КомпьюАрт

12 - 2013

Генеральская литература

Алексей Венгеров, профессор,
Алексей Венгеров, профессор,
докт. техн. наук

«Деяния» — весьма характерный образец исторических жизнеописаний 20-х годов XIX века. Их отличительная особенность — панегирический тон повествования. Обращался ли биограф к здравствовавшим героям или уже ушедшим из жизни — они одинаково должны были служить нравственным примером, внушать гордость за отечество и его историю. Предлагаю читателю ознакомиться с двумя военными изданиями.

«Деяния российских полководцев и генералов» Семена Ушакова (1822 год)

Это издание, вышедшее в 1822 году в четырех частях, рассказывает о российских военачальниках, «ознаменовавших себя в достопамятную войну с Франциею в 1812,1813,1814 и 1815 годах». Среди прочих сюда вошли биографии М.И. Голенищева­Кутузова­Смоленскоrо, М.Б. Барклая­де­Толли, Л.Л. Беннигсена, Ф.Ф. Винценгероде, П.Х. Витгенштейна, М.А. Милорадовича, Д.В. Голицына. Каждую главу сопровождает гравированный портрет прославленноro героя (рис. 1).

[Ушаков Семен] Деяния российских полководцев и генералов, ознаменовавших себя в достопамятную войну с Франциею, в 1812, 1813, 1814 и 1815 годах, с кратким начертанием всей их службы, с самого начала вступления в оную (в 4-х частях). Отпеч. в С.-Петербурге,

[Ушаков Семен] Деяния российских полководцев и генералов, ознаменовавших себя в достопамятную войну с Франциею, в 1812, 1813, 1814 и 1815 годах, с кратким начертанием всей их службы, с самого начала вступления в оную (в 4-х частях). Отпеч. в С.-Петербурге,

[Ушаков Семен] Деяния российских полководцев и генералов, ознаменовавших себя в достопамятную войну с Франциею, в 1812, 1813, 1814 и 1815 годах, с кратким начертанием всей их службы, с самого начала вступления в оную (в 4-х частях). Отпеч. в С.-Петербурге, в тип. Карла Крайя, 1822. 21,6x12,8 см. На корешке — тисненые золотом заглавия и номера частей. Крышки оклеены той же, что и форзацы, «мраморной» бумагой. Золотая головка. В четырех одинаковых полукожаных переплетах работы мастерской Д.А. Матвеева, о чем свидетельствует печать на внутренней стороне 3-го форзаца

Автор труда Семен Иванович Ушаков, составивший также жизнеописание А.Г. Орлова­Чесменскоrо, так предварял свое сочинение: «Я осмеливаюсь представить соотечественникам моим “Деяния Российских полководцев и генералов” с кратким изложением всей их службы, с самого начала вступления в оную, с некоторыми чертами частной их жизни и историческими, по сопричастности, анекдотами, не касаясь никаких тактических исследований».

Рис. 1. Все портреты — гравюры пунктиром. Ч. 1. IV, 294 с., 8 л. портретов. Ч. 2. 334 с.,  Рис. 1. Все портреты — гравюры пунктиром. Ч. 1. IV, 294 с., 8 л. портретов. Ч. 2. 334 с.,

Рис. 1. Все портреты — гравюры пунктиром. Ч. 1. IV, 294 с., 8 л. портретов. Ч. 2. 334 с.,
8 л. портретов. Ч. 3. 280 с., 8 л. портретов. Ч. 4. 274 с., 8 л. портретов

Неслучайно отрывки из подобного рода произведений рекомендовалось зачитывать солдатам и использовать в церковных проповедях. Одним из таких фрагментов вполне мог быть приводимый Ушаковым приказ Витгенштейна, отданный по вступлении русских войск во Францию: «Отмщайте обиды лишь врагам своим... Солдаты! Я укажу вам путь к славе, но путь к бессмертию снищите благословением народов, нами побежденных».

На титулах владельческая печать:

На титулах владельческая печать: «Парчево-ткацкая фабрика
И.A. Жевержеева. С.-Петербург»

Как и другие биографы, Ушаков украшал «Деяния» историческими анекдотами, то есть короткими рассказами о реальных происшествиях, которые выявляли не самые значительные, но характерные черты той или иной личности.

К числу «анекдотических» эпизодов можно отнести пребывание в Англии в 1814 году знаменитого атамана Войска Донского М.И. Платова, известного своими быстрыми атаками, наводившими ужас на французов: «Из всех иноземцев никто столь торжественно не изъявлял уважения своего к заслугам и достоинствам графа Матвея Ивановича Платова, как англичане. В честь его был спущен в Лондоне корабль “Граф Платов”. Портрет его повсеместно в величайшем уважении: женщины почитали честию носить оный на груди; к некоторым знатным англичанам, по просьбе их, доставлены были волосы с головы его, увенчанной сединами и славою; несколько англичан приглашали его быть крестным отцом их детей».

Представленный в публикации экземпляр «Деяний» интересен владельческой печатью: «Парчево­ткацкая фабрика И.А. Жевержеева. С.­Петербург». Петербургский фабрикант И.А. Жевержеев — отец известного коллекционера­библиофила, обладателя книжных редкостей Левкия Ивановича Жевержеева.

«Русские полководцы, или Жизнь и подвиги российских полководцев» (1845)

Эта книга — свидетельство печального финала блестящей литературной карьеры журналиста, историка, прозаика и драматурга Н.А. Полевого.

Сын иркутского купца, Полевой с детства стремился к литературному поприщу. «Я почти не помню себя неграмотным, — писал он в «Автобиографии», — потому что лет шести я уже выучился читать, а к десяти перечитал все, что было в шкапе отца моего. К тому времени я вел уже домашнюю контору и писал — да, писал стихи и прозу, сам не зная, что такое стихи и проза, выдавал газету “Азиятские ведомости” и журнал “Друг России”. Отец бранил меня, жег мои журналы, отнимал у меня книги, но через несколько времени я опять принимался за прежнее».

Николай Алексеевич любил вспоминать, как в 1811 году, впервые оказавшись в Москве по торговым делам, он, пятнадцатилетний, забыв об отцовских поручениях, ходил в театр, покупал книги «без счета», пробирался на лекции в Московский университет.

Полевой Николай Алексеевич (1796—1846). Русские полководцы, или Жизнь и подвиги российских полководцев, от времен Императора Петра Великого до царствования Императора Николая I. Издание Константина Жернакова. Жизнеописания составлены Николаем Полевым. С.-Петербург,

Полевой Николай Алексеевич (1796—1846). Русские полководцы, или Жизнь и подвиги российских полководцев, от времен Императора Петра Великого до царствования Императора Николая I. Издание Константина Жернакова. Жизнеописания составлены Николаем Полевым. С.-Петербург, тип. Константина Жернакова, 1845. 1 л. гравированный фронтиспис, 353 с. с политипажами, 12 л. портретов — гравюры на стали. 28Ѕ18,2 см. В современном цельнокожаном переплете работы А.А. Рузайкина в стиле переплетов ХIХ века

Гравюрный портрет генералиссимуса А.В. Суворова

Гравюрный портрет генералиссимуса А.В. Суворова

Девять лет спустя Полевой обосновался в Москве окончательно. Позади остались служба в конторе богатого курского купца и первые публикации — переводы с французского. В 1820­1824 годах его стихи, заметки, очерки, статьи на филологические и исторические темы регулярно появлялись в московских и петербургских журналах и альманахах.

В 1825 году Полевой начал издавать собственный журнал — «Московский телеграф», по словам В.Г. Белинского, «решительно лучший журнал в России от начала журналистики». В нем сотрудничали А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, А.А. Бестужев­Марлинский, Е.А. Баратынский.

3 апреля 1834 года по высочайшему повелению «Московский телеграф» был закрыт. Поводом для этого послужила отрицательная рецензия Полевого на патриотическую драму Н.В. Кукольника «Рука Всевышнего Отечество спасла».

Николай Алексеевич так и не сумел оправиться от этого удара. Вынужденный ради прокормления многочисленной семьи заниматься литературной поденщиной, он в 1837 году переехал в Петербург, чтобы негласно (на открытую журналистскую деятельность был наложен запрет) редактировать правительственную газету «Северная пчела» и журнал «Сын Отечества». Таким образом, он на годы попал в тяжелейшую нравственную и материальную зависимость от официальных, «титульных» редакторов этих изданий — Н.И. Греча и Ф.В. Булгарина.

Параллельно с журналистикой Полевой занимался историей и драматургией, За восемь лет он написал около 40 пьес, издал «Историю Петра Великого», «Историю князя Италийскоrо графа Суворова­Рымникскоrо».

Титульный лист издания

Титульный лист издания

Заглавные буквы, украшения, гербы и виньетки работы Р.К. Жуковского вырезаны лучшими граверами на дереве в Петербурге

Заглавные буквы, украшения, гербы и виньетки работы Р.К. Жуковского вырезаны лучшими граверами на дереве в Петербурге

Сборник биографий «Русские полководцы» Полевой составил по заказу издателя — Константина Жернакова, владельца типографии в Петербурге. В предисловии говорилось: «Предположив издать жизнеописания и портреты двенадцати русских полководцев в виде, достойном нынешнего состояния типографического искусства в России, издатель не щадил издержек на свое издание. Портреты, рисованные известным художником Т.Г. Шевченко, и заглавный лист, нарисованный Р.К. Жуковским, были гравированы на стали знаменитым английским гравером Робинсоном и отпечатаны в Лондоне. Заглавные буквы, украшения, гербы и виньетки работы Р.К. Жуковского вырезаны лучшими граверами на дереве в Петербурге. Типография г­на Жернакова прилагала всевозможное старание к изящному изданию текста книги».

Действительно, бумага, чистота печати, подбор шрифтов, декорированные страничные рамки — отменного качества. Но текст Полевого не терялся в этом полиграфическом великолепии. Написанный живо, образно, остроумно, он выдает перо опытного литератора. Вот, к примеру, характеристика, данная автором А.В. Суворову: «Поставленный за толпою людей, отмеченных родом, богатством, дворцовыми почестями, Суворов прикрыл себя личиною шутки и юродства, как истина прикрывается дурацкою шапкою с бубенчиками басни. Прыжки, петушье кукаре­канье, земные поклоны, прыганье по стульям, пение на клиросе, солома, на которой он спал во дворцах, зеркала, которых он боялся, всё прикрывало необыкновенный ум и превосходное образование. Суворов приобрел за жизнь свою редкую награду, славу не только великого полководца, но и народного героя».

Сборник содержит биографии Петра I, Б.П. Шереметева, А.Д. Меншикова, Б.Х. Миниха, П.А. Румянцева, Г.А. Потёмкина, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, М.Б. Барклая­де­Толли, П.Х. Витгенштейна, И.И. Дибича, И.Ф. Паскевича.

По иронии судьбы, это роскошное верноподданническое издание, посвященное Николаю I, было написано опальным литератором из купцов и оформлено мятежным «кобзарем» из крепостных.

КомпьюАрт 12'2013

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства