КомпьюАрт

8 - 2013

Аплодисменты после каждой защиты

Андрей Крылов krylov@compress.ru

В любом издательстве вся творческая работа обычно сосредоточена в отделе, которым руководит главный художник. Если издательство богатое, то  за большими экранами Макинтошей творят, рисуя на планшетах, молодые люди, называющие себя дизайнерами. Поколение постарше предпочитает именоваться художниками — оформителями книги. Они привыкли работать с тушью, красками и бумагой и, как правило, оканчивали графический факультет МПИ, что на Михалковской улице. Их там так учили в докомпьютерное время.

Теперь даже несколько вариантов градиентной заливки в любом графическом редакторе можно создать буквально за пять минут, и не надо пачкаться красками, а из библиотеки персонажей можно выбрать векторных бесцветных человечков; шрифт тоже нужен особый, веселый. Затем нужно поставить логотип издательства и обложка детектива, бульварного романа или детской книги готова. Хорошо бы добавить в технологию производства корректорскую читку, так как многие, особенно домохозяйки, жалуются на огромное количество орфографических ошибок в изданиях.

Со вступительным словом к государственной комиссии обращается лауреат премии имени В.А. Фаворского профессор Василий Евгеньевич Валериус

Со вступительным словом к государственной комиссии обращается лауреат премии имени В.А. Фаворского профессор Василий Евгеньевич Валериус

Потом проходит утверждение макета книги в отделе маркетинга, и файлы отправляются в типографию. На сыктывкарской бумаге, и даже на меловке при 256 внутренних полосах и тираже 3 тыс. экз., а также выплате гонорара автору (роялти) себестоимость книги составит порядка 300 руб. После накруток книжной базы и магазина на прилавке ее можно увидеть примерно за 600 рублей.

 Диплом защищает Элина Бутарева

Диплом защищает Элина Бутарева

В наше время еще встречаются впечатлительные люди, которые спрашивают: «А где же тут любовь к читателю?» Поясним, что любовь осталась, но в крупных издательствах она практически вытеснена строгим финансовым планом, а вот небольшие издательства, как правило, внимательно относятся к читателю. Там работают действительно фанатично преданные книжному делу люди, а сроки подготовки книги приближаются к году. Правда, для этого нужен крупный заказчик, средства и особые способы распространения. Среди интеллигенции много собирателей книг, которые вообще не принимают современной полиграфической продукции, а сосредоточены на коллекционировании книг столетней и большей давности…

Вот в такое бурное циничное море книжного бизнеса выпустил своих учеников профессор факультета графических искусств МГУП им. Ивана Федорова Василий Валериус. В июне в актовом зале университета состоялась защита дипломов выпускников творческой мастерской «Дизайна уникальных книг», которой руководит прославленный мастер. Напомню читателю, что профессор Валериус известен и в театральном мире как художник — оформитель спектаклей. Может быть, поэтому ученики мастера во время защиты работ находились на сцене в свете софитов и на фоне бархатных кулис. И, как в театре, неведомый голос попросил выключить мобильные телефоны.

Рис. 1. В дипломной работе Элины Бутаревой представлен поэтический сборник американского поэта Уолта Уитмена (1819—1892) «Листья травы» (1855—1891). Соединение анимации, звукового оформления и типографики показало, что выпускница МГУП отлично владеет программами верстки, векторной и растровой графики. Такой продукт, возможно, вскоре станет хорошо покупаемым товаром

Рис. 1. В дипломной работе Элины Бутаревой представлен поэтический сборник американского поэта Уолта Уитмена (1819—1892) «Листья травы» (1855—1891). Соединение анимации, звукового оформления и типографики показало, что выпускница МГУП отлично владеет программами верстки, векторной и растровой графики. Такой продукт, возможно, вскоре станет хорошо покупаемым товаром

Рис. 1. В дипломной работе Элины Бутаревой представлен поэтический сборник американского поэта Уолта Уитмена (1819—1892) «Листья травы» (1855—1891). Соединение анимации, звукового оформления и типографики показало, что выпускница МГУП отлично владеет программами верстки, векторной и растровой графики. Такой продукт, возможно, вскоре станет хорошо покупаемым товаром

Рис. 1. В дипломной работе Элины Бутаревой представлен поэтический сборник американского поэта Уолта Уитмена (1819—1892) «Листья травы» (1855—1891). Соединение анимации, звукового оформления и типографики показало, что выпускница МГУП отлично владеет программами верстки, векторной и растровой графики. Такой продукт, возможно, вскоре станет хорошо покупаемым товаром

КомпьюАрт: Расскажите о том, что должен уметь современный художник книги. Сколько выпускников сегодня защищается? Чему посвящены дипломные работы?

Василий Валериус: Идея состоит в том, чтобы научить студентов работать с уникальной книгой в совершенно классическом ее виде: переплет из «серьезных» материалов, внимательное отношение к макету, вплоть до всякого рода мелочей. Кроме того, читателю должна быть видна дизайнерская активность, поскольку присутствие дизайнера в таком проекте придает книге дополнительную ценность. Этих же студентов мы одновременно стали обучать работе с электронной книгой. Этот вид книги на экране гаджета содержит в себе элементы анимации, музыки, шумов, активной типографики. Работа подобного плана обязательно требует от исполнителя владения режиссурой.

Возможно вынужденное сотрудничество с автором — это когда дирижер исполняет или режиссер ставит. Ведь мы слушаем музыку или смотрим спектакль в «чужом» исполнении. Так и в искусстве книжного оформления. Чем же наша продукция отличается от кино? Это принципиальный вопрос. Главное, что центром этого продукта является читающий человек, то есть чтение остается главным стержнем. Мне думается, такой продукт может вернуть интерес к чтению.

Сегодня выпускается десять моих студентов. У большинства диплом состоит из двух частей: одна из них — это электронная книга, а вторая — уникальная бумажная книга.

В качестве примера приведу диплом Элины Бутаревой, первая часть которого представляет собой электронную книгу: сборник стихов «Листья травы» Уолта Уитмена (рис. 1) — известного американского поэта и публициста. Википедия называет его певцом «мировой демократии», всемирного братства людей труда, позитивных наук, любви и товарищества, не знающих социальных границ, новатором свободного стиха.

В дипломной работе создано цельное пространство для обитания стихов. Каждая глава или поэма этого сборника имеет собственное оформление.

Заметно стремление дизайнера создать условия для комфортного чтения и обеспечить книгу внятной типографикой. Всё это сочетается с общим стилем произведения. Было выбрано несколько тем сборника, например «Рождение мира». Чтобы показать, что всё в мире взаимосвязано, изображены трава, листочки, насекомые и т.д., объединенные в общем пространстве. В последней главе сборника Уитмен прощается и с читателем, и с вдохновением. Он пишет о смысле жизни и творчества, о драматизме творческого выбора. Эту часть книги сопровождает завывание вьюги, что соответствует, по мнению художника­оформителя, эмоциональному настроению поэта.

В 1990­х годах тонкое искусство работы с типографикой умирало. Сейчас его стараются возродить. В современном понимании электронная книга — это заверстанный в формате PDF текст, который можно читать, «листая страницы». Однако сегодня мы пытаемся создать произведение, которое включает литературу, текст, музыку или шумы, анимированные неподвижные изображения. Всё это соединяется режиссерскими усилиями. Я требовал от своих студентов развивать и демонстрировать режиссерские способности. Ведь такое соединение стилей и видов искусств и есть режиссерская работа в чистом виде. Кроме того, присутствуют элементы операторской работы.

Технологически это пока техническая анимация с выводом на экран для показа комиссии, а далее — программирование, превращение в продукт и продажа через интернет­магазин Apple Store. Оформители сами занимаются распространением, получая за это 30%. На рынке электронной книги сегодня есть издательства, которые активно поддерживают наши инициативы.

Рис. 2. Вторая часть дипломной работы: разработка и оформление уникального издания «Русская рыбалка и охота». Важно, что это не макет, а реализованный проект. Составной кожаный переплет с двумя видами тиснения. Внутренние листы — 90 г/м2,

Рис. 2. Вторая часть дипломной работы: разработка и оформление уникального издания «Русская рыбалка и охота». Важно, что это не макет, а реализованный проект. Составной кожаный переплет с двумя видами тиснения. Внутренние листы — 90 г/м2,

Рис. 2. Вторая часть дипломной работы: разработка и оформление уникального издания «Русская рыбалка и охота». Важно, что это не макет, а реализованный проект. Составной кожаный переплет с двумя видами тиснения. Внутренние листы — 90 г/м2,
форзац — 120 г/м2. Отпечатано в Чехии

Коротко расскажу о второй части диплома Элины Бутаревой. Это реализованный проект издания «Русская рыбалка и охота» (рис. 2). Возьмите книгу в руки, откройте ее, и вы увидите, что выпускница МГУП не только владеет искусством оформления книжных полос, но и знакома с огромным ассортиментом полиграфических расходных материалов.

Все мои выпускники после шести лет учебы готовы к самостоятельной дизайнерской работе. В свою мастерскую я их набирал сам. После выпуска кого­то возьмут в штат издательства, а кто­то будет на фрилансе заниматься либо бумажной уникальной книгой, либо электронной. Сейчас у меня будет третий курс и набран первый.

КомпьюАрт 8'2013

Выбор номера:

larswallentin
heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства