КомпьюАрт

3 - 2013

К вопросу о технологии цифровой печати

В. Штоляков, профессор МГУП В. Румянцев, НИИполиграфмаш

Всё хорошо в меру.
Конфуций

Начало XIX века социологи отмечают как зарождение и развитие индустриального общества, которое характеризуется высоким уровнем промышленного производства и активным продвижением новых технологий. В середине века существенное влияние на развитие полиграфической отрасли оказывает широкое использование достижений науки и техники. Резко возрастает интерес к бумажному носителю информации, чему предшествовало изобретение рулонных печатных машин, способных обеспечить массовое производство газет, книг и журналов. В 80­х годах на базе экспериментов по переносу красочного изображения с литографской формы на бумагу через промежуточную поверхность разрабатываются основы технологии офсетной печати. Несколько позже в практике полиграфического производства появились такие термины, как «офсет» (от англ. оffset — перенос) и «офсетная печать». Одновременно формируется классическая L­образная схема построения печатного аппарата листовой офсетной машины, совершенствуются рулонные печатные машины. Благодаря изобретению фальцаппарата и поворотных штанг, они способны печатать многостраничные издания с высокой производительностью. В начале ХХ века в производстве печатных изданий набирает обороты применение способа офсетной печати, который через несколько десятилетий окончательно сменит устаревшую классическую высокую печать.

Середина ХХ века характеризуется началом формирования постиндустриального общества, когда наука, способствуя зарождению и развитию научно­технического прогресса, становится основной производительной силой. Меняется структура хозяйственных отношений, основным источником национального богатства страны становится интеллектуальный капитал (совокупность знаний и умений), так называемый человеческий капитал, когда наиболее ценными качествами работника становятся уровень образования, профессионализм и креативность. Активизируется роль инновационных процессов, без чего сегодня невозможно создать продукцию высокой степени наукоемкости и новизны. Сроки обновления продукции в наиболее динамичных областях сокращаются до двух­трех лет. Значение информации увеличивается в разы, появляется сообщество людей нового времени — нетократия, члены которого владеют информацией, оперируют ресурсами Интернета, информационных сетей.  Приоритетом для них становится информация, а не деньги.

В полиграфии начальный период перехода к постиндустриальному обществу условно можно привязать к 70­м годам прошлого столетия, когда активно начинают развиваться цифровые технологии. В этот период разрабатываются и вводятся в эксплуатацию разновидности настольно­издательских систем, в которых заложен принцип преобразования графической информации в цифровую форму. Это позволяло оперативно ее обрабатывать на этапе процесса допечатной подготовки и распечатывать в виде единичных однокрасочных экземпляров. Отсюда появились понятия «типография на столе», «настольно­издательская система» (НИС), так как подобные системы могли производить короткие тиражи листовой печатной продукции. Качество печати определялось техническими возможностями применяемых в НИС печатных устройств. Наибольшее распространение получили матричные (игольчатые), электрофотографические, магнитографические, термографические и струйные печатные устройства.

Достоинство НИС проявилось в оперативном совмещении этапов формообразования с распечаткой любой вводимой в цифровом виде графической информации, исключая традиционные фотохимические процессы для изготовления формы. Эта технология получила название computer­to­print («из компьютера — в печатное устройство»).

В полиграфии продолжается внедрение новых технологий, и связано оно в первую очередь с использованием достижений электронно­вычислительной техники. Специалисты фирмы Heidelberg (Германия), по достоинству оценив возможности цифровых технологий, сумели применить их в офсетной печати, продемонстрировав на выставке «ПРИНТ­91» (г.Чикаго, США) четырехсекционную офсетную печатную машину GTOV DI, построенную на базе машины GTO. Аббревиатура DI (direct imaging) в названии машины GTO в переводе с английского означает «прямое экспонирование». Эта технология в каждой секции позволяет оперативно создавать цветоделенную печатную форму на основе цифровых данных допечатной ступени для печатания тиражной продукции способом офсетной печати без увлажнения.

Если раньше информация из компьютера распечатывалась только на принтере, то теперь ее можно было тиражировать на офсетной печатной машине. Разработчикам печатной машины GTOV DI удалось совместить оперативность компьютера с высоким качеством офсетной печати.

Это был прорыв в области инновационных цифровых технологий, которые дополняют известные способы печати принципиально новыми возможностями. Поскольку отсутствие необходимости изготавливать традиционный комплект аналоговых фотоформ существенно сокращало сроки подготовки печати тиража, процесс становился оперативным и рентабельным даже для небольшого количества экземпляров. Перспективность этого направления позже подтвердила выставка drupa­95 (г.Дюссельдорф, Германия). Там были представлены печатные машины E­Print1000 фирмы Indigo (Израиль) и DСР­1 фирмы Xeiкon (Бельгия) с технологией цифровой печати, послужившей активному внедрению цифровых печатных машин в традиционную полиграфию.

В настоящее время цифровые печатные машины представляют собой новый класс оборудования. Задание на печать они получают в виде закодированной цифровой информации по интерфейсу или с твердого носителя, что позволяет оперативно производить печатную продукцию с постоянными или переменными данными. Под термином «цифровая печать» (англ. digital print) следует понимать не собственно способ печати (их много и они разные), а лишь технологию отбора из цифрового массива данных допечатного процесса с целью реализации их различными способами печати в виде однокрасочных или многокрасочных изображений.

Однако появление цифровых технологий в сфере традиционной полиграфии сопровождается возникновением новых терминов и определений, а также некоторой корректировкой устоявшихся традиционных формулировок. Так, меняется понятие тиража, до недавнего времени подразумевающее производство определенного количества идентичных экземпляров печатного издания под одним названием, которое составляло обычно сотни и тысячи единиц. Сегодня тираж — в режиме печатания по требованию или в режиме персонализации на цифровом печатном оборудовании (на струйном или электрофотографическом) — может составить всего один экземпляр печатного издания, в результате чего значение понятия идентичности экземпляров печатного издания теряет смысл.

Изменилась также технология получения пробных оттисков и их предназначение для контроля цветоделения и коррекции ведения тиражного печатного процесса. Исходное назначение тиражного пробного оттиска — контроль цветоделения, отдельных параметров технологического процесса, а также его использование в качестве образца (эталона) при печатании тиражных оттисков. Для максимального сближения качества тиражного и пробного оттисков пробный оттиск печатали на пробопечатных станках, представляющих собой упрощенный аналог печатного аппарата. В эпоху цифровых технологий на смену традиционному процессу получения пробных оттисков приходит так называемая цветопроба, а пробопечатные станки исчезают из типографий за ненадобностью или переоборудуются для решения других задач. Цветопроба воспроизводится на дисплее монитора и распечатывается, как правило, на струйном принтере. Она дает представление о правильности размещения изображений на листе и правильности цветоделения, однако не является при этом эталоном цветопередачи. Несмотря на успехи в сфере цифровых технологий, ни одно электронное устройство сегодня не в состоянии обеспечить градационную точность цветного печатного изображения даже при почти полном совпадении цветового охвата красителя, используемого в принтере, и офсетной краски, применяемой в печатной машине. При создании цветопробы трудно учесть нелинейность процессов офсетной печати, структуру, шероховатость и тональность тиражной бумаги и многие другие, порой случайные, факторы.

Появление новых терминов и определений: «цифра», «цифровая печать» (цифровые машины, фотография, бумага, услуги и пр.) потребовали от полиграфистов некоторого времени для их осмысления и адаптации в сознании. «Пауза во времени» привела к быстрому ее заполнению сорными словами, искажающими суть процесса печатания. Это различные якобы «новые» способы печати, такие как: лазерная, электронная и даже светодиодная печать… К определению способа струйной печати добавились лишние слова, искажающие суть технологического процесса: пузырьковая, импульсная, термоструйная, пьезоэлектрическая… Мало того, появилась еще и нанопечать.

Причина в том, что необдуманно подменялись и искажались понятия в определениях «новых способов» печати. Известно, что любой способ — это процесс выполнения взаимосвязанных приемов и операций, последовательно совершаемых во времени. Для выполнения какого­либо технологического процесса, например печатного, необходимо применение определенных устройств (механизмов), без которых невозможно его осуществление. Так, способ струйной печати в режиме «капля по требованию» нельзя осуществить в современных принтерах без применения эмиттера (лат. emitto — выпускаю), размещаемого в выходном канале сопла. Роль эмиттера в зависимости от конструктивного исполнения печатного устройства выполняет пьезоэлемент или терморезистор, способствующий выбросу капли красителя из сопла (дюзы).

Известное лазерное печатное устройство — принтер представляет собой настольный электрофотографический печатный аппарат (в быту называемый ксерокс), к которому нелепый термин «лазерная печать» не имеет никакого отношения. Если классический электрофотографический процесс основан на воздействии проходящего или отраженного светового потока на поверхность заряженного фоторецептора (аналоговый принцип), то в современных принтерах эту функцию выполняет лазер, название которого и породило название этого способа.

В период внедрения цифровых технологий в отечественную полиграфию небрежность в определении терминов отразилась во многих технических изданиях, после чего они благополучно перекочевали в Википедию, а из нее — в научные публикации и доклады. К сожалению, искажения принятых терминов и небрежность в их употреблении, присвоение им нелепых признаков и определений наглядно проявились в различных научных и научно­популярных изданиях.

Реализация способа струйной печати с помощью:

Реализация способа струйной печати с помощью: а — терморезистора; б — пьезоэлемента

С учетом вышесказанного следует внести некоторые уточнения и пояснения согласно принятым в полиграфии определениям. Не существует способов электронной, лазерной и светодиодной печати. Из репрографии известны термографические печатные устройства, которые позволяют регистрировать графическую информацию на воспринимающем материале путем либо расплавления его термочувствительного слоя, либо оплавления красящего вещества и переноса его с промежуточного носителя, например, на бумагу. Этот способ термографической печати, называемый термопечать, осуществляется под действием теплового импульса, в результате чего формируется однокрасочное или многокрасочное изображение на подложке. В качестве источника теплового воздействия может использоваться терморезистор или луч лазера. Подобная технология воспроизведения изображения на бумаге или любом другом материале реализована в принтерах сублимационных и термопереводных (см. ОСТ 2941­96).

Не существует способов пузырьковой, импульсной и пьезоэлектрической, а также наноструйной печати. Известно, что способ струйной печати относится к активно развивающейся технологии бесконтактной печати, реализованной в струйных печатных устройствах (принтерах). Они способны формировать практически на любые подложки одно­ или многокрасочное изображения путем набрызгивания на них жидкого красителя (чернил). Для формирования капель красителя (чернил) и подачи их на запечатываемый материал применяется один из трех методов: термальный, пьезоэлектрический или метод смены фаз (см. рисунок).

В первом варианте небольшой объем красителя в зоне выходного отверстия сопла с помощью теплового импульса, создаваемого терморезистором, почти мгновенно переводится в газообразное состояние, в результате чего формируется крошечный газовый пузырек (bubble), который выталкивает порцию чернил из сопла. Процесс формирования газовых пузырей не имеет никакого отношения к способу «пузырьковой» печати, так как это реализация способа струйной печати (а). Аналогичным образом подобную функцию осуществляет пьезоэлемент, который деформируется под воздействием электрического импульса, что способствует выбросу капли чернил. Пьезоэлемент представляет собой устройство, встроенное в сопло (б), и его название не должно переноситься на название способа печати, якобы «нового», что само по себе нонсенс.

Вступление в ХХI век информационных технологий существенно меняет нашу жизнь и оказывает влияние на рынок полиграфических изданий и печатного оборудования. Активно развивающаяся сегодня электронная форма письма радикально меняет стилистику изложения. Нам сегодня предлагают «кусочную» техническую информацию в виде отрывочных знаний из Википедии, где порой всё собрано в кучу, урезано и выложено на сайт. Хотелось бы надеяться, что смысловое значение технических терминов, их семантика не будут так бездумно и легкомысленно нарушаться в будущем.

КомпьюАрт 3'2013

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства