КомпьюАрт

6 - 2016

Состояние издательского дела на non/fictio№18

Андрей Крылов
krylov1971@rambler.ru

О международной ярмарке интеллектуальной литературы non/fictio№18 в ЦДХ на Крымском Валу

В этом году в non/fictio№18 приняли участие около 300 крупных и малых издательств, книготорговых предприятий и институтов культуры из 18 стран мира — на стендах и в деловой программе ярмарки были представлены Беларусь, Болгария, Великобритания (Почетный гость), Венгрия, Германия, Израиль, Иран, Италия, Китай, Нидерланды, Норвегия, Польша, Россия, Сербия, Словения, США, Франция и Япония.
На стендах участников посетители смогли увидеть лучшие новинки литературы самой разной направленности: художественной, публицистической, научной
и научно-популярной, мемуарной, деловой, справочной и т.д.

В этом году на коллективном стенде «Независимого Альянса» были представлены 37 малых издательств. Участие этих издательств в ярмарке происходит при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

В этом году на коллективном стенде «Независимого Альянса» были представлены 37 малых издательств. Участие этих издательств в ярмарке происходит при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

При входе в основную зону ярмарки располагалась коллективная экспозиция малых издательств, входящих в состав некоммерческого партнерства «Альянс независимых издателей и книгораспространителей». Эта организация представляет собой частную некоммерческую инициативу, ставящую перед собой цель профессионального объединения независимых издателей и книготорговцев, выработку общей стратегии развития, укрепление внутрицеховых горизонтальных связей, лоббирование общих интересов перед государством, крупным бизнесом и обществом. На сегодняшний день в состав «Независимого Альянса» входят около ста книжных организаций из Москвы, Санкт­Петербурга, Твери, Екатеринбурга, Оренбурга, Вологды и Владивостока.

Открытию выставки предшествовала пресс­конференция. Специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой и директор Британского Совета в России Майкл Берд ответили на вопросы журналистов. В этом году Великобритания стала Почетным гостем ярмарки. Участие Великобритании в статусе Почетного гостя книжной ярмарки non/fictio№18 — одно из ключевых событий Года языка и литературы Великобритании и России 2016.

Михаил Швыдкой (слева) и директор Британского Совета в России Майкл Берд (справа) представили обширную программу знаковых британских литераторов

Михаил Швыдкой (слева) и директор Британского Совета в России Майкл Берд (справа) представили обширную программу знаковых британских литераторов

Михаил Швыдкой (слева) и директор Британского Совета в России Майкл Берд (справа) представили обширную программу знаковых британских литераторов

Великобритания занимает пятое место среди крупнейших издательских рынков после США, Китая, Германии и Японии. Онлайн­продажи Соединенного Королевства составляют сегодня примерно 17% от доходов издательств, а розничный рынок постоянно меняется. Ассоциация книгоиздателей Великобритании провела презентацию, на которой представила общий обзор рынка со статистикой, анализом экспорта и внутренних продаж.

В ходе ярмарки была проведена церемония награждения лауреатов Всероссийского конкурса «Самый читающий регион» среди субъектов Российской Федерации на звание «Литературный флагман России». Конкурс призван оценить и поощрить вклад регионов в развитие литературы в культурном пространстве страны, их усилия по повышению доступности чтения для граждан России. Начало этому ежегодному конкурсу было положено в 2015 году в рамках Года литературы в России. Организатором конкурса стал Российский книжный союз при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Три региона, вошедшие ранее в шорт­лист конкурса, были объявлены лауреатами. Первое место заняла Ульяновская область, второе — Ненецкий автономный округ, третье — Санкт­Петербург. Ульяновская область, одержавшая победу в конкурсе, получила, таким образом, почетное звание «Литературный флагман России».

В оформлении стенда издательства «Азбука-Аттикус» много музыки. Здесь в рамках ярмарки non/fictio№18 состоялось открытое интервью Джулиана Барнса, посвященное роману «Шум времени» — беллетристической биографии Дмитрия Шостаковича. Русский перевод этой книги вышел в сентябре 2016 года в этом издательстве специально к 110-летнему юбилею великого композитора

В оформлении стенда издательства «Азбука-Аттикус» много музыки. Здесь в рамках ярмарки non/fictio№18 состоялось открытое интервью Джулиана Барнса, посвященное роману «Шум времени» — беллетристической биографии Дмитрия Шостаковича. Русский перевод этой книги вышел в сентябре 2016 года в этом издательстве специально к 110-летнему юбилею великого композитора

Тема детской программы non/fictio№18 — «Читай, рассказывай, спорь» — ставила своей целью включить детей и родителей в разговор о смысле чтения, о важности обсуждения книг, о формировании собственного отношения к прочитанному. В фокус внимания попали книги, которые порождают споры и обсуждения, помогают определять свою жизненную позицию и вырабатывать собственное мнение.

Посетители приняли участие в мастерских, играх по книгам любимых и новых авторов литературы нон­фикшн: «Метро. Подземный город» (Наталья и Василий Волковы), «Следователь Карасик. 12 загадок для детей и родителей» (Екатерина Кронгауз), «Древний Египет» (Илья Носырев), «Пчелы» (Петр Соха, издательство «Самокат»), «Книжка про снежинки» и «Один день из жизни Деда Мороза» (Ольга Дворнякова), «Такие разные динозавры» (издательство «Мелик­Пашаев») и т.д.

Международная ярмарка интеллектуальной литературы non/fictio№ объявила о создании ежегодной премии «Приз книжного сообщества». Эта инициатива родилась как логическое продолжение стратегии книжной ярмарки, призванной поддерживать и пропагандировать качественную литературу, а также независимые интеллектуальные издательства как главные площадки формирования новых интеллектуальных трендов.

Книги для детской программы non/fictio№18 — «Читай, рассказывай, спорь»

Книги для детской программы non/fictio№18 — «Читай, рассказывай, спорь»

Задачами премии являются:

  • расширение читательской аудитории интеллектуальной литературы;
  • восстановление приоритета экспертного знания и оценки книжной продукции;
  • консолидация книжного мира.

Так как премия объявлена впервые, награды будут вручаться только в 2017 году. В этом году Экспертный совет вручил премию исключительно в специальной номинации «За заслуги перед интеллектуальным сообществом». Особенно приятно, что среди награжденных оказались авторы журнала «КомпьюАрт» отец и сын Венгеровы — Алексей и Сергей — за проект «Библиохроника». Этот проект отсылает читателя к антикварной книге. Книжная антикварная ярмарка впервые состоялась в 2005 году, и с тех пор является постоянным разделом non/fictio№. Несмотря на то что область книжного антиквариата остается довольно узкой и обособленной от других направлений рынка старого искусства, книжной антикварной ярмарке удалось не только выжить, но и укрепить свои позиции. За время существования ярмарка завоевала популярность и доверие ценителей и коллекционеров старинной книги.

Симбиоз элитарного букинистического мероприятия (букинистика традиционно относится к самым авторитетным сферам коллекционирования) и крупнейшей выставки современной литературы оказался удачным. В залах ЦДХ одновременно оценивалась история и актуальное состояние издательского дела, что позволяло осознать роль русской книжности в развитии национальной культуры. 

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства