КомпьюАрт

2 - 2016

Столичная цифра

Марсель Шарифуллин

Первым делом после освобождения, желая утолить накопившийся за четыре года вынужденного бездействия голод по отраслевой информации, я посетил пару десятков полиграфических предприятий. Благодаря внезапно свалившейся на меня популярности, я был желанным гостем как у поставщиков полиграфического оборудования, так и типографий, эксплуатирующих это оборудование и демонстрирующих интересные технические и технологические приемы в своей работе.

Кроме современного «железа» меня очень интересовали программные средства, используемые преуспевающими предприятиями для организации рабочего потока в типографии, калькуляции заказов, работы с клиентской базой, ведения склада материалов и готовой продукции. Было интересно узнать, что изменилось в полиграфии за время моего отсутствия и как кризис сказывается на работе типографий. Кроме праздного любопытства, мною двигало желание ознакомиться с практическим использованием автоматических систем управления производством (АСУП) и онлайн­решений Web­to­Print (WtP), что понадобится мне в ходе дальнейшего развития типографии НИУ ВШЭ, заняться которым планировал в ближайшее время. Именно для достижения этой цели я и старался выбирать места своих посещений. Во­первых, это поставщики цифрового печатного и послепечатного оборудования: «Нисса», Konica Minolta, Ricoh, Heidelberg, «ТЕРРАПРИНТ». А во­вторых — цифровые типографии, имеющие интересные особенности или достигшие значительного успеха на московском полиграфическом рынке. В данной публикации я хотел бы поделиться с читателями несколькими наиболее яркими впечатлениями о посещенных мною цифровых типографиях: I print it, «Каскон», «МДМ­принт», «М­Сити», Onebook, «Мива­принт», «МБ­принт», Netprint, «Формула цвета», «Вишневый пирог», «ИРМ­1», «Технология рекламы», «Буквы и цифры», «Группа Т8» и др.

Илья Новичков, директор компании NetPrint

Илья Новичков, директор компании NetPrint

Все эти типографии чувствуют себя неплохо в нынешнее кризисное время, а внедренные АСУП и другие программные решения во многих случаях являются одним из главных факторов достигнутого ими успеха. Большинство из них имеют прекрасные производственные базы и профессиональный персонал, который выжимает из современного оборудования всё возможное как по качеству, так и по производительности. В то же время каждая имеет свои особенные черты, свои «фишки», которых нет у других.

Например, NetРrint — крупнейшая российская типография, производящая разнообразную фотопродукцию. Директор компании Илья Новичков сообщил, что спектр заказов распределяется примерно в такой пропорции: фотокниги и цифровой офсет — 48%, фотографии — 24%, фотокалендари — 12%, фотосувениры — 8%, остальное — интерьерная фотопечать. Самый ходовой продукт — фотокниги, средний тираж которых составляет порядка 1,5 тыс. в день. Он считает, что NetPrint сейчас держит порядка 60% рынка персонализированной фотопродукции, имея около тысячи точек выдачи по России (собственные плюс партнерские). Я согласился с его оценкой после того, как увидел производство.

HP Indigo 10000 в типографии NetPrint

HP Indigo 10000 в типографии NetPrint

В своем парке NetPrint имеет профессиональное рулонное оборудование Noritsu для «мокрой» фотопечати (на фотобумаге, с проявителями и закрепителями) и цифровой листовой печати формата В2 на базе HP Indigo 10000. На финише используется высокопроизводительный комплекс брошюровочного и переплетного оборудования Kolbus и машины для изготовления фотокниг­премиум (из склеенных двойных листов с возможностью разворота на 180°) с рулонной подачей. Для улучшения и без того прекрасных фотоальбомов­премиум NetPrint может вставлять листы картона между двумя склеиваемыми листами с фотопечатью: в результате получаются фотокниги с твердыми страницами (подобно детским книгам).

Интерьерная печать, а также такие сложные виды продукции, как картины, акрил, холст в багете, пазлы, изготавливаются на широкоформатных УФ­принтерах swissQprint и промышленных режущих плоттерах Zund. Кстати, кроме печати на бумаге NetPrint печатает большим форматом и на других материалах: пенокартоне, пластике, металле, стекле, фанере и т.п. Для картин изготавливаются рамы любых видов, вплоть до использования ценных пород дерева.

Практически все оборудование в типографии дублировано, поэтому срывов заказов по причине поломки техники не бывает, а при необходимости (например, в сезон) есть возможность резкого увеличения объема производства. Основные продажи компания осуществляет через Интернет, причем ее заказчиками являются все российские регионы (даже строятся планы для выхода на рынки других стран). Успешно развивается партнерская программа, помогающая клиентам начать бизнес без инвестиций в оборудование. Многие типографии и фотосалоны России размещают заказы в NetPrint и продают продукцию под собственными брендами. Партнерам предоставляются программное обеспечение для приема заказов как онлайн, так и офлайн, производственные возможности, маркетинговая поддержка, разветвленная логистическая сеть. NetPrint имеет большой отдел доставки своей продукции. Во время экскурсии по производству мне бросилось в глаза, что количество людей, занимающихся вкладыванием фотопродукции в специально разработанные конверты из гофрокартона для почтовой отправки заказчикам, превышает весь остальной персонал типографии. Впрочем, возможно, это была случайная диспропорция, а может быть — результат автоматизации предприятия: все остальные участки работают с минимальным участием людей.

По словам Егора Гришина (крайний слева на фото), исполнительного директора NetPrint, практически всё используемое программное обеспечение является собственной разработкой и главным know­how компании (важнее, чем всё оборудование и другие инновации). Есть своя система управления производством, система обработки PDF, автоматизированная система комплектации продукции, бухгалтерского складского учета и т.п. В целом на его создание ушло 10 лет и более 5 млн евро, но зато теперь NetPrint обладает отказоустойчивой системой, способной стабильно работать в режиме «24/7».

«М­Сити» — один из российских лидеров трансцедентной печати, фулфилминга и прямой почтовой рассылки. Объемы ежедневно печатаемой и отправляемой ими персональной корреспонденции исчисляются миллионами экземпляров. На этом предприятии есть специальный отдел, занимающийся обработкой и созданием баз данных, способный сформировать базу данных потенциальных клиентов по заданным критериям или автоматически собрать информацию с бумажных носителей (например, визиток), актуализировать и проверить на ошибки существующие базы данных, тем самым освободив время для других дел. Собственное мощное производство оснащено десятком листовых печатных машин Xerox Nuvera, рулонной цифровой машиной Impica и несколькими подборочными, фальцевально­склеивающими, конвертовкладочными и упаковочными автоматическими линиями от фирм Kern, CMC, MBO, Hunkeler и др.

Вторая рулонная ЦПМ Impica в «Т8 Издательские технологии»

Вторая рулонная ЦПМ Impica в «Т8 Издательские технологии»

Кроме того, «М­Сити» имеет необходимые лицензии по защите информации или работы с защищенной продукцией, ее технологические процессы выстроены по самым передовым стандартам: ISO 9001:2000 и ISO 27001. Учитывая такое уникальное сочетание, «М­Сити» предлагает своим клиентам комплексные услуги по обработке информации, цифровой печати и персонализации, складскому хранению, комплектованию и упаковке разнообразных товаров, а также для почтовой и курьерской рассылки их по большому количеству адресов. ИПС «М­Сити» состоит в Российской ассоциации директ­маркетинга (РАДМ) и Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) и обладает признанным авторитетом в этих областях. Ее клиентами являются государственные и крупные коммерческие предприятия, которым необходима печать и рассылка персонализированной информации в больших количествах: банки, службы ЖКХ, рекламные агентства, интернет­магазины, предвыборные штабы кандидатов, издательства и другие организации.

В частности, побывав на производственной площадке компании «М­Сити» в Щербинке, я с удивлением узнал, что там (в отдельном здании со всеми необходимыми мерами защиты) печатаются такие важные документы, как экзаменационные билеты ЕГЭ для московских школ. В то же время «М­Сити» выгодно сотрудничает и с мелкими заказчиками, а ее небольшой книжный отдел может печатать календари, книги в мягком и твердом переплете, а также фотоальбомы в единичных экземплярах для конечных заказчиков.

Разумеется, все это было бы невозможно без мощных программных средств для обработки клиентской информации и управления производственным потоком на различных ее участках. Большинство софта, используемого в «М­Сити», является уникальным и разработано ее же сотрудниками. Для собственно типографского производства в «М­Сити» используется АСУП A­System от фирмы «Моноритм». Со слов руководителей предприятия, эта система пока не до конца внедрена в эксплуатацию и сейчас решается вопрос о следующем этапе внедрения существующей программы или переходе на другое ПО.

«Т8 Издательские технологии» — первая российская компания, профессионально работающая по принципу Print­on­Demand (PoD). Ее основой является «Свободная издательская платформа» (СИП), составляющая комплексную цепь издательских процессов: предпечатной подготовки, цифровой печати, складских и логистических сервисов в России и других странах, услуг по распространению, интернет­магазинов и т.п. СИП построена на единой облачной системе управления на всех этапах данного технологического процесса. Основными клиентами «Т8 Издательские технологии» являются издательства, библиотеки и другие участники рынка прямых публикаций — от авторов до корпоративных издательств.

Сергей Боев, технический директор «Т8 Издательские технологии», считает, что время PoD пришло только сейчас, с появлением современных полиграфических технологий, позволяющих печатать книги в единичных экземплярах с себестоимостью, соразмерной традиционному офсету. И «Т8 Издательские технологии» с его самым современным оборудованием приносит PoD в Россию. Причем рост объемов печати впечатляет. Начав несколько лет назад с простых листовых машин Xerox, типография год с небольшим назад перешла на рулонную печать. А месяц назад ввела в эксплуатацию вторую рулонную ЦПМ Impica, отметив на счетчике первой Impica 270 млн оттисков А4. Сейчас уже обе рулонные машины загружены в круглосуточном режиме, и руководство строит планы о закупке еще четырех машин. На финишном участке установлен не менее производительный комплекс брошюровочного и переплетного оборудования Kolbus и Hunkeler, способный ежедневно производить десятки тысяч книг в мягком или твердом (склеенном на Pur­клей без шитья на нитку) переплете. Причем, в отличие от конкурентов, с такой производительностью выпускаются книги в мелкотиражном (30­50 экз.) или даже единичном исполнении. Для того чтобы поток отдельно производимых блоков и обложек совмещался без задержек и правильным образом, используется специальное программное обеспечение, система нанесения технологических штих­кодов на каждую единицу продукции и автоматические системы сканирования и верификации перед каждой технологической операцией.

По словам С. Боева, в ИТ­технологии и уникальное самописное программное обеспечение вложено много миллионов долларов — собственно, создание такого ПО и положило начало компании «Т8 Издательские технологии». Только после этого на площадке Технополиса «Москва» был построен современный производственно­логистический комплекс площадью более 10 тыс. м2, привлечены инвестиции и установлено самое современное оборудование — от компьютеров и серверов до логистики.

Важным преимуществом «Т8 Издательские технологии» перед конкурирующими типографиями является проработанность защиты авторского права. Юристы компании предусмотрели весь спектр возможных взаимодействий правообладателей и читателей, и оптимизировали этот процесс. Содержание книг перекачивается на серверы «Т8 Издательские технологии» для того, чтобы любое издание можно было без задержек отпечатать по требованию. Все права на издания остаются у автора, а платформа «Т8 Издательские технологии» выступает лишь «проводником» его контента к потребителю. С каждой отпечатанной книги отчисляются оговоренные проценты автору, издательству, а также покрывается себестоимость производства, при этом прибыль типографии составляет порядка 1 доллара. За счет этого цены на продукцию «Т8 Издательские технологии» остаются привлекательными, и в то же время ни один участник процесса не чувствует себя ущемленным. Руководители компании считают, что у них нет конкурентов, так как второй такой издательской платформы, способной предложить рынку полный комплекс работы с книгой, сегодня не существует. За рубежом «Т8 Издательские технологии» интегрированы с крупнейшими PоD­агрегаторами и интернет­магазинами, поэтому и там у них нет конкурентов, а есть партнеры.

Производственная площадка типографии Onebook

Производственная площадка типографии Onebook

Типография Onebook мне понравилась сбалансированностью и организованностью своего производства, способностью оперативно производить малые тиражи не только акцидентной и журнальной продукции, но также классических, сшитых на нитку книг в твердом переплете. Согласитесь, это немалое достижение. Многие типографии заявляют о такой возможности, но немногие делают это на постоянной основе. Парк печатного оборудования Onebook составляет восемь цифровых печатных машин Konica Minolta старшей серии. Брошюровочный участок представлен уникальной подборочно­фальцевальной линией Petratto D­SIG, ниткошвейным автоматом Aster 180 и машиной КБС. Переплетный — различными итальянскими полуавтоматами для сборки переплетных крышек, вставки блоков и различными пооперационными станками. Этот комплекс оборудования позволяет выпускать до тысячи книг в день, среди которых половина — в твердом переплете. Артем Сорокин, директор типографии, поведал, что Onebook начиналась с письменного стола и принтера в 2000­м году и после этого постоянно росла. Однако сейчас в непростое для всей полиграфии время типографии пришлось начать процессы оптимизации. Тем не менее до увольнения людей дело не дошло, так как это последнее, на что он решится.

Автоматизацию системы управления своим предприятием Артем Сорокин признает пока недостаточной, так как АСУП типографии построена на ПО начального уровня «Аплет» и часть процессов ведется в таблицах Excel. Сейчас рассматривается вопрос о внедрении более совершенного софта от лучшего для их потребностей разработчика.

Артем Сорокин,

Артем Сорокин,
директор типографии Onebook

«Формула цвета» — известная типография, проповедующая гибридную печать и работающая на самом стыке между цифровой и офсетной технологиями печати. Предприятие имеет на вооружении офсетную печатную машину Heidelberg CD 102­5L, гибридную — Heidelberg SM 52­4 Anicolor и цифровую — Linoprint CV (Ricoh Pro C7100X). Для изготовления печатных форм используются CTP Heidelberg Suprasetter A105 и Suprasetter A52, для производства брошюр и журналов с клеевым скреплением — Eurobind 600PUR с полиуретановым клеем, а для сборки журналов на скрепку — листоподборочную линию Theisen & Bonitz 310. Основными продуктами типографии являются календари разных видов, конверты, листовая продукция (бланки, листовки, буклеты, визитки), брошюры, книги в мягком переплете, кубари, воблеры и всё, что необходимо в области рекламной и деловой полиграфии.

На презентации новой ЦПМ Linoprint CV (Ricoh Pro C7100X) в типгорафии

На презентации новой ЦПМ Linoprint CV (Ricoh Pro C7100X) в типгорафии
«Формула цвета». В первом ряду на букве «D» — ее директор Артем Дюженков

За счет отлаженности технологических процессов оперативной офсетной печати Heidelberg Anicolor и пятикрасочной цифровой машиной Ricoh Pro C7100X (с уникальными белилами в качестве пятой краски) граница перехода с одной технологии на другую снизилась уже до 250 экземпляров. Поэтому менеджеры данной типографии зачастую и сами не знают, на чем будет печататься принимаемый ими заказ. Качество схожее, а наиболее выгодная по себестоимости технология может быть выбрана в зависимости от сроков сдачи или компоновки нескольких работ в один сборный спуск. В то же время при настоятельном желании заказчика получить «настоящий офсет» короткие тиражи объемом в 250 экз. могут печататься на SM 52 Anicolor лишь чуть дороже, чем на ЦПМ.

По словам Артема Дюженкова, директора «Формулы цвета», настоящим know­how типографии является инновационная система Printrobot, позволяющая быстро рассчитать стоимость тиража, разместить заказ, оплатить услуги типографии и контролировать выполнение заказа на всех этапах производства. Расчет стоимости и самостоятельное оформление заказа на сайте типографии (24 часа в сутки 7 дней в неделю) позволяет существенно снизить конечную стоимость производства полиграфической продукции и выполнить заказы в самые короткие сроки. Работа над совершенствованием автоматизированной системы управления типографией продолжается, приближая «Формулу цвета» к модели Web­to­Print.

Типография «Колби» (I print it) — небольшая, имеющая всего одну печатную машину Konica Minolta bizhub С70hc со своеобразной красочностью High Chroma и штат сотрудников из трех­четырех человек, привлекла мое внимание организацией своей работы. За счет самостоятельно написанного и внедренного решения Web­to­Print вся работа типографии происходит в автоматическом режиме через Интернет: заказы автоматически верстаются, оформляются и оплачиваются самими клиентами. Система, работающая по принципу «7/24», сама проверяет созданные макеты на правильность (и если находит ошибки, то возвращает макет на доработку с указанием клиенту, что нужно исправить), делает спуски полос, комплектует задания на печать и даже печатает на машине без дополнительного участия сотрудников. Автоматически организуется доставка готовой продукции и информирование клиентов о статусе их заказов. Если бы я не увидел этот процесс воочию, никогда бы не поверил, что такое возможно.

Денис Колесников, директор типографии «Колби» (iprintit.ru)

Денис Колесников, директор типографии «Колби» (iprintit.ru)

Руководитель типографии «Колби» (iprintit.ru) и создатель ее программного обеспечения Денис Колесников рассказал, что типография запустилась в 2009 году на идее печати фотокниг из iPhoto на компьютерах Apple (это было востребовано, так как родной сервис в России недоступен). Поскольку у ее основателя Дениса Колесникова был большой опыт в управлении программистами (ранее он создал собственную биллинговую систему для сети на 10 тыс. пользователей), была сразу написана простенькая система, которая принимала файлы у клиентов, проверяла их, организовывала очереди печати обложек по типам, делала спуск полос и т.п. Через некоторое время сервис стал популярен у клиентов: все работало, уровень брака был минимален, всё, что может делаться не вручную, — делалось без участия людей. Примерно через год клиенты, пришедшие через «сарафанное радио», стали просить создать такой же сервис и для других компьютерных платформ наряду с Apple. Пришлось ввести услугу выездного дизайнера и задуматься о полноценном решении Web­to­Print. Не найдя ничего стоящего на рынке, было принято решение писать свою систему, что и было сделано за год с небольшим — online.iprintit.ru. А когда написали — поняли, что создали настолько универсальное решение, что его можно предлагать другим типографиям по схеме SAAS за роялти. Сейчас идет работа по стыковке системы для редактирования контента клиентами (online.iprintit.ru) с системой принятия и обработки заказов АСУП и доработкой софта в качестве коробочного решения.

Типография «МДМ­принт» удивила меня разнообразием выпускаемой продукции и методов работы с заказчиками: использованием розничных точек приема, приемом заказов по телефону и онлайн через несколько сайтов. Своей основной задачей здесь видят оперативность выполнения заказов — это одна из немногих цифровых типографий Москвы, которая работает круглосуточно и без выходных.

Кажется, не существует такого вида продукции, который типография не выпускала бы на двух своих производственных базах, начиная от фото, сувенирки, баннеров, печати на холсте, кружках и майках, широкоформатной продукции и заканчивая фотоальбомами и книгами в твердом переплете. Причем нынешнего уровня она добилась с нуля за какие­то пять лет — именно в то время, когда многие профессиональные полиграфисты жаловались на кризис и снижение рентабельности и количества заказов. Говоря об интенсивности работы, Руслан Галифанов, директор типографии «МДМ­принт», вспомнил о моментах, когда только что купленное оборудование с ходу «бросалось в бой» и окупалось за считаные дни.

Руслан Галифанов, директор типографии «МДМ-принт»

Руслан Галифанов, директор типографии «МДМ-принт»

До недавнего времени основной парк печатного оборудования составляли ЦПМ Konica Minolta разных модификаций, включая первую в России флагманскую модель bizhub PRESS C1085 (установлена в декабре 2014 года). Сейчас же — открою вам тайну — эта типография приобрела первую в России старшую модель ЦПМ Ricoh 9100х и планирует запустить ее в эксплуатацию в конце апреля текущего года.
Основное производство типографии занимает площади более 500 м2, где размещаются пять цифровых машин, несколько широкоформатных принтеров и режущих плоттеров, а также огромный парк послепечатной техники: КБС Horizon BQ270, пять ламинаторов (Foliant Gemini 400A и GMP), фальцаппарат Morgana Digifold, вырубные прессы, ниткошвейная машина, календарная техника, комплекс оборудования для изготовления твердого переплета и многое другое. Некоторые участки этого огромного цеха настолько плотно заставлены оборудованием, что для начала работы приходится отодвигать соседние машины. Кроме того, мне понравилось относительно небольшое количество сотрудников типографии. Данное обстоятельство технический директор Ильдар Каримов объяснил профессионализмом людей: каждый специалист может работать на нескольких разных машинах.

«МДМ­принт», как и другие передовые типографии, большое внимание уделяет автоматизации системы управления типографии и онлайн­решениям. На данный момент здесь используется самописная АСУП и Web­to­Print от томского разработчика Pixlpark, нашедшего отражение на сайте enjoyprint.ru.
Руководители типографии довольны своим софтом, но ввиду непрерывного роста предприятия постоянно думают о дальнейшем его развитии.

В заключение своей статьи хочу поблагодарить руководителей типографий, пригласивших меня в гости. В данной статье я не успел рассказать обо всех, так как на это просто не хватило отведенного мне пространства. Возможно, мой рассказ будет продолжен в одном из следующих номеров журнала «КомпьюАрт». Хочу сказать, что я почерпнул много интересных идей для себя и использую некоторые из их для развития типографии НИУ ВШЭ, в которую вернулся после четырехлетнего перерыва. Я еще раз убедился, что именно в автоматизации главный секрет успеха многих преуспевающих типографий. Кроме того, опыт развития посещенных мною типографий показал, что лучше начинать с внедрения автоматизированной системы управления (MIS) и только после нормализации ценообразования и оптимизации рабочего потока на предприятии можно приступать к внедрению решения Web­to­Print. Конечно, лучший вариант — это когда единое ПО может совмещать эти функции с фронт­офисом WtP, но такие законченные решения требуют много средств либо времени и средств — при разработке собственными силами. Выходом же из положения может стать внедрение названных ПО по отдельности с последующей их увязкой в общий программный комплекс. Так, первый этап автоматизации типографии НИУ ВШЭ уже начался с внедрения АСУП PrintExpert. О результатах готов делиться с читателями журнала

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства