Токен: 2SDnjeb4y7E

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjejusTv

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

КомпьюАрт

2 - 2000

Шрифты: как они работают

Мгновенное преобразование

PostScript или TrueType?

На печати и online

Встраивание шрифтов

Покупайте, покупайте и еще раз покупайте!


На первый взгляд может показаться, что типографика — искусство несложное, однако иногда шрифты демонстрируют довольно непростой нрав. Сегодня мы укажем вам на все ухабы и колдобины, встречающиеся при работе с буквами.

Мы ожидаем от шрифтов очень многого. Например, что у нас будет немереный выбор из сотен или даже тысяч гарнитур, а также что мы сможем использовать шрифты любого кегля и любого начертания. А еще мы ожидаем, что они всегда будут печататься и высвечиваться на экране абсолютно точно и чисто, где бы и когда бы мы их ни использовали.

И что замечательно: создатели шрифтов отозвались на все эти наши ожидания. Вернее, предложили даже два варианта: TrueType и PostScript. Эти форматы делают абсолютно все, что мы можем ожидать от шрифтов. В частности, они позволяют печатать любую гарнитуру любого размера и в любом начертании, несмотря на то что поставляются они в виде одного (или двух — в случае PostScript) файла. Этот эффект достигается благодаря векторному, масштабируемому представлению символов.

Мгновенное преобразование

Однако существует одна проблема. Когда бы шрифт ни высвечивался на экране или ни печатался на твердом носителе, его необходимо преобразовать из векторного контура в точечный рисунок, то есть растрировать. Так происходит всегда — вне зависимости от того, выводится ли шрифт на экран (в этом случае операционная система или специальный конвертор мгновенно преобразует символы нужного размера в растровые точки) или на печатающее устройство любого типа, начиная с обыкновенного настольного «струйника» и кончая фотонаборным автоматом самого высокого разрешения (поскольку и то и другое устройство печатает точками).

Необходимость подобного растрирования лежит в основе многих проблем шрифтовых технологий. Компания Adobe первой нашла решение этих проблем и воплотила его в виде формата PostScript, в котором сочетались растровые экранные шрифты различных размеров и векторные шрифты для печати. Однако с размерами экранных шрифтов постоянно возникали всевозможные неурядицы, в результате которых символы на экране в большинстве случаев все равно получались довольно грубыми.

В конце концов фирма Adobe решила эту проблему при помощи ATM (Adobe Type Manager) — программы, разработанной специально для того, чтобы создавать качественные экранные представления PostScript-шрифтов любого размера. Более того, эта программа позволяет печатать PostScript-шрифты на принтерах не-PostScript, а версия 4 к тому же предлагает еще и функцию «примазывания» (anti-aliasing) символов к фону, чтобы они выглядели на экране еще лучше.

В остальном же мало что изменилось на PostScript-сцене. Был выпущен вариант PostScript Type 3, однако он не внес практически ничего нового. Формат MM (Multiple Master), который дает в руки конечного пользователя расширенные возможности типографического контроля над отдельными символами, тоже не выдержал стремительного напора рынка. И в результате несомненным промышленным фаворитом остается формат PostScript Type 1.

Тем временем фирма Apple разработала и вскоре выпустила в свет свой собственный масштабируемый формат шрифтов — TrueType, в котором для каждого шрифта используется только один файл. Позднее этот формат стал стандартной частью не только Mac OS, но и Windows.

Шрифты TrueType сконструированы не так, как PostScript. В частности, в них обеспечена более качественная поддержка хинтинга (hinting). (См. врезку «Ну хоть один намек».) С ростом доли документов, подготавливаемых не столько для печати, сколько для просмотра с экрана, возрастет значение этого аспекта шрифтовой технологии. Ведь чем меньше размер шрифта, тем меньше пикселов может участвовать в представлении каждого символа, поэтому авторы гарнитур используют хинтинг, чтобы при уменьшении размера шрифт как можно точнее сохранял свои визуальные характеристики.

В связи с этим возникла (но тут же сошла на нет) система QuickDraw GX фирмы Apple, а также порожденные ею шрифты GX (как PostScript-, так и TrueType-версии), хотя эта система и предлагала значительно большую гибкость при проектировании шрифтов.

в начало

в начало

PostScript или TrueType?

Так какого же типа шрифты используются в данный момент? TrueType — это «родной» формат шрифтов, поддерживаемый операционными системами как на платформе Mac, так и в Windows. Машины и того и другого типа поставляются сразу с полным предустановленным комплектом TrueType-шрифтов. Рынок DTP нижнего уровня буквально напичкан библиотеками TrueType-шрифтов стоимостью копейка за мешок. Казалось бы, какие проблемы?

Почему, если TrueType-шрифты так дешевы, если они поддерживаются непосредственно операционной системой и так легко доступны, печатники-профессионалы упорно продолжают пользоваться шрифтами в формате PostScript? Частично ответ кроется в инерции нашей отрасли, частично — в неправильных, устаревших взглядах людей, а частично — в проблемах с качеством получаемых результатов.

Большая часть издательств и печатных бюро накрепко связали свою жизнь с форматом PostScript. Этот универсальный язык описания страниц используется фотонаборными автоматами высокого разрешения. Этот формат генерируется на выходе многих дизайнерских и издательских программ, таких, например, как QuarkXPress, FreeHand и InDesign. К тому же предприятия печатной отрасли вложили в технологию PostScript столько денег и сил, что инерция их не является удивительной. Так что, похоже, PostScript пришел в этот мир, чтобы остаться с нами навсегда.

Поскольку большинство фотонаборных автоматов получает PostScript-данные, с их стороны справедливо было бы ожидать, что и шрифты будут поступать к ним в формате PostScript. Конечно, время от времени случаются недоразумения, и в файлы, посылаемые в печатное бюро, прокрадываются шрифты TrueType. Что же получается в таких случаях? Совершенно непредсказуемый результат печати, а иногда и вовсе одна только жуткая грязь. Этого достаточно, чтобы большие знатоки объявили, что TrueType-шрифты абсолютно непригодны для профессионального использования в DTP, что, в свою очередь, привело к неправильному восприятию всей концепции в целом.

Однако с течением времени компания Adobe постоянно пересматривала спецификации PostScript, и если исходный PostScript Level 1 реально не справлялся с TrueType-шрифтами, то с переходом на PostScript Level 2 многие устройства стали вполне нормально это делать, а последняя спецификация PostScript Level 3 уже непосредственно поддерживает TrueType.

А как обстоят дела с проблемой качества? В принципе, и PostScript- и TrueType-шрифты могут давать очень качественный результат. Принципы проектирования этих шрифтов слегка различаются, и если формат TrueType в чем-то и превосходит PostScript, то это в первую очередь касается хинтинга. К сожалению, даже опытному разработчику шрифтов требуется некоторое время, чтобы извлечь реальную выгоду из этих преимуществ формата TrueType. На практике же большая часть TrueType-шрифтов, присутствующих в данный момент на рынке, получена в результате дешевой переделки или автоматического преобразования существующих PostScript-шрифтов — а процессы эти редко приводят к успешному результату.

Конечно же, для большинства людей разница незаметна, но типограф или просто внимательный дизайнер быстро заметит недостатки дешевых шрифтов, поскольку они неправильно выводятся на экран и на печать в разных размерах, в них слабо реализованы возможности кернинга (настройки межсимвольных промежутков) либо они просто выглядят слишком грубыми.

в начало

в начало

На печати и online

С появлением PostScript Level 2 и Level 3 уже нет реальной причины (за исключением снобизма или отсутствия достойных шрифтов), чтобы не применять шрифты TrueType в высококачественной профессиональной печати. Тем не менее всегда проще остановиться на одном типе шрифтов и постоянно его придерживаться, поэтому многие профессиональные коллекции, а также организационные и управляющие программы и утилиты спроектированы исключительно под формат PostScript.

В области online-паблишинга cитуация совсем иная. В большинстве случаев шрифты в формате TrueType обеспечивают более качественный хинтинг и, следовательно, в мелком начертании выглядят лучше. Однако, если документ предназначен для чтения на других компьютерах, возникают проблемы совсем иного рода. Самая важная из них — будут ли используемые в документе шрифты установлены на той машине, где документ будет реально просматриваться.

Если нет — в силу вступят механизмы замены и подстановки шрифтов, то есть программа попытается сама найти шрифт, более всего похожий на оригинал, или — что еще хуже — использует шрифт, принятый по умолчанию, например Courier. Если вы когда-либо отправляли свои страницы в печатное бюро, то вы, наверное, знаете, как выглядит документ с подстановленными шрифтами. В нем меняется не только картинка шрифта, но и расположение текста, размер заголовков и так далее. Документ полностью рушится и становится негодным.

Издатели оnline-документов сталкиваются с подстановкой шрифтов другого рода. На Web’е у них либо очень мало, либо вовсе нет возможности управлять шрифтами, используемыми для демонстрации страниц, — все зависит от параметров, установленных в браузере пользователя. По умолчанию это чаще всего бывает шрифт Times для основного текста документа и Courier для форматированного текста. Шрифты в Web-документе можно также задать при помощи специальных меток (как альтернативу стилям, заданным по умолчанию), но и в этом случае приходится придерживаться относительно безопасных вариантов, таких, например, как Arial.

Существует только два способа вставить в online-документ какой-нибудь нестандартный шрифт. Первый — сохранить текст в графическом виде. Это стандартный метод, используемый дизайнерами Web-страниц, стремящимися полностью контролировать внешний вид своих заголовков, баннеров, вставок и других элементов страницы. Второй способ — встроить используемые шрифты в сам документ.

Формат PDF фирмы Adobe — один из самых известных и наиболее широко используемых форматов в online-паблишинге. В сети World Wide Web большую известность и распространение получил язык HTML, однако там, где документы распространяются внутри некоторой замкнутой среды — внутри компаний, в правительственных учреждениях и тому подобное — и готовятся сразу и для печати, и для чтения с экрана, повсеместно применяется PDF. Действительно, в комплект поставки многих приложений входит документация по формату PDF, сверстанная и готовая к распечатке, если возникнет такая необходимость. Формат PDF с высокой точностью воспроизводит верстку (в отличие от HTML), и все шрифты встраиваются в него просто как часть файла.

Часто оказывается, что распространяемые через Web технические документы большого объема тоже поставляются в виде PDF-файлов, поэтому и в Internet Explorer, и в Netscape Navigator предусмотрены plug-in-модули для непосредственного просмотра этого формата.

Что еще более важно, параллельно с выпуском в свет PostScript 3 компания Adobe обновила и спецификацию формата PDF, который теперь можно использовать для доставки в препресс-бюро страниц, готовых к выводу на фотонабор.

в начало

в начало

Встраивание шрифтов

Формат PDF обладает сразу несколькими преимуществами. С его помощью можно просматривать документы в точности в том же виде, в каком они будут печататься. Благодаря ему стал, наконец, практически возможным цифровой вывод непосредственно на печатные формы, в результате чего сводится к минимуму такой дорогостоящий этап производства, как уничтожение бракованных печатных форм. Всю графику теперь можно встроить в один-единственный файл и — что очень полезно — все шрифты тоже. Теперь в бюро можно отправлять только один файл, а не мириады, как раньше. (Ну, может, не мириады, но ощущение такое, что именно столько.)

Так в чем же загвоздка? Во-первых, приходится пользоваться услугами только тех печатных бюро, которые принимают PDF-файлы, хотя и те бюро, которые еще не осмелились окунуться в авантюру с PDF, могут по тем или иным причинам оказаться для вас привлекательными. Во-вторых, в PDF-файл нельзя встроить абсолютно любой шрифт, поскольку некоторые из них могут быть защищены авторскими правами, запрещающими подобное встраивание.

Программа Adobe InDesign напрямую поддерживает формат PDF. Однако, если купить пакет Acrobat, то можно будет преобразовывать в формат PDF практически любые документы, включая файлы QuarkXPress. Для XPress существуют также дополнительные модули (XTensions) сторонних производителей и несколько самостоятельных приложений, предназначенных для экспорта в формат PDF.

Но все это не имеет смысла, если вы собираетесь использовать нестандартные шрифты в Web-страницах и при этом хотите, чтобы текст можно было редактировать и чтобы он правильно переформатировался при изменении размеров окна (оба эти требования невыполнимы, если текст переведен в графический формат). Как же быть в подобной ситуации?

Ответом на этот вопрос может стать программа WebFont Maker фирмы Bitstream. Она преобразует шрифты в формат «динамический PFR» (Portable Font Resource), который загружается вместе с Web-страницами. Netscape Navigator автоматически обрабатывает WebFonts как на PC, так и на платформе Mac, а Internet Explorer в данный момент может выводить их на экран на PC. Хотя (обратите внимание!), как и в случае с PDF, здесь тоже нельзя пользоваться защищенными шрифтами.

в начало

в начало

Покупайте, покупайте и еще раз покупайте!

Таким образом, в конце концов мы упираемся в проблему защиты авторских прав. Раньше шрифты распространялись и использовались главным образом на доверительной основе (возможно, слишком доверительной, чтобы это нравилось производителям шрифтов). Однако с появлением формата PDF и других технологий встраивания производители шрифтов получили возможность контролировать, где и как используются их шрифты. Это означает, что шрифты, которые были разработаны для использования только одним пользователем и поставляются вместе с системой, нельзя встраивать в публикации, предназначенные для широкого распространения.

В любом случае, если вы собираетесь воспользоваться каким-либо шрифтом, вам необходимо проверить, есть ли у вас на это лицензия. Тщательно изучите условия лицензирования даже из самой дешевой шрифтовой коллекции, чтобы убедиться, что их коммерческое использование не запрещено. Кроме того, проверьте, нет ли в вашей публикации шрифтов, которые были бы приобретены вами или вашей компанией на нелегальной основе. В лицензионном соглашении может быть сказано, что шрифт можно использовать более чем на одном компьютере; однако если это не оговорено, вашему печатному бюро придется приобрести лицензию только для того, чтобы отпечатать ваш заказ. Так что читайте все, что напечатано в лицензии даже самым мелким шрифтом!


COMPUTER ARTS January 2000. За дополнительной информацией о программе WebFont Maker обращайтесь по адресу www.bifstream.com. Информацию по PDF можно найти на сайте www.adobe.co.uk.

КомпьюАрт 2'2000

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства