Токен: 2SDnjeb4y7E

Рекламодатель: OOO «Берег»

ИНН/ОГРН: 7804063638/1027802497964

Сайт: https://www.bereg.net

Токен: 2SDnjejusTv

Рекламодатель: ООО "Смарт-Т"

ИНН/ОГРН: 7709461879/1157746586337

Сайт: https://smart-t.ru

КомпьюАрт

3 - 2004

Обзор современных технологий прямого изготовления форм (CtP)

Дмитрий Мокин, ведущий специалист компании «ЯМ Интернешнл»

«Серебряная» технология

Термальная технология

Фотополимерная технология

Данная статья, конечно же, не является серьезным научным исследованием. В ней вы не найдете ни сложных формул, ни даже названий химических соединений, да и статистических данных я постараюсь приводить немного. Задача этой статьи — не поразить читателя глубоким знанием предмета и эрудицией автора, а рассказать полиграфистам, не являющимся специалистами в области CtP, об этих технологиях. И постараться сделать это так, чтобы не возникало желания отложить статью, не дочитав ее до конца.

Что же касается экспертов в вопросах CtP, коих тоже наверняка немало окажется среди читателей, мнение этих людей было бы для меня очень ценно. Не сомневаюсь, что изложенный материал может быть подвергнут критике, но надеюсь, что критика эта будет конструктивной.

В последние годы произошел стремительный рост использования технологий CtP во всем мире, прежде всего в промышленно развитых странах. В некоторых государствах Европы сегодня уже порядка 60% офсетных печатных форм изготавливаются по этой технологии. В настоящее время аналитики ожидают стремительного роста числа CtP в странах Азии. В России в 2002­2003 годах также наблюдалось значительное повышение интереса к этой технологии и соответственно рост числа установленного оборудования. CtP превращается из дорогой и непонятной игрушки в «рабочую лошадку» крупнейших полиграфических предприятий.

Так каким же предприятиям в России выгодно внедрение CtP?

Прежде всего это крупные типо­графии и полиграфические комбинаты с объемами в многие тысячи и даже десятки тысяч форм в месяц. Каким бы совершенным ни был формный участок, при таких объемах он немодет не служить источником постоянной головной боли — в силу неизбежных ошибок монтажа, брака при копировке, колоссального влияния человеческого фактора. Для таких предприятий CtP — отличное сред­ство устранить одно из самых узких мест в организации производства, и опыт многих российских типографий, перешедших на использование этой технологии, подтверждает это.

Другой вид «пациентов», готовых к «прививке» CtP, — это средние предприятия, печатающие рекламную продукцию, имеющие высокую загрузку за счет небольших тиражей и заинтересованные в максимальной отдаче от каждой печатной машины. д ля них внедрение CtP — средство сократить время каждой приладки, непроизводительных простоев, связанных с переделкой форм, и таким образом повысить производительность, не увеличивая парк печатных машин.

Наконец, третий вид предприятий, готовых получить экономическую выгоду от внедрения CtP, — современные, сравнительно небольшие типо­графии с несколькими печатными м ашинами, печатающие продукцию высокого класса и нуждающиеся в создании дополнительных конкурент­ ­ных преимуществ для своего производства. Для них CtP может стать тем преимуществом, которое позволит заинтересовать даже самых капризных заказчиков.

Так что же — предприятиям, не относящимся ни к одной из трех вышеупомянутых категорий, CtP противопоказаны? Конечно нет! Я написал лишь о нескольких моделях производства, где, на мой взгляд, внедрение этой технологии уже сегодня необходимо, чтобы сохранить свое положение на рынке. Естественно, и другие предприятия могут получить немалую выгоду от внедрения новых технологий уже сейчас, хотя бы потому, что делать это все равно придется — об этом свидетельствует опыт Западной Европы, от которой мы отстаем в этом вопросе примерно на четыре года.

Рассмотрим представленные сегодня на рынке технологии CtP. Для понимания тенденций развития этих технологий важно отметить, что первичной здесь является, как ни странно, не конструкция аппаратов, а свойства пластин и особенности соответствующих лазерных источников. Поэтому производители оборудования вынуждены подстраиваться под изготовителей пластин. К счастью, они располагают замечательными конструкторскими наработками по фотонаборным автоматам.

Как можно оценить технологии CtP? Предлагаю следующие критерии:

• качество пластины с точки зрения печатного процесса. Сюда относится и собственно качество изображения (способность к воспроизведению мелких элементов), и легкость достижения баланса «краска­вода», и тиражестойкость, и стойкость к различным типам краски и химии, и такой трудно формализуемый критерий, как удобство работы с пластиной с точки зрения печатника (скорее всего, это просто совокупность всех перечисленных и многих неперечисленных, но известных технологам критериев);

• технологичность изготовления формы. Требуется ли темная комната? Насколько требовательны пластины к режимам экспонирования и проявления, много ли внимания требуется от оператора для контроля этих процессов? Насколько часто надо менять химикаты в проявочном процессоре и насколько эта химия вредит здоровью оператора и окружающей среде? Наконец, какова стоимость пластины с учетом цен растворов для ее обра­ботки?

• производительность, скорость изготовления пластин. В некоторых случаях, например в газетном производстве, этот фактор является решающим. В коммерческой печати его значение на первый взгляд не так уж и велико, но не следует забывать о случаях обнаружения ошибки или брака на этапе печати тиража. Тогда каждая минута промедления уже приводит к дорого­стоящему простою печатной машины и запас по производительности выводного устройства может быть вовсе не лишним;

• стоимость оборудования. Здесь надо учитывать не только текущую стоимость «железок», но и срок их жизни и стоимость обслуживания и запчастей. В конечном счете многое здесь будет зависеть от кон­струкционных особенностей того или иного оборудования.

Сформулировав ряд критериев для оценки, давайте перейдем к самому интересному — к рассказу о технологиях CtP.

В начало В начало

«Серебряная» технология

Первое представленное в России еще на выставке «Полиграф и нтер­1997» CtP­устройство — Panther FasTrak — работало именно с серебросодержащими пластинами (правда, спектральная чувствительность их отличалась от нынешних). Из названия понятно, что в этих пластинах для фиксации изображения используются галогениды серебра, то есть в какой­то мере они подобны фототехнической пленке. За время своего существования данные пластины претерпели ряд изменений, и их последнее поколение чувствительно к излучению фиолетового лазера (длина волны 410 нм).

п ластины, содержащие серебро, не позволяют использовать краски ультрафиолетового отверждения и требуют специальной химии. Кроме того, обжигу «серебряные» формы не подлежат, поэтому тиражестойкость ограничивается 100­200 тыс. оттисков.

С обработкой пластин — тоже не все просто. Они во многом подобны фотопленке, поэтому для них очень важна правильная экспозиция, а еще важнее — точное соблюдение режимов проявки, так как подобную пластину очень легко недопроявить или перепроявить. И еще одна огромная проблема — что делать с отработанными растворами? Даже в России, где на экологическую чистоту производства мало кто обращает внимание, некоторые предприятия столкнулись с этой проблемой. Кроме того, срок службы химикатов невелик, менять их надо часто, а при каждой замене требуется промывка процессора. Правда, освещение при обработке современных серебросодержащих пластин допускается ярко­желтое, что почти так же удобно, как и дневной свет.

«Так зачем же эта технология вообще существует, если у нее столько недостатков?» — спросит читатель. Главное преимущество серебра — в его высокой чувствительности при возможности получения высококачественных оттисков. Высокая чувствительность пластин позволяет использовать для их экспонирования простые и надежные плоскостные аппараты или устройства с внутренним барабаном. Хорошее качество оттисков дает возможность применять серебросодержащие пластины как в коммерческой, так и в газетной печати. Сегодня доля таких пластин в коммерческой печати составляет 22%, в газетной — 30%. Однако лучшие времена этой технологии, вероятно, уже остались в прошлом — ее постепенно вытесняет фотополимерная технология, разговор о которой еще впереди.

В начало В начало

Термальная технология

Термальные пластины с пиком спектральной чувствительности в инфракрасном диапазоне в районе 830 нм великолепно ведут себя в печати, при этом их печатные свойства практически неотличимы от традиционных пластин. Они позволяют печатать высоколиниатурные изображения, допускают работу с ультрафиолетовыми красками, могут подвергаться обжигу — в этом случае тиражестойкость достигает 1 млн. оттисков.

Удобны термальные пластины и в обработке, так как работать с ними можно при дневном свете. Точка на них «или есть, или нет» — влияние экспозиции и режима проявки на процесс образования качественной точки на термальной пластине несравненно меньше, чем на серебросодержащий. Хотя справедливости ради надо предостеречь читателя от принятия на веру заявлений некоторых апологетов этой технологии, что, дескать, термальную пластину нельзя перепроявить. При желании можно перепроявить, и еще как! А вовсе игнорировать выбор правильной экспозиции тоже нельзя. Но факт, что единожды правильно установленные режимы не требуют от оператора непрерывного контроля.

Достоинства термальной технологии оценены рынком: сегодня на ее долю приходится около половины установленных в мире CtP. Однако у нее есть и недостатки, которые кроются в самом принципе формирования п ечатных элементов — полимеризации под действием тепла. Термальные пластины имеют очень низкую чувст­ вительность, поэтому термальные аппараты отличаются сравнительно невысокой производительностью (по этой причине они почти не востребованы в газетной индустрии — их доля там всего около 10%) и весьма сложной конструкцией. В большинстве термальных CtP пластина закреплена на внешней поверхности быстро вращающегося барабана, а записывающее устройство с большим количеством источников излучения (до 512) перемещается вдоль барабана. При использовании такой схемы конструкторам приходится решать множество сложных технических проблем, связанных с балансировкой барабана, закреплением и удержанием пластины на нем и др., что значительно усложняет конструкцию аппарата. Кроме того, применение большого количества излучателей с высокой энергией снижает общую надежность системы. Все это делает термальные аппараты с внешним барабаном дорогими как при покупке, так и в последующей эксплуатации, а также, как правило, ограничивает их производительность.

Некоторые из этих проблем решены в термальных CtP швейцарской фирмы Luscher. В них использована остроумная схема: пластина закреплена на внутренней поверхности неподвижного барабана, а записывающая система (содержащая от 8 до 128 независимых источников излучения) вращается с большой скоростью внутри барабана на малом расстоянии от поверхности пластины. Такая схема получила заслуженное признание: в мире установлено более 520 аппаратов Luscher, преимущественно сверхбольшого формата (1700x1370 и 2030x1485 мм). Также на аппарате Luscher XРose 160! летом 2003 года установлен рекорд производительности для термальных коммерческих CtP — 44 пластины формата B1 в час при разрешении 2400 dpi.

В начало В начало

Фотополимерная технология

Современные фотополимерные пластины, так называемые фиолетовые, чувствительные к излучению с длиной волны 415 нм, и аппараты для их производства сравнительно молоды. Однако сама по себе фотополимерная технология в системах CtP имеет немалый стаж, просто ранее она была известна в своем «зеленом» воплощении — с пластинами, чувствительными к излучению FD­YAG­лазера 532 нм. Огромное распространение получила фотополимерная технология в газетном производстве, где она занимает порядка 60% рынка. В сфере производства фиолетовых фотополимерных пластин и CtP для рынка коммерческой печати одним из лидеров является корпорация FujiFilm.

В настоящее время по всему миру установлено уже более 500 систем, использующих «фиолетовую» технологию. В чем же привлекательность фотополимерной технологии? Если кратко, то в том, что она соединяет почти все лучшие качества рассмотренных выше термальной и «серебряной» технологий.

Фотополимерные пластины прекрасно ведут себя в печати, практически неотличимы от традиционных или термальных форм. Они допускают работу с ультрафиолетовыми красками, могут подвергаться обжигу. Влияние экспозиции и режимов проявления на формирование растровой точки на них почти столь же незначительно, как и при использовании термальных пластин. Немаловажно и то, что химикаты для обработки фотополимерных пластин имеют значительно больший срок службы, чем для термальных и серебросодержащих.

В то же время высокая чувствительность фотополимерных пластин позволяет использовать простые и надежные устройства CtP с внутренним барабаном, достигая при этом очень высокой производительности системы. Стоимость такой системы при равной производительности будет заметно меньше, чем термальной, а эксплуатационные затраты — ниже, в силу простоты конструкции.

Каковы же недостатки этой фотополимерной технологии? Пластины не могут обрабатываться при дневном свете — безопасным для них является яркий желтый свет, что, впрочем, обеспечивает достаточно комфортные условия работы. Другие недостатки связаны с новизной технологии. Так, современные фотополимерные пластины не рекомендуются для печати сверхвысоколиниатурных изображений, однако при печати стандартных для коммерческой печати линиатур до 200 lpi они ни в чем не уступают термальным пластинам. Пока не создано сверхчувствительных фиолетовых пластин для газетной индустрии (хотя многие газеты изготавливаются и с использованием стандартных коммерческих пластин — скорости хватает), но FujiFilm уже анонсировала представление таких пластин на drupa­2004.

Словом, фотополимерная технология продолжает стремительно развиваться, захватывая все большую долю рынка. В ближайшей перспективе ожидается существенное расширение предложения аппаратов и пластин, использующих эту технологию, и закрепление ее лидерства среди других технологий CtP.

В начало В начало

КомпьюАрт 3'2004

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства