КомпьюАрт

3 - 2017

Креативный микрофон…или о Московской биеннале дизайна

Андрей Крылов
krylov1971@rambler.ru

Начиная с этого года к спокойной апрельской выставке «Дизайн и реклама» добавили новое направление — Биеннале дизайна. На больших площадях Центрального дома художника был размещен весь образцовый российский креатив. Даже на фасаде ЦДХ, когда наступала весенняя ночь, под музыку проецировалась космическая анимация. Так была заявлена первая Московская биеннале дизайна.

В середине апреля прошла первая Московская биеннале дизайна — новый масштабный проект Центрального дома художника, Школы дизайна НИУ ВШЭ, Московского музея дизайна и Фонда поддержки и развития графического дизайна «Золотая пчела». Статус Биеннале повысили и курирующие это мероприятие правительство Москвы и Главное управление по информационной политике Московской области.

На церемонии открытия сенатор Наталья Дементьева и директор Центрального дома художника Василий Бычков (крайний справа) говорили в микрофон, который и сам стал полноправным объектом инсталляции в одном из залов ЦДХ (информация об авторах изделия и его чертеж — на дополнительной иллюстрации)

На церемонии открытия сенатор Наталья Дементьева и директор Центрального дома художника Василий Бычков (крайний справа) говорили в микрофон, который и сам стал полноправным объектом инсталляции в одном из залов ЦДХ (информация об авторах изделия и его чертеж — на дополнительной иллюстрации)

Василий Бычков: «Новая эпоха в дизайне уже наступила. За последние 15 лет дизайн, накапливая практический опыт, существенно эволюционировал, приобрел особое значение и звучание. Изменилась роль дизайна в формировании предметного мира — теперь он имеет непосредственное отношение к стилеобразующим процессам, к учету национальных традиций и преемственности, к удовлетворению индивидуальных потребностей. Меняются и задачи дизайна: их видят не столько в совершенствовании формы и функции, сколько в сокращении избыточного количества продуктов, в пересмотре материалов и технологий с точки зрения экологии, а также в изменении потребительских требований. Дизайн оказывает огромное влияние на жизнь человека».

Оборудование для рекламной полиграфии, упаковки и этикетки в этот раз было представлено скромно: широкоформатные интерьерные принтеры на стенде компании «Техно-Графика»

Оборудование для рекламной полиграфии, упаковки и этикетки в этот раз было представлено скромно: широкоформатные интерьерные принтеры на стенде компании «Техно-Графика»

Первая Московская биеннале дизайна — новый открытый формат исследования, презентации, диалога и взаимодействия всех участников дизайн­процесса в нашей стране. Это попытка осмыслить, что происходит сейчас, и возможность заглянуть в будущее, показать все области бытования дизайна, представить дизайн как объединяющую дисциплину, пронизывающую производственные, коммуникационные и бизнес­процессы.

Краткая заметка о цвете от веб-дизайнера Рунета Романа Воронежского буквально выбита кровью на стене ЦДХ. Интересно, согласна ли с этой мыслью директор Государственной Третьяковской галереи искусствовед Зельфира Трегулова (на фото справа)? 

Краткая заметка о цвете от веб-дизайнера Рунета Романа Воронежского буквально выбита кровью на стене ЦДХ. Интересно, согласна ли с этой мыслью директор Государственной Третьяковской галереи искусствовед Зельфира Трегулова (на фото справа)? 

Среди основных целей и задач проекта — исследование сферы взаимодействия промышленности и дизайна; определение существующих и будущих дизайн­трендов, открытие новых направлений дизайна. На семинарах происходил анализ и систематизация сложившихся тенденций на рынке; проходила демонстрация новых технологий, материалов и достижений в области дизайна. Были организованы площадки для продуктивного взаимодействия представителей промышленности с профессиональным сообществом дизайнеров и т.д.

Первая Московская биеннале дизайна стала не только местом встречи российских и зарубежных дизайнеров, но и средством коммуникации, платформой, на которой дизайнеры смогли встретиться с потенциальными заказчиками.

В свою очередь, выставка маркетинговых коммуникаций «Дизайн и реклама» уже более 20 лет объединяет маркетологов, аналитиков рынка, разработчиков и производителей рекламной продукции, рекламные агентства и заказчиков. Здесь представлено всё необходимое для продвижения компаний и брендов, для развития бизнеса и решения сложных маркетинговых задач: рекламная полиграфия от верстки до печати, сувенирная продукция от дизайна до нанесения на любые изделия, цифровые и традиционные системы для продвижения в местах продаж, интернет­сервисы, оборудование и расходные материалы. Важнейший раздел выставки — продвижение на местах продаж и сопровождение ритейла, как традиционного, так и онлайнового.

В творческой, но профессиональной среде выставки «Дизайн и реклама» заключаются выгодные сделки и партнерские соглашения. В этом году мероприятие посетило около 10 тыс. специалистов. Целевая аудитория мероприятия: рекламные агентства, руководители и сотрудники отделов маркетинга и рекламы, представители розничной торговли, брендов, а также коммерческие компании.

В рамках выставки прошло 130  мероприятий деловой программы: Международный бизнес­форум, Дни PR­технологий, брендинга, BTL, сувенирной продукции, дизайна, Digital, креативности, теле­ и кинорекламы, интернет­рекламы, медиа, социальной рекламы, прессы и мультимедиа, Event­технологий, корпоративного видео и корпоративных медиа.

Биеннале дизайна показала тотальность влияния дизайна на качество жизни человека и его всевозрастающее значение не только для всего вещественного мира, но и для мира идей и стремлений. На Биеннале представлены последние достижения в дизайне по широкому спектру областей его бытования. Промышленный дизайн, графический дизайн, информационный дизайн, средовой дизайн, фэшн­дизайн, дизайн торговых пространств, дизайн элементов продвижения, событийный дизайн. Дизайн как искусство, дизайн как мышление, дизайн как коммуникация, дизайн как средство продвижения товаров и услуг, технологий и бизнеса. Далее речь пойдет о некоторых экспонатах выставки.

Промышленный дизайн

Промышленный дизайн был представлен на Биеннале лучшими работами российских промышленных дизайнеров, где каждый экспонат — это не просто плод дизайнерской мысли, а функциональный предмет, способный изменить к лучшему повседневную жизнь людей. Демонстрировались как самые интересные и яркие проекты известных студий промышленного дизайна, так и амбициозные задумки молодых стартапов — от нано­мельницы для перца до концепта ультрасовременного трамвая и проекта космического корабля.

«АвтоВАЗ» представил на Биеннале концепт­кары — LADA Vesta SW cross и LADA XCode, а также один из самых популярных автомобилей на рынке РФ — серийный автомобиль LADA Vesta в комплектации люкс.

Дизайн корпуса концепт-кара LADA Vesta подчеркивали ломаные линии; 
известная всему спортивному миру со времени сочинской олимпиады конструкция 
системы горения чаши эстафеты олимпийского огня (факел) — разработка компании СКБ-МАМИ «Промышленный дизайн»

Дизайн корпуса концепт-кара LADA Vesta подчеркивали ломаные линии; 
известная всему спортивному миру со времени сочинской олимпиады конструкция 
системы горения чаши эстафеты олимпийского огня (факел) — разработка компании СКБ-МАМИ «Промышленный дизайн»

Дизайн корпуса концепт-кара LADA Vesta подчеркивали ломаные линии;
известная всему спортивному миру со времени сочинской олимпиады конструкция
системы горения чаши эстафеты олимпийского огня (факел) — разработка компании СКБ-МАМИ «Промышленный дизайн»

Показатель уровня промышленного дизайна — трамвай будущего марки R1, разработанный «Уралтрансмашем» и ОКБ «Атом». R1 является вторым созданным в России низкопольным трамваем и отличается футуристическим дизайном — черным цветом и кабиной с обратным углом наклона.

Трамвай R1 (разработчик — ОКБ «Атом»)

Трамвай R1 (разработчик — ОКБ «Атом»)

Центр прототипирования высокой сложности «Кинетика при МИСИС» Владимира Пирожкова представил проекты аэромобиля с вертикальным взлетом и посадкой, пилотируемого транспортного корабля нового поколения, а также скафандра и кресла космонавта.

Студия Артемия Лебедева показала такие новинки, как: «Скаут» — легкий экспериментальный вертолет конструкторского бюро «Горизонт»; клавиатуру для профессиональных дизайнеров, музыкантов, архитекторов, инженеров и программистов — «Оптимус Популярис»; универсальный пульт «Кнопкус», позволяющий дистанционно выключать любой телевизор в радиусе 45 м; смарт­приставку компании «Мэдроботс»; концептуальные наручные часы «Интегралус» и «Секторус».

Ловушка для комаров Aerofrog, медицинские шины и разделитель проводов, мобильное устройство i­uh и аппарат ScanMe составили экспозицию SmirnovDesign.

В экспозицию «Промышленный дизайн» вошли: проект вертолета Ка­62, макет беспилотного автобуса Matrёshka, макет LADA2050, бронеавтомобиль «Фалькатус», велосипед «Тритон», скейт «Орбита», беспилотный городской мини­автобус «Шатл», 3D­сканер Spectrum, кардиограф «Максет Лайн», клип­аппликатор EndoStars E­Clip, устройство промывки каналов эндоскопов EndoStars E­Clean и многое другое.

Графический дизайн

Особое внимание на Биеннале было уделено графическому дизайну, который сегодня расширяет свои границы. Цифровая революция выводит его на экраны и увлекает в мультимедиа­пространства, где он растворяется в новых творческих практиках. Из традиционных видов графического дизайна для биеннале отобраны такие классические жанры, как знаки, шрифты и плакаты, в том числе шесть плакатов из еще незавершенного глобального проекта, посвященного 100­летию Российской революции.

Международный открытый конкурс плаката «1917-2017». Раздел «1917-2017», Фонд поддержки и развития графического дизайна «Золотая пчела». Возможно, плакат Андрея Ердякова (слева) к столетию Российской революции эксперты объявят символом этого года, а политический плакат справа награды обойдут стороной…

Международный открытый конкурс плаката «1917-2017». Раздел «1917-2017», Фонд поддержки и развития графического дизайна «Золотая пчела». Возможно, плакат Андрея Ердякова (слева) к столетию Российской революции эксперты объявят символом этого года, а политический плакат справа награды обойдут стороной…

Международный открытый конкурс плаката «1917-2017». Раздел «1917-2017», Фонд поддержки и развития графического дизайна «Золотая пчела». Возможно, плакат Андрея Ердякова (слева) к столетию Российской революции эксперты объявят символом этого года, а политический плакат справа награды обойдут стороной…

В подборе экспонатов использованы ресурсы конкурсов: Московская международная биеннале графического дизайна «Золотая пчела», Международный открытый фестиваль LogoSpace, Всероссийская выставка­конкурс товарных знаков «Золотая блоха». Всего в разделе представлены 59 работ 82 российских дизайнеров­графиков (включая коллективный проект 25 студентов), живущих и работающих в России, а также за рубежом: в Праге, Берлине и Нью­Йорке. Куратором раздела «Графический дизайн» стал Сергей Иванович Серов, кандидат искусствоведения, профессор РАНХиГС, вице­президент Академии графического дизайна, президент Московской биеннале графического дизайна «Золотая пчела».

Информационный дизайн

Информация — передовая составляющая жизни общества, а дизайн — один из самых влиятельных видов проектного и художественного творчества. Экспозиция раздела «Информационный дизайн» рассказывала о дизайне сайтов, интерфейсов, игр, приложений, системы навигации, инфографики и многом другом.

Ассоциация брендинговых компаний России (АБКР) в рамках Биеннале отвечала за бренд­дизайн. Была организована экспозиция, посвященная прогрессивным примерам территориального, корпоративного и retail­брендинга. В определенной зоне были представлены 50 самых ярких кейсов агентств, входящих в ассоциацию. Помимо этого, АБКР провела в рамках Биеннале традиционный День брендинга, который в этом году вышел за пределы одного дня.

Примеры информационного дизайна финалистов Всероссийского конкурса «Туристический бренд России»

Примеры информационного дизайна финалистов Всероссийского конкурса «Туристический бренд России»

Примеры информационного дизайна финалистов Всероссийского конкурса «Туристический бренд России»

Примеры информационного дизайна финалистов Всероссийского конкурса «Туристический бренд России»

На торжественной церемонии открытия Биеннале руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов и сопрезидент АБКР Алексей Андреев презентовали 15 лучших концепций туристического бренда: десять выбранных по итогам оценки Экспертного совета и пять рекомендованных оргкомитетом конкурса. Одна из этих концепций, выбранная по итогам работы международного жюри и народного онлайн­голосования, станет официальным брендом России.

«Московская биеннале дизайна стала отличной площадкой для того, чтобы представить общественности финалистов Всероссийского конкурса «Туристический бренд России». Лучшие работы были выбраны квалифицированным пулом экспертов. На этапе разработки этих концепций была проделана серьезная работа, были привлечены ведущие профессионалы из агентств с мировым именем. Теперь мы переходим к завершающему этапу конкурса. Жюри выберет три концепции, а победителя определит широкая общественность в ходе голосования. В результате Россия получит собственный туристический бренд — очень важный инструмент продвижения туристического потенциала в мире, которым для привлечения туристов пользуются все страны — лидеры туристического рынка», — отметил руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов.

Примеры проекта «Шрифты»

Примеры проекта «Шрифты»

Примеры проекта «Шрифты»

Примеры проекта «Шрифты»

Примеры проекта «Шрифты»

«Биеннале российского дизайна — знаковое событие. Оно буквально так и задумывалось: с вызовом, наглостью, участием всех дизайн­конфессий, приглашенных гуру и господдержкой. Одним словом: всё, как мы любим! — рассказал журналистам сопрезидент АБКР Алексей Андреев. — И мы определенно гордимся тем, что финал творческого марафона “Турбренд России” был анонсирован прямо на открытии Биеннале с самой высокой трибуны. Получилось очень достойно и красиво!»

Информационный дизайн представлен проектами МИА «Россия сегодня» — «Великий Сибирский путь», «Собор Василия Блаженного» и «Сколько Холмса в Шерлоке?», проектом «Живые страницы» ВГТРК, Samsung. «Война и мир», проектом «Музей. Пространство внимания» Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина & JSKT data group, проектом «Шрифты», игровым дизайном, онлайн­играми, мобильными приложениями и многим другим.

Fashion-дизайн

Экспозиция «Fashion­дизайн» наглядно продемонстрировала, как мода постепенно становится программированным средством, виртуальной реальностью.

Скоро будут экономить и на хлопке. Страшно представить, что в 30-градусную июльскую жару можно носить одежду, созданную из пластика 3D-принтера!

Скоро будут экономить и на хлопке. Страшно представить, что в 30-градусную июльскую жару можно носить одежду, созданную из пластика 3D-принтера!

Мультимедиа­проект российских дизайнеров, подготовленный Национальной палатой моды, представит орнаменты традиционных русских промыслов с помощью современных технологий и цифровых инноваций. Компании Artem Shumov, Lumier Garson и Saint­Tokyo покажут эксклюзивные капсульные коллекции. Специально для Биеннале были созданы видео показов дизайнеров — участников Mercedes­Benz Fashion Week Russia в формате 360°. В VR­пространстве посетители экспозиции смогут почувствовать себя модными критиками и оценить творчество дизайнеров. Кроме того, гости увидят 3D­эскизы одежды дизайнеров.

European Design Stories

Креативная студия OKOLO (Чехия) European Design Stories представляет международный кураторский проект, который показывает истории в работах избранных, оригинальных в своем деле творцов. «Мы собираем уникальные моменты в творческих процессах, способы мышления или условия труда и жизни в окружающей среде, которые наилучшим образом запечатлевают и отображают нарративы конечных вещей. Мы не ограничиваемся какой­либо конкретной областью дизайна. Наша цель состоит в том, чтобы представить дизайн как замечательную динамическую движущую силу и улучшающий нашу жизнь инструмент», — отметили организаторы проекта.

Студенческие экспозиции

В рамках Биеннале открылась масштабная экспозиция Школы дизайна НИУ ВШЭ, где представлены работы студентов разных курсов. Посетители увидели графические работы учащихся профиля «Коммуникационный дизайн», анимационные ролики и видеомэппинг студентов профиля «Анимация и иллюстрация», предметы интерьера, разработанные в рамках занятий профиля «Дизайн среды». Кроме того, Школа дизайна НИУ ВШЭ показала коллекции студентов профиля «Мода», в том числе представленные на Mercedes Benz Fashion Week.

В рамках Биеннале представлена художественная инсталляция студентов Института бизнеса и дизайна. Пластическое высказывание студентов кафедры архитектурной среды и дизайна из уникального современного материала проиллюстрировали неразрывную связь технологии и композиционного образа, навык соединения которых активно развивает методика кафедры.

«Shaping hungary: венгерский дизайн в 21-м веке»

Какая уважающая себя выставка обойдется без иностранных гостей? Тем более что Венгрия, как мы помним, родина Кубика Рубика. Экспозицию «Shaping Hungary: венгерский дизайн в 21­м веке» представили работы молодых венгерских дизайнеров, изобретателей и инженеров, решающих разнообразные задачи современности и укрепляющих позиции венгерских креативных индустрий в мире: концепты лаконичных светильников, ультрамодная casual­сумка, удобный ящик для велосипеда, технологичная сушилка для рук, изящный штопор для вина и многое другое. Выставка, организованная Комитетом дизайна и Университетом искусств и дизайна им. Мохой­Надя в Будапеште при поддержке посольства Венгрии в России, показала, что современные венгерские дизайнеры не только ищут ответы на вызовы времени, но и готовы занять активную позицию в ходе определения и проектирования нашего будущего.

Примеры дисплеев для конкурса POPAI RUSSIA AWARDS

Примеры дисплеев для конкурса POPAI RUSSIA AWARDS

13-й конкурс POPAI RUSSIA AWARDS

В рамках выставки «Дизайн и реклама» прошел 13­й конкурс POPAI RUSSIA AWARDS — главное ежегодное событие в области маркетинга в ритейле, призванное выявлять блестящие достижения индустрии POSM и in­store communication во всем мире. В этом году в нем приняли участие 44 компании, которые представили на рассмотрение жюри 225 проектов в 15 номинациях.

В этом году в конкурсе приняло участие 320 работ от 57 компаний в 20 номинациях. Председатель жюри Артем Измайлов, национальный менеджер по торговому маркетингу Safilo Group, не первый раз принимающий участие в оценке работ, признался, что в этот раз было особенно трудно сделать выбор в пользу того или иного проекта. Около половины дисплеев были отмечены высшими оценками — 4­5 баллов.

«Тренд в креативных дисплеях: производители POSM все больше уходят от стандартных решений в сторону креативных разработок, театрализации больших стендов с вовлечением покупателя, с каким­то интерактивом», — отметила Мария Доброва, категорийный менеджер по закупкам маркетингового направления компании Coca­Cola.

На конкурсе этого года были добавлены новые номинации: «Лучшая Shopper Marketing­кампания», «Лучшая мотивационная программа в области торгового маркетинга» и Digital Media. Компании, участвовавшие в этих номинациях, защищали свои проекты перед специальным составом жюри — экспертами из SEB Group, SAFILO, SELA, L`Oreal.

Молодежная аудитория не только обсуждала представленные проекты, 
но и активно участвовала в семинарах и мастер-классах

Молодежная аудитория не только обсуждала представленные проекты, 
но и активно участвовала в семинарах и мастер-классах

Молодежная аудитория не только обсуждала представленные проекты, но и активно участвовала в семинарах и мастер-классах

«Конкурс — всегда полезное мероприятие, где можно узнать о новых разработках, получить подтверждение своим профессиональным наблюдениям, подглядеть интересные идеи. Для жюри конкурса — это большая ответственность, а для участников — большая возможность, поэтому волновались все. Подборка работ для конкурса заслуживает особого внимания, и здесь комплимент в адрес организаторам события: молодцы, очень интересно, хоть и безумно много!» — резюмировала директор по маркетингу «Оптоклуб РЯДЫ» Галина Чайковская.

Партнером номинации Concept выступила компания «Объединенные кондитеры», золотой спонсор конкурса POPAI RUSSIA AWARDS 2017. «Объединенные кондитеры» предоставили бриф на разработку долгосрочного дисплея, который должен привлекать внимание в точке продаж ко всему ассортименту развесных конфет фабрики «Красный Октябрь» и выделять продукцию на фоне конкурентов. В итоге на конкурс было выставлено 19 дисплеев от 11 компаний — участников Ассоциации POPAI (участие в этой номинации возможно только для членов POPAI RUSSIA). Члены жюри оценили креатив и разнообразие предложенных решений. По оценке жюри первое место заняла работа «Весы» от компании Public Totem.

Особого внимания жюри заслужил дисплей «Полочное оборудование Carolina herrera good girl», представленный компанией VIRTU. Эта работа завоевала не только первое место в номинации «Декоративная косметика и парфюмерия», но и два специальных приза — Гран­при и «Дизайн года».

Образовательная и деловая программа

Важной частью события стала образовательная и деловая программа Биеннале. Посетителей ждали: конференция «Маркетинг в ритейле» (организатор Popai Россия), День брендинга (организатор АБКР), День креативности (организатор АКАР), эксклюзивные экскурсии и занятия на параллельных площадках Биеннале, образовательные лекции, круглые столы, практические занятия, мастер­классы, детские воркшопы и многое другое.

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства