Токен: 2SDnjeb4y7E

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjejusTv

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

КомпьюАрт

2 - 2014

Оптимизация формного процесса для газетной печати УФ-отверждаемыми красками

Н.А. Корогвич, Ю.Н. Самарин
Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова

Активное внедрение ультрафиолетовой технологии печати в газетные производства США и Европы началось в 2000­х годах. В России данная технология присутствует на рынке всего несколько лет, и типографий, оборудованных сушильными УФ­устройствами, не так уж много. Однако технология активно внедряется в производства по всему миру, ведь УФ­печать имеет ряд серьезных преимуществ перед классической coldset­ и heatset­печатью:

  • моментальное и полное закрепление краски на оттиске;
  • возможность печатать как на газетной, так и на мелованной или суперкаландрированной бумаге;
  • появление глянца на красочном слое оттиска;
  • гораздо меньшие габариты сушильного устройства, а также более низкое энергопотребление, по сравнению с технологией heatset;
  • экологическая безопасность красок и отсутствие испарений органических растворителей при печати и закреплении;
  • экономические затраты на приобретение и монтаж сушильного УФ­оборудования значительно меньше, по сравнению с heatset­тех­но­логией.

Данные факторы делают УФ­технологию печати весьма привлекательной, поскольку ее использование позволяет получать коммерческий продукт в виде газеты журнального типа, тетрадь которой будет частично состоять из мелованной бумаги (например, обложка и центральный разворот). При этом чем больше башен печатной машины оборудовано УФ­сушкой, тем больше будет количество мелованных полос, вплоть до того, что тетрадь полностью может быть выполнена на мелованной бумаге. Характерно, что в этом случае не требуются серьезные изменения в конструктивной составляющей используемого оборудования, а также отсутствуют потери производительности.

Появляются более широкие возможности цветопередачи изображений, отпадает проблема отмара или смазывания красок, издание становится глянцевым, что делает его более заметным на прилавке. Эти неоспоримые достоинства привлекают издателей, однако у них возникает ряд вопросов относительно допечатной подготовки файлов и специфики технологического процесса в целом:

  • Какой использовать цветовой профиль?
  • Каково значение максимальной суммы красок?
  • Каковы нормы значений оптических плотностей?
  • Каковы значения растискивания печатного процесса?

Данные вопросы закономерны, поскольку это базовые показатели и они требуются в первую очередь самой типографии для обеспечения стабильно качественного и предсказуемого результата процесса печати. А для этого производству необходимо самостоятельно проводить экспериментальные и исследовательские мероприятия.

Для производства газет УФ­отверждаемыми красками применение норм печати, используемых в сoldset­технологии, некорректно, так как в значительной мере будет ограничивать потенциал цветопередачи УФ­технологии. Принцип закрепления красок для этих типов печати разный: в одном случае — впитывание в бумагу, в другом — отверждение за счет УФ­излучения. Что касается печати УФ­отверждаемыми красками, то для обеспечения соответствия цветовых координат плашечных цветов на оттиске цветовым координатам, описанным в п. 4.3.2.3 стандарта ISO 12647­2, например, для голубого цвета экспериментально определенная необходимая оптическая плотность должна быть равна 1,3. В то же время для coldset­печати это значение, в соответствии с координатами голубого цвета стандарта газетной печати ISO 12647­3, составляет 0,9. Вследствие увеличения толщины красочного слоя увеличивается и растискивание, которое впоследствии необходимо компенсировать, причем в соответствии не с газетной сoldset­печатью, а со стандартом ISO 12647­2 и с учетом таких факторов, как тип бумаги, линиатура вывода, тип пластин и т.д. Нельзя забывать и о различии цветовых характеристик и физических свойств газетных и мелованных бумаг. Естественно, цветовой охват для УФ­печати будет гораздо шире, чем для сoldset­печати.

Для определения рабочих оптических плотностей, компенсации эффекта растискивания и построения цветового профиля необходимо выполнить ряд измерений и тестов, схематично изображенных на рис. 1.

Рис. 1. Алгоритм действий для определения основных параметров настройки допечатных процессов для конкретной технологии печати

Рис. 1. Алгоритм действий для определения основных параметров настройки допечатных процессов для конкретной технологии печати

Как известно, международный стандарт IS0 12647­2
не определяет значений оптических плотностей для конкретного вида печати, однако дает колориметрические значения цвета в системе CIE Lab для различных условий печати. Логично, что заказчику не важно, сколько краски было нанесено на оттиск, главное, чтобы конечный продукт совпадал по цветам с оригиналом. Однако типография должна определить значения оптических плотностей и придерживаться их при производстве для поддержания прогнозируемого поведения краски во время печати (ввиду варьирующегося растискивания всего тонового диапазона в зависимости от толщины красочного слоя), а также для фиксации координат цвета каждого из CMYK­цветов и их бинарных наложений.

Для определения рабочих оптических плотностей необходимо провести серию тестов и определить, при какой толщине красочного слоя координаты каждого из цветов наиболее близки к значениям, приведенным в пункте 4.3.2.3 стандарта ISO 12647­2
для конкретного типа бумаги. В данном случае необходимый тип бумаги — «3: глянцевая рулонная» (п. 4.3.2.1 стандарта ISO 12647­2). Для этого типа бумаги в международном стандарте прописаны координаты цветов, которых необходимо достичь при определении толщины красочного слоя (см. таблицу).

Значение цветовых координат для сочетаний «голубой — пурпурный — желтый» в соответствии в требованиями сервис-бюро CIELAB

Значение цветовых координат для сочетаний «голубой — пурпурный — желтый» в соответствии в требованиями сервис-бюро CIELAB

Рис. 2. Шкалы тонового диапазона с шагом 10% для цветов CMYK

Рис. 2. Шкалы тонового диапазона с шагом 10% для цветов CMYK

Зная оптические плотности для каждой из красок, необходимо провести тестовую печать, предварительно разместив на форме тоновый «клин» с шагом не более 10% для каждого цвета (рис. 2).

Получив набор оттисков шкал с требуемой толщиной красочного слоя, необходимо провести измерение и построение кривых растискивания, которые станут основой для создания компенсационных кривых растискивания для ввода в растровый процессор допечатного отдела типографии. При линиатуре вывода менее 52 см¯¹ и типе используемой бумаги «3» кривая растискивания для данного вида печати соответствует кривой «С» п. 4.3.5.1 стандарта ISO 12647­2 (рис. 3).

Рис. 3. Экспериментальные данные о растискивании в сравнении с эталонной кривой растискивания: 1 — кривая, построенная на основе экспериментальных данных; 2 — кривая растискивания «C», соответствующая стандарту ISO 12647-2

Рис. 3. Экспериментальные данные о растискивании в сравнении с эталонной кривой растискивания: 1 — кривая, построенная на основе экспериментальных данных; 2 — кривая растискивания «C», соответствующая стандарту ISO 12647-2

Для проверки стабильности поведения краски при определенных оптических плотностях необходимо проводить процедуру измерения кривых печатного процесса в течение нескольких тиражей. В  дальнейшем данные кривые растискивания для каждого из цветов, предварительно сохраненные в раст­ровом процессоре, будут использоваться при выводе печатных форм для печати УФ­отверждаемыми красками.

Следующим этапом, после компенсации эффекта растискивания на растровом процессоре, является печать тестовой шкалы цветового охвата IT8.7/4 (рис. 4).

Рис. 4. Тестовая шкала цветового охвата IT8.7/4

Рис. 4. Тестовая шкала цветового охвата IT8.7/4

На основе полученных данных о цветовом охвате печатного устройства необходимо с помощью оттисков шкалы IT8 создать icc­профиль, который следует использовать при подготовке файлов к печати УФ­отверждаемыми красками. При создании профиля следует учесть, что согласно п. 2.4.7 стандарта ISO 12647­2 максимальная насыщенность тона для машин с рулонной подачей бумаги не должна превышать 300%.

Несколько слов следует сказать о недостатках данной технологии. В первую очередь — это более дорогостоящие краски и необходимость использования специальных УФ­смывок и других расходных материалов. Кроме того, в случае применения этой технологии падает тиражестойкость печатных пластин. Однако если определить нормы печатного процесса УФ­отверждаемыми красками, тем самым повысив его предсказуемость, то доход от производства таких изданий не только покроет себестоимость самого продукта, но и будет приносить прибыль, одновременно повышая качество и гибкость газетной печати.

Список литературы

  1. Корогвич Н.А. Ультрафиолетовая печать газет // Вестник МГУП. 2013. № 2. С. 129­132.
  2. Международный стандарт ISO 12647­2:2004 (E). Технология цветной печати. — Управление процессами производства пробных отпечатков и печатных форм методом полутонового цветоделения. — Часть 2: Офсетные литографические процессы. — Введ. 2004­11­15.
  3. Могинов Р.Г., Дмитриев Я.В. Растекание капель УФ­отверждаемой краски по ранее нанесенному красочному слою // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2013. № 1. С. 12­19.
  4. Андреева О.В., Зак Ю.А., Шахова И.И. Проблемы оптимизации современных печатных процессов // Известия высших учебных заведений. Проблемы полиграфии и издательского дела. 2012. № 6. С. 10­16.

КомпьюАрт 2'2014

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства