КомпьюАрт

4 - 2013

175 лет со дня рождения Адольфа Федоровича Маркса

Николай Дубина info@prodtp.ru

За чередой громких сегодняшних событий в России как­то совсем незаметно прошел некруглый юбилей знаменательного события, вынесенного в заголовок этой статьи. И ведь речь идет не о каком­то издателе средней руки, а о том самом Марксе (рис. 1), которого называли «фабрикантом читателей», владельце знаменитейшего журнала «Нива», первом издателе бесплатных приложений, которых в России прежде никогда не бывало, человеке, о котором Антон Павлович Чехов писал, что «запродался ему с потрохами»!

Рис. 1. Адольф Федорович Маркс

Рис. 1. Адольф Федорович Маркс

Этот незаурядный во всех отношениях человек родился в семье владельца фабрики башенных часов Фридриха Маркса 2 февраля 1838 года в городе Штеттин (ныне Щецин, Польша). По окончании гимназии Адольф поступил в коммерческое училище, а получив среднее образование, пошел работать. Перепробовав несколько специальностей, он, несмотря на протесты родственников, выбрал книжную торговлю. Первым местом работы Маркса была «Придворная книжная торговля Д.К. Гинсторфа». Зарплата была довольно низкой. Проработав три года, он перешел в известную берлинскую фирму Гиршвальда. Магазин славился в Европе как лучший по ассортименту литературы на всевозможных языках. Проработав два года в Берлине, Маркс уже собирался вернуться в родной Штеттин, как неожиданно пришло приглашение из далекой России.

Пригласил его выходец из Брауншвейга, потомственный почетный гражданин России Фердинанд Битепаж, известный русский книготорговец. В сентябре 1859 года Маркс приезжает в Петербург. Как все немецкие Фридриховичи, в новом отечестве он записался Федоровичем, но ничего другого в своем имени менять не стал. За весьма короткое время он организует иностранный отдел книжной торговли Битепажа и Кулагина, а также берет на себя ведение дел с Германией. Чтобы понимать, о какой деятельности Маркса идет речь, проведем параллель с современностью: старший приказчик, кем Маркс и являлся, был, по­нынешнему, главным менеджером по закупкам и поставкам.

Через пять лет из­за закрытия иностранного отдела у Битепажа и Кулагина Маркс оказался в полном смысле этого слова на улице. Из довольно критического положения его вывел случай — в 1864 году открылась вакансия приказчика немецкого отделения в книжном магазине еще одного известнейшего русского издателя, выходца из Польши,— Маврикия Осиповича Вольфа (польск. Maurycy Boleslaw Wolff). У Вольфа Маркс работал недолго и ушел от знаменитого книготорговца и издателя без всякого сожаления, поскольку, как пишет его биограф, «получал чрезвычайно скудное содержание».

Уйдя от Вольфа, Маркс опять остался не у дел. Какое­то время он перебивался уроками иностранных языков, после чего с помощью одного из приятелей устроился в контроль Варшавской железной дороги, где и служил около пяти лет.

Не имея ни имени, ни приличных капиталов, ни круга связей, Маркс не мог рассчитывать на успешную деятельность в сфере книжной торговли, поэтому решил заняться издательской деятельностью.

Однако в конце 1860­х годов еще большой потребности в массовом выпуске книг не было, поэтому Маркс решил издавать журнал.

С чего начиналась «Нива»

Работая у Вольфа, Адольф Федорович смог ознакомиться с ассортиментом иностранных журналов вообще и иллюстрированных журналов в частности. Иллюстрированные журналы, в силу изобразительности, оперативности выпуска и дешевизны, были более доступны широкому читателю, чем какие­либо другие. И Маркс решил выпускать именно иллюстрированный семейный журнал, не имеющий политической ориентации.

В качестве «пробы пера» Маркс издал несколько книг в Петербурге. Они отличались сносным качеством и низкими ценами.

Как отмечают современники, первоначальный капитал был собран из паев его ближайших соратников. Открыть собственный журнал человек без имени и состояния не мог, поэтому единственным доступным путем было приобретение права на издание уже существующего журнала. Свой выбор Маркс остановил на «Живописном сборнике замечательных предметов из наук, искусств, промышленности и общежития» Адольфа Плюшара.

Так в истории российской печати появился первый журнал для семейного чтения «Нива». Вот что пишет исследователь Е.А. Динерштейн в своей работе «Фабрикант»: «Первоначальный замысел названия издания был “Беседка”, по образцу немецкого журнала для семейного чтения “Gartenlaube” (“Беседка в саду”)» (рис. 2). И только по настоянию первого редактора «Нивы» В.П. Клюшникова Маркс поменял название журнала. 18 декабря 1870 года вышел первый номер «Нивы». И сразу — 9 тыс. подписчиков. Неплохое начало и возможность установить относительно низкую цену за номер.

Рис. 2. Первый номер немецкого журнала для семейного чтения

Рис. 2. Первый номер немецкого журнала для семейного чтения Die Gartenlaube («Беседка в саду»).1853 год

Маркс начинал с того же, с чего начинали многие издатели. Первым приложением к «Ниве» стал ежемесячно рассылаемый с 1871 года журнал «Парижские моды», содержащий выкройки, узоры для рукоделия и рисунки. В сентябре 1879­го Министерство внутренних дел разрешило ему выпускать к «Ниве» «бесплатные премии, заключающиеся в книгах, картинах, фотографиях, портретах, географических и прочих картах, планах, общественных играх, календарях и тому подобных изданиях».

Бесплатные приложения до этого времени не имели в российской практике широкого распространения. Маркс был первым, кто придал им характер того стимула, который способствовал экономическому успеху журнала. Но, как только пример «Нивы» был подхвачен многими издателями журналов, Маркс решил включить в приложения литературный материал. Такого рода приложения обходились издателю дороже, но зато больше привлекали читателя.

В сентябре­октябре 1888 года Маркс получил право увеличить подписную цену на журнал с 4 до 5 руб. и выпустить приложением к нему сборник из семи повестей и рассказов. Первый сборник в виде бесплатного бонуса он издает в том же году, а стоимость подписки повышает лишь со следующего года, но при этом почти вдвое увеличивает объем приложения. И неспроста.

Рис. 3. Обложка журнала «Нива» за 1891 год

Рис. 3. Обложка журнала «Нива» за 1891 год

Именно в эти годы конкуренты «Нивы» стали издавать приложениями подобные сборники и расширять программы журналов. Особенно остро эта проблема встала перед Марксом в 1888 году, когда его бывший сотрудник писатель В. Соловьев приступил к изданию еженедельного журнала «Север», подобного «Ниве» по характеру и цене. Соловьев заявлял, что делает это с целью «удовлетворить сознаваемую русским обществом потребность в доступном для всех литературно­художественном журнале чисто русского отечественного направления». Несмотря на широкую рекламу, В. Соловьеву не удалось привлечь большого внимания читателей и крупных писателей.

19 сентября 1890 года А.Ф. Маркс обращается в Главное управление по делам печати с просьбой превратить ежегодные сборники «Нивы» в ежемесячные приложения. Препятствий его просьба не встретила, и через три дня он получил разрешение, при условии прохождения сборником предварительной цензуры. Чуть позже он увеличил число книг в приложениях с 12 до 24. В таком виде сборники выходили до 1894 года, после чего они были преобразованы фактически в самостоятельное по характеру периодическое издание, выходящее параллельно основному журналу.

В середине 1880­х годов тираж «Нивы» преодолел стотысячный рубеж. Маркс добился невиданного успеха. По нынешним временам он точно мог бы попасть в Книгу рекордов Гиннесса. Но именно в этом успехе и таилась наибольшая опасность для издателя. Тиражи «Нивы» прямо свидетельствовали об образовании в России того самого книжного рынка, на завоевание которого не сегодня, так завтра должны были броситься его конкуренты. Марксу ничего не оставалось, как каждый раз в чем­то их опережать. Доведя ставки гонорара до фантастических размеров (1 тыс. руб. с листа), он добивается того, что на страницах «Нивы» появляются имена, которые могли бы украсить любой первоклассный журнал.

Но всё, что делал Маркс, могли сделать и его конкуренты. Рано или поздно он должен был пустить в ход козырь, которым не обладал ни один из них. Именно так родилась идея издания полных собраний сочинений крупнейших русских писателей в качестве бесплатного приложения к «Ниве».

Не только журнал, но и книги

Как уже упоминалось, Маркс начал свою деятельность с одновременного выпуска двух книг, принадлежащих перу его соотечественников. Однако с первых же дней выхода журнала он стал ориентироваться на русских авторов, поскольку только их произведения могли завоевать популярность у русских же читателей. Учитывая это, Маркс выпустил отдельным изданием две книги Василия Ивановича Кельсиева, в прошлом революционного публициста, который сотрудничал с А.И. Герценом и работал в Вольной русской типографии, а в 1860­е годы публично отрекся от прежних убеждений. Интерес к его личности и творчеству вызвали вышедшие в 1868 году воспоминания «Пережитое и передуманное». Маркс и в дальнейшем не ошибся в своих расчетах — изданные им в 1872 году исторические повести В.И. Кельсиева «Москва и Тверь» и «При Петре» (в соавторстве с В.П. Клюшниковым) были быстро распроданы.

Примерно в то же время Маркс решается издать еще две книги «своих» авторов: историческую повесть «Семья вольнодумцев» В. Клюшникова и П. Петрова, а также сборник В. Крестовского «Очерки, повести и рассказы».

Начиная со второго десятилетия издания «Нивы» Маркс пытается привлечь к участию в журнале наиболее крупных из современных писателей: Д.В. Григоровича, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, Г.П. Данилевского, Н.В. Успенского и др.

В самом начале 90­х годов, после смерти В.П. Клюшникова, деятельность Маркса приобретает совершенно иной характер. Перелом произошел не вдруг — он исподволь готовился в течение нескольких лет. К середине 1870­х годов, когда экономическое положение журнала упрочилось, Маркс получил возможность несколько расширить свою деятельность. Его, как и многих других издателей того времени, заинтересовали иллюстрированные издания. Совершенствование полиграфической техники, увеличение числа хорошо оборудованных типографий, незначительное, но всё же расширение круга покупателей подобных изданий способствовали снижению их себестоимости и увеличили вероятность спроса. Правда, при этом книги всё равно оказывались убыточными — не спасала положения и высокая цена.

Иллюстрированные издания в какой­то мере служили гарантией солидности фирмы, они скорее, чем прочие, могли привлечь внимание прессы, а следовательно, послужить рекламой. Но главное — они значительно повышали информационные возможности книги. Особенно естественно­научной и детской. Задача заключалась лишь в том, чтобы постепенно, увеличивая тиражи и снижая цену, сделать ее доступной большему числу читателей.

В отличие от многих современников, Маркс, придавая особое значение художественной стороне, в то же время свой выбор определял литературными достоинствами произведения. Поэтому неудивительно, что в числе первых иллюстрированных изданий оказалась классическая поэма Джона Мильтона «Потерянный и возвращенный рай» (рис. 4).

Рис. 4. Титульный лист иллюстрированного издания «Потерянный и возвращенный рай» с иллюстрациями Г. Доре, издание А.Ф. Маркса

Рис. 4. Титульный лист иллюстрированного издания «Потерянный и возвращенный рай» с иллюстрациями Г. Доре, издание А.Ф. Маркса

Перевод был издан с параллельным текстом на английском языке и иллюстрирован 50 картинами Гюстава Доре, творчество которого в этот период было в России очень популярно.

Громадный роскошный том in folio в красном полушагреневом переплете с золотым тиснением и обрезом вызвал заметный интерес. Выпуск такого издания хотя и являлся заметным событием, вряд ли мог принести прибыль своему издателю. И лишь когда тираж журнала приблизился к 100 тыс. экз., он предпринимает новое аналогичное издание и выпускает «Фауста» Гете (в переводе А.А. Фета) с иллюстрациями Энгельберта Зейберца, гравированными Адрианом Шлейком, Альгейером Зигле и др.

Затем, в 1893 году Маркс выпускает в аналогичном издании знаменитые «Сказки» братьев Гримм, перекупая исключительное право на воспроизведение иллюстраций П. Грот­Иоганна у Акционерного общества «Германское издательское учреждение», и, уже в начале века,— не менее популярное роскошное издание — «Рейнеке­Лиса» Гете.

Под стать этим изданиям были выпущены «Натан Мудрый» Г.Э. Лессинга и «Мертвые души» Н.В. Гоголя. Так наметилось одно из направлений деятельности издательства — выпуск иллюстрированных изданий.

«Я всегда держался такого правила: вместо того, чтобы издать 2000 экземпляров книги по 15 рублей, я издавал 5 тысяч по 7 рублей. И редко ошибался в расчете. Если бы даже мое пятнадцатирублевое издание разошлось с успехом, я более был бы счастлив, распространив ту же книгу в двойном количестве экземпляров, но по цене вдвое более низкой»,— говорил Маркс. В правдивости сказанного нетрудно убедиться на примере изданных им сочинений русских классиков.

Первым в ряду этих изданий стало полное собрание сочинений М.Ю. Лермонтова. В 1891 году закончился пятидесятилетний срок охраны авторского права, предусмотренный законом. Сочинения писателя стали общим достоянием. Пользуясь этим обстоятельством, Маркс выпустил в том же году двухтомник за весьма умеренную плату, по крайней мере вдвое меньшую, чем обычно назначалась за подобные издания.

Он правильно посчитал, что выпущенное им полное собрание сочинений благодаря дешевизне будет способно конкурировать с пятитомником под редакцией И.М. Болдакова, одновременно выпускаемым московской фирмой Е. Гербек. О том, что Маркс не ошибся в расчетах, свидетельствует успех полного собрания сочинений М.Ю. Лермонтова у современников. Через десять лет оно было переиздано.

Удачное начало побудило Маркса предложить А.И. Введенскому подготовить ряд однотомных собраний сочинений русских классиков, на которые из­за давности лет не распространялся закон об охране авторского права, благодаря чему их можно было продавать за минимальную цену.

Так, в 1892 году выходят полные собрания сочинений А.С. Грибоедова, И.И. Козлова, А.В. Кольцова и А.И. Полежаева. Все они однотипны по структуре и оформлению — кроме основного текста содержат биографический очерк писателя и его портрет. По составу они более полные, чем предшествующие издания, во всех случаях тексты сверены, насколько это было возможно, с рукописями. По тщательности подготовки и по полноте особо высоко было оценено трижды переиздававшееся при жизни Маркса собрание стихотворений А.В. Кольцова. К тому же оно и стоило вдвое дешевле других подобных сборников. На следующий год под редакцией А.И. Введенского вышли «Сочинения» М.В. Ломоносова и «Полное собрание сочинений» Д.И. Фонвизина.

Время выпускать полные собрания сочинений

Повсеместный интерес, проявленный современниками ко всем собраниям сочинений отечественных классиков, по всей вероятности, и подсказал Марксу мысль о возможности их издания в качестве приложений к «Ниве», вернее убедил его в том, что они послужат лучшим стимулом к подписке на журнал. Маркс отлично понимал, что пускать годовыми приложениями надо одно, от силы два собрания сочинений. И начинать следует с сочинений не второстепенных писателей, а таких, чье имя хорошо известно читающей публике. Но, как правило, произведения таких писателей были уже приобретены его коллегами, время от времени выпускавшими эти сочинения небольшими тиражами, по цене, делавшей их фактически недоступными даже образованному читателю. Например, сочинения Ф.М. Достоевского стоили 25 руб. — фантастическая по тем временам сумма, составлявшая почти полугодовую оплату труда сельскохозяйственного работника.

8 марта 1893 года Маркс покупает у В.В. Думнова за 150 тыс. руб. авторские права на сочинения Н.В. Гоголя, а 15 апреля того же года перекупает у наследников Ф.М. Достоевского за 75 тыс. руб. принадлежавшие им авторские права, но с условием, что полное собрание сочинений покойного писателя должно выйти обязательно в виде приложения к «Ниве» в течение ближайших трех лет. Подобных условий при столь высокой цене еще никогда и никто не выставлял. Почему же Маркс пошел на, казалось бы, явно невыгодную для него сделку? Предпринимаемое начинание было подлинной революцией в книжном деле, и Адольф Федорович это отлично понимал, но не был, видимо, уверен в ее успешном завершении. По всей вероятности, не знал он и того, что именно с его изданий начнется подлинно массовый выпуск произведений классиков, ставших доступными широкому кругу читателей благодаря невысокой цене. Этот процесс популяризации классиков был впоследствии развит горьковским «Знанием» и деятельностью И.Д. Сытина.

Как деловой человек, Маркс не прогадал и в этом случае. Сочинения Ф.М. Достоевского дали «Ниве» дополнительно 50 тыс. подписчиков, другими словами, 250 тыс. руб., а главное — привлекли общественное внимание к задуманному предприятию.

Выплатив Думнову громадную, можно сказать, невиданную по тем временам сумму за монопольное владение авторскими правами на сочинения Н.В. Гоголя, Маркс опять оказался ограничен жесткими временными рамками, так как через восемь лет исполнялось 50 лет со дня смерти писателя. Однако выпускать полное собрание сочинений Гоголя приложением к «Ниве» он не спешил. Во­первых, он хотел немного компенсировать свои затраты и сначала выпустить его самостоятельным изданием по цене сочинений, характерных для того периода, а во­вторых, намеревался сделать его действительно самым полным. Правда, для этого необходимо было перекупить у наследников писателя права на его письма. И лишь после того, как полное собрание сочинений Н.В. Гоголя выдержало ряд изданий, он пустил его приложением к «Ниве». Это никак не повлияло на его успех, ведь подписка на журнал вместе с приложением стоила столько же, сколько и отдельное издание.

В течение восьми лет Маркс предпринял несколько изданий, связанных с именем Гоголя, — на них шла часть полученной прибыли. Нерентабельной оказалась серия «Иллюстрированные народные издания сочинений Н.В. Гоголя», состоявшая из 14 брошюр, самые дешевые из которых стоили 10 коп., а самая дорогая («Ревизор») — 40 коп. В серию вошли почти все наиболее популярные произведения писателя. Для всех брошюр были заказаны оригинальные иллюстрации, виньетки, заставки и т.п. Например, в повести «Тарас Бульба» на 170 страницах текста было дано 28 рисунков и виньеток художников И.Э. Грабаря, М.А. Зичи, Р. Штейна, А. Котляревского и др. Книга была издана на отличной бумаге, в переплете, а стоила лишь 30 коп. К тому же фирма брала на себя расходы по пересылке, если серия заказывалась целиком. Ни одно из известных дореволюционных изданий, подобным образом оформленное, не стоило так дешево.

Еще большие убытки принесло Марксу издание «Мертвых душ», но зато своей необычностью оно поразило современников. Адольф Федорович готовил его в течение пяти лет, поручив художественную часть П.П. Гнедичу. Книга была издана большим форматом с необычайно широкими полями, на бумаге высших сортов в тисненом переплете. Число иллюстраций, виньеток совпадало с числом страниц основного текста — 560. Собственно иллюстраций было несколько меньше (10 гелиографий и 335 рисунков). Пейзажи рисовали художники Н.Н. Бажин и Н.Н. Хохряков, жанровые сцены — В.А. Андреев, В.И. Быстренин, М.М. Далькевич, Ф.С. Казачинский, И.К. Маньковский, Н.В. Пирогов, Е.А. Самокиш­Судковская, С.С. Соломко.

Несмотря на восторженный прием, оказанный критикой «Мертвым душам», истинным памятником Н.В. Гоголю стало перекупленное у В.В. Думнова «Полное собрание сочинений» писателя, вышедшее под редакцией академика Н.С. Тихонравова, согласием которого вести издание и впредь Маркс заручился за два дня до официального оформления сделки (рис. 5).

Рис. 5. Обложка одной из книг полного собрания сочинений Н.В. Гоголя под редакцией академика Н.С. Тихонравова

Рис. 5. Обложка одной из книг полного собрания сочинений Н.В. Гоголя под редакцией академика Н.С. Тихонравова

Как до Маркса, так и после него издатели выпускали кряду по нескольку собраний сочинений, умудряясь при этом еще приобрести на них право литературной собственности. И далеко не все разорялись, многие, напротив, при этом преуспевали. Вот, например, современник Адольфа Федоровича крупнейший издатель Николай Гаврилович Мартынов в 1881 году приобрел за сущие гроши в полную собственность сочинения Д.В. Григоровича, а в 1884­м — право издания сочинений А.Н. Островского. В 1885 году он скупил все оставшиеся экземпляры прежде изданных сочинений С.Т. Аксакова и получил возможность выпустить первое собрание его сочинений. В следующем году он приобрел права на издание полного собрания сочинений Л.А. Мея, а в 1887­м — И.И. Панаева. Однако ни он, ни его коллеги не издавали их так планомерно и дешево, как Маркс.

Маркс, как правило, выпускал собрания сочинений популярных писателей двумя изданиями: одно, тиражом не более 20 тыс. экз., по обычной цене, примерно 1 руб. 50 коп. за том, а второе — в виде бесплатного приложения к журналу. Тираж последнего определялся самими подписчиками, поэтому ему ничего не оставалось, как внимательно прислушиваться к их мнению и не просто расширять из года в год репертуар приложений, а давать лишь то, что способно было заинтересовать читателя. Отсюда и родилась идея создания у постоянного подписчика «Нивы» библиотеки отечественной классики. Выпущенные приложением к «Ниве» произведения классиков действительно становились общедоступными. Но бесспорно и другое — благодаря этим изданиям Маркс сумел развить свое дело и удачливо соперничать с конкурентами. «К 1 января подписка на “Вокруг света” упала до половины благодаря тому, что “Нива” дает приложением Тургенева»,— жаловался в письме к А.П. Чехову И.Д. Сытин.

Впрочем, понять, что нужно читателю, и суметь удовлетворить его пожелания, было для тех лет делом далеко не простым. Д.В. Григорович неоднократно печатался в «Ниве», но для того, чтобы пустить собрание его сочинений приложением к журналу, Марксу пришлось заплатить Н.Г. Мартынову гораздо больше, чем тот заплатил автору. И не всегда лишь деньги решали проблему.

Увидеть имя Л.Н. Толстого на страницах собственного издания было давней и потаенной мечтой Маркса. Но писатель, как известно, разрешал свободную перепечатку своих сочинений, поэтому Адольфу Федоровичу пришлось заплатить ему громадную по тем временам сумму за единоличное право первой публикации «Воскресения» в «Ниве». И даже цензурные мытарства оказались сущими пустяками в сравнении с теми неприятностями, которые ему доставило заграничное издание романа. Да и к провинциальному читателю выходившая по субботам «Нива» попадала позже ежедневных газет, безбожно перепечатывавших очередные главы романа. Маркс был вынужден просить В.Г. Черткова (лидера толстовского движения, близкого друга Л.Н. Толстого, редактора и издателя его произведений) оградить его права. «В противном случае,— писал он,— я сочту себя вправе и буду вынужден не придерживаться никаких рамок, и буду печатать в каждом номере столько глав, сколько я признаю удобным исключительно в своих интересах».

Л.Н. Толстой печатно протестовал против злоупотребления его словом, но протесты остановили далеко не всех.

Гонорары писателям

У каждого читателя своя иерархия любимых писателей, но вряд ли кто­нибудь станет оспаривать тот факт, что в 1890­е годы после произведений Л.Н. Толстого наибольший общественный интерес вызывали сочинения И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, М.Е. Салтыкова­Щедрина, А.П. Чехова. Их­то сочинения Маркс и решил последовательно выпустить в качестве приложений к «Ниве».

Сочинения И.С. Тургенева были отпечатаны на белой глазированной бумаге, более четко, чем предшествующие издания, и стоили в Петербурге без доставки 5 руб. 50 коп, а в других городах (с доставкой) 7 руб., в то время как за глазуновское издание надо было уплатить в два раза дороже — 15 руб. К тому же в придачу к нему полагались 52 номера «Нивы» и прочие приложения.

Желая дополнить глазуновское издание, А.Ф. Маркс перекупил за 2750 руб. у Е.К. Линденбаум дарованное ей писателем право на его произведения. Однако и это издание оказалось неполным, так как в него не были включены некоторые критические и публицистические произведения писателя. Все выпущенные Марксом собрания сочинений сопровождались подробным биографическим очерком о том или ином писателе, написанным одним из авторитетных ученых. В частности, биография И.А. Гончарова была написана С.А. Венгеровым.

Третий из упомянутых писателей — М.Е. Салтыков­Щедрин — при жизни не продал принадлежавших ему прав литературной собственности, хотя и собирался это сделать. В 1879 году он писал М.М. Стасюлевичу: «Сегодня ко мне приезжал доверенный фирмы Салаевых и предлагал купить меня навсегда, всего и со всем, что будет написано впредь (до сих пор около 420 листов формата “Вестника Европы”). Я назначил цену крови 60 тыс. руб. без рассрочки». Издатель предложил 50 тыс., из которых лишь 20 тыс. наличными, и автор, прекратив переговоры, сам предпринял издание своего полного собрания сочинений сравнительно небольшим тиражом в 6500 экземпляров.

Писателю суждено было увидеть только первый том, остальные вышли после его смерти. Успех издания дал возможность наследникам повторить его дважды. Перекупая у вдовы писателя в апреле 1898 года право издания сочинений М.Е. Салтыкова­Щедрина, Адольф Федорович не собирался сразу же выпустить их в свет. Вероятно, обусловливалось это и тем, что вдова писателя намеревалась в очередной раз издать их. Во всяком случае, в договоре имелся специальный пункт, закреплявший за Марксом права и на те произведения, которые, возможно, «будут выпущены в свет Еленой Аполлоновной Салтыковой или ее наследниками, или о напечатании которых будет ими опубликовано». Права продавались Марксу на пять лет (на период 1900­1904 гг.) за 55 тыс. руб. с оговоркой, что сочинения могут быть изданы только приложением к «Ниве».

По всей вероятности, договор этот имел какое­то дополнение, так как четвертое издание было выпущено Марксом в 1900­1901 годах в 12 томах по 1 руб. 50 коп. за том, а приложением к «Ниве» оно вышло уже после смерти издателя — в 1905­1906 годах. Издание было дополнено пьесой «Смерть Пазухина» и несколькими сказками, ранее запрещенными цензурой. Однако и его нельзя назвать полным, так как в него не была включена публицистика писателя. Тем не менее это издание впервые сделало произведения Салтыкова­Щедрина доступными широким читательским кругам, так как вышли тиражом 150 тыс. экз.

Знакомясь со всеми этими цифрами гонораров писателей, следует учитывать то обстоятельство, что и в те времена посредством литературного труда разбогатеть было практически невозможно. Маркс же предлагал конкретные деньги, поэтому его можно в какой­то мере считать финансовым помощником литераторов, обеспечивающим им более­менее сносное существование, а некоторым из них и жизнь с повышенным комфортом.

Как признавался в одном из писем к друзьям Антон Павлович Чехов: «Я запродался Марксу со всеми потрохами…» (рис. 6).

Рис. 6. Книга из полного собрания сочинений А.П. Чехова

Рис. 6. Книга из полного собрания сочинений А.П. Чехова

Именно Маркс приобрел право литературной собственности на произведения писателя и выпустил их тиражом в 250 тыс. экз., а не ранее издававший А.П. Чехова А.С. Суворин.

Многие годы Адольф Федорович имел великолепного помощника и советчика в лице Ю.О. Грюнберга, но окончательное решение всегда принимал сам. А для того, чтобы не ошибиться, в любом случае необходимо было знать читателя, понимать, как складывается общественное мнение. В этом плане чрезвычайно показательна история приобретения литературной собственности на произведения А.А. Фета.

Издавна существовало убеждение, что книги А.А. Фета не пользовались спросом у современников. Даже такой серьезный исследователь, как Д.Д. Благой, считал, например, что судьба четырех выпусков «Вечерних огней» оказалась гораздо более суровой по сравнению с предшествовавшими книгами Фета: «Несмотря на их крайне ограниченные тиражи (всего по нескольку сот экземпляров), они оставались нераспроданными, в то время как сборник стихов Надсона переиздавался чуть ли не каждый год (за 30 с небольшим лет выдержал 29 изданий!)». Читаешь эти строки, и в памяти невольно оживают мрачные предсказания Д.И. Писарева, что книгопродавцы за отсутствием спроса на стихи А. Фета со временем их «продадут пудами для склеивания комнат под обои и завертывания сальных свечей, мещерского сыра и копченой рыбы».

Если бы всё на самом деле обстояло так, как предсказывал критик, то Маркса следовало бы считать по меньшей мере чистой воды филантропом, каковым он в действительности никогда, конечно, не был. Ведь только чудак или безумец мог отвалить 30 тыс. руб. за право литературной собственности на произведения писателя, книги которого, лишь попав в руки продавцов копченой рыбы, стали бы в первый раз приносить «некоторою долю практической пользы» (по Д.И. Писареву). К тому же и сам Маркс считал, что «поэзия читается у нас вообще очень мало, и круг ее потребителей весьма невелик». Тем не менее он решился на этот шаг. Судьба литературного наследия А. Фета общеизвестна. Вскоре после кончины поэта Н.Н. Страхов и Великий князь Константин Константинович выпустили посмертное собрание его стихотворений, задуманное еще самим автором. Издание 1894 года оказалось неполным. Однако это вряд ли могло каким­то образом сказаться на заключенном Марксом и наследниками поэта соглашении. Скорее всего, сыграло свою роль проявленное современниками внимание к посмертному изданию. Вот тут­то Маркс и заинтересовался тем, действительно ли книги Фета пылятся на складе. Представленный ему реестр нераспроданных сочинений и переводов поэта убедительно опроверг созданную его критиками легенду.

Дело в том, что подавляющую часть нераспроданных книг составляли переводы античных авторов (да и то далеко не все), сочинений А. Шопенгауэра и «Фауста» Гете. Из собственных произведений Фета плохо продавались лишь две части его воспоминаний. Что касается «Вечерних огней», то второй выпуск оказался целиком распроданным, остаток третьего — 26 экз., четвертого — 77 экз. Так алгебра опровергла наветы.

Без всякого риска дополнив собрание сочинений целым рядом произведений покойного поэта, Маркс выпустил в 1901 году его трехтомник. Переиздан он был уже его наследниками в 1910­м, а в 1912 году пущен бесплатным приложением к «Ниве».

Заслуги и продолжатели дела

За свою «общеполезную деятельность А.Ф. Маркс еще в начале 1880­х годов был награжден орденами Станислава 2­й степени и Анны 2­й степени, затем пожалован в почетные граждане, а в 1895 году награжден орденом Св. Владимира 4­й степени, что позволило ему получить потомственное дворянство.

В отличие от многих людей его круга, всё свое состояние он вложил в дело. Те немногие свободные средства, а это почти 500 тыс. руб., оставшиеся после смерти А.Ф. Маркса, предназначались на нужды благотворительности. Не был он и собирателем. Скромная библиотека, небольшое собрание картин: И. Шишкин, И. Айвазовский, И. Левитан, И. Репин, Ф. Чумаков и др.

Адольф Федорович Маркс скоропостижно скончался 22 октября 1904 года. Похоронен на кладбище Воскресенского Новодевичьего монастыря в Петербурге. Согласно завещанию, жена покойного, Лидия Филипповна Маркс основала в 1907 году акционерное общество «Товарищество издательского и печатного дела А.Ф. Маркс». В состав Товарищества входили издательство, типолитография, картография, стереотипное и гальванопластическое заведение. Тогда же основан и специальный благотворительный фонд имени А.Ф. Маркса.

Одним из крупнейших издательских предприятий Товарищества стал выпуск в 1914 году Полного собрания сочинений В.Г. Короленко в девяти томах (27 книгах) под редакцией автора (тираж 200 тыс. экз.). На титульных листах издаваемых книг указывалось: «Издание А.Ф. Маркса».

В 1914 году большую часть паев, в том числе и популярный журнал «Нива», приобрел известный издатель И.Д. Сытин (рис. 7). К началу 1916 года он перекупил издательство полностью (сумма сделки составила примерно 1 млн руб.) и с 20 мая 1916 года стал его директором­распорядителем. Уже с началом Первой мировой войны Товарищество вступило в полосу кризиса: чистая прибыль сократилась с 247 тыс. руб. (1910) до 117 тыс. руб. (1915).

Рис. 7. Иван Дмитриевич Сытин, следующий владелец журнала «Нива» и директор-распорядитель «Товарищества издательского и печатного дела А.Ф. Маркс»

Рис. 7. Иван Дмитриевич Сытин, следующий владелец журнала «Нива» и директор-распорядитель «Товарищества издательского и печатного дела А.Ф. Маркс»

Правда, «калькой» «Нивы» в СССР был журнал «Огонек», впервые увидевший свет в 1912 году. Но, как говорили специалисты, сравнение оказалось в пользу Маркса...

В ноябре 1919­го издательство фактически перестало функционировать, а постановлением ВЦИК от 3 июня 1919 года его издательская деятельность была прекращена полностью. В 1922­м была предпринята попытка восстановления издательства под маркой «А.Ф. Маркс», но в 1924 году оно вновь прекратило свое существование, хотя некоторое время книги с его маркой стереотипно продолжали издавать советские издательства Наркомпрос и Госиздат.

Итоги

Только благодаря приложениям к «Ниве» тысячи русских людей почувствовали себя сопричастными родной литературе, поставив томики сочинений крупнейших отечественных писателей на полки личных библиотек. Более того, Маркс практически открыл для массы малоимущих читателей неизвестные ей имена. Сделав подписчика «Нивы» обладателем личной библиотеки, Маркс тем самым приучил его хранить и беречь книгу, благодаря чему новый читатель постепенно воспитал в себе любовь и уважение к печатному слову. Дешевизна приложений «Нивы» объяснялась не филантропическими побуждениями их издателя. Маркс был предпринимателем, капиталистом в полном смысле этого слова. Чтобы опередить конкурентов в борьбе за читателя, он вынужден был усложнить программу приложений к своему журналу, рассматривая их как действенный стимул своего экономического успеха. Параллельно с увеличением тиража журнала росло, расширялось и модернизировалось производство, в которое вкладывались всё новые и новые средства.

Десять лет — не слишком большой срок, но именно за период с 1894­го по 1904­й (год смерти Маркса) вышли в свет в приложении к «Ниве», кроме названных, следующие полные собрания сочинений: Д.В. Григоровича (1896), Г.П. Данилевского (1901), В.А. Жуковского (1902), Н.С. Лескова (1902­1903), А.К. Шеллера­Михайлова (1904­1905), И.Ф. Горбунова (1904), 22­томное собрание романов, повестей и рассказов П.Д. Боборыкина (1897) и др.

В виде самостоятельных изданий — такие собрания сочинений: А.Н. Плещеева, Я.П. Полонского, И.Н. Потапенко, К.К. Случевского, С.Н. Терпигорева, А.А. Фета, К.Ф. Головина (Орловского), В.Г. Авсеенко, А.А. Тихонова (Лугового). В это же время Маркс приобрел права литературной собственности на сочинения М.Н. Альбова, К.С. Баранцевича, П.И. Вейнберга, В.И. Немировича­Данченко, Т.П. Пассек, К.М. Станюковича, А.К. Толстого и др. Безуспешными оказались лишь попытки переговоров с М. Горьким.

Самостоятельно и как приложения изданы такие авторы, как: М.В. Ломоносов, В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов, А.С. Грибоедов, Н.В. Гоголь, И.А. Гончаров, Ф.М. Достоевский, И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков­Щедрин, Д.В. Григорович, Н.С. Лесков, А.П. Чехов, А.Ф. Писемский, А.Н. Майков, А.А. Фет, Ж.­Б. Мольер, Г. Ибсен. Не всё равноценно в этом богатейшем наследии, но даже простой перечень имен свидетельствует о том существенном вкладе, какой внес издатель А.Ф. Маркс в сокровищницу русской культуры. 

Использованная литература:

  • Динерштейн Е. А. «Фабрикант» читателей. — М.: Книга, 1986.
  • Динерштейн Е. А. Российское книгоиздание (конец XVIII­XX в.): Избранные статьи. — М.: Наука, 2004.
  • Энциклопедический словарь. — М. 2009.
  • Санкт­Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. — М.: Большая Российская Энциклопедия. 1992.

КомпьюАрт 4'2013

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства