КомпьюАрт

3 - 2005

Художники книги ХХ века. Добрый сказочник Иван Яковлевич Билибин

Окончание. Начало см. в КомпьюАрт № 1’2005.

Евгений Немировский

В ту пору в России случилась революция. Интеллигенция встретила ее восторженно. Билибин в стороне не остался — он начинает сотрудничать в журнале «Жупел», возникшем по инициативе Максима Горького. Редактировал журнал, первый номер которого увидел свет 2 декабря 1905 года, художник и издатель Зиновий Исаевич Гржебин (1869—1929). В «Жупеле», просуществовавшем недолго (вышло всего три номера) и вскоре запрещенном, появляются антимонархические карикатуры И.Я.Билибина. Второй номер, вышедший 24 декабря 1905 года, открывала исполненная в духе народного лубка карикатура Билибина, на которой были изображены «великий и премудрый Царь Горох с сыном своим смелым и могучим богатырем, преславным князем Горохом Гороховичем и со многими ближними бояры». Царь с окладистой рыжей бородой ничем не напоминал императора Николая II, но антимонархическая направленность карикатуры была очевидна.

Очень широкий общественный резонанс имела карикатура Билибина, помещенная в третьем номере «Жупела». На ней в окружении императорских регалий был изображен осел. Пышность геральдического обрамления, у подножия которого сидели два грифона — символ дома Романовых, резко контрастировала с изображением животного — олицетворения глупости.

Для журнала «Жупел» И.Я.Билибин сделал и издательскую марку, на которой был изображен попирающий очередной номер краб, увенчанный папахой с пером.

Царь Горох. Иллюстрация из журнала «Жупел». 1905

Царь Горох. Иллюстрация из журнала «Жупел». 1905

Вспоминая о журнале «Жупел» и о его сотрудниках, Александр Николаевич Бенуа впоследствии писал: «Сначала цензуре было не до того, чтобы заниматься их преследованием, но когда власти осознали, что острый кризис миновал, они стали притягивать особо провинившихся к ответу. Среди этих провинившихся оказались даже такие ручные крамольники, как Билибин, а наш новый знакомый, близкий приятель Добужинского, добродушный Гржебин даже угодил в “Кресты”» 1. Арестован на короткий срок был и И.Я.Билибин. «К Билибину на квартиру явились жандармы, — вспоминала Анна Петровна Остроумова-Лебедева, — и после тщательного обыска арестовали его... Редакция была разгромлена и весь материал увезен. Так кончил свои дни “Жупел”»2.

Обложка сборника «Под сводами». 1908

Обложка сборника «Под сводами». 1908

«Осел». Карикатура для журнала «Жупел». 1906

«Осел». Карикатура для журнала «Жупел». 1906

Можно назвать еще несколько работ И.Я.Билибина примерно того же времени, косвенно связанных с революционными событиями в России. Это, например, обложки к книге Дж.Кеннана «Сибирь и ссылка», изданной в 1906 году, и к сборнику повестей, стихотворений и воспоминаний, написанных заключенными в Шлиссельбургской крепости — «Под сводами» (1907). Сборник составил народоволец Николай Александрович Морозов (1854—1946), просидевший в Шлиссельбургской и Петропавловской крепостях в общей сложности 23 года.

Обложка к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. 1908

Обложка к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. 1908

Сотрудничество с «Жупелом» не помешало Билибину в 1909—1912 годах. работать над серией почтовых марок, посвященной 300-летию дома Романовых. Рисунки были одобрены, и серия выпущена в свет. Разгадку этого парадокса, быть может, следует искать в словах из статьи «Народное творчество Севера»: «Народное искусство не государственно, но национально; так же национально, как родная речь, которой пользовались и Иван Грозный и Пушкин». Художник четко разделял политическую жизнь общества и его искусство. Русский XVII век, по его словам, — «очаровательное сказочное время в отношении народного художественного творчества и кошмарно тяжелое в отношении политическом»3.

Рисунки для колоды игральных карт. 1911

Рисунки для колоды игральных карт. 1911

Пригласительный билет на персональную выставку И.Я.Билибина в Александрии. 1924

Пригласительный билет на персональную выставку И.Я.Билибина в Александрии. 1924

В 1908—1911 годы Иван Яковлевич Билибин иллюстрирует сказки давно забытого поэта Александра Степановича Рославлева (1883—1920). Однако эти рисунки не идут ни в какое сравнение с теми, что делались для пушкинских сказок. Может быть, именно поэтому художник как бы отходит от книжной графики, хотя продолжает много и плодотворно работать.

Билибин сотрудничает в журналах «Народное образование» и в символистском «Золотом руне», делает рисунки игральных карт, экслибрисов, рисует афиши.

В журнале «Золотое руно», который начиная с весны 1906 года издавал и редактировал богатый меценат Н.П.Рябушинский, сотрудничали К.А.Сомов, Л.С.Бакст и другие мастера «Мира искусства». На страницах этого журнала появилось немало заставок, концовок и инициалов, нарисованных И.Я.Билибиным в характерной для него манере, но несколько стилизованных. Сказочные чудища, изображенные здесь, не страшны, а скорее смешны.

Обложка «Сказок ужихи» Ж.Рош-Мазон. Париж, 1932

Обложка «Сказок ужихи» Ж.Рош-Мазон. Париж, 1932

В предвоенные годы новое поколение «Мира искусства» старается активизировать деятельность объединения, к которому его основатели почувствовали охлаждение. В 1916 году Билибина избирают его председателем. В годы войны он делает серию иллюстраций к русским былинам. Об издании былин со своими иллюстрациями он думал и прежде и в 1912 году вел переговоры о подобном издании с Товариществом Р.Голике и А.Вильборг. Работы эти, которым так и не суждено было увидеть свет, по-своему интересны, но на старого Билибина они не похожи. В них заметно влияние авангарда, который мирискусники обычно осуждали. Вообще, в военные годы художник еще дальше отходит от книжного искусства. Он покупает домик в Крыму, подолгу живет там, занимается пейзажной живописью.

После Февральской революции Иван Яковлевич Билибин был членом Особого совещания по делам искусств, которое под председатель-ством Максима Горького работало при Временном правительстве. Октябрьский переворот Билибин не принял. Почти два года он жил в Крыму, затем переехал в Ростов-на-Дону, под натиском Красной армии вместе с белой гвардией бежал в Новороссийск и оттуда 21 февраля 1920 года отплыл в Константинополь.

Иллюстрация к русским былинам. 1913

Иллюстрация к русским былинам. 1913

Обложка сборника «Жар-птица». Париж, 1926

Обложка сборника «Жар-птица». Париж, 1926

Начинаются годы эмиграции. Сначала Египет, откуда он совершает поездки на Кипр, в Сирию и Палестину. Преобладающее место в его творчестве того времени занимают портрет и пейзаж, выполненные в строгой реалистической манере. В декабре 1924 года в Египте, в Александрии, состоялась персональная выставка И.Я.Билибина.

Перебравшись в Париж, Иван Яковлевич, как и А.Н.Бенуа и Л.С.Бакст, работает в театре, пишет декорации, делает эскизы костюмов. «Был еще на “Сказке о царе Салтане” в опере Марии Кузнецовой, — пишет 19 февраля 1929 года своей сестре Константин Андреевич Сомов. — Здесь отличился Ив.Билибин чудесными, пышными костюмами и декорациями»4. Певица Мария Николаевна Кузнецова (1880—1966) держала в французской столице оперную антрепризу.

Вообще говоря, жизнь в эмиграции для художников «Мира искусства», привыкших в предвоенные годы к богатым заказам, была нелегкой. 28 июня 1929 года они собрались на парижской квартире Ивана Яковлевича и решили создать денежный фонд для поддержки мастеров искусства. Благотворительные цели преследовала и большая выставка русских художников, открывшаяся в Париже 2 июня 1932 года.

Билибин пытается вернуться к искусству книги — он создает иллюстрации к французским переводам русских сказок. Но спрос на то, что ему было близко, не велик. Художник начинает осваивать французскую тему, и это ему удается. В 1932 году в Париже выходят в свет «Сказки ужихи» Жанны Рош-Мазон с иллюстрациями Билибина. Александр Николаевич Бенуа писал об этой книге: «Французские рисунки Билибина оказались столь же блестящими и типичными, как его иллюстрации к русским былинам и сказкам»5.

Титульный разворот «Онежских былин». 1938

Титульный разворот «Онежских былин». 1938

И все же работы было мало, да и резонанс был не тот, что в России. Постепенно вызревало желание вернуться на Родину. 30 апреля 1935 года Билибин пишет Исааку Израилевичу Бродскому (1884—1939), стоявшему во главе Академии художеств: «Я уже несколько лет мечтаю вернуться на родину и работать для нее по моей специальности...» И дает идеологическую мотивировку: «Жить здесь, в погрязшей в кризис культурной Европе, трудно, главным образом, морально. Ассимилироваться с другим народом я не могу»6. В сентябре 1936 года желание Билибина осуществилось. В Ленинграде он начинает преподавать в Институте живописи, скульптуры и архитектуры, ставит вместе с женой в театре оперы и балета имени С.М.Кирова оперу Н.А.Римского-Корсакова «Царь Салтан». «Были на генеральной репетиции оперы “Царь Салтан” в постановке художников И.Я.Билибина и А.В.Щекатихиной, — рассказывает в своих «Автобиографических записках» Анна Петровна Остроумова-Лебедева. — Постановка талантлива и красочна. Костюмы в стиле иконописного лубка. Много позолоты. Царь Салтан показан несколько карикатурно, но типично и остро. Публика, переполнившая театр, с большим интересом и одобрением слушала и смотрела»7.

Титульный лист «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Ивана Калашникова» М.Ю.Лермонтова. 1939

Титульный лист «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Ивана Калашникова» М.Ю.Лермонтова. 1939

Тем временем день ото дня набирает скорость маховик сталинских репрессий. Его жертвами стали многие вернувшиеся из эмиграции деятели культуры. Билибину сказочно повезло — репрессии обошли его стороной. Он завязывает связи с совет-скими издательствами, возвращается к старой, до боли близкой теме. В 1939 году Гослитиздат выпускает лермонтовскую «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Ивана Калашникова». На страницах этого издания — старый, но и новый Билибин. Идущая от сердца озорная стилизация здесь уступает место «кондовому» реализму. Но стать мастером, а возможно, и адептом социалистического реализма Иван Яковлевич не успел. Начинается война, а вслед за тем — ужасающая блокада Ленинграда, уехать из которого Билибин не успел, а может быть, и не хотел. Пережив все мыслимые и немыслимые муки голода и холода, 7 февраля (по другим данным — 8 февраля) 1942 года художник умирает. «Умер от истощения Иван Яковлевич Билибин, наш замечательный график и стилист — пишет в «Автобиографических записках» А.П.Остроумова-Лебедева. — Ни один из художников не сумел так почувствовать и воспринять русское народное искусство, которое широко распространялось и цвело среди нашего народа. Иван Яковлевич его любил, изучал, претворял в своих прекрасных графических произведениях. Подробностей его смерти не знаю, только слышала, что последнее время он жил в подвале Академии художеств, так как его квартира от бомбежки стала нежилой»8.

Художник умер, но созданные им книги продолжали жить.

Литографские камни, с которых в начале века Экспедиция заготовления государственных бумаг печатала иллюстрации И.Я.Билибина, каким-то чудом сохранились. И вот в 1960-х годах наследник Экспедиции — Главное управление «Гознак» Министерства финансов СССР одну за другой выпускает народные и пушкинские сказки со столь нашумевшими в свое время картинками. Это не было факсимиле. Шрифт в новых изданиях другой, стилизованный под кириллицу. Издаются сказки многотысячными тиражами, продаются дешево и снова, как и шестьдесят с лишним лет назад, расходятся по всей стране.

КомпьюАрт 3'2005

Выбор номера:

23-я выставка маркетинговых коммуникаций ДИЗАЙН И РЕКЛАМА
Printtech
computex
heidelberg

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства