КомпьюАрт

6 - 2017

Долгожданная стабильность

В преддверии Нового года стало хорошей традицией подводить итоги уходящего года и давать оценку тенденциям, которые определят развитие полиграфического рынка в 2018 году.

Самым важным итогом 2017 года следует назвать стабильность и связанные с ней надежды на небольшой рост рынка в следующем году. В отдельных областях ситуация даже немного улучшилась уже в текущем году, но станет ли это временным явлением или долгосрочной тенденцией, покажет 2018 год.

Мы, как всегда, задали наши традиционные вопросы экспертам из различных компаний, производящих и поставляющих полиграфическое оборудование, и они любезно согласились поделиться своими впечатлениями и опытом, несмотря на острую конкурентную борьбу в сложной ситуации. Ведь, по данным Росстата, последний раз рост российского рынка в полиграфическом сегменте наблюдался целых 10 лет тому назад, в уже далеком 2008 году.

     Canon

Алексей Палиивец, директор по маркетингу корпоративного направления российского представительства компании Canon

Алексей Палиивец, директор по маркетингу корпоративного направления российского представительства компании Canon

КомпьюАрт: Какие события уходящего 2017 года, на ваш взгляд, явились самыми значимыми для отрасли?

Алексей Палиивец: Мне достаточно трудно выделить какие­то события, произошедшие в отрасли, которые можно однозначно отнести к значимым или революционным.

Хочется отметить рынок широкоформатной графики, который отличается высокой динамикой и привлекает к себе большой интерес. Для него характерны постоянные, а в настоящий момент еще и очень стремительные изменения. В этом сегменте наблюдаются два безусловных тренда: существенное сокращение сроков выполнения заказов и выполнение заказов в течение 24 часов. Таким образом, повышение производительности становится ключевой задачей, побуждающей поставщиков услуг инвестировать в новые технологии.

В свою очередь, для нашей компании, безусловно, значимым событием уходящего года стало решение о запуске на локальном рынке нового широкоформатного принтера Canon Océ Colorado 1640 роль­в­роль, использующего технологию УФ­отверждения чернил. Ключевая особенность технологии Canon UVgel состоит в том, что чернила представляют собой гель, отверждаемый ультрафиолетовым излучением.

КА: Каковы ваши прогнозы на 2018 год: в каких сегментах рынка ожидаете рост, а в каких — снижение?

А.П.: Прогнозирование — дело не очень благодарное, но, принимая во внимание реалии нашего рынка, предположу, что тренд 2017 года сохранится и наступающем году, рынок принтеров и МФУ в количественном выражении продолжит сокращаться, а в денежном выражении — наоборот, будет расти в основном за счет смещения фокуса продаж от низкого ценового сегмента в сторону среднего и высокого ценового сегментов.

Тенденция к цифровизации документооборота существует уже несколько лет кряду и, безусловно, сохранится и в 2018 году.

Наиболее вероятно, что продолжится рост рынка в сегменте многофункциональных устройств формата А3. Рынок монохромных устройств будет находиться под давлением в первую очередь полноцветных устройств и, скорее всего, продемонстрирует слабый рост.

КА: Стала ли за прошедший год более размытой грань между использованием различных печатных технологий в процессе производства полиграфической продукции? Насколько в сложившихся условиях велика вероятность вывода на рынок принципиально новых технологий
и/или решений?

А.П.: На мой взгляд, решение о применении той или иной технологии печати обусловлено в первую очередь экономической целесообразностью.

Более десяти лет мы занимаемся проблемами цифровой печати и реализуем программу постоянного совершенствования всех наших технологических решений. Технология UVgel — наше новейшее достижение на этом пути. В секторе широкоформатной печати мы помогаем поставщикам услуг развивать свой бизнес с 2007 года, с появления серии планшетных принтеров Arizona, которые заняли лидирующее положение на рынке и открыли новые возможности тысячам изготовителей вывесок и графической продукции.

Широкоформатная печать — очень активный и динамичный рынок. Растет спрос, растут объемы, новые материалы открывают огромный потенциал для получения дохода, а расширение возможностей творческого применения в корне меняет наши ожидания от печати.

Технология Canon UVgel предлагает поставщикам услуг широкоформатной печати все средства для развития новых выгодных направлений бизнеса.

КА: Прошедший год был богат на разнообразные новые стратегические партнерства и даже поглощения. Каких союзов и слияний, на ваш взгляд, стоит ждать в следующем году?

А.П.: На мой взгляд, тренд по созданию партнерств, особенно связки «офсетная печать и цифровая печать», в наступающем году продолжится. Это наиболее логичный ход действий, который позволяет профессионалам рынка не только более гибко подойти к вопросам себестоимости печати, но и увеличить область применений, открывая для своего бизнеса новые ниши рынка.

КА: С чем, на ваш взгляд, связан существенный рост (более чем на 23%) в первом полугодии 2017 года совокупного тиража выпущенных книг и брошюр на фоне того, что общее количество изданий практически не изменилось (+0,4%)? Все последние годы средние тиражи изданий неизменно сокращались, а сейчас выросли почти на 11%. Что ждать в 2018 году?

А.П.: По нашему мнению, основным источником роста в текущем году стал сегмент учебной литературы. Перевооружение учебных заведений новыми учебными материалами подтверждают наши партнеры в разных регионах нашей страны.

Этот факт наибольшим образом повлиял на рост среднего тиража изданий в 2017 году. Тем не менее мы наблюдаем планомерное смещение фокуса в сторону мелких и средних тиражей, что также подтверждается основными игроками рынка. Для нашей компании это смещение говорит о том, что фокус на цифровую печать в следующем году продолжится. Игроки рынка постоянно ищут оптимальные, а самое главное, экономически эффективные решения в области печати, поэтому чаще всего выбирают Canon для решения этих задач.

КА: Заметна ли на российском рынке тенденция замещения Web­to­print решениями Web­to­workflow?

А.П.: Web­to­workflow — относительно новый термин, по сути это означает интеграцию технологического процесса печати с сетью Интернет. Благодаря становлению электронной коммерции, по мере роста количества клиентов и заказов поставщики услуг печати нуждаются в надежном и масштабируемом рабочем процессе для автоматизации работы различных этапов производства и доставки клиентов. Успех на сегодняшнем рынке уже не определен просто печатью и доставкой. Повышение конкурентного преимущества сейчас возможно только через процесс автоматизации с контролем каждого этапа, и некоторые поставщики услуг все больше начинают обращать на это внимание. Особенно в направлении автоматизации поступления заказов от онлайн­магазинов через W2P в автоматизированные рабочие процессы печати.

Web­to­workflow объединяет онлайн­заказ решений для печати в Интернете с требованиями к обработке файлов и управлению заданиями для завершения рабочего процесса. Такие рабочие процессы несут конкретные требования на основе целевой аудитории и типов предлагаемых продуктов. Несмотря на то что Web­to­workflow похож на Web­to­print, он включает дополнительные процессы, необходимые для создания и выполнения онлайн­заказа клиента, который выходит за рамки возможностей традиционных решений для печати в Интернете. По сути, решения Web­to­workflow в этих средах поддерживают разные типы клиентов, пути ввода для заданий, параметры настройки и оплаты, а также требования к исполнению. В портфолио Canon есть программные решения Web­to­workflow, но сейчас на российском рынке только зарождается тенденция внедрения систем автоматизации и отсутствуют определенные стандарты, поэтому говорить о замещении Web­to­print решениями Web­to­workflow пока слишком рано.

КА: Ожидаете ли вы рост интереса к различным цифровым решениям по декорированию полиграфической продукции?

А.П.: Если мы говорим о России, безусловно, такой интерес был всегда. Основной вопрос заключался в стоимости, компактности и возможности персонализации таких решений. С эволюционным развитием технологии цифровой печати, уменьшением стоимости оборудования и появлением профессиональных финишных устройств In­line в категории начального профессионального оборудования нас может ждать очередной виток роста интереса. Но его масштаб будет определяться темпами развития всех отраслей экономики в целом.

КА: Есть ли запросы на решения по внедрению различных RFID/NFC­меток и IoT­технологий в полиграфическую продукцию?

А.П.: Это очень нишевое применение — в основном в специальных RFID­принтерах (карточные принтеры, предназначенные для печати пластиковых карт). В портфеле промышленных систем печати таких решений нет.

КА: Насколько перспективным, на ваш взгляд, является выпуск электрографических принтеров с возможностью печати дополнительными цветами (белым, прозрачным и пр.)?

А.П.: Я бы не сказал, что это новое направление в листовой печати. В свое время — около 10 лет назад — в портфолио Canon был принтер ImagePRRESS C1+ с прозрачным дополнительным цветом. Он прекрасно печатал, но себестоимость печати была достаточно большой, к тому же он имел крайне нишевое применение и небольшой спрос. С тех пор мало что изменилось. Применение 5­го цвета в тонерной печати — это исключительно нишевое решение, поскольку пятый цвет не участвует в цветовой модели CMYK, как совокупность точек цветов C.M.Y.K., то есть не смешивается, а печатается самостоятельно. Поэтому цвет пятого канала имеет большое значение. Кроме того, при печати CMYK +1 всегда существенно понижается производительность. Как только будет создана новая цветовая субтрактивная модель, как минимум, пятикрасочная, — это будет революцией для тонерной печати. Но, насколько я знаю, пока таких моделей нет.

КА: Изменилась ли в 2017 году ситуация с совместимыми и контрафактными расходными материалами?

А.П.: Изменилась. На рынке появились новые бренды совместимых расходных материалов.

КА: Считаете ли вы оправданным шагом внедрение программных и аппаратных решений, исключающих возможность использования неоригинальных расходных материалов в печатающих устройствах?

А.П.: Считаем, что программные и аппаратные решения, исключающие возможности использования неоригинальных расходных материалов, не соответствуют законодательству, а информирующие пользователя, как в лазерном оборудовании Canon, — да, оправданны.

     Epson

Елена Загорулькина, менеджер по специализированному оборудованию компании Epson

Елена Загорулькина, менеджер по специализированному оборудованию компании Epson

КомпьюАрт: Какие события уходящего 2017 года, на ваш взгляд, явились самыми значимыми для отрасли?

Елена Загорулькина: Бесспорно, для рынка чековых принтеров самым значимым событием уходящего года стало вступление в силу нового законодательства 54­ФЗ о применении онлайн­кассы с 2017 года. Все кассовые аппараты должны быть подключены к Интернету, а фискальная память заменяется фискальным накопителем. С технической точки зрения — это более совершенное устройство, с возможностью шифрования полученной информации и передачи ее оператору фискальных данных. С июля этого года переход на ККТ нового образца стал обязательным.

Также хочется отметить повышенный интерес к цифровой печати цветных этикеток на рынке специализированного оборудования. Это особенно заметно по резко возросшему количеству предложений на таких популярных отраслевых выставках, как RosUpack 2017 и Labelexpo 2017. Известное аналитическое агентство IDC подтверждает тренд роста рынка цветных этикеток на ближайшие 5 лет. Во многом этот интерес вызван высоким уровнем развития технологии цифровой печати, которое позволило максимально приблизиться по качеству и скорости печати к типографской. Так, например, у принтера Epson ColorWorks C7500 она составляет 300 мм/с в максимальном разрешении. При этом стоимость отпечатка не зависит от размера тиража, а процесс управления печатью доступен обычному пользователю.

КА: Прошедший год был богат на разнообразные новые стратегические партнерства и даже поглощения. Каких союзов и слияний, на ваш взгляд, стоит ждать в следующем году?

Е.З.: Для европейского подразделения Epson этот год стал богат на совместные проекты. Особенно стоит отметить глобальное сотрудничество производителя РИПов Wasatch с Epson по направлению этикеточных принтеров серии ColorWorks. Теперь цветопрофилирование станет более доступным для требовательных пользователей.

На Labelexpo был продемонстрирован совместный проект с компанией DPR — производителем опций для серии ColorWorks, и компанией eclipse mini по вырубному оборудованию. Большое внимание уделяется сотрудничеству с лидерами рынка по производству бумажных носителей для струйной печати Nakagawa и Raflatak, а также представлены текстильные носители Emax для печати на серии ColorWorks.

КА: Есть ли запросы на решения по внедрению различных RFID/NFC­меток и IoT­технологий в полиграфическую продукцию?

Е.З.: На Labelexpo был продемонстрирован интересный проект компании Flexstr8, Inc., реализованный на базе принтера Epson ColorWorks C7500G: печать цветных этикеток с RFID­метками. Возможно, европейский люкс­сегмент готов к оптимизации складов и автоматическому отслеживанию перемещения товара по филиалам. Для нас пока это скорее тренд нескольких лет. Цветная печать этикеток с RFID­метками — это, скорее, роскошь, а уж тем более для нужд логистики.

КА: Насколько перспективным, на ваш взгляд, является выпуск электрографических принтеров с возможностью печати дополнительными цветами (белым, прозрачным и пр.)? Что это — новое направление в развитии данного сегмента или исключительно нишевое решение?

Е.З.: На мой взгляд, это, скорее, нишевые решения, интересные, например, для производителей винной продукции. В сегменте решений для печати цветных этикеток для малого и среднего бизнеса возможность печати белым и прозрачным, скорее, является приятным дополнением, чем первоочередной необходимостью. Для малого бизнеса основным вопросом остается себестоимость этикеток при небольших тиражах. Этим и объясняется повышенный интерес пользователей к нашему настольному решению Epson ColorWorks C3500. В этом году продажи настольных принтеров для печати цветных этикеток возросли вдвое.

КА: Изменилась ли в 2017 году ситуация с совместимыми и контрафактными расходными материалами?

Е.З.: До этого года решения для печати цветных этикеток были, скорее, узкоспециализированными и не сильно привлекали производителей совместимой продукции. Но сейчас смело можно говорить о росте интереса к данному рынку и, как следствие, повышении интереса к удешевлению печати у конечных пользователей (которых из года в год становится все больше). Спрос стимулирует предложение, поэтому на рынке появляются альтернативные расходные материалы.

КА: Считаете ли вы оправданным шагом внедрение программных и аппаратных решений, исключающих возможность использования неоригинальных расходных материалов в печатающих устройствах?

Е.З.: Да, это оправданно. Ведь мы, как производители, можем гарантировать качество печати только при использовании оригинальных носителей. Например, нами заявляется соответствие этикеток европейским регламентам GHS для маркировки опасных химических веществ. Данные гарантии предоставляются нами только на определенный носитель при использовании оригинальных расходных материалов.

     Heidelberg

Андрей Слободчиков, руководитель отдела продукт-менеджмента и маркетинга «Гейдельберг-СНГ»

Андрей Слободчиков, руководитель отдела продукт-менеджмента и маркетинга «Гейдельберг-СНГ»

КомпьюАрт: Какие события уходящего 2017 года, на ваш взгляд, явились самыми значимыми для отрасли?

Андрей Слободчиков: Одно из таких событий — выставка China Print, которая прошла в мае в Пекине. Концерн Heidelberger Druckmaschinen AG совместно с компанией­партнером Masterwork (MK) представили новейшие модели оборудования и решения. В том числе, на выставке состоялась мировая премьера печатной машины Heidelberg Speedmaster CX 75. Само по себе представление этой модели на рынке также стало одним из значимых событий для компании Heidelberg и для отрасли в целом, что подтверждают хорошие текущие результаты продаж Speedmaster CX 75 во всем мире. Среди первых заказчиков — типографии из Германии, Англии, Китая и других стран. Speedmaster CX 75 — это универсальная, эффективная, нужная рынку машина, которая, как мы надеемся, со временем появится и в России.

КА: Каковы ваши прогнозы на 2018 год: в каких сегментах рынка ожидаете рост, а в каких —снижение?

А.С.: Мы надеемся на некоторый рост и развитие бизнеса во всех сегментах. Но рост зависит от многих политических и экономических факторов.

КА: Стала ли за прошедший год более размытой грань между использованием различных печатных технологий в процессе производства полиграфической продукции? Насколько в сложившихся условиях велика вероятность вывода на рынок принципиально новых технологий
и/или решений?

А.С.: В уходящем году, пожалуй, не было значительных изменений в соотношении использования различных технологий в производстве полиграфии, общие тенденции пока сохраняются. Однако новые технологии приходят в нашу отрасль и постепенно занимают все большую долю. Новое решение, которое уже сегодня предлагает Heidelberg вместе с компанией Fujifilm, — это первая в мире промышленная цифровая печатная машина Primefire 106. Данное оборудование в виде готовой установки было представлено крупным европейским производителям упаковки в типографии MPS­WestRock в ноябре 2017 года. В MPS­WestRock очень высокие требования к печатным машинам — здесь машина проходит дальнейшее тестирование и совершенствуется, что дает дополнительное преимущество модели на будущее.

КА: Заметна ли на российском рынке тенденция замещения Web­to­print решениями Web­to­workflow?

А.С.: Web­to­print сегодня — это уже реальность для европейских производителей полиграфии. Решения для реализации данной концепции будут внедрены и в отечественных типографиях, это вопрос времени. Heidelberg предлагает решения для обеих моделей: и Web­to­print, и Web­to­workflow.

КА: Ожидаете ли вы рост интереса к различным цифровым решениям по декорированию полиграфической продукции?

А.С.: В целом повышение интереса к технологиям и материалам для этого сегмента можно ожидать, но здесь большое значение имеет специфика конкретной задачи, работы и тому подобные детали.

     Konica Minolta

Николай Дмитриев, президент Konica Minolta Business Solutions Russia

Николай Дмитриев, президент Konica Minolta Business Solutions Russia

КомпьюАрт: Какие события уходящего 2017 года, на ваш взгляд, явились самыми значимыми для отрасли?

Николай Дмитриев: Самым главным направлением, на мой взгляд, стала повсеместная цифровизация печати. Отечественные заказчики активно интересуются цифровой персонализированной печатью, в том числе, и в рамках индустриального сегмента: это и цифровая печать этикетки и упаковки, и печать по текстилю. Кроме того, растет интерес к программному обеспечению, оптимизирующему работу типографий, — например к технологиям Web­to­print, Web­to­workflow, личным кабинетам клиентов для повторных заказов.

КА: Каковы ваши прогнозы на 2018 год: в каких сегментах рынка ожидаете рост, а в каких — снижение?

Н.Д.: Мы ждем дальнейшего роста интереса к цифровой печати и, в особенности, к сегменту индустриальной печати. Для того чтобы выжить на рынке, типографиям приходится становиться максимально гибкими, предлагать широкий спектр услуг, включая уникальную, персонализированную продукцию, работать с большим количеством материалов, при этом сохраняя оперативность и стабильность печати. Кроме того, все уже переходят на печать продукции небольшими тиражами, по требованию. Сейчас это возможно только при использовании цифровых технологий.

КА: Стала ли за прошедший год более размытой грань между использованием различных печатных технологий в процессе производства полиграфической продукции? Насколько в сложившихся условиях велика вероятность вывода на рынок принципиально новых технологий
и/или решений?

Н.Д.: Сложно сказать, стала ли эта грань размытой: скорее, наоборот, традиционные и цифровые машины используются для разных, но вполне конкретных задач, просто теперь во многих типографиях стоят оба вида оборудования, дополняя друг друга. Тем не менее мы верим, что будущее — за цифровыми и струйными системами печати, которые уже составляют реальную конкуренцию офсету по качеству печати. Здесь можно привести пример нашей собственной разработки — струйной УФ­машины формата B2 AccurioJet КМ­1, которая может печатать на практически любых субстратах без их предварительного праймирования и других видов подготовки.

КА: Прошедший год был богат на разнообразные новые стратегические партнерства и даже поглощения. Каких союзов и слияний, на ваш взгляд, стоит ждать в следующем году?

Н.Д.: В бизнесе по всему миру отмечается тренд на объединение — речь не только о компаниях, но и об опыте и экспертизе. В рамках полиграфического бизнеса мы видим тенденцию к обмену наработками: инициатива Konica Minolta Prokom — независимое сообщество пользователей Konica Minolta, экспертов печати со всего мира — привлекла в этом году особое внимание, и мы планируем выводить эту практику и на российский рынок.

КА: С чем, на ваш взгляд, связан существенный рост (более чем на 23%) в первом полугодии 2017 года совокупного тиража выпущенных книг и брошюр на фоне того, что общее количество изданий практически не изменилось (+0,4%)? Все последние годы средние тиражи изданий неизменно сокращались, а сейчас выросли почти на 11%. Что ждать в 2018 году?

Н.Д.: По­моему, рост тиражей связан с тем, что в дополнение к традиционным технологиям печати в данный сектор добавилось производительное цифровое оборудование, которое позволило эффективно допечатывать тиражи в соответствии со спросом рынка, в том числе включая отделку. Поэтому число изданий не изменилось, а общий тираж вырос.

К.А.: Заметна ли на российском рынке тенденция замещения Web­to­print решениями Web­to­workflow?

Н.Д.: Серьезных изменений в этом вопросе на сегодняшний день не наблюдается. Хотя решения класса Web­to­print однозначно стали важным конкурентным преимуществом для типографий, без него на рынке сложно развиваться и расти. Вместе с тем есть определенная тенденция к осознанию необходимости интеграции инструментов автоматизации печатного производства, где немаловажную роль играет не только способ получения заказа через Web, но и проверка файлов, консолидированный учет заказов в производстве и удобство печати готовой продукции, управление цветом для реализации качественной печати.

КА: Ожидаете ли вы рост интереса к различным цифровым решениям по декорированию полиграфической продукции?

Н.Д.: Безусловно. Технологии выборочного лакирования, фольгирования, создания тактильных и 3D­эффектов на печатной продукции пользуются большой популярностью среди наших заказчиков. Все прекрасно осознают, что данные технологии позволяют существенно расширить спектр выпускаемой продукции, привлекать новых заказчиков, тем самым повышая маржинальность бизнеса и выделяя себя среди конкурентов. Вместе с тем, рынок подобных решений в России находится пока в самом начале пути, и мы видим большие перспективы его развития. Именно поэтому летом текущего года мы открыли новый шоу­рум индустриальных решений Konica Minolta, где установлена цифровая машина MGI JetVarnish 3DS и куда всегда могут приехать заинтересованные заказчики, чтобы посмотреть устройство в работе, выполнить технологические тесты из своих файлов.

КА: Насколько перспективным, на ваш взгляд, является выпуск электрографических принтеров с возможностью печати дополнительными цветами (белым, прозрачным и пр.)?

Н.Д.: Тренд на расширение цифрового охвата существует и, безусловно, будет продолжаться. В эту сторону движется, в том числе, и струйная печать. Но вместе с тем, мы рассматриваем данное решение именно как нишевое.

КА: Считаете ли вы оправданным шагом внедрение программных и аппаратных решений, исключающих возможность использования неоригинальных расходных материалов в печатающих устройствах?

Н.Д.: Подобные решения в первую очередь создаются для того, чтобы производитель мог защититься от контрафактной продукции. Однако на самом деле их основное назначение — это защита от возможных поломок и простоя оборудования в будущем, чтобы потребитель получал гарантированное качество, которое производитель заявляет при продаже оборудования.

     KYOCERA

Сергей Свистунов, руководитель группы бизнес-решений KYOCERA Document Solutions Russia LLC

Сергей Свистунов, руководитель группы бизнес-решений KYOCERA Document Solutions Russia LLC

КомпьюАрт: Какие события уходящего 2017 года, на ваш взгляд, явились самыми значимыми для отрасли?

Сергей Свистунов: В 2017 году заметно изменились запросы и мышление корпоративных и государственных заказчиков. Решения в области управления печатью, обработки документов и интеграция в имеющиеся системы — обязательная часть большого количества конкурсов и тендеров. Где раньше была поставка принтеров, теперь запрашиваются комплексные решения.

Как ответ на возрастающие запросы рынка Kyocera Document Solutions Russia ускоренными темпами развивает направление бизнес­решений. Концентрация на решениях и сервисах стала общей темой в отрасли, многие производители предложили что­то большее, чем только принтеры. Kyocera Document Solutions была образована много лет назад, но именно в 2017 году стали заметны структурные изменения на рынке.

КА: Каковы ваши прогнозы на 2018 год: в каких сегментах рынка ожидаете рост, а в каких — снижение?

С.С.: В 2018 году продолжится тренд на цифровизацию документооборота, тесную интеграцию бизнес­процессов и рост сложности решений. Бизнес­решения Kyocera продолжат расширять спектр услуг и сервисов, доступных среднему и малому бизнесу, коммерческим и государственным компаниям.

Решения для малого бизнеса, связанные с обработкой и распознаванием документов, управлением печатью и работой с данными стандартизируются и предлагаются как продукт, не требующий кастомизации. Никаких — «доработать напильником».

Для корпоративных и государственных заказчиков разрабатываются решения любого масштаба, партнеры Kyocera ведут неустанную работу по обучению и разъяснению особенностей реализации решений в российских реалиях.

КА: Стала ли за прошедший год более размытой грань между использованием различных печатных технологий в процессе производства полиграфической продукции? Насколько велика в сложившихся условиях вероятность вывода на рынок принципиально новых технологий и/или решений?

С.А.: В условиях обостряющейся конкуренции производителей и печатных технологий вероятность вывода на рынок новых технологий очень высока. Новые технологии печати, сочетающие в себе качество и низкую цену отпечатка, предоставляются и разрабатываются в центре разработок Kyocera Document Solutions.

Устройства печати Kyocera с высоким качеством и низкой стоимостью отпечатка хороши не только сами по себе — это база для построения бизнес­решений Kyocera.

КА: Прошедший год был богат на разнообразные новые стратегические партнерства и даже поглощения. Каких союзов и слияний, на ваш взгляд, стоит ждать в следующем году?

С.А.: Поглощения и партнерства — это основной способ развития многих компаний. Когда технология уже есть на рынке, таким большим вендорам, как Kyocera, проще и дешевле использовать готовую технологию, чем разрабатывать ее самостоятельно с нуля.

Kyocera Document Solutions проводит постоянный мониторинг рынка и производит стратегические партнерства и покупки компаний. Так, в 2015 году была куплена компания Ceyoniq Group, занимающаяся разработкой систем управления документооборотом и автоматизации всех сфер работы компании.

Я бы не хотел гадать и предполагать, какие поглощения будут производиться в 2018 году. В чем я уверен на 100% — это в том, что поглощения и стратегические партнерства на высококонкурентном рынке неизбежны.

     NISSA CENTRE

Михаил Кувшинов, 
директор по развитию компании «НИССА Центрум»

Михаил Кувшинов, директор по развитию компании «НИССА Центрум»

КомпьюАрт: Какие события уходящего 2017 года, на ваш взгляд, явились самыми значимыми для отрасли?

Михаил Кувшинов: В первую очередь среди заметных мероприятий уходящего года стоит упомянуть Labelexpo 2017 — выставку, которая стала событием в области этикетки и упаковки. Цифра воспринимается уже всеми производителями как магистральное направление развития индустрии упаковки и этикетки. В России знаковым для всей отрасли гибкой упаковки стал запуск HP Indigo 20000 в типографии «Данафлекс».

Также отмечу прошедшую в октябре конференцию DSCOOP Russia Санкт­Петербург, собравшую успешных владельцев машин HP Indigo со всей страны, и долгожданный вывод на рынок серебряной краски для цифровых печатных машин HP Indigo.

КА: Ваши прогнозы на 2018 год: в каких сегментах рынка ожидаете рост, а в каких — снижение?

М.К.: На мой взгляд, будет расти выпуск всех видов этикетки, гибкой и картонной упаковки.

КА: Стала ли за прошедший год более размытой грань между использованием различных печатных технологий в процессе производства полиграфической продукции?

М.К.: Мы не воспринимаем рынок в плане технологий, мы видим потребности и возможности их удовлетворения. Как это будет классифицировано, пусть разбираются археологи будущих веков.

КА: Насколько велика в сложившихся условиях вероятность вывода на рынок принципиально новых технологий и/или решений?

М.К.: Они непременно выйдут. Когда­нибудь. На принципиально новые технологии нужно время. Нано­заявления же из разряда «до основанья, а затем» обычно оборачиваются заметными потерями тех, кто в них опрометчиво поверил. Как минимум, потерями нескольких лет, которые можно было бы использовать на развитие.

КА: Прошедший год был богат на разнообразные новые стратегические партнерства и даже поглощения. Каких союзов и слияний, на ваш взгляд, стоит ждать в следующем году?

М.К.: Чтобы предсказывать слияния и поглощения, надо обладать невероятным инсайдом. Как говорится, «с такими знаниями и на свободе»? В то же время, это больше вопрос инвесторов. Всем остальным не так и важно, кому принадлежат конкретные бренды.

КА: Ожидаете ли вы рост интереса к различным цифровым решениям по декорированию полиграфической продукции?

М.К.: С выпуском HP Indigo GEM мы этот рост наблюдаем и удовлетворяем.

КА: Считаете ли вы оправданным шагом внедрение программных и аппаратных решений, исключающих возможность использования неоригинальных расходных материалов в печатающих устройствах?

М.К.: И положительный и отрицательный ответ являются неполными. Но я выскажу свое частное мнение, что если это искусственно изобретаемые препятствия, то они могут быть лишь временным решением. А если они естественно проистекают из технологического преимущества (ну, к примеру, компания A научилась выращивать замечательный тонер Б, который никому не удается повторить), то сам вопрос становится бессмысленным.

     OKI

Андрей Лыгун, 
«ОКИ Системс Рус»

Андрей Лыгун, «ОКИ Системс Рус»

КомпьюАрт: Каковы ваши прогнозы на 2018 год: в каких сегментах рынка ожидаете рост, а в каких — снижение?

Андрей Лыгун: Ответ, наверное, будет достаточно банальным. Будет расти доля «цифры» во всех сегментах, просто потому, что этот вид печати более удобен для всех. Но непонятно, будет ли при этом расти объем цифровой печати на фоне уменьшения объемов печати в целом.

КА: Стала ли за прошедший год более размытой грань между использованием различных печатных технологий в процессе производства полиграфической продукции? Насколько велика в сложившихся условиях вероятность вывода на рынок принципиально новых технологий
и/или решений?

А.Л.: Вопрос в том, что считать принципиально новой технологией. Совсем новые технологии — на уровне антигравитации или печати без расходных материалов — мы не увидим. Такие вещи не появляются ниоткуда. Но мы надеемся увидеть новые чернила — не сольвентные, не УФ­отверждаемые, не латексные, но позволяющие печатать практически по любым поверхностям.

КА: Прошедший год был богат на разнообразные новые стратегические партнерства и даже поглощения. Каких союзов и слияний, на ваш взгляд, стоит ждать в следующем году?

А.Л.: Сомневаюсь, что можно дать основательный и реалистичный прогноз по таким событиям. И поэтому уверен, что ни один подобный прогноз не оправдается. Подготовка таких процессов не проходит публично, иначе их стоимость сильно возрастает.

КА: Заметна ли на российском рынке тенденция замещения Web­to­print решениями Web­to­workflow?

А.Л.: Пока у меня нет ощущения, что решения Web­to­print настолько распространены на российском рынке, что их есть на что замещать. Очень немногие типографии освоили автоматизацию настолько, чтобы дать возможность своим заказчикам самим оформлять заказы. Тут еще есть над чем поработать и разработчикам этих решений, и полиграфистам.

КА: Ожидаете ли вы рост интереса к различным цифровым решениям по декорированию полиграфической продукции?

А.Л.: Каждая из полиграфических компаний всегда будет искать возможность сделать что­то, что не умеют делать конкуренты. Конечно, проще всего печатать дешевле, но мы уже пришли к состоянию, когда сделать дешевле — значит работать бесплатно. А бесплатно лучше бездельничать, чем работать. Дополнительная отделка отпечатков — один из способов отличаться от конкурентов без снижения цены. Поэтому интерес к таким решениям будет всегда. И он будет расти по мере роста конкуренции. Но все боятся быть первыми.

КА: Насколько перспективным, на ваш взгляд, является выпуск электрографических принтеров с возможностью печати дополнительными цветами (белым, прозрачным и пр.)?

А.Л.: Производители выходят на рынок электрографических принтеров с дополнительными цветами довольно осторожно. Возможно, сказывается не слишком удачный предыдущий опыт с прозрачными и металлизированными тонерами. Однако этот «клуб» постепенно расширяется, что говорит о том, что перспективы у этого рынка есть. Ведь печать «CMYK + белый» — единственный, пожалуй, способ расширить ассортимент продукции именно с помощью печатной технологии. К OKI, Ricoh и HP Indigo скоро присоединится (или, точнее, вернется) Xerox, хотя из всех этих производителей только OKI предлагает относительно доступный аппарат начального уровня. На наш взгляд, основная проблема у этой технологии — инерция мышления. После десятков лет работы с белой бумагой трудно вырваться на простор, где доступны сотни видов цветных дизайнерских материалов. Да и графические программы совершенно не приспособлены для разработки макетов для печати по цветным материалам, что тоже не способствует широкому распространению этой технологии. Чтобы справиться со всем этим, потребуется еще несколько лет демонстрации возможностей данной технологии и разработки методик по работе с ней, поэтому в ближайшие год­два­три доля подобной печати будет невелика. Но за счет старта с практически «нулевого» уровня рост будет заметным.

КА: Можно ли говорить о том, что за минувший (2017­й) год конкуренция в сегменте широкоформатных печатающих устройств значительно обострилась вследствие агрессивных действий китайских производителей?

А.Л.: Трудно представить человека, который выбирает между OKI ColorPainter и «китайцем» — слишком велика разница в цене и возможностях. Поэтому мы не чувствуем конкуренции с их стороны. В этом вопросе для нас более актуальны решения других японских производителей.

     Ricoh

Илья Базылев, руководитель oтдела продуктового маркетинга решений для коммерческой и промышленной печати

Илья Базылев, руководитель oтдела продуктового маркетинга решений для коммерческой и промышленной печати

КомпьюАрт: Какие события уходящего 2017 года, на ваш взгляд, явились самыми значимыми для отрасли?

Илья Базылев: Хотелось бы отметить выставку Printech 2017, интерес к которой не падает, а, наоборот, с каждым годом увеличивается. В этом году мы представили все наши основные модели оборудования, включая линейку Pro, широкоформатные и латексный принтеры и ряд офисных устройств. Также мы привезли образцы, отпечатанные на нашей новинке, которая скоро появится в России, — принтере для прямой печати на текстиле — Ricoh Ri. Если говорить о собственных мероприятиях, то это Ricoh Truck, с которым мы побывали в трех странах, 16 городах и показали наши решения 1500 посетителей.

КА: Каковы ваши прогнозы на 2018 год: в каких сегментах рынка ожидаете рост, а в каких — снижение?

И.Б.: Согласно аналитике рынка промышленных листовых машин, в этом году ожидается существенный рост — порядка 40% в сегменте цветных машин и порядка 20% — для черно­белых. Мы связываем это с несколькими причинами: и с тем, что устройства, приобретенные до кризиса, постепенно начинают выходить из строя, и с тем, что произошла переориентация на внутренний рынок, которому требуется полиграфия, упаковка и сопроводительная документация.

КА: Стала ли за прошедший год более размытой грань между использованием различных печатных технологий в процессе производства полиграфической продукции? Насколько велика в сложившихся условиях вероятность вывода на рынок принципиально новых технологий
и/или решений?

И.Б.: Мы отмечаем устойчивый спрос на цифровые машины у офсетных полиграфистов — всё больше типографий используют гибридное производство, за счет чего становятся более гибкими и предлагают более широкий ассортимент продукции своим заказчикам. Также очень востребованы модели, которые позволяют полиграфистам выделиться на рынке, — с дополнительной красочной секцией и экологичные широкоформатные латексные принтеры.

КА: Прошедший год был богат на разнообразные новые стратегические партнерства и даже поглощения. Каких союзов и слияний, на ваш взгляд, стоит ждать в следующем году?

И.Б.: Мы давно и плодотворно сотрудничаем с нашим стратегическим партнером — компанией Heidelberg, и уверены, что в будущем году нас ждут новые совместные успехи и свершения. Например, все больше офсетных типографий выбирают наши машины со специализированным контроллером Prinect, созданным компанией Heidelberg для достижения максимального качества печати при гибридном производстве.

КА: С чем, на ваш взгляд, связан существенный рост (более чем на 23%) в первом полугодии 2017 года совокупного тиража выпущенных книг и брошюр на фоне того, что общее количество изданий практически не изменилось (+0,4%)? Все последние годы средние тиражи изданий неизменно сокращались, а сейчас выросли почти на 11%. Что ждать в 2018 году?

И.Б.: Данная тенденция отражает то, что происходит на рынке, — в связи с жесткой конкуренцией средняя цена отпечатка невысока, рост продаж цифровых машин позволил типографиям браться за заказы от 1 экземпляра, а выросший курс валюты сделал нецелесообразным печать за границей. Скорее всего, данная тенденция продолжится и в 2018 году.

КА: Заметна ли на российском рынке тенденция замещения Web­to­print решениями Web­to­workflow?

И.Б.: К сожалению, мы с данной тенденцией не сталкиваемся.

КА: Ожидаете ли вы рост интереса к различным цифровым решениям по декорированию полиграфической продукции?

И.Б.: Да, данное направление является очень перспективным и интересным. Мы отмечаем рост запросов на подобные решения.

КА: Есть ли запросы на решения по внедрению различных RFID/NFC­меток и IoT­технологий в полиграфическую продукцию?

И.Б.: Наша компания предлагает решения на основе бумаги Clickable Paper, когда с помощью приложения можно получить дополнительную информацию о продукте или специальное предложение. Мы считаем, что данные технологии в ближайшие годы будут получать все большее распространение.

КА: Насколько перспективным, на ваш взгляд, является выпуск электрографических принтеров с возможностью печати дополнительными цветами (белым, прозрачным и пр.)?

И.Б.: Все зависит от конкретного заказчика­полиграфиста — кто­то не заостряет внимания на подобных вещах, а кто­то, наоборот, делает на них упор. Зачастую ни дизайнеры, ни конечные пользователи полиграфической продукции не знают о том, что уже давно можно печатать не только в CMYK. Наша задача, как вендора, не только предоставить необходимые технологии и оборудование, но и рассказать, как их использовать. Мы активно над этим работаем и на всех наших мероприятиях приглашаем успешных пользователей наших машин, чтобы они поделились своими историями успеха.

КА: Изменилась ли в 2017 году ситуация с совместимыми и контрафактными расходными материалами?

И.Б.: Мы не заметили существенных изменений.

КА: Считаете ли вы оправданным шагом внедрение программных и аппаратных решений, исключающих возможность использования неоригинальных расходных материалов в печатающих устройствах?

И.Б.: Наша компания старается подходить гибко к данному вопросу и оставляет пользователю свободу выбора. Дальше каждый решает для себя, что более правильно — высокое качество или более низкая себестоимость печати.

КА: По вашему мнению, способны ли высокопроизводительные решения на базе струйной технологии (в частности, HP PageWide) потеснить позиции лазерных и светодиодных устройств в сегменте офисных принтеров и МФУ?

И.Б.: Если говорить о высокопроизводительных системах, в частности рулонных, то там давно уже закрепились струйные технологии, которые в последние годы сильно прогрессировали и сейчас позволяют печатать не только биллинг, но и книги с журналами.

То же самое мы видим и в офисном сегменте, скорее всего, в ближайшее время действительно произойдет их массовое распространение на рынке.

КА: Можно ли говорить о том, что за минувший (2017­й) год конкуренция в сегменте широкоформатных печатающих устройств значительно обострилась вследствие агрессивных действий китайских производителей? Насколько вероятным в сложившихся условиях выглядит уменьшение количества игроков на рынке?

И.Б.: Безусловно, китайские конкуренты не дремлют и ведут себя весьма активно — на выставках они очень заметны и занимают порядка половины площадей. К сожалению, пока кроме привлекательной цены у них преимуществ немного, поэтом говорить о тотальном превосходстве не приходится. Однако с учетом скорости прогресса в ближайшие годы мы можем увидеть весьма серьезные трансформации существующего рынка.

    Xerox

Дмитрий Мокин, менеджер по маркетингу продукции компании Xerox Евразия

Дмитрий Мокин, менеджер по маркетингу продукции компании Xerox Евразия

КомпьюАрт: Какие события уходящего 2017 года, на ваш взгляд, явились самыми значимыми для отрасли?

Дмитрий Мокин: Пожалуй, самое важное событие 2017 года на российском полиграфическом рынке — международная выставка Printech. В этом году стало очевидно, что она превратилась в главное отраслевое мероприятие, место которого в последние годы оставалось вакантным. Именно на Printech 2017 мы провели российскую премьеру полноцветных печатных машин Xerox Versant 180 Press и Xerox Versant 3100 Press, к которым проявляют большой интерес типографии по всей стране.

Также 2017 год ознаменовался долгожданным прекращением спада полиграфической отрасли, который продолжался по меньшей мере два с половиной года. Во второй половине 2017 года стало заметно устойчивое оживление на рынке. Отмечается и подъем спроса на полиграфические услуги, и увеличение объема поставок оборудования, и рост количества проектов по установке новых печатных машин.

КА: Каковы ваши прогнозы на 2018 год: в каких сегментах рынка ожидаете рост, а в каких — снижение?

Д.М.: Безусловно, стоит ожидать роста цифровой печати во всех сегментах, где она представлена. В некоторых случаях он будет происходить благодаря позитивной рыночной динамике, а в некоторых — вследствие перемещения тиражей с офсетного на цифровое направление.

Мы ожидаем значительных структурных изменений в сегменте издательской полиграфии. Вполне возможно, что они будут сопровождаться небольшим ростом. А вот в сегменте упаковки на смену быстрому экстенсивному росту, который отмечался с 2014 года, возможно, придет стабилизация, и дальнейшее развитие будет происходить за счет усложнения продукции и увеличения рыночной специализации.

КА: Стала ли за прошедший год более размытой грань между использованием различных печатных технологий в процессе производства полиграфической продукции? Насколько велика в сложившихся условиях вероятность вывода на рынок принципиально новых технологий
и/или решений?

Д.М.: Границы между использованием различных печатных технологий размываются уже около 20 лет. Этот процесс носит эволюционный характер, для него несвойственны существенные ускорения и замедления, поэтому в будущем его темпы останутся прежними.

Вполне вероятно, что в следующем году на выставках будут представлены принципиально новые технологии. Но в течение года они не успеют выйти на рынок и оказать на него заметное влияние. В 2018 году можно ожидать лишь перераспределения рыночных долей между уже существующими технологиями.

КА: Насколько перспективным, на ваш взгляд, является выпуск электрографических принтеров с возможностью печати дополнительными цветами (белым, прозрачным и пр.)?

Д.М.: Возможность печати дополнительными цветами присутствует в оборудовании Xerox уже более семи лет, так что это направление нельзя назвать новым. Появляется всё больше решений с этой функцией, поскольку технологии цифровой печати становятся всё более зрелыми и во многих отношениях приближаются к традиционной полиграфии. Используя оборудование с возможностью печати дополнительными цветами, типографии могут занимать рыночные ниши, в которые им было трудно попасть прежде. Но это не «пропуск» в определенный сегмент, а один из инструментов, помогающих цифровым типографиям лучше осваивать рыночный ландшафт.

КА: Как вы считаете, способны ли высокопроизводительные решения на базе струйной технологии (в частности, HP PageWide) потеснить позиции лазерных и светодиодных устройств в сегменте офисных принтеров и МФУ?

Д.М.: Производители уже не раз пытались создать струйные решения, способные вытеснить лазерные принтеры и МФУ офисного сегмента, но эти попытки пока не увенчались успехом. Хотя струйная технология и сокращает расходы на тонер, она требует применения более дорогой бумаги, особенно при печати в дуплексном режиме. В результате обнуляется выгода от перехода на струйные решения.

В то же время экономичность лазерной технологии из года в год повышается. Для сокращения издержек на лазерную печать компания Xerox использует светодиодную технологию Xerox HiQ LED, повышает энергоэффективность принтеров и МФУ и оснащает их решениями для экономии бумаги и тонера.

Выбор номера:

heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства