КомпьюАрт

3 - 2001

Книгоиздание

Рекомендации для издателей и дизайнеров

Эд Марканд

Институт «Открытое общество» — Будапешт 1998, Marquand Books, Inc.

Какова цель вашей публикации

Группа по изданию публикации

Проект для ваших заказчиков

Как использовать методику печати наиболее эффективно

Начало основного дизайна

Начало базового дизайна

Несколько слов о шрифте

Сохраните стандарты в маке-тировании и качестве печати

Обложки и суперобложки

Как научиться хорошему дизайну

Хорошие публикации требуют профессионально подготовленного текста, подходящих иллюстраций, грамотного дизайна и тщательного оформления, а также качественного полиграфического исполнения. В создании книги, буклета, журнала или газеты важен каждый этап. Цель данной статьи состоит в том, чтобы дать базовые предложения улучшению ваших публикаций.

Какова цель вашей публикации

Прежде чем вы начнете планирование проекта вашей публикации, убедитесь, что вы имеете ясные цели и понимаете их назначение. Четко сформулируйте эти цели и обсудите их с другими членами вашей группы, работающей над публикацией, чтобы удостовериться в их согласии с вашими предложениями.

В начало В начало

Группа по изданию публикации

Даже простые публикации требуют творческих навыков нескольких специалистов, в числе которых:

  • автор;
  • издатель;
  • редактор;
  • дизайнер;
  • специалист по маркетингу и продажам.

Работа каждого из них важна в творческом процессе. Хорошая команда работает слаженно и уважает труд друг друга, мнение коллег и их вклад в общее дело.

В начало В начало

Проект для ваших заказчиков

Создавайте дизайн, соответствующий требованиям ваших заказчиков, а не для удовлетворения своих художественных амбиций или потакания вкусам своих друзей. Начиная работу над дизайном публикации, постарайтесь четко выяснить требования и пожелания заказчика. Только заказчик сможет ответить на следующие вопросы:

  • кто входит в вашу аудиторию — дети или взрослые? ученые или просто интересующиеся;
  • является ли текст технически сложным или доступным;
  • ваша публикация — текст для серьезного чтения или иллюстрированная книга;
  • много ли в ней иллюстраций и какие они — цветные или черно-белые, предполагается ли наряду с иллюстрациями поместить фотографии;
  • кто и где будет покупать эту книгу — в книжных магазинах, киосках, гостиницах, местах скопления туристов;
  • будут ли рядом продаваться издания с конкурирующими названиями и как вы сможете выделить вашу публикацию из массы аналогичных;
  • каковы способ печати (офсет, фотокопирование, высокая печать) и тираж первого завода, как будет создан оригинал-макет (на компьютере или механическим способом, в Pagemaker или QuarkXPress)?

Получив ответы на все эти вопросы, можно приступать к работе над публикацией.

В начало В начало

Как использовать методику печати наиболее эффективно

Обычно печать — наиболее дорогостоящий процесс публикации, поэтому важно спроектировать публикацию в плане наиболее эффективного использования метода печати. Поскольку цветная печать намного дороже черно-белой, необходимо понять, действительно ли цвет является обязательным элементом для вашей публикации. Чтобы сэкономить на печатных и допечатных процессах, можно напечатать в цвете только обложку или первую страницу, а все остальное — черно-белыми.

Далее следует выяснить, какая из доступных вам типографий имеет в своем распоряжении необходимое оборудование и опыт, чтобы напечатать эту публикацию.

Прежде чем вы начнете разрабатывать дизайн, выясните, нет ли у вашей типографии каких-либо технологических ограничений на тип применяемой для вашей публикации бумаги и вид или размер шрифта.

После этого необходимо решить еще целый ряд вопросов:

  • сможет ли ваша типография обеспечить вас бумагой, пригодной для публикации, и какой будет эта бумага — глянцевой, газетной, офсетной бумагой хорошего качества или бескислотной;
  • сможет ли ваша типография переплести книгу должным образом, каким будет способ переплета — клеевым, скрепочным, швейным, или это будут книги в твердом переплете;
  • сможет ли ваша типография печатать как в цвете, так и в черно-белом исполнении;
  • всегда ли ваша типография обеспечивает тот уровень качества, которого требует ваша публикация (если нет, найдите лучшую типографию или оформите вашу публикацию так, чтобы высокое качество не было абсолютно необходимо);
  • сколько времени займет печать вашей публикации и укладываетесь ли вы в свой график?
В начало В начало

Начало основного дизайна

Начните с тщательного ознакомления с содержанием вашей публикации. Прочитайте текст, чтобы удостовериться в том, что он полностью охватывает тематику.

Постарайтесь, чтобы каждый элемент текста был проверен компетентным редактором. Все исправления в рукописи сделайте до того, как начнете верстку страницы, чтобы впоследствии избежать трудоемких, неэффективных и дорогостоящих исправлений.

Попытайтесь представить себя покупателем вашей публикации:

  • какой бы вы хотели ее видеть;
  • какое впечатление она должна производить;
  • легко ли она читается, приятно ли держать ее в руках;
  • как быстро можно найти информацию в этой публикации;
  • как долго эта информация будет полезна;
  • как долго «проживет» книга.
В начало В начало

Начало базового дизайна

Набросайте простые организационные схемы на бумаге. Попытайтесь представить вашу публикацию как цельный объект, а не только как набор страниц.

Для книг планируйте вначале оформление текста, а затем дизайн обложки.

Важными для дизайна являются титульный лист, страницы оглавления, шмуц-титулы, страницы текста, библиография, указатели и т.д.

Для газет первая страница наиболее важна в коммерческих целях, особенно ее верхняя половина. Затем рассмотрите остальные, внутренние страницы и различные виды подачи информации, которые вы должны включить в верстку.

Быстрые эскизы, маленькие, простые, черновые зарисовки помогут вам представить публикацию в целом.

Создайте простую сетку с хорошо распределенными пролетами столбца, достаточными пробелами и исходными точками для повторяющихся элементов.

Как только вы начнете разрабатывать вашу публикацию на компьютере, используя программу верстки, сохраняйте все элементы настолько простыми, насколько это возможно. Для начального макетирования необходимо понять, сколько места и страниц вам понадобится. Для макета книги или первого, приблизительного дизайна вы, возможно, захотите сначала разместить элементы (рукопись и иллюстрации). На второй стадии вы создадите стиль, то есть добавите к публикации графические элементы.

На этой стадии целесообразно тщательно поработать на нескольких пробных страницах, чтобы выяснить, является ли стиль хорошим, ясным, простым и легко читаемым? Распечатайте несколько различных образцов стиля печати, с разными размерами и плотностью, затем выберите лучший вариант и используйте его для всего текста.

Распечатайте ваш макет на лазерном принтере. Сфальцуйте и соберите его в виде рукописи, чтобы удостовериться в наличии и соответствии всех элементов.

Попросите редактора (или любого непредвзятого читателя) просмотреть на макет, чтобы убедиться, что текст и рисунки на месте, а подрисуночные подписи, заголовки и нумерация страниц — правильные. (Предостережения: чем дольше дизайнер работает над публикацией, тем больше шансов просмотреть ошибку. В нашем издательстве во избежание ошибок мы проверяем верстку несколько раз силами разных корректоров! Это позволяет вовремя обнаружить ошибки, исправление которых стоит дорого на пробном оттиске и невозможно на последующих этапах.).

Затем отдайте свой макет в типографию, чтобы там его просмотрели на предмет возможных трудностей с выпуском. На этой стадии вам должны дать точные сведения о стоимости графики и материалов в письменном виде — на ваше рассмотрение и одобрение.

Просмотрите свой макет внимательно и пометьте его, отразив свои идеи, направленные на улучшение верстки, оптимизацию размеров иллюстраций, изменение расположения элементов и графического вида публикации. Затем начните ревизию макетирования страниц на компьютере.

В нашем издательстве редактор внимательно проверяет работу дизайнера для того, чтобы удостовериться, что на страницах публикации не появились новые типографские ошибки в процессе устранения предыдущих. Свежий взгляд помогает находить опечатки и другие огрехи, которые до этого никто не распознал.

Распечатайте то, что у вас получилась, и посмотрите всю публикацию, чтобы убедиться в согласованности всех редакторских и дизайнерских элементов.

Разрабатывайте внешний дизайн книги после создания внутреннего. Это поможет вам сделать обложку, которая подчеркнет основную тему книги и будет соответствовать дизайну внутренних страниц.

Если в итоге вы остались довольны всеми деталями вашей книги, можно распечатать один заключительный экземпляр и передать копии электронных файлов и иллюстраций в типографию на допечатную подготовку. Вместе с типографским работником вам следует просмотреть корректуру и убедиться, что он представляет, как должен выглядеть окончательный вариант публикации.

Далее с вашими материалами будет работать печатник, который подготовит пробные оттиски страниц для вашего обзора. Повторимся: вы вместе с опытным редактором должны тщательно просмотреть пробные оттиски. Это одна из последних возможностей исправить ошибки перед печатью.

По возможности контролируйте процесс печати, удостоверяясь, что он соответствует вашим требованиям, а изменения и корректировки, сделанные в последние минуты, действительно на печатных формах.

Проверьте эти страницы очень тщательно. Это ваш последний шанс перед тем, как книга выйдет в свет.

Насыщенность шрифта должна быть одинаковой на протяжении всего печатного издания. Не следует выполнять слабую печать на странице 24 и жирную — на странице 25.

Затем надлежит проверить, соответствует ли переплет требуемому качеству, убедиться, что транспортная упаковка и оберточные материалы сухие и достаточно плотные для того, чтобы защитить книги при их хранении. Необходимо также убедиться, что типография напечатала соответствующее количество экземпляров.

В начало В начало

Несколько слов о шрифте

Старайтесь использовать простой, ясный и легко читаемый набор шрифта. Целью набора шрифта является чтение. Не стоит раздражать своих читателей использованием декоративного шрифта, особенно при текстовой печати. Заботьтесь о зрении своих читателей. Самыми замечательными книгами, когда-либо изданными, были те, где использовалась одна гарнитура шрифта.

В начало В начало

Сохраните стандарты в маке-тировании и качестве печати

Удостоверьтесь, что вы не ошиблись в выборе шрифта, интервала и характера размещения текста, для того, чтобы ваше издание соответствовало жесткой и тщательной спецификации, отвечающий правилам ваших изначальных замыслов.

Номера страниц должны находиться на одном том же месте при перелистывании книги.

Поля должны быть одинаковыми и соответствующими стандарту.

Желательно использовать несколько (но не больше трех) изящных и функциональных шрифтов. Хотя и, использование компьютеров открывает перед нами широкие возможности, не поддавайтесь искушению!

В начало В начало

Обложки и суперобложки

Зачастую создание обложки оказывается самым сложным этапом работы над изданием. Причина заключается в том, что обложка символизирует эмоциональные усилия творческой группы. Покупатель может ничего не знать об этом издании и, следовательно, не разделять ваше эмоциональное восприятие. В первую очередь обложка книги должна привлечь покупателявызвать в нем желание взять книгу в руки, а затем купить ее.

Несколько советов, которые, возможно, помогут вам в создании обложки:

обложка является рекламой содержания книги. Пусть она будет простой;

вам никогда не удастся придумать обложку, которая отразит все идеи издания, поэтому найдите такой дизайн, который ясно отразит основную мысль;

убедитесь в том, что название книги короткое, простое, запоминающееся и легко читается на расстоянии;

попытайтесь создать несколько различных вариантов обложки и предложите потенциальным покупателям, книготорговцам и библиотекарям высказать свое мнение о ней. Прислушайтесь к их предложениям и советам при выборе окончательного варианта.

В начало В начало

Как научиться хорошему дизайну

Лучший способ стать хорошим дизайнером — использовать в качестве образца лучшие книжные публикации. Любая книга, увиденная вами, может преподать вам небольшой урок, особенно если вы тщательно исследуете каждый ее элемент. Лучше рассматривать все доступные вам публикации, задавая себе следующие вопросы:

  • приятно ли держать книгу в руках;
  • удобен ли и приятен шрифт для чтения;
  • уместны ли иллюстрации;
  • действительно ли нужен цвет;
  • хорошо ли книга напечатана;
  • соответствует ли способ печати цели книги;
  • если бы вы делали эту книгу, чтобы вы изменили.

Ответы на эти вопросы помогут вам дальнейшей работе. Удачи!

При подготовке статьи использованы материаллы, любезно предоставленные ФГУП «Полиграфические ресурсы».

КомпьюАрт 3'2001

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства