КомпьюАрт

4 - 2015

На пути к качеству

Сергей Сергеев
Сергей Сергеев
доцент, к.т.н. sergeevsa@pk56.ru

Брака у нас много, а качество одно

Затеки увлажняющего раствора

Затеки образуются в результате чрезмерной подачи увлажняющего раствора, из­за чего печатная краска «отходит» от поля захватов. Избыток увлажняющего раствора с печатной формы попадает на накатные, красочные валики, а оттуда в печатную краску, которая начинает эмульгировать.

Количество увлажняющего раствора, предназначенного для смачивания пробельных элементов и устранения возможного «тенения», нужно поддерживать на минимальном уровне. Это можно наблюдать на валиках — при оптимальной подаче увлажнения поверхность печатной формы приобретает бархатный глянец, а при спиртовом увлажнении поверхность формы матовая.

Проблемы при печати

Бумаги

Одна из наиболее важных составляющих печати — это запечатываемый материал. Даже при работе с обычной бумагой возникает довольно много проблем и вопросов. Необходима специальная подготовка бумаги к печати — акклиматизация. Акклиматизацию бумага должна проходить в фабричной упаковке. Продолжительность подготовки бумаги зависит от разницы температуры бумаги, доставленной для печати тиража, и температуры в печатном цехе, а также от величины паллеты или объема упаковки бумаги.

При подрезке бумаги на формат необходимо следить за заточкой ножей и выполнять встречный рез для подчистки, чтобы избежать образования «марашек» при печати. В зависимости от типа запечатываемого материала определяется ряд технологических особенностей печати. Ниже рассматриваются особенности работы на наиболее часто используемых проблемных материалах, таких как матовые мелованные бумаги, невпитывающие материалы, рельефные бумаги.

Печать на матовых мелованных бумагах

В настоящее время большая доля рекламной продукции печатается на матовых мелованных бумагах. Важно помнить, что это достаточно сложный материал, который требует особого внимания. Микронеровности поверхности матовой мелованной бумаги при трении создают эффект «наждачной бумаги», и краска сползает. Для повышения прочности красочного слоя к истиранию необходимо соблюдать следующие рекомендации:

•    вести печать специальными быстросохнущими красками с высокой прочностью к истиранию;

•    все быстросохнущие краски — не «ночные», то есть их нельзя оставлять на ночь в красочном ящике. При печати на медленных скоростях и после кратковременных остановок машины необходимо тщательно перемешивать краску в красочном ящике. Если краска подсыхает после кратковременных остановок, ее освежают на валиках и резине антисиккативом­спреем, а перед продолжительными простоями поверхность краски в красочном ящике покрывают антисиккативом­спреем. Следует использовать антисиккатив­спрей для освежения краски на валиках только в крайних случаях (так же как масла и мягчительные пасты), поскольку скорость высыхания краски снижается. Не превышать норм подачи увлажняющего раствора;

•    необходимо отслеживать показания оптической плотности оттисков с помощью денситометра по шкалам контроля печатного процесса на протяжении всего тиража, не превышая допустимых норм для матовых мелованных бумаг;

•    не сохнущие в красочном ящике краски следует при необходимости корректировать специальными пастами, улучшающими прочность к истиранию и для ускорения высыхания и повышения прочности красочного слоя к истиранию. Можно использовать сиккативную добавку в увлажняющий раствор;

•    следить за тем, чтобы листы ложились на приемный стапель ровно, не терлись друг о друга;

•    следить за подачей противоотмарочного порошка: зернистость порошка должна соответствовать плотности запечатываемой бумаги. Порошка должно быть достаточное количество. Использовать при печати «на выход» порошки с силиконовым покрытием, поскольку они способствуют скольжению листа, отталкивают воду, концентрируются по месту изображения на оттиске. Без силиконового покрытия крахмальный порошок во время следующих прогонов частично растворяется при взаимодействии с водой;

•    насыщенные оттиски и оттиски, отпечатанные на плотной бумаге, не складывать в высокий стапель;

•    стапелированную печатную продукцию вывозить с приемного стола осторожно, избегая ударов и сдвигов листов. Беречь от ударов отпечатанные листы, устанавливая стапели так, чтобы не загромождать проходы;

•    проверять свежеотпечатанные оттиски на стапеле, не сдвигая листы относительно друг друга;

•    не запечатывать оборотную сторону недостаточно высохшего оттиска, так как краска может перейти на печатный цилиндр, а с него — на последующие оттиски;

•    ежедневно проверять кислотность увлажняющего раствора с помощью индикаторных полосок или электронного рН­метра. Поддерживать рН увлажняющего раствора в интервале 4,8­5,3 (снижение и превышение водородного показателя может привести к отмарыванию);

•    не реже раза в две недели менять увлажняющий раствор и производить промывку увлажняющих ванн;

•    регулярно проводить глубокую очистку красочных валиков специальными средствами. Очищенная от глазури поверхность валика хорошо переносит краску и требует минимальной подачи краски и увлажнения;

•    если предстоит фальцовка, а иллюстрации насыщенные, то рекомендуется отлакировать оттиски масляным печатным или водно­дисперсионным лаком. Необходимо масляный лак выбирать в зависимости от того, идет ли лакирование «в линию» или отдельным прогоном, так как лаки изготавливаются специально для лакирования «по сухому» и «по сырому». Лакирование можно сделать выборочное и сплошное. Можно добавить лак в последнюю краску триады (желтую), но не более 10%, так как теряется насыщенность цвета;

•    использовать качественную матовую мелованную бумагу, соответствующую многокрасочной печати.

Печать на металлизированных бумагах и пленках

Для печати на металлизированных бумагах и полимерной пленке используются печатные краски, высыхающие за счет оксидативно закрепляющихся связующих компонентов, — так называемые фолиевые краски, предназначенные для печати на невпитывающих поверхностях.

Практические рекомендации по печати:

•    оттиски на металлизированной бумаге можно лакировать только специальными лаками для невпитывающих поверхностей;

•    при хранении металлизированной бумаги и при печати на ней, особенно в помещении, в котором будут производиться работы, должно осуществляться кондиционирование воздуха;

•    для металлизированных бумаг требуется относительная влажность воздуха 45+5% при температуре 20­23 °С, иначе возможна деформация бумаги;

•    лучше работать чистыми красками, но при работе с малым расходом краски приходится дополнительно использовать сиккатив;

•    следить за достаточным расходом краски. При малом ее расходе, когда изображение занимает незначительные участки на печатном листе, возникает опасность эмульгирования краски. Поэтому необходимы полосы для съема краски как с боков, так и с «хвоста» листа, чтобы в процессе печати тиража можно было получить четкое и насыщенное изображение за счет подачи свежей краски; при этом полосы располагаются на листе за обрезными метками;

•    для достижения оптимального баланса «краска — вода» применяются тиражные листы. В случае использования при приладке впитывающей бумаги и при последующем переходе на тиражную металлизированную на ней образуется избыток увлажняющего раствора, который проявляется на печатном изображении в виде водяных разводов, бледной печати и плохом закреплении краски;

•    рН увлажняющего раствора рекомендуется держать не ниже 5,5. Если рН выше, увлажняющий раствор лучше заменить;

•    для снижения толщины слоя увлажняющего раствора на печатной форме и ускорения высыхания краски в увлажняющий раствор вводится до 15% изопропилового спирта;

•    после обработки печатных пластин активатором необходимо смыть его водой, не допуская попадания активатора на накатной валик увлажняющего аппарата. Губки для смывки должны быть чистыми, вода свежей. Необходимо помнить, что все кислые растворы осложняют процесс закрепления краски;

•    желательно использование противоотмарывающего порошка на основе крахмала в количестве, соответствующем весу 1 м2 используемой бумаги. Следует точно соблюдать дозировку, так как избыточное количество порошка может привести к проблемам при резке отпечатанной продукции;

•    при использовании устройства ИК­сушки необходимо обеспечить отвод теплого воздуха, иначе из­за скопления паров могут возникнуть проблемы с закреплением краски. Влажность листа на выходе из печатной машины должна быть такой же, как на входе;

•    поскольку измерить оптическую плотность с помощью денситометра сложно из­за отражения лучей с металлической поверхности, рекомендуется ориентироваться на подписные оттиски;

•    перед нанесением фолиевых красок следует осуществить грунтовку кроющими белилами. Печать кроющими белилами предпочтительно осуществить с двух секций: первая — накат в половину возможной толщины, вторая — в максимальную толщину грунтового слоя. Следующую секцию лучше пропустить, давая возможность первично закрепиться грунтовому слою. Это позволит избежать продолжительной сушки оттисков и возможного слипания оттисков в стопе в результате чрезмерной подачи белил при печати грунта на одной секции.

Многокрасочная печать поверх белил «по­сырому» гарантирует требуемую точность совмещения, но при этом цветные краски, смешиваясь с белилами, частично теряют насыщенность;

•    не рекомендуется делать продолжительные перерывы в работе, так как фолиевые краски закрепляются оксидативно, и через 20­25 мин простоя потребуется смывать красочные аппараты;

•    не использовать антисиккативы при работе с фолиевыми красками, так как возникают проблемы с закреплением краски на оттисках;

•    необходимым условием для хорошего высыхания красок на оттиске является достаточное количество воздуха между листами. Поэтому укладывать оттиски в высокие — более 200 листов — стопы нельзя. Высота их не должна превышать 10­15 см. Если есть возможность, то оттиски хорошо обдувать воздухом — вентилировать.

В случае если для сушки краски не применяются специальные устройства, то время закрепления в среднем составляет не менее 48 ч.

В последнее время все большее распространение получает печать на самоклеящихся пленках, которые широко применяются при изготовлении этикеток, рекламных и информационных объявлений, плакатов, декоративных работ и пр.

Самоклеящийся материал — композиционный, состоящий, как правило, из подложки, клеевого, силиконового слоев и запечатываемого поверхностного материала. При этом используются различные пленки: глянцевые и матовые, белые и прозрачные. Наиболее часто применяются полиэтиленовые (ПЭ) и полипропиленовые (ПП) пленки. ПВХ­пленки в основном используются для наружной рекламы в силу их высокой устойчивости к внешним воздействиям.

Необходимо проверить принципиальную совместимость пленочного материала и краски. По возможности провести предварительные испытания.

Оптимальные цеховые условия печати: температура 19­23 °С, влажность 45­55%.

Идеальные условия достигаются при подаче изопропанола 8­10% и рН увлажняющего раствора 5­5,5, температуре в баке увлажнения 8­12 °С.

Рекомендации по печати на пленочных материалах аналогичны рекомендациям по печати на металлизированной бумаге.

На глянцевых пленках краска может выглядеть недостаточно блестящей. Для лакирования рекомендуется применять специальные водно­дисперсионные лаки для невпитывающих поверхностей.

Печать на рельефных материалах

При печати на рельефных бумагах, в особенности на отечественных, например Гознак с тиснением «лен» или «холст», часто возникают проблемы. Указанные бумаги имеют высокую пухлость и слабо мелованную с одной стороны поверхность. Непропечатка из­за глубины рельефа и низкого качества мелованного слоя — наиболее часто встречающийся дефект.

Способы решения:

•    усиление давления регулировкой натиска с одновременной корректировкой краски мягчительной пастой;

•    усиление давления за счет полужесткого декеля офсетного цилиндра с одновременной корректировкой краски мягчительной пастой.

Натиск делают больше чем 0,05 мм, не превышая допуски на увеличение давления при регулировке печатной машины. Но при усилении давления при жестком декеле может произойти продавливание резины. Тем не менее это более предпочтительно, так как замена жесткого декеля на полужесткий с использованием поддекельной резины требует гораздо больше времени.

Офсетное резинотканевое полотно используют более мягкое — типа AQUAMARINE компании PHOENIX с твердостью по Шору 76°. После печати тиража офсетную резину можно обработать регенератором S.R.R. (VARN), способствующим восстановлению поверхности резины после повышенного давления. Скорость печати не должна быть высокой. При установке полужесткого декеля под офсетную резину подкладывают резиновое поддекельное полотно CORAL или ZENTRIX (PHOENIX) и калиброванный картон, толщина которого вместе с толщиной CORAL или ZENTRIX соответствует проточке офсетного цилиндра с учетом увеличения натиска (норма — 0,05). Поддекельное полотно поставляется толщиной 0,65 и 1,00 мм, поэтому возможны различные комбинации поддекельных материалов.

Печать люминесцентными красками

В условиях роста требований к качеству печатной продукции и для создания особенного художественного эффекта, а также для защиты от пиратских подделок всё чаще используются дополнительные специальные краски.

Солнечный свет, попадая на изображение, запечатанное люминесцентной краской, не поглощается, как другими красками, а суммируется за счет изменения энергии. Происходит насыщение краски, и возникает явление люминесценции.

Эти краски применяют для наружной рекламы, их используют для привлечения внимания к тексту, для ярких этикеток, рекламных проспектов. Они могут использоваться для повышения степени защиты документов.

Рекомендации:

•    чем толще слой краски, тем сильнее явление люминесценции. Для усиления эффекта рекомендуется двукратная запечатка;

•    печать изображения рекомендуется проводить плашкой или при низких линиатурах растра, так как в противном случае из­за тонкого слоя эффект бывает незначительным;

•    для повышения прочности оттиска к истиранию рекомендуется изображение лакировать;

•    при печати «выворотного» шрифта нужно учесть, что лучше читается шрифт с засечками;

Люминесцентные краски в сочетании с черной краской создают прекрасный художественный эффект.

Печать металлизированными красками

Важным условием для получения хороших результатов при печати металлизированными красками под золото, серебро и бронзу является соблюдение следующих правил:

•    качество печати металлизированными красками зависит от поверхности запечатываемого материала. Предпочтение следует отдавать хорошим мелованным бумагам или бумагам со специальным мелованным покрытием с кислотностью, близкой к нейтральной. «Кислые» бумаги могут приводить к снижению металлического блеска, потемнению пигмента;

•    запечатываемые материалы с высокой способностью к впитыванию требуют или двойного прогона, или (в случае цветного золота) первый прогон делается краской, совпадающей по тону (например, для Metallic­Blau первый слой выполняется голубой краской). Двойной прогон увеличивает металлический блеск, цветная грунтовка усиливает цветной тон;

•    при печати двухкомпонентными золотыми красками на хорошо впитывающих материалах использовать в качестве грунтовки олифу или желтую краску. Добавить в краску при втором прогоне 1­2% сиккатива 3773TROCKEN PASTE;

•    правильно смешивать пасту с олифой по весу. При лакировании теряется металлический блеск, но прочность к истиранию краски значительно возрастает. Для усиления металлического блеска под лак допускается смешение 6:4 (олифа), но следует помнить, что в этом случае снижается прочность красочного слоя на истирание, поэтому такое изменение пропорций рекомендуется только в случае последующего лакирования. При печати по невпитывающим поверхностям вместо олифы следует использовать прозрачные фолиевые белила;

•    чтобы от окисления не потерялся металлический блеск, вскрывать упаковку и смешивать краски нужно непосредственно перед началом печати. Приготовленную или уже готовую однокомпонентную краску сразу же закладывают в красочный ящик. Если на тираж потребуется большое количество краски, то лучше смешивать ее порциями в процессе тиража. В красочный ящик краску кладут небольшими порциями, добавляя время от времени свежую;

•    минимизировать подачу увлажняющего раствора. Не применять кислые добавки в увлажнение; рН для металлизированных красок держать не ниже 5,3 (для красок иных производителей могут быть другие требования). Заменить увлажняющий раствор, если рН ниже 5,3. Подача изопропилового спирта должна быть не более 10%. Большее количество спирта разрушает пленку металлических пластинок пигмента, защищающую их от окисления;

•    слишком высокая жесткость воды повышает поверхностное натяжение и снижает степень смачиваемости печатной формы. Следует применять воду со средней жесткостью: до 12 dH;

•    добиться увеличения краскопереноса и усилить металлический эффект можно, используя низкую линиатуру растрирования;

•    металлизированные краски — кроющие; чтобы избежать избыточного количества краски на оттиске и отмарывания, следует начинать работу с очень небольшого количества краски, постепенно увеличивая его таким образом, чтобы краска только покрывала площадь запечатки. Добавить краску и отрегулировать подачу увлажнения так, чтобы оно лишь немного превышало минимальный уровень, — это позволит предотвратить закатывание краской пробельных участков;

•    краски должны храниться в сухом прохладном месте, упакованными герметично. Металлизированные краски в результате длительного хранения в открытой таре могут темнеть вследствие окисления пигмента, поэтому неиспользованные полностью банки необходимо закрывать фольгой или пленкой. Сначала надо расходовать краски с более ранней датой выпуска;

•    следить за тем, чтобы при очистке печатных форм средство, содержащее кислоту, не попадало в увлажняющий раствор, тщательно промывать пластины водой. Помнить, что все кислые растворы снижают металлический блеск;

•    инфракрасная сушка допустима, так как она усиливает металлический блеск;

•    можно лакировать оттиски для улучшения адгезионных свойств золотой и серебряной красок и повышения прочности к истиранию. Необходимо помнить, что лак снижает металлический блеск. Лакирование следует проводить как печатными масляными лаками, так и дисперсионными лаками;

•    металлизированные краски могут вызывать проблемы при припрессовке фольги или горячем каландрировании — в этом случае высока опасность отслаивания;

•    провести пробное ламинирование. Ламинировать не раньше чем через два дня после печати тиража, предварительно проверяя качество закрепления краски на оттиске и стойкость ее к истиранию. Качество ламинирования можно правильно оценить только спустя несколько дней;

•    при лакировании УФ­лаками прямо на «золото» или «серебро» практически невозможно добиться хорошей адгезии: необходима грунтовка водно­дисперсионным лаком;

•    использовать, соблюдая точную дозировку, только вспомогательные вещества, рекомендуемые производителем: аэрозоль для освежения краски перед пуском машины после кратковременных остановок, минеральное масло для снижения липкости краски при печати на бумаге со слабой прочностью поверхности к выщипыванию, сиккативную пасту;

•    если есть возможность, под металлизированную краску делается выворотка на других красках для лучшего закрепления краски на оттисках. Можно оставить только грунтовку подходящего цвета;

•    при печати «сырое по сырому» «золото» печатать в последнюю очередь. Если это невозможно, следующую после золотой краску смягчить, сделать менее тягучей. Следующая по печати краска должна быть менее липкой, чтобы закрепиться на поверхности предыдущей краски;

•    на металлизированной краске делать выворотку под последующие краски.

Печать перламутровыми красками

Перламутровые краски могут использоваться для сложного дизайна высокохудожественных изданий и для повышения степени защиты ценных бумаг.

Перламутровый эффект красок виден и на белом, и на цветном фоне, но лучшего эффекта можно добиться на темном фоне.

Рекомендации:

•    для печати этими красками необходимо использовать офсетное резинотканевое полотно с высокой краскопередачей. Контроль за толщиной красочного слоя осуществляется только визуально, так как денситометрические измерения провести невозможно;

•    перламутровый эффект дает лучшие показатели на мелованных бумагах и картоне и при двойном прогоне.

Компания MERCK разработала перламутровые пигменты IRIODIN PEARLPRINT, которые в офсетной печати позволяют:

- легко приготовить офсетные краски с различными эффектами,

- осуществить печать с перламутровым эффектом,

- печатать с различными уникальными эффектами пигментов Iriodin.

Различная последовательность наложения красок вызывает разные эффекты. Яркие цвета могут печататься первыми или последними. Нанесение их первыми приводит к оптимальному lriodin­эффекту. Печать Iriodin­красками первыми приводит к увеличению глубины и интенсивности цвета.

Рекомендации:

- кроющие краски следует печатать первыми, в противном случае, при нанесении их сверху, они будут маскировать перламутровый эффект Iriodin­красок;

- имеющаяся цветовая гамма пигментов Iriodin может изменить цвет предыдущей краски;

- наилучший эффект достигается при запечатывании глянцевых мелованных бумаг;

- для последующей обработки возможны все традиционные процессы — печать красками, лакирование

КомпьюАрт 4'2015

Выбор номера:

23-я выставка маркетинговых коммуникаций ДИЗАЙН И РЕКЛАМА
Printtech
computex
heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства