КомпьюАрт

3 - 2003

Беседы о трафаретной печати

Часть I. Изготовление трафаретных печатных форм

Студия «Рея»

Подготовка новой формы к печати

Трафаретная печать — уникальная технология, позволяющая запечатывать широчайший спектр материалов — от бумаги и пленки до пластика и жести. Трафаретным способом печатают репродукции художественных произведений, рекламные плакаты, наклейки; его используют в производстве световых коробов, зажигалок, ручек, печатных плат для электронной промышленности и различной другой продукции.

Широкие технологические возможности трафаретной печати привлекают внимание многих полиграфистов, однако до сих пор ощущается дефицит информации о данной технологии, особенно о ее практическом использовании. Поэтому редакция журнала КомпьюАрт совместно со студией «Рея» приняла решение подготовить серию публикаций о трафаретной печати. Нашим собеседником любезно согласился стать Андрей Короб, руководитель студии «Рея», специалист с более чем десятилетним опытом работы в области трафаретной печати. Предлагаем вниманию читателей первую статью данного цикла, посвященную изготовлению трафаретных форм.

КомпьюАрт: Андрей, расскажите, пожалуйста, об основных этапах изготовления трафаретных печатных форм.

Андрей Короб: Изготовление трафаретной печатной формы происходит в два этапа. Сначала нужно выбрать раму и сетку и закрепить сетку на раме. В результате мы получим основу трафаретной печатной формы. Если рама и сетка качественные и процесс натяжки выполнен хорошо, то такая основа может прослужить долгие годы. На втором этапе на сетке формируется печатаемое изображение. Для этого на нее наносится копировальный слой, производится экпонирование через фотоформу и затем вымывание незадубленной копировальной эмульсии. После печати сетка очищается от краски и копировальной эмульсии и подготавливается к изготовлению новой формы.

КА: Какие требования предъявляются к рамам трафаретных печатных форм?

А.К.: Рамы должны выдерживать нагрузки, обусловленные натяжением сетки, сохраняя при этом стабильность размеров и плоскопараллельность. Кроме того, рамы должны быть устойчивыми к воздействию воды и химических веществ, содержащихся в краске и разнообразных расходных материалах, используемых для подготовки формы к печати и очистки сетки после печати.

КА: Рамы из каких материалов вы рекомендуете использовать?

А.К.: Наиболее качественные рамы изготавливаются из дюралюминия и стали. Обычно такие рамы имеют специальный профиль, позволяющий им выдерживать очень высокие усилия натяжения сетки. Я бы рекомендовал дюралюминиевые рамы, так как кроме высокой прочности они, в отличие от остальных рам, еще и достаточно легкие.

Качественные рамы производит компания Hurtz. Благодаря химическому травлению поверхность этих рам, предназначенная для крепления сетки, шероховатая, поэтому клей имеет к ней очень хорошую адгезию.

Более низким качеством отличаются рамы корейского и гонконгского производства. Они менее прочные, и у них отсутствует шерохование поверхности для крепления сетки, поэтому его приходится производить самостоятельно — при помощи шкурки. Если шерохование выполнено не очень качественно, то сетка на раме держаться не будет.

КА: Имеет ли смысл использовать деревянные рамы?

А.К.: Главные достоинства деревянных рам — это низкая стоимость и возможность самостоятельного их изготовления в кустарных условиях. Технология изготовления достаточно проста, материалом обычно является хорошо высушенная сосна. Однако срок службы деревянных рам невелик. В процессе изготовления трафарета и последующей очистки сетки от копировальной эмульсии на раму постоянно воздействует вода. В результате, несмотря на пропитку олифой и покрытие лаком, рама постепенно деформируется и становится непригодной для печати. После месяца эксплуатации деревянная рама деформируется настолько, что уже не позволяет добиться точного совмещения при печати многокрасочной продукции. Кроме того, деревянные рамы не в состоянии выдержать усилия натяжения современных сеток — при силе натяжения 40-50 Н/см они прогибаются или просто ломаются. Поэтому я считаю, что деревянную раму можно использовать только в экстренных случаях, когда нет возможности приобрести качественную раму для того, чтобы отпечатать небольшой тираж, Но безусловно, выгоднее купить качественные рамы и эксплуатировать их в течение 5-6 лет, чем каждые 2-3 месяца изготавливать новый комплект деревянных рам.

КА: Каковы принципы выбора сетки для трафаретной формы?

А.К.: Выбор сетки определяется видом выполняемых работ. Следует принимать во внимание множество факторов: особенности воспроизводимого изображения, вид используемых красок, характеристики печатного оборудования.

При печати растровых работ номер сетки должен быть согласован с линиатурой растра. При работе с сольвентными красками следует использовать сетки до 120-140 номеров. Для УФ-красок нужны высоколиниатурные сетки, обеспечивающие нанесение строго нормированного количества краски. Обычно при работе с УФ-красками нужно применять 150-200 номеров — сеток более высоких линиатур на нашем рынке пока нет. При работе на ручных станках максимальная линиатура сеток ограничена 120 номером. Для работы с сетками больших номеров нужны автоматические или полуавтоматические трафаретные машины.

При выборе сеток следует также помнить, что сетка с тонкой нитью пропускает больше краски, чем сетка с толстой нитью.

КА: Каков срок службы сеток?

А.К.: Срок службы сетки зависит от ее качества и от соблюдения требований ее эксплуатации. Наиболее частая причина выхода сеток из строя — механические повреждения. Например, если на сетку во время печати попадают твердые инородные частицы, они цепляются ракелем и повреждают сетку.

Мы работаем с некоторыми сетками по четыре года, при этом они сохраняют требуемую силу натяжения, несмотря на то, что регенирируются по несколько раз в день, то есть постоянно находятся в работе.

Я считаю, что наиболее качественные сетки изготавливает Sefar. В последнее время очень популярными стали сетки Saati, которые отличаются относительно невысокой стоимостью и широкой номенклатурой, хотя по сравнению с Sefar они более хрупкие.

КА: Как определить силу натяжения сетки на раму и какие клеи следует использовать для ее фиксации?

А.К.: Силу натяжения надо выбирать, исходя из рекомендаций изготовителя сетки.

Если сетки часто перетягиваются, то рекомендуется использовать клей, позволяющий снимать сетку «чулком». Если сетки работают подолгу, то следует применять двухкомпонентные клеи. Я могу порекомендовать двухкомпонентные клеи серии Xtend: Serifix/2-Extra и Screenfix. Они позволяют приклеивать к различным рамам фактически любые сетки — от нейлоновых до металлических.

КА: Стоит ли покупать натяжное устройство?

А.К.: Если фирма не обладает большим машинным парком, то смысла в покупке натяжного устройства нет. Современное оборудование для натяжки сеток стоит дорого и отличается большими габаритами, поэтому под него надо отводить специальное помещение. Кроме того, натяжка сетки — процесс достаточно сложный, требующий наличия в штате специалиста достаточно высокой квалификации. В Москве сейчас многие фирмы очень качественно производят натяжку сеток, так что имеет смысл воспользоваться их услугами, а не вкладывать деньги в оборудование для натяжки.

КА: Как подготовить сетку для нанесения копировальной эмульсии?

А.К.: Вначале необходимо произвести так называемое шерохование сетки. Эта операция улучшает адгезию копировальной эмульсии к сетке. Без шерохования копировальный слой просто не будет на ней держаться. Обычно шерохование выполняется только один раз — после натяжки, при изготовлении на сетке первой формы.

Мы используем пасту Prep101 серии Xtend. При шероховании надо смочить сетку холодной водой и натереть ее при помощи щетки с двух сторон пастой Prep101. Каждую сторону трафарета надо обрабатывать 2-3 минуты, затем выдержать минут 10, после чего смыть пасту холодной водой, пока не перестанет образовываться пена.

После шерохования необходимо обезжирить сетку. Эту процедуру следует производить перед каждым нанесением копировальной эмульсии, чтобы снять жировые загрянения от рук, красок и улучшить сцепление копировального слоя с сеткой. Мы выбрали для этого Prep 102. При работе с Prep 102 не следует использовать горячую воду, так как из-за этого может забиться ткань.

КА: Как выбрать копировальную эмульсию?

А.К.: Выбор эмульсии зависит от вида выполняемых работ, а точнее от линиатуры печати и от вида используемых красок. При печати на ткани плашек и низколиниатурных растровых изображений пластизолями или красками на водной основе хорошо подойдет, например, диазоэмульсия Dirasol 25, поставляемая компанией Sericol. При печати высоколиниатурных растровых или тонких штриховых работприменяют диазо-фотополимерные эмульсии Dirasol: 902 и 915 — для сольвентных и водных красок; 916 и 917 — для УФ-красок.

КА: Сколько слоев копировальной эмульсии следует наносить на сетку?

А.К.: Количество слоев также зависит от линиатуры печати и от вида используемых красок. Необходимо помнить, что качественное воспроизведение мелких элементов изображений возможно только при малой толщине копировального слоя. Чем толще копировальный слой, тем больше толщина красочного слоя.

При работе с медленносохнущей сольвентной краской на основе уайт-спирита следует наносить по три слоя с каждой стороны сетки. При работе с быстросохнущими сольвентными красками нужно накладывать два слоя копировальной эмульсии с печатной стороны и один или два 1 с внутренней. Для УФ-красок наносится по одному слою с каждой стороны сетки — это особенно важно для растровой печати.

При нанесении копировальной эмульсии желательно выдавливать ее на печатную сторону формы. Поэтому сначала кладутся слои с печатной стороны, а потом — с внутренней. Толщина наносимого слоя достаточно сильно зависит от кюветы. Чем острее край кюветы, тем тоньше наносимый слой эмульсии. Удобно использовать кюветы с разным завалом ребра, например от 1 до 2 мм.

КА: Как производится сушка копировального слоя?

А.К.: Раму обязательно нужно сушить в горизонтальном положении печатной стороной вниз.

Температура сушки не должна превышать 40 °С. При более высокой температуре эмульсия начинает кристаллизоваться, после чего она теряет копировальные свойства.

КА: До сих пор мы говорили о прямом способе изготовления трафаретных форм. Насколько целесообразно использовать косвенный способ?

А.К.: Подавляющее большинство трафаретчиков применяют только прямой способ. Косвенный способ позволяет получить высочайшее качество печати благодаря тому, что копировальный слой имеет стабильную толщину, однако он очень дорог. Кроме того, тиражестойкость форм, изготовленных косвенным способом, как правило, не превышает 1000 отпечатков. В основном этот способ используется для печати на электронных платах.

КА: Каковы рекомендации по выбору экспонирующего устройства?

А.К.: При печати плашек, штриховых и низколиниатурных растровых изображений можно использовать копировальные рамы с люминесцентными ультрафиолетовыми осветителями. В принципе, такие рамы можно собрать самостоятельно на основе стандартных ламп. Большой ошибкой является применение в самодельных рамах обычного стекла, фактически не пропускающего УФ-излучение. В этом случае время экспонирования значительно увеличивается, стекло очень сильно нагревается, в результате повышается температура и копировального слоя, что ведет к изменению его свойств. Поэтому в копировальных рамах следует использовать только кварцевые стекла, пропускающие УФ-свет.

При высоких требованиях к качеству печати, при выполнении высоколиниатурных растровых и тонких штриховых работ, экспонирование следует выполнять с применением профессиональных копировальных рам с вакуумным столом и металлогалоидными лампами мощностью не меньше 3 кВт.

КА: Как определить время экспонирования?

А.К.: Для каждой копировальной рамы характерно свое время экспонирования, которое определяется только с помощью теста. От правильного времени экспонирования зависит и тиражестойкость форм, и качество передачи мелких элементов изображения.

КА: Какие операции выполняются для очистки трафарета после печати?

А.К.: После печати тиража производится очистка сетки от краски и копировальной эмульсии.

Для эффективной регенерации трафарета краску надо удалить сразу после печати тиража, пока она еще не закрепилась, при помощи специальных очистителей. Мы используем очистители Xtend, которые могут применяться и при ручной очистке, и в моющих машинах. Очистка производится следующим образом: штапелем снимаются остатки краски, затем с помощью ветоши и универсального очистителя Screen Wash ZT639 форма начисто замывается.

Для удаления копировальной эмульсии служат специальные вещества — отслаиватели. Мы используем отслаиватели Strip, которые продаются в виде жидкого гелеобразного или порошкообразного концентрата. Концентрат отслаивателя разводится в воде и наносится щеткой на трафарет. В течение 5 минут под воздействием отслаивателя происходит полная регенерация копировальной эмульсии — она становится растворимой в воде и смывается с сетки. Для смывки предпочтительно использовать водяной пистолет высокого давления — это значительно ускоряет процесс очистки сетки.

После смывки копировальной эмульсии производится очистка сетки от остаточных пятен. Я рекомендую для этого щелочную пасту Antistain Paste SVL 53. Она наносится щеткой на обе стороны сетки, выдерживается 10-15 минут, после чего смывается водой. Дополнительно для лучшей очистки формы вместе с щелочью можно использовать очиститель SVL 38.

По завершении вышеописанных операций сетка готова к изготовлению новой трафаретной формы. В процессе очистки сетки от краски, копировального слоя и пятен ворс на ее поверхности восстанавливается, поэтому, как уже отмечалось, процесс шерохования больше производить не нужно и следующей операцией является обезжиривание сетки при помощи Prep 102. После этого форма будет готова к нанесению нового слоя эмульсии.

КомпьюАрт 3'2003

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства