КомпьюАрт

1 - 2005

Цифровая печать на ткани

Наталья Макарова

Прямая струйная печать

Косвенная печать

Синтетические тканевые материалы для рекламной продукции

Нанесение изображения на изделия из ткани — один из наиболее эффективных способов рекламы. Футболки или бейсболки — хорошие объекты для размещения рекламы, ведь на футболку, например, можно нанести логотип компании, какую-либо полезную информацию или название сайта. Яркую, броскую надпись увидит каждый на выставке или презентации и в других общественных местах. Кроме того, футболка, скажем, с собственным портретом может стать оригинальным подарком для близкого человека.

Основным способом получения изображения на тканях традиционно является трафаретная печать, или, как ее еще называют, шелкография. Широкое использование этой технологии в области печати на ткани объясняется ее способностью наносить изображения на фактурные материалы, а также возможностью печатать широким спектром красок с разнообразными свойствами: с различными механизмами отверждения, с разной стойкостью и т.п. При этом изображения, отпечатанные трафаретным способом, отличаются насыщенностью и четкостью.

Сейчас, однако, в результате развития цифровых способов печати у трафаретной технологии появились сильные конкуренты. Применение широкоформатных принтеров (плоттеров) особенно выгодно при печати малотиражных работ, поскольку эти устройства не требуют затрат времени и средств на изготовление печатной формы (трафарета).

В плоттерах для печати на тканях могут использоваться как специальные технологии (например, электростатическая печать), так и технологии, хорошо знакомые по настольным принтерам, — термография, электрофотография, струйная печать.

 

Прямая струйная печать

Струйная печать является бесконтактной технологией и поэтому хорошо подходит для прямой печати на самых разных материалах. Она применяется не только для изготовления наружной рекламы (вывесок, световых коробов, рекламных щитов, растяжек, рекламы на бортах транспортных средств), но и при оформлении интерьеров помещений и выставочных стендов, а также для создания копий художественных произведений и для изготовления цветопробных оттисков.

В струйных плоттерах используются две технологии: термоструйная и пьезоэлектрическая. Выбор запечатываемого материала и чернил зависит от назначения печатной продукции. Чернила могут создаваться на основе красителя или на пигментной основе.

Пьезоэлектрическая технология позволяет печатать различными типами чернил, в том числе сольвентными и сублимационными. Применение сольвентных пигментных чернил обеспечивает высокую устойчивость изображений к воздействию внешних факторов, таких как атмосферные осадки и ультрафиолетовое излучение.

В настоящее время струйным способом можно печатать практически на любом материале — как на синтетическом, так и на натуральном. Шелк, хлопок, лен, шерсть, вискоза, полиамид, винил, холсты с различной пропиткой, искусственный мех — все эти материалы могут быть запечатаны на струйном плоттере.

При использовании метода прямой печати ткань пропитывается специальным составом, который не позволяет чернилам растечься по волокнам ткани по мере впитывания, за счет чего обеспечивается высокая четкость изображения. Структура тканых материалов предполагает возможность проникновения красителей на довольно большую глубину, поэтому, в зависимости от толщины и фактуры ткани, возможно прокрашивание ее обратной стороны.

При печати по натуральным тканям на текстильных производствах наиболее широко используются активные и кислотные красители. Их применение в цифровой струйной печати требует некоторых специальных процедур:

• на ткань перед печатью необходимо нанести специальный аппретирующий состав;

• изображение после печати следует зафиксировать перегретым паром;

• после закрепления изображения ткань необходимо выстирать.

При использовании пигментных красок для фиксации изображения требуется прогрев носителя в течение 1-3 мин в термопрессе при температуре 160-200 ° С.

Благодаря такой обработке продукция приобретет высокую стойкость к физико-химическим воздействиям и будет гигиеничной. При этом ее себестоимость даже при высоких тиражах сравнима с себестоимостью изделий, запечатанных трафаретным способом.

В начало В начало

Косвенная печать

Косвенный метод печати включает два технологических этапа:

• нанесение зеркального изображения на промежуточный носитель (иногда его называют термотрансфером);

• перенос изображения на ткань под воздействием высокой температуры.

Первый этап может выполняться с использованием устройств цифровой печати, например струйных принтеров. Перенос изображения выполняется методами термосублимации или термотрансфера.

Термосублимация

При термосублимации под воздействием высокой температуры происходят локальная возгонка (абляция) краски с промежуточного носителя и ее осаждение на запечатываемом материале.

В качестве промежуточного носителя используется пористая термосублимационная бумага, поверхность которой подвергается специальной химической обработке. Такая бумага должна впитывать большое количество краски, а затем испарять ее с максимальной отдачей.

Сублимация — это переход вещества из твердой фазы в газообразную без промежуточной жидкой фазы. Процесс управляется посредством изменения температуры и/или продолжительности импульса тепловой энергии: в зависимости от величины тепловой энергии, подаваемой на элемент изображения, на запечатываемый материал переносится разное количество красящего вещества. При этом диаметр элемента изображения остается примерно одинаковым, а оптическая плотность изменяется. Перенос газообразного красящего вещества на запечатываемый материал происходит в результате диффузии (Dye Diffusion Thermal Transfer — термодиффузия красителя).

Флок и флокирование

Флокированием называется технология создания бархатистого эффекта путем наклеивания мелко нарезанного ворса на плотную основу. В настоящее время флок получают методом напыления микроволокна на клеевой слой в сильном электростатическом поле. На тканевую основу (чаще — нейлоновую, реже — полиэстровую) тонким слоем наносится клеевой состав, затем сверху равномерно высыпают флок — частички ворса. После этого над основой создают постоянное электростатическое поле, в результате чего наэлектризованные частички ворса располагаются вертикально. Получающийся ровный ворс создает ощущение мягкости при прикосновении к ткани, а по прочности приклеивания не уступает велюровым тканям.

В настоящее время метод косвенной печати используется для нанесения изображения на полиэфирные (полиэстровые) ткани, на композитные ткани, содержащие не менее 50% полиэстровых или акриловых волокон, а также на материалы со специальным покрытием. Для создания такого покрытия может использоваться пленка или спрей.

При нагревании примерно до 165 ° С молекулы полиэстра как бы приоткрываются и в них может диффундировать находящаяся в газообразном состоянии сублимационная краска. При остывании изделия молекулы полиэстра захлопываются, фиксируя затвердевшую краску. Результат можно сравнить с татуировкой на человеческой коже.

 

Сублимационные дисперсные чернила имеют повышенную вязкость и способны испаряться и вступать в соединение с полиэстром при высокой температуре. Однако эти свойства сублимационных чернил ограничивают круг плоттеров, способных качественно и устойчиво работать с ними.

Применение для изготовления промежуточных носителей новых красящих веществ и технологии струйной печати обеспечивает не только великолепную яркость изображений, но и высокую стойкость изделий к атмосферным воздействиям и выгоранию на солнце, а также устойчивость к стирке и химической чистке.

Описанная технология позволяет изготавливать флаги и вымпелы, спортивную и клубную одежду, театральные костюмы и декорации, футболки и бейсболки, галстуки, наружную и интерьерную рекламу (перетяжки, растяжки, баннеры, световые короба и таблички), предметы интерьера (шторы и жалюзи, ширмы и ткань для мебели, скатерти и салфетки, портреты и репродукции). Ткани, запечатанные с применением термосублимационного переноса, не «парусят» на ветру, не провисают в жару, не вбирают в себя влагу и не выгорают на солнце.

Термоперенос (термотрансфер)

При термопереносе происходит плавление краски на нагретых участках промежуточного носителя. Под небольшим давлением расплавленная краска переносится на запечатываемый материал. Колориметрические характеристики отпечатка зависят от параметров краски и толщины красочного слоя на промежуточном носителе. Оптическая плотность растра регулируется за счет изменения площади растровых точек (Variable Thermal Transfer). Основой краски может быть воск или термочувствительный полимер.

Для получения на тканевых материалах эффектов люминесценции, светоотражения, бархатистости (флока) разработана технология термотрансфера пленок — термоаппликация. При термоаппликации изображение вырезается по контуру из специальной пленки, накладывается на ткань и помещается в термопресс. Количество цветов ограничено — не более 12. Нанесенная на одежду пленка не выцветает, хорошо переносит жару и холод, не мнется. Изделия с нанесенным изображением пригодны для машинной стирки.

Другая реализация технологии термопереноса на ткани предполагает использование в качестве промежуточного носителя специальной термотрансферной бумаги. Такая бумага воспринимает краску при печати, а затем отдает ее в термопрессе декорируемому предмету. Термоперенос изображения с бумаги на ткань происходит при помощи термопрессов при температуре от 180 до 2400° С. Температура зависит от толщины и структуры ткани, толщины термосублимационной бумаги, а также от физико-химических особенностей и колориметрических характеристик чернил. Промышленные термопрессы делятся на две категории: планшетные (плоскостные) и ротационные (каландровые); последние работают с рулонным материалом.

Термоперенос с термотрансферной бумаги позволяет воспроизводить на тканях тоновые многоцветные изображения. При наличии струйного принтера, термотрансферной бумаги и утюга получить практически любое изображение на футболке или майке можно и в домашних условиях. Однако эксплуатационные свойства получаемого изделия оказываются хуже, чем при использовании пленки, — изделие необходимо стирать вручную, предварительно вывернув наизнанку.

Синтетические тканевые материалы для рекламной продукции

Полиэфир (полиэстр, лавсан, полиэтилентерефталат, то есть ПЭТФ) — широко используемое синтетическое волокно, получающееся в процессе поликонденсации этиленгликоля и терефталевой кислоты. Применяется как в чистом виде, так и в сочетании с различными материалами. Волокно выглядит похожим на шерсть и идеально имитирует фактуру натурального волокна. Может смешиваться с полиамидом. В зависимости от добавок полиэфир может быть блестящим или матовым. Из него созданы десятки разновидностей тканей, отличающиеся плетением и размерами применяемых волокон. Из чистого полиэфира изготавливаются следующие ткани: Taffeta, Nyton Finetex, Floment Interfleece,·Lasting, Steal, Marvel, Microtherm и др.

Достоинства полиэфирных тканей:

• легкие, дышащие, быстросохнущие;

• прекрасно сохраняют форму;

• устойчивы к световому и умеренному тепловому воздействию;

• химически нейтральны, просты в уходе;

• обладают влагостойкостью волокна.

Недостатки полиэфирных тканей:

• не окрашиваются стандартными методами (но в настоящее время эта проблема практически решена);

• имеют невысокую износостойкость.

 

Полипропилен — химически инертный материал, имеющий довольно простую молекулярную структуру. Вследствие химической инертности окраска полипропиленового волокна затруднена: молекулы волокна не содержат реакционных групп, а его структура достаточно плотная, поэтому молекулы красителя не могут проникнуть в волокно. В связи с этим красители добавляются в сырье непосредственно перед экструзией, за счет чего покрытия из полипропилена получаются цветоустойчивыми, хотя их цветовая гамма не отличается особым разнообразием.

Полипропилен имеет неплохую пятностойкость. Он гидрофобен, однако маслянистые вещества (например, крем от торта или майонез) представляют для него серьезную опасность. Полипропилен является единственным полимером, изначально обладающим антистатичностью, что позволяет не обрабатывать его антистатиком (по мере загрязнения волокна утрачивают это свойство). Преимущество данного волокна заключается также в его дешевизне.

К недостаткам полипропилена можно отнести низкую износостойкость и низкую термостойкость — он плавится уже при температуре 165 °С и быстро изнашивается при интенсивном использовании.

 

Полиамид (нейлон) — материал, обладающий высокой прочностью, износостойкостью, упругостью и малой линейной плотностью. Малогигроскопичен и неустойчив к воздействию света, однако устойчив к действию многих химических реагентов и хорошо противостоит биохимическим воздействиям.

Изобретенное компанией DuPont в 1938 году полиамидное волокно является самым дорогим синтетическим материалом, но в то же время и наиболее распространенным. Это объясняется его свойствами, которые закладываются в процессе производства на молекулярном уровне: упругость, износостойкость, антистатичность (у фирменных волокон) и высокая термостойкость.

Полиамид хорошо окрашивается, что позволяет создавать широкую цветовую гамму тканей. Для придания полиамиду антистатичности в него на молекулярном уровне добавляются графитовые добавки или металлическое волоконце. Грязеотталкивающие свойства обеспечиваются за счет нанесения тефлонового покрытия. Свойства волокна позволяют использовать различные способы обработки ворса.

Из полиамида изготавливают следующие ткани: Finetex, Taslan Offoman, Elide, Koduran и др.

В начало В начало

КомпьюАрт 1'2005

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства