продуктов питания — сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, в случае если содержание указанных организмов в таком компоненте составляет более девяти десятых процента), пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хранения продуктов питания, о способах изготовления готовых блюд, весе (объеме), дате и месте изготовления и упаковки (расфасовки) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров (работ, услуг), информация о которых должна содержать противопоказания для их применения при отдельных заболеваниях, утверждается Правительством Российской Федерации (в ред. федеральных законов от 21.12.2004 № 171-ФЗ, от 25.10.2007 № 234-ФЗ);
  • цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при предоставлении кредита — размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы (в ред. федеральных законов от 21.12.2004 № 171-ФЗ, от 25.10.2007 № 234-ФЗ);
  • гарантийный срок, если он установлен (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 № 212-ФЗ);
  • правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);
  • срок службы или срок годности товаров (работ), установленный в соответствии с настоящим Законом, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования по назначению;
  • адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера (в ред. Федерального закона от 25.10.2007 № 234-ФЗ);
  • информацию об обязательном подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), указанных в пункте 4 статьи 7 настоящего Закона (в ред. Федерального закона от 17.12.1999 № 212-ФЗ);
  • информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг);
  • указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги) (абзац введен Федеральным законом от 17.12.1999 № 212-ФЗ);
  • указание на использование фонограмм при оказании развлекательных услуг исполнителями музыкальных произведений (абзац введен Федеральным законом от 17.12.1999 № 212-ФЗ).

Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом.

3. Информация, предусмотренная пунктом 2 настоящей статьи, доводится до сведения потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация об обязательном подтверждении соответствия товаров представляется в порядке и способами, которые установлены законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и включает сведения о номере документа, подтверждающего такое соответствие, о сроке его действия и об организации, его выдавшей (в ред. федеральных законов от 17.12.1999 № 212-ФЗ, от 21.12.2004 № 171-ФЗ).

Внимание! На момент публикации обзора текст статьи Закона ОЗПП может быть изменен.

Многие упаковочно­этикетирующие фирмы при разработке новых решений в области этикетирования проводят свои испытания. Требования, предъявляемые ими к производителям этикеток, включают:

  • соответствие этикетки бренду и его имиджу;
  • цветовые решения бренда или торгового дома;
  • требования линии этикетирования, условия обращения, дистрибьюции и применения относительно истирания, стойкости к задирам и прочности;
  • требования по стойкости к воздействию этикетируемого изделия или к условиям применения;
  • все нормативные требования к данному типу этикеток (например, стойкость к действию морской воды в течение трех месяцев);
  • требования по безопасности, управлению отходами и охране окружающей среды.

Если в спецификации указаны все критерии и характеристики, то ожидается, что поставщики материалов (красок, бумаги или пленки), изготовители этикеток и предприятия­этикетировщики будут их проверять, испытывать и добиваться соответствия своей продукции указанным требованиям.

Методы испытаний, используемые собственниками брендов, заказчиками этикеток, упаковочными фирмами, типографиями, поставщиками бумаги и пленок, производителями красок и т.п., разрабатываются такими организациями, как Pira, TAPPI (Американская техническая ассоциация предприятий целлюлозно­бумажной промышленности), ASTM International (Американское общество специалистов по испытаниям и материалам), GATF (Техническая ассоциация в области изобразительных технологий), и соответствующими торгово­промышленными ассоциациями — в частности FINAT (Всемирная ассоциация производителей самоклеящихся этикеток и термосвариваемых материалов) и TLMI (Институт производителей бирок и этикеток).

Методы испытаний самоклеящихся этикеток

В настоящее время испытания самоклеящихся материалов превратились из субъективной оценки, имевшей место на начальном этапе развития отрасли, в стандартизованные тесты. Стандартные испытания для оценки адгезивных свойств самоклеящихся этикеток, применяющиеся в европейских странах, опубликованы FINAT и AFERTA (Европейской ассоциацией производителей самоклеящихся лент), а в США — TLMI и ASTM. Далее приведен краткий обзор методов испытаний трех основных свойств — отслаивания под углом 180°, сдвига и степени прилипания, а также испытание на массу адгезивного покрытия, которое важно не только из эксплуатационных, но и из коммерческих соображений.

Испытание на расслаивание

Определение адгезивных свойств на расслаивание проводится в целях получения количественной оценки эксплуатационных свойств и адгезионной прочности самоклеящихся материалов к поверхности приклеивания. Адгезионная прочность при расслаивании измеряется с помощью прибора для испытания на растяжение или аналогичной техники, расслаивающей ламинат под углом 180° со скоростью 300 мм/мин (точность измерения ±2%). Адгезионная прочность измеряется через 20 мин и через 24 ч после изготовления образца, причем последние данные считаются окончательными.

Испытание на сопротивление сдвигу

Целью испытания на сопротивление сдвигу является оценка способности адгезива противостоять действию статических сил, прилагаемых в плоскости этикетки. В ходе испытания определяется время, необходимое для смещения образца самоклеящейся этикетки заданной площади (используется не менее трех полос) по стандартной плоской поверхности в направлении, параллельном этой поверхности. Сопротивление сдвигу выражается как среднее для трех полос время, необходимое для сдвига по тестовой поверхности.

Испытание на силу прилипания

Испытание на силу прилипания позволяет этикетировщикам сравнить «первоначальное схватывание», или «липкость», различных этикеток. Сила прилипания — это сила, требуемая для отделения (при определенной скорости) петли материала (адгезивом наружу), контактирующей с заданным участком стандартной поверхности. Данный параметр измеряют с помощью оборудования для испытания на растяжение или аналогичной техники с возможностью реверса при скорости размыкания зажимов 300 мм/мин (точность измерения ±2%). Такое испытание весьма полезно при работе с автоматическим этикетировочным оборудованием, где «схватывание», или «липкость», особенно важны.

Определение массы адгезивного покрытия

Данное испытание служит для определения количества адгезива, нанесенного на поверхность самоклеящейся этикетки. Масса адгезивного покрытия при этом выражается как масса сухого адгезива, нанесенного на заданную площадь материала (г/м2). Данный параметр определяется с помощью шаблона для резки образцов, сушильного шкафа с циркуляцией воздуха, точных весов и лабораторного стакана с растворителем.

Методы испытаний этикеток с водоактивируемым («водорастворимым») клеевым слоем

Для испытаний многочисленных индивидуальных свойств этикеток с водоактивируемым клеевым слоем выпускается широкий диапазон оборудования и устройств. На практике, однако, большинство предприятий, осуществляющих розлив в бутылки или фасовочно­этикетировочные операции, нуждаются лишь в немногочисленных тестах. Далее приводится краткое описание важнейших испытаний этикеток с водорастворимым клеевым слоем и этикеточной бумаги.

Испытание прочности на разрыв

Это простейшее испытание на предприятиях, осуществляющих розлив в бутылки. В небольших типографиях оно обычно выполняется с помощью разрывной машины и полосы бумаги шириной 10 или 15 мм.

Испытание на впитываемость при одностороннем смачивании

Данный метод позволяет быстро проверить степень надежности приклеивания этикеток. Впитываемость при одностороннем смачивании определяется по методу Кобба. Этикетки через 60 с контакта с водой должны иметь водопоглощение 7­11 г/м2. У этикеток с низким водопоглощением возможен подъем их кромок после апплицирования, а этикетки с избыточным водопоглощением зачастую чрезмерно скручиваются. Стандартное время контакта с водой при испытании составляет 60 с, но при оценке бумаги с большим показателем водопоглощения оно может быть уменьшено. В любом случае продолжительность контакта с водой во время испытания должна быть зафиксирована.

Испытание на стойкость к гидроксиду натрия

Посредством этого испытания проверяется стойкость этикетки к действию гидроксида натрия (едкого натра). Для проведения теста 120 см2 этикеточной бумаги помещают в запаянный мерный сосуд, содержащий 200 мл 1,5%­ного раствора гидроксида натрия, и энергично встряхивают (около 30 раз). Образец с приемлемой стойкостью к действию гидроксида натрия при этом не разрушится, причем раствор не должен загрязняться вследствие разрушения волокон.

Определение массы м2 и толщины бумаги

Очевидно, что целью данного испытания является определение массы м2 бумаги. Выполняется оно (с достаточной точностью) с помощью весов. Толщина бумаги измеряется стандартным или специальным микрометром для бумаги.

Испытание на жесткость при изгибе

В ходе этого испытания измеряется жесткость бумаги и этикеток при изгибе. Испытание выполняется с помощью измерителя жесткости, например прибора Тюринга­Альберта (Thuring­Albert), который позволяет сравнить жесткость при изгибе новых этикеток и этикеток, уже хорошо зарекомендовавших себя в этикетировочных машинах.

Проблемы отходов окружающей среды и охрана

В последние несколько десятилетий проблемы отходов и охраны окружающей среды находятся в центре внимания предприятий — изготовителей этикеток и упаковщиков. Широкую известность они получили по причине того, что чрезмерно высокий уровень отходов упаковки и этикеток после их использования потребителями очевиден. Особое внимание к проблемам окружающей среды уделяется тремя сторонами: органами власти, торговлей и потребителями.

Органы власти во всех странах (особенно в Западной Европе и Северной Америке) принимают меры, направленные на охрану окружающей среды, начиная с залоговой стоимости тары и налогов на упаковку до запрета на определенные виды упаковки, наличие обязательных уровней вторичной переработки отходов и использования многоразовой упаковки.

При решении проблем охраны окружающей среды должны учитываться коммерческие факторы и требования логистики. Некоторые сети предприятий розничной торговли уже ввели запрет на применение тех видов упаковки, которые считаются неприемлемыми с экологической точки зрения. Таким образом торговые организации реагируют на давление со стороны органов власти и потребителей.

Потребители, в свою очередь, всё более неравнодушны к экологической сертификации приобретаемых изделий и фирм­производителей.

С конца 1980­х годов основные экологические проблемы в области упаковки и этикетирования решаются в рамках общего природоохранного законодательства. Уже принятые и ожидаемые законодательные акты — это, вероятно, один из наиболее важных внешних факторов, которые в ближайшие годы будут определять ситуацию в упаковке и этикетировании.

В настоящее время задачи по охране окружающей среды и управлению отходами, возникающими при изготовлении этикеток и в процессе этикетирования, определяются Директивой ЕС по упаковке и упаковочным отходам, а также нормативными актами отдельных стран.

КомпьюАрт 1'2013

Выбор номера:

computex
Printtech
computex
heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства