КомпьюАрт

2 - 2015

Тернистый путь фотокниг в России

По данным аналитического агентства FutureSource, в 2012 году в России было продано порядка 700 тыс. фотокниг, а в 2013­м — примерно 960 тыс. Однако начавшийся в прошлом году экономический спад негативно отразился на динамике роста этого рынка. Так что интерполировать эти данные на ближайшие годы было бы чересчур оптимистично.

Одной из ключевых проблем, вследствие которых рассчитывать на значительный рост отечественного рынка фотокниг в ближайшем будущем не приходится даже теоретически, является крайне низкий показатель узнаваемости этого изделия как продукта. Проще говоря, многие в нашей стране даже не подозревают о существовании подобной услуги. И здесь образовался своего рода замкнутый круг.

Небольшой объем заказов не позволяет рассчитывать на получение стабильной прибыли. Естественно, что в этой ситуации компании не могут позволить себе тратить значительные средства на рекламу и продвижение продукта. Ситуация усугубляется тем, что на данном этапе недостаточно просто заявить о том, что компания N предлагает услуги по изготовлению фотокниг. Гораздо важнее донести до потенциальных заказчиков информацию о том, что представляет собой этот продукт, чем он отличается от привычных фотоальбомов и в чем заключается его ценность в сравнении с тысячами цифровых снимков, хранящихся на жестком диске ПК или в «облаке».

Объективная ситуация в нашей стране на данный момент такова, что зарабатывать только на изготовлении фотокниг практически невозможно. Ключ к решению этой без преувеличения архисложной задачи удалось найти лишь нескольким российским компаниям.

Пока далеко не все жители нашей страны знают о существовании фотокниг

Пока далеко не все жители нашей страны знают о существовании фотокниг

Дело в том, что бизнес по изготовлению фотокниг требует в корне иного подхода, нежели традиционное полиграфическое производство. Это касается и подбора оборудования, и организации производственного процесса, и методов работы с клиентами. Иными словами, прийти в обычную типографию и сразу начать делать фотокниги не получится. Требуется кардинальная перестройка всего производственного процесса.

Помимо печатной машины понадобится специфическое оборудование для послепечатной обработки. Причем стоимость последнего обычно даже превосходит затраты на покупку печатной машины.

Чтобы привлечь максимально широкую клиентскую базу, нужно иметь возможность производить максимально широкий спектр продукции — от недорогих бюджетных вариантов до эксклюзивных изданий. Однако при изготовлении высококачественных фотокниг в твердой обложке с отделкой из дорогих материалов автоматизировать удается далеко не все операции. Вследствие этого, значительно возрастает доля ручного труда, причем выполнение этой части работ под силу лишь высококвалифицированным (а следовательно, высокооплачиваемым) специалистам.

Еще одно необходимое условие — внедрение принципиально новых технологий допечатной подготовки, которые обеспечивают предельно высокий уровень автоматизации всех процессов. Ведь большинство клиентов, заказывающих фотокниги, имеют весьма поверхностное представление о технике обработки и допечатной подготовки цифровых изображений, а также о верстке и прочих процессах. При этом фотокнигу обычно заказывают в единственном экземпляре, что делает нерентабельным привлечение штатных художников, верстальщиков и других специалистов к работе над каждым заказом. Соответственно, процесс создания макета фотокниги должен быть максимально простым и понятным даже для тех, кто ни разу не имел дела с профессиональными программами верстки и обработки фотографий. Кроме того, компоновка макета не должна отнимать у пользователя много времени. А это значит, что большинство этапов допечатной подготовки придется автоматизировать. Кроме того, необходимо предоставить в распоряжение заказчиков обширную библиотеку готовых шаблонов, графических элементов и стилей.

Дополнительным осложнением является невысокое техническое качество фотографий. Нередко исходным материалом для фотокниг служат снимки, сделанные при помощи бюджетных моделей компактных фотоаппаратов и даже встроенных камер мобильных устройств. Некоторые пользователи и вовсе имеют в своем распоряжении лишь изображения низкого разрешения, загруженные с личных страничек социальных сетей, фотохостингов, и т.п. Вследствие этого, используемые для верстки фотокниг инструменты должны обеспечивать автоматическую цветокоррекцию, качественное масштабирование (экстраполяцию) и прочую обработку для получения на выходе оптимального результата с минимальным участием пользователя.

Значительную часть заказов, сделанных профессиональными фотографами, составляют свадебные фотокниги

Значительную часть заказов, сделанных профессиональными фотографами, составляют свадебные фотокниги

Естественно, что разрабатывать подобные инструменты с нуля и тем более собственными силами в современных условиях вряд ли разумно. В настоящее время на рынке представлено немало готовых решений — например M­Photo, Imaxel Photo Solution, Taopix, DigiLabs и др. Однако любой из перечисленных продуктов требует доработки с учетом особенностей используемого оборудования, материалов и множества других факторов. Таким образом, требуются значительные затраты на приобретение и доработку программного обеспечения, а также на разработку и поддержку веб­сайтов и сервисов.

Впрочем, оборудование и программное обеспечение — это еще далеко не все статьи расходов. Одним из ключевых слагаемых успешной работы является качественный сервис. Необходимо организовать удобные пункты приема, обработки и выдачи заказов, службу оперативной и недорогой доставки готовой продукции и т.д. В нашей стране это особенно важно, поскольку, как показывает практика, многие клиенты предпочитают получать и оплачивать заказ непосредственно в той компании, в которой он был сделан. И в этом заключается одно из принципиальных отличий российского рынка от западноевропейского, где клиенты в большинстве случаев делают заказ и производят оплату через Интернет, а готовые заказы получают по почте. Кроме того, в России гораздо больше срочных заказов, возложить задачу доставки которых на обычную почту, в силу объективных причин, попросту невозможно.

Одной из особенностей нынешнего этапа формирования рынка фотокниг в нашей стране является крайне низкий процент заказов, поступающих от профессиональных фотографов. Казалось бы, именно эта категория пользователей является одной из наиболее перспективных для зарождающегося рынка. Однако статистические данные свидетельствуют о том, что в России доля фотокниг, изготавливаемых профессиональными фотографами для своих клиентов, в количественном выражении составляет лишь несколько процентов от суммарного объема заказов. Это в основном свадебные фотокниги.

Фотохроника жизни детей является одним из самых популярных «сюжетов» фотокниг

Фотохроника жизни детей является одним из самых популярных «сюжетов» фотокниг

Небольшую долю составляют корпоративные заказы — в частности фотокниги, выпущенные к знаменательным датам, в качестве подарка клиентам либо рассказывающие о наиболее успешных проектах крупных компаний.

Как ни парадоксально, наибольшее количество заказов в нашей стране поступает непосредственно от конечных пользователей, которые, как правило, самостоятельно занимаются созданием макета. В их числе — молодые мамы, оформляющие таким образом фотохронику первых лет жизни своих детей, а также активные путешественники, желающие оставить на память о пройденных маршрутах наряду с гигабайтами цифровых изображений еще и нечто материальное. Кроме того, существует относительно немногочисленная категория заказчиков, которые изготавливают фотокниги в качестве оригинального подарка своим друзьям или родственникам.

Можно не сомневаться в том, что в нашей стране имеются значительные резервы для дальнейшего развития рынка фотокниг — причем как количественного, так и качественного. Но реализовать этот потенциал на практике пока довольно сложно: во­первых, рынок этой продукции только формируется, а во­вторых, в неблагоприятной экономической ситуации попытка освоить новое направление деятельности связана с чересчур высоким риском. Впрочем, те, кто все­таки отважится на этот шаг, в будущем могут получить значительное конкурентное преимущество. 

От фотобумаги к «цифре»

Одна из устойчивых тенденций в сегменте фотокниг — увеличение доли заказов, изготавливаемых на цифровых печатных машинах. И это вполне объяснимо, поскольку такой подход позволяет получить сразу несколько конкурентных преимуществ. Во-первых, снизить затраты на печать и сократить сроки выполнения заказа. Цифровые печатные машины позволяют наносить изображение с двух сторон листа, что значительно упрощает процесс изготовления книги.

Во-вторых, можно значительно расширить ассортимент печатных носителей, что обеспечивает более широкий выбор для клиентов. В частности, появляется возможность выбирать тип бумаги и переплета, а также конструкцию и материал обложки. А это, в свою очередь, предоставляет большие возможности по оптимизации затрат с учетом требований заказчика.

В-третьих, в периоды снижения активности клиентов и сокращения объема заказов цифровые печатные машины можно без проблем задействовать для выполнения других видов продукции.

Справедливости ради необходимо отметить, что у цифровых печатных машин есть и свои недостатки. Самыми существенными (с точки зрения использования для изготовления фотокниг) являются проблемы с точностью цветопередачи, наиболее заметные на черно-белых фотографиях. Даже при регулярной калибровке оборудования поточная печать не гарантирована от возникновения определенных отклонений и случайных дефектов, вызванных внешними факторами. Впрочем, как утверждают сотрудники компаний, занимающихся изготовлением фотокниг, на недостатки цветопередачи, не слишком глубокий черный цвет, неравномерный глянец и другие подобные нюансы, как правило, обращают внимание лишь профессиональные фотографы.

Цифровая печатная машина HP Indigo 10000

Цифровая печатная машина HP Indigo 10000

В настоящее время в западно­европейских странах доля фотокниг, изготавливаемых с использованием ЦПМ, достигла 90%. В нашей стране этот показатель пока не столь внушительный, однако тенденция к росту доли продукции, отпечатанной на ЦПМ, налицо.

Наиболее популярными ЦПМ у компаний, специализирующихся на изготовлении фотокниг, являются модели линейки HP Indigo. Это обусловлено целым рядом причин. В частности, конструкция этих машин позволяет печатать как в четыре, так и в шесть красок. При необходимости можно использовать дополнительные цвета, например HP Indigo ElectroInk White — для создания сплошного непрозрачного фона белого цвета. Модели HP Indigo 5600, 7600 и 10000 позволяют выполнять не только печать, но и ряд отделочных операций — например сплошное или выборочное лакирование, а также создание прозрачного рельефного рисунка поверх отпечатанного изображения.

В начало В начало

КомпьюАрт 2'2015

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства