Токен: 2SDnjeb4y7E

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjejusTv

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

КомпьюАрт

3 - 2004

Женщины в графическом дизайне

Маргарита Григорян

Пола Шэр

Шейла Леврант де Бреттевилль

Люсиль Теназа

Так уж сложилось, что среди графических дизайнеров с мировым именем большинство — мужчины. Но хотя женщин, сумевших добиться подобного признания, можно пересчитать по пальцам, их вклад в историю графического дизайна нельзя недооценивать.

Пола Шэр

Пола Шэр — живая легенда, идеал и образец для подражания для многих дизайнеров. Шэр приобрела всемирную известность благодаря своей смелой и далекой от шаблонов и клише графике. Ее часто называют ярой поборницей дизайна в стиле ретро, однако это не так: большинство ее работ выходят за рамки этого стиля. Когда же Шер использует элементы стиля ретро в своих работах, она искусно проводит исторические параллели, делая ставку в первую очередь на эмоциональное воздействие.

В числе проектов Шэр можно встретить работы всех жанров и направлений графического дизайна — это и разработка корпоративного стиля, и рекламно­представительские материалы, и упаковка, и дизайн для периодики, и многое другое. Среди ее многочисленных клиентов — журнал The News York Times Magazine, Американский музей естественной истории, Бруклинский музей искусств, Дом моды Anne Klein, крупнейшая в мире финансовая группа Citigroup... ч тобы огласить весь список, понадобится не одна страница.

Шэр безотлагательно взяла высокий старт: сразу после окончания учебы в Тайлерской школе искусств в Филадельфии она начала работу в должности арт­директора одновременно в двух компаниях звукозаписи: Atlantic Records и CBS Records. Работая там в 1970­х и начале 1980­х, Шэр создавала обложки для пластинок и книг в эклектичном духе того времени. Любимым ее жанром тогда была типографика, и очень быстро ее ни на что не похожий стиль завоевал популярность и признание в дизайнерских кругах, оказав влияние на немалое число работ тех лет.

Постер, созданный Полой Шэр в 1979 году для CBS Records Постер для Национального театра работы Полы Шэр
Постер, созданный Полой Шэр в 1979 году для CBS Records Постер для Национального театра работы Полы Шэр
Наружная графика для Центра сценических искусств в Нью-Джерси, созданная Полой Шэр Обложка книги «Make it Bigger» Полы Шэр
Наружная графика для Центра сценических искусств в Нью-Джерси, созданная Полой Шэр Обложка книги «Make it Bigger» Полы Шэр

В 1984 году Шэр вместе со своим однокурстником по университету Терри Коппелем основали свою студию дизайна Koppel & Scher в Нью­Йорке. Одним из наиболее известных проектов студии была серия по редизайну титульного листа и первого параграфа книг, представляющих разные направления в типографике того времени.

Позднее, в 1991 году, Шэр начинает свое сотрудничество со знаменитой дизайн­фирмой Pentagram, работы которой охватывают все сферы дизайна: графический дизайн, архитектуру, интерьеры, индустриальный дизайн, брендинг. В портфолио Pentagram — работы для известнейших компаний, а офисы фирмы находятся в пяти крупных городах мира. До настоящего дня Шэр продолжает работать в Pentagram, и сейчас она трудится над проектом по созданию урбанистического центра в Вашингтоне, в который войдут несколько музеев, гостиниц, универмаг и еще ряд зданий. Шэр искренне восторгается тем, как двухмерные дизайнерские проекты оживают в руках архитекторов, превращаясь в трехмерные модели.

За свою продолжительную карьеру Шэр удостоилась огромного количест­ва наград, включая четыре номинации «Гремми», Chrysler Award за инновации в дизайне, золотую медаль за достижения в области дизайна от Американского института графических искусств. В 1998 году Шэр стала членом престижнейшего клуба американских арт­директоров. Работа Шэр для театра Национального театра получила награду Beacon Award за цельную дизайнерскую стратегию. Произведения дизайнера выставлены в постоянных коллекциях многих музеев, в том числе в Музее современного искусства в Нью­Йорке.

Уже на протяжении двадцати лет Шэр преподает дизайн в Школе изобразительных искусств в Нью­Йорке. Она также передала свои знания и опыт в двух книгах по дизайну («Make it Bigger» и «The Graphic Design Portfolio»).

И сегодня, спустя три десятка лет после того, как Шэр сделала свою первую работу для CBS Records, дизайнер оптимистична как никогда. «Моя любимая работа — та, которую я буду делать завтра», — говорит неутомимая Шэр…

В начало В начало

Шейла Леврант де Бреттевилль

Немного странные, непонятные образы, точное чувство пространства и неординарная работа с типографикой — визитная карточка стиля Шейлы Леврант де Бреттевилль. Большинство ее работ объединяет приглушенная цветовая гамма: дизайнер делает больший акцент на отдельные графические элементы, нежели на цвет. Сильные, с характерной, немного жесткой графикой, работы де Бреттевилль отличаются необычайной выразительностью. Дизайнер мастерски применяет свой талант, создавая до некоторой степени нетрадиционные работы, привлекающие внима­ние к проблемам положения женщин в современном обществе.

Де Бреттевилль родилась в Бруклине в семье польско­еврейских беженцев. Семья всегда была для Шейлы поддержкой во всех ее художественных начинаниях. Именно благодаря помощи родителей и школьных учителей де Бреттевилль удалось достичь успехов в искусстве. Дизайнер получила степень бакалавра по специальности «История искусств» в Барнардском колледже в Нью­Йорке. На магистра де Бреттевилль выучилась в Йельском университете, известном своим высоким уровнем художественного образования.

Работа Шейлы Леврант де Бреттевилль в проекте «Omoide No Shotokyo» («Воспоминания о старом добром Токио)

Работа Шейлы Леврант де Бреттевилль в проекте «Omoide No Shotokyo» («Воспоминания о старом добром Токио)

В 1960­е годы дизайнер вышла замуж за архитектора Питера де Бреттевиля и переехала с ним в Милан. Там она сотрудничала со знаменитой дизайнерской компанией Olivetti, создавая постеры в защиту свободной прессы. В 1971 году де Бреттевилль вернулась в Лос­Анджелос, где создала первый в истории курс женского дизайна в Калифорнийском институте искусств, а в 1973 году она основала независимую организацию Womеn's Building. Эта организация положила начало феминистическому движению в области искусства и, в частности, графического дизайна, охватившего всю Америку.

Знаменитая работа Шейлы Леврант де Бреттевилль для Women’s Building

Знаменитая работа Шейлы Леврант де Бреттевилль для Women’s Building

Преподавательская деятельность всегда привлекала де Бреттевилль. Она преподавала дизайн и графику во множестве университетов на американском континенте. В их числе такие известные учебные заведения, как Калифорнийский университет и у ниверситет Беркли.

За свою долгую и плодотворную карьеру в графическом дизайне де Бреттевилль создала множество работ по заказам клиентов самого разного профиля: компании Warner Bros Records, журнала American Ci­nematographer, газеты Los Angeles Times и др. Она также работала над изданием женского журнала Chrysalis.

Де Бреттевилль всегда боролась за равноправие во всем, и в первую очередь в дизайне. Так, в своей работе «Переоценка некоторых аспектов дизайна, с точки зрения женщины­дизайнера» де Бреттевилль пишет, что сложные графические решения с большим количеством разнообразных элементов вызывают у зрителей чувство вовлеченности. Дизайнер предполагает, что подобные и иные чисто «женские» ценности, выраженные в графической форме, способны сломать общественно принятые стереотипы о социальном разделении между мужчиной и женщиной.

В 1990 году Де Бреттевилль стала первой женщиной, включенной в состав штатных преподавателей в Школе искусств Йельского университета. Множество ее работ выставлены в музеях по всему миру, включая знаменитый Музей современного искусства в Нью­Йорке.

В начало В начало

Люсиль Теназа

Люсиль Теназа — одна из передовых современных американских дизайнеров. Ее работы отличаются удивительно точной передачей связи между визуальным образом и смысловым текстовым наполнением. Многослойные, словно светящиеся изнутри композиции и удивительно тонкая работа с типографикой потрясают своей непредсказуемой оригинальностью и образной целостностью.

Теназа родилась и выросла на Филиппинах, где также получила образование в области графического дизайна. Карьера начиналась там же: Теназа некоторое время проработала графическим дизайнером на Филиппинах. Решив усовершенствовать и продолжить свое образование, в 1979 году Теназа переехала в США и поступила в Калифорнийский колледж искусств и ремесел. Не останавливаясь на этом, она затем поступила в магистратуру в Академию искусств Кранбруг в Мичигане. После окончания обучения дизайнер проработала несколько лет в Нью­Йорке.

1985­й год стал поворотным в карьере Теназы: именно тогда она основала свою студию в Сан­Франциско — Tenazas Design. Поле деятельности студии охватывает такие области дизайна, как брошюровка, создание корпоративного стиля, книжный и журнальный дизайн и многое другое. За время существования студии Tenazas Design там создавались работы для известнейших компаний, в числе которых Esprit, Rizzoli Publications, Chronicle Books, и даже для международного аэропорта Сан­Франциско.

Постер работы Люсиль Теназа для Американского института архитекторов

Постер работы Люсиль Теназа для Американского института архитекторов

Несмотря на то что английский — не родной язык Теназа, она не испытывает никаких затруднений в работе с текстом, тонко чувствуя языковые нюансы и передавая их в своих проектах. Она собирает в одно целое слова и образы с помощью разнообразных типологических и грамматических связей, ловко манипулируя особенностями английского языка. Часто Теназа намеренно акцентирует внимание на отдельных частях слов и предложений, располагая их таким образом, чтобы придать больше значения всему образу. Используя в своих работах большое количество тонких линий, Теназа создает видимость основы для этих текстовых элементов, что придает целостность композициям.

Логотип «Moto Development Group» Люсиль Теназа

Логотип «Moto Development Group» Люсиль Теназа

Еще одна, не менее примечательная особенность работ дизайнера — то, как она использует эффект наложения одного изображения на другое. Полупрозрачные изображения и текстовая графика, переплетаясь друг с другом, создают ощущение воздушности и легкости. Невероятно точно передает Теназа и чувство глубины в двухмерном пространстве…

В начало В начало

КомпьюАрт 3'2004

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства