КомпьюАрт

1 - 2005

Творцы истории: дизайнеры итальянских постеров

Марго Григорян

Начало начал

Развитие жанра после Первой мировой войны

Меж двух войн: возрождение итальянского постера

Военные плакаты в период Второй мировой войны

Второе возрождение

Наблюдать за историей развития дизайна итальянских постеров необычайно интересно. Начиналось все с оперных афиш в стиле Art Nouveau, затем итальянские художники и дизайнеры увлеклись такими модными направлениями, как футуризм, модернизм и т.п. Им на смену пришел стиль Art Deco, а в годы Второй мировой войны исполненные изящества работы сменились плакатами в духе военной пропаганды. Начиная со второй половины прошлого века итальянский графический дизайн пережил стремительный взлет на вершины международной популярности, став эталоном для дизайнеров нескольких поколений. О том, какие дизайнеры стояли за всеми этими переменами, — читайте в этой статье.

Итальянские постеры конца XIX — начала ХХ веков сегодня являются большой редкостью, хотя в те времена они производились в весьма внушительных количествах. Теперь за ними рьяно охотятся коллекционеры, а цены на раритетные экземпляры превышают все разумные пределы. Дело в том, что огромное количество постеров было уничтожено во время фашистского режима, а типографиям было запрещено печатать что-либо подобное. Не менее трагичным оказалось и событие, носящее более прозаичный характер: знаменитейший печатный дом при музыкальной студии Ricordi, в котором отпечатывалось большинство постеров, в конце 60-х годов попросту выкинул бесценные запасы из архивов, дабы освободить пространство на складах, оставив всего по одному экземпляру постеров для коллекции. Все эти факторы и стали причиной того, что на сегодняшний день итальянские постеры ценятся знатоками на вес золота.

Начало начал

Жанр постеров в Италии начал развиваться стремительными темпами в конце XIX века, когда музыкальная студия Ricordi решила открыть свое собственное производство для печати оперных афиш, программок и прочих рекламных материалов. Типография сразу же стала работать с самыми на тот день продвинутыми немецкими лито-графическими прессами и наняла знаменитого немецкого художника-иллюстратора Адольфо Хохенштайна, работающего в стиле Art Nouveau, для обучения итальянских художников искусству создания постеров. К 1895году печатное дело Ricordi разрослось настолько, что печатный дом стал принимать заказы на создание постеров от самых разных компаний — универмага Mele, миланской газеты Corriere della Sera, фирмы Campari и многих других.

один из многочисленных театральных постеров Адольфо Хохенштайна

один из многочисленных театральных постеров Адольфо Хохенштайна

Благодаря стараниям Хохенштайна стиль Art Nouveau, известный в Италии как Stile Liberty (свободный стиль), поднялся по качеству исполнения и по популярности до мирового уровня. Среди учеников немецкого мастера были Алеардо Вилла, Марчелло Дудович, Леопольдо Метликович, Алеардо Терции, Ачилль Мозан и Джиованни Маталони.

Одним из самых успешных учеников Хохенштайна был Леопольдо Метликович, итальянец сербского происхождения. В 1891 году Метликович начал работать в Ricordi. Сначала он был помощником литографа, а всего через год стал техническим директором. Но Метликович не остановился на достигнутом, став в результате одним из самых успешных и известных художников Ricordi, а после того, как Хохенштайн оставил предприятие, — его художественным руководителем. Постеры, которые создавал Метликович, были полны аллегорий. Одна из самых известных его работ — рекламный постер Mostra del Ciclo e dell Automobile, где изображен бог Меркурий рядом с автомобилем. Динамика работы настолько сильна, что и по сей день этот плакат признанно считается шедевром жанра постера.

У Метликовича было множество учеников, но, пожалуй, самым талантливым оказался Марчелло Дудович, который присоединился к команде художников-иллюстраторов Ricordi в 1897 году. Проработав там два года, он покинул Ricordi, но в 1906 году снова вернулся в Ricordi. Дудович очень быстро сумел снискать себе славу по всей Италии. По возвращении в Ricordi его стиль претерпел некоторые изменения: Дудович намеренно отказывался от классических элементов Art Nouveau, используя приемы модернистского стиля. Помимо оперных плакатов, Дудович создал больше десятка работ для известного итальян-ского универмага Mele. Самым плодотворным в работе художника считается период с 1907 по 1914 годы, когда он сумел добиться небывалых для того времени успехов в жанре постера.

Работа, прославившая Леопольдо Метликовича

Работа, прославившая Леопольдо Метликовича

Каждый постер Леопольдо Метликовича становился шедевром

Каждый постер Леопольдо Метликовича становился шедевром

Не меньшее влияние на переход от Art Nouveau к более упрощенному и графическому стилю оказал иллюстратор Франц Ласкофф, присоединившийся к сотрудникам Ricordi в 1901году. Рожденный в Польше, Ласкофф некоторое время проработал в Париже, а затем переехал в Милан. На его художественный стиль немалое влияние оказали работы братьев Беггарстафф, которые сумели свести стиль Art Nouveau к его графическим основам. Это влияние очень ощущается в работах Ласкоффа, особенно в тех, которые были созданы по заказу универмага Mele. Несмотря на то что Ласкофф проработал в Италии всего лишь до 1904 года, его стиль оказал существенное влияние на развитие жанра постеров.

Леонетто Капиэлло — еще один художник, чье творчество внесло значительный вклад в становление итальянского жанра постеров и рекламы. Прославился он сначала как карикатурист, когда работал в Париже, но позднее отдал предпочтение жанру постеров и за свою сорокалетнюю карьеру создал более тысячи работ. Капиэлло также называют отцом рекламы, ибо он одним из первых осознал, что самая простая метафора по отношению к тому или иному рекламируемому продукту может сделать постер более запоминающимся и рекламно успешным по сравнению с плакатами, перегруженными сложными декоративными элементами.

В начало В начало

Развитие жанра после Первой мировой войны

Первая мировая война разрушила мир «буржуазного реализма», который был основой постеров Ricordi. На смену стилю прошлого пришли футуризм, модернизм, авангард, агрессивные образы и четкие формы. Работы данного периода естественно отражали взгляды поколения, взращенного на принципах итальянского национализма, а также тех перемен, которые произошли в социальной жизни и в творческой сфере. Итальянские футуристы переняли многие элементы кубизма, а от традиционных и классических форм, стилей и образов старались как можно более отдалиться. Самыми значимыми фигурами в развитии итальянского футуризма стали графики Фортунато Деперо и Лучио Венна.

Марчелло Дудович: от Art Nouveau к модернизму

Марчелло Дудович: от Art Nouveau к модернизму

Рекламный плакат для Martini от Марчелло Дудовича

Рекламный плакат для Martini от Марчелло Дудовича

Однако футуризм оказался слишком агрессивным стилем для итальянского общества, особенно для рекламы. Как реакция на футуристическое движение в дизайне и искусстве в 1922 году несколько художников сформировали творческую группу Novocento. Члены этой группы обращались в истокам итальянского жанра постеров, пытаясь возродить стиль, канувший в прошлое. Среди участников Novocento было множество известных итальянских художников, а такие признанные мастера плаката, как Джузеппе Риккобальди и Джино Боккасиль, во многом соглашались с идеями Novocento.

К середине 1920-х годов появился еще один графический жанр, сразу привлекший к себе внимание публики и представителей творческих профессий, — жанр Art Deco. В итальянском варианте Art Deco ощущалось влияние футуризма: образы власти, скорости и динамизма, присущие футуризму, трансформировались в соответствии со стилем Art Deco, но не исчезали полностью.

В начало В начало

Меж двух войн: возрождение итальянского постера

Сосуществование двух противоположных по своему характеру художественных направлений сделало итальянские постеры не похожими ни на какие другие. В этот период одним из ведущих дизайнеров постеров был Марчелло Дудович, которому принадлежит авторство более ста плакатов.

Главными клиентами, заказывающими постеры и рекламу в Италии, в то время были компании Fiat и Campari. Руководство компаний привлекало к созданию плакатов самых талантливых дизайнеров и художников страны, в результате чего за два десятилетия в Италии накопилось множество шедевров плаката.

Плакат работы Франца Ласкоффа

Плакат работы Франца Ласкоффа

Постер Джузеппе Риккобальди — возвращение к истокам

Постер Джузеппе Риккобальди — возвращение к истокам

Постеры Леонетто Капиэлло стали настоящим прорывом

Постеры Леонетто Капиэлло стали настоящим прорывом

Еще одной вехой на пути развития итальянского плакатного дизайна стало открытие студии Boggeri в Милане, где работал знаменитый Ксанти Шавински, принесший в итальянский дизайн элементы стиля Bauhaus. В то же время в студии Olivetti с успехом практиковался утонченный, изысканный стиль графического дизайна. Эти два направления способствовали тому, что итальянская манера графического дизайна стала лидирующей на международном уровне.

В конце 30-х — начале 40-х годов Муссолини установил жесткую дисциплину и осуществлял тотальный контроль над нацией. Вследствие подобного ужесточения режима эпоха итальянского Art Deco канула в прошлое.

В начало В начало

Военные плакаты в период Второй мировой войны

Итальянские постеры времен Второй мировой войны — невероятно сильные, агрессивные и преисполненные фашистской идеологии. А поскольку итальянцы пребывали в сомнении по поводу альянса Италии с Германией, художникам и дизайнерам заказывали такие работы, которые должны были изменить мнение общественности. Одна из самых ярких и запоминающихся работ того времени — постер Джино Боккасиля, на котором изображен чернокожий американский солдат в виде гориллы, обхватывающий статую Венеры Милосской, на которой написана цена — два доллара США.

Плакат Ксанти Шавински для студии Olivetti

Плакат Ксанти Шавински для студии Olivetti

Военный плакат Джино Боккасиля

В начало В начало

Второе возрождение

В послевоенные годы, особенно в конце 50-х — начале 60-х, итальянский графический дизайн снова возродился и продолжал развиваться. И до сих пор итальянский стиль в дизайне остается мировым эталоном как в сфере рекламы, так и в жанре постера.

В начало В начало

КомпьюАрт 1'2005

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства