КомпьюАрт

4 - 2001

Изософт

Готовые изображения… Каждый, кто хоть немножко занимается компьютерной графикой и оформлением полиграфической продукции, так или иначе сталкивается с проблемой использования лицензированных или ворованных фотографических и рисованных изображений.

Все начинается с поиска подходящего сюжета. Но вот, кажется, и нужная графика найдена, и относительно правовой чистоты заимствования вопросов не возникает, а нам не становится радостно — выясняется, что найденное изображение не соответствует нашим требованиям к качеству. Как делается качественный набор готовой графики? Это одна из тем, о которой мне хотелось побеседовать с сотрудниками фирмы «Изософт». Ее руководитель Анатолий Прососов начал разговор с определения системы координат:

— Дизайнер — понятие растяжимое, под него подпадает много разных задач, разных уровней. Сегодня многие офисные работники могут сказать: «Я — дизайнер», поскольку в их функции входит создание дизайна документа. Изображения нужны повсюду — и в СМИ любого масштаба, от школьной газеты до телевидения, где тоже надо какие-то заставочки показать, и дома — сколько народу сидит за компьютером и что-то создает… Я к чему это говорю? К тому, что все это имеет к нам весьма опосредованное отношение. В России софтверная фирма может выжить только работая узко. Необходимо четко определить, что и для кого ты собираешься делать, а потом начинать это делать с максимальным профессионализмом и упорством. Мы работаем для профессиональных художников, занимающихся оформлением полиграфической продукции. Именно профессиональных, то есть тех, кто этим делом зарабатывает на жизнь, а не для оценки их творческого потенциала. Это главное. Отсюда понятны требования к изображениям — они должны быть качественными по исполнению и хорошо вписываться в процесс проектирования продукции и ее изготовления. Чтобы удовлетворить эти требования, необходимо обеспечивать достаточные размеры файлов, оконтуривание, прозрачные подложки, цветоделение — в общем, целый набор параметров, обусловливающих технологичность решений. При этом мы должны отдавать себе отчет в том, что изображения наши попадут в руки дизайнеров с разной степенью подготовленности и будут печататься на разном оборудовании печатниками не всегда высокой квалификации. Посмотрите на карту, где флажками обозначено местонахождение наших покупателей. Здесь и крупные центры, и такие места, о которых мы раньше никогда бы не услышали. Например, деревня Дурыкино. Я не придумал это название, оно подлинное, можете посмотреть в документах. И на периферии сейчас очень много хорошей дорогой техники, тем не менее в работе над изображением следует учитывать, что с ним в дальнейшем может произойти всякое. Но оно все равно должно приемлемо выглядеть в тираже. А если изображение использовано правильно, то результат будет отменным. Что мы и стараемся показать в наших рекламных полосах. И «да» нашей работе говорят дизайнеры, все умеющие и все видевшие.

КомпьюАрт: У вас есть информация о том, где используются ваши изображения?

А.П.: Конечно. У нас есть коллекция образцов печатной продукции, в дизайне которой они использовались. Не хотите взглянуть? Упаковка и этикетка составляют больше половины от общего числа применений. Далее идет реклама, затем оформление журналов, дизайн почтовых открыток, обложки беловых товаров — тетрадки, дневники, записные книжки.

К.А.: Мне кажется, не всеми представленными здесь изделиями вы одинаково довольны.

А.П.: Что уж говорить… Дизайнер упаковки может иметь свои представления о прекрасном или представления о том, каковы эти представления у покупателя готовой продукции. Но как бы то ни было, с нашими изображениями он может ставить перед собой практически неограниченные задачи. Вам не понравилась эта упаковка? Смотрите, на чем она напечатана: это же макулатурный картон! А картинка получилась вполне сносной. А вот рекламный плакат французской парфюмерной фирмы L’Etoile выглядит совершенно иначе — это высокий класс.

К.А.: Насколько я вижу, среди объектов преобладают цветы и разные аппетитные продукты.

А.П.: Это самые ходовые изображения. Что именно нужно делать, в основном диктует рынок, мы не можем производить то, что не будет пользоваться спросом. Процесс разработки диска очень трудоемкий и ответственный. У нас в библиотеке более трех десятков различных коллекций. Цветы, ягоды, продукты, предметы оформления праздничного стола, посуда — все это в основном используется в пищевой упаковке. Есть еще ткани, текстуры и фоны, пейзажи, рисованный клипарт. Только что закончен диск «Орехи». Из разговоров с постоянными клиентами мы знаем, что он будет пользоваться успехом. Ничего подобного ему мы сами еще не видели. А кроме того, профессионалы до сих пор используют наши трехмерные шрифты. С них, кстати, все и началось. Это абсолютно уникальная разработка, она выполнена в 1994-95 годах — первые растровые полноцветные шрифты, в которых были заложены многие новаторские решения. Они включаются в документ как OLE-объекты и редактируются по месту, подвергаются любым свободным трансформациям, содержат кернинговые данные в оригинальном формате. За них мы в свое время получили статус developer в Хьюлетт-Паккарде, ездили на конференцию разработчиков, а в 1998 году были удостоены премии Ziff-Davies — по сути дела за остатки старого софта. Сегодня надо бы заняться его модернизацией, потому что с тех пор произошло много нового на уровне системы — в частности, появился 32-битный цвет.

К.А.: Значит, шрифты послужили началом?

А.П.: Да. И все-таки их время тогда еще не настало. Но оказалось, что наш софт позволяет делать не только шрифты, что дало стимул для дальнейшего развития. Торговали через дистрибьюторов. Все развивалось успешно до 1998 года до кризиса. Потом все обрушилось, и пришлось начинать сначала… Мы решили, что до low-end-пользователей нам не добраться, будем ориентироваться на профи, с которыми мы легко находили общий язык. Так мы пришли к тому, чем занимаемся сегодня. Довели прямые продажи до должного уровня. И теперь между нами и дизайнером нет посредников — заказчику надо просто позвонить в наш офис. Причем сделать заказ можно из любого уголка России. И качество, качество, качество… Необходимо подчеркнуть: то, что мы предлагаем, это не просто фото и не просто обработанные фото, это artwork. Вот теперь моя часть закончена, и я хочу передать слово Ольге Ворониной, на которой лежит основная доля ответственности за подготовку сюжетов.

О.В.: Взгляните на это изображение клюквы с диска «Ягоды». Ну где еще вы видели такую живую роскошную клюкву с ярко-зелеными листочками? В природе ягода так не растет. Крохотный мини-букетик собран вручную. Это не реальный предмет, а некая идея, модель идеала, вызванная к жизни не просто стремлением к прекрасному, а пониманием того, как должен выглядеть образ на упаковке, чтобы продукцию захотелось купить. Так, чтобы он соответствовал моде и тенденциям дизайна. Мы много снимаем на природе. Живой цвет листьев, травы, цветов лучше всего передается естественным освещением. Оборудуем мини-студию в лесу, ставим отражатели. Съемка на «сотку», иначе большое зерно. А при съемке на такую пленку не должно быть даже малейшего ветерка — выдержка-то большая. Фотограф лежит на земле, делаем для него подкоп, кругом комары, а он ждет, что сейчас выглянет солнце и наступит миг безветрия, когда можно будет нажать на спуск. Ей-богу, на это стоит посмотреть со стороны! Когда съемка производится в студии, все иначе — известно, как свет поставить, как фон подготовить, как повернуть и откуда снять. А для натурных съемок ничего нет, все изобретали сами.

К.А.: И что же, Ольга, вы ставите себя мысленно на место человека в переходе метро, который выбирает коробку конфет с вашим цветочком?

О.В.: Конечно! И при этом хочу, чтобы она ему не просто понравилась, а чтобы он ее купил. Иногда мы сами не можем узнать свой оригинал. Дизайнеры тоже растут: подвигают, перекрасят — и приходится открывать файл, чтобы определить, наши ли это изображения. Здесь уместно передать слово нашему арт-директору —

Александру Шуренкову.

А.Ш.: Вот что стоит добавить. Абстрактная работа никогда хорошей не получается. Наши диски имеют успех у профессионалов еще и потому, что лучшие коллекции сделаны по «мотивам» конкретных заказов, когда к нам как к дизайнерам обращаются за изготовлением упаковок, этикеток и рекламных полос. Мы работали и с обычным офсетом, и с флексографией, и с глубокой печатью на фольге в «Саянах». Проблемы были со стыковкой разных дизайнов на одном валу, с пропаданием текстов в кривых, с растискиванием и т.д., но не было проблем с качеством наших растровых картинок. Темы новых коллекций, постановка сюжетов, фотосъемка, техническая реализация — все это многократно обкатано в реальной работе с заказами. У нас в России много прекрасного современного оборудования. Так что не надо бояться растра. Живое все-таки лучше

К.А.: А образцы готовой продукции — откуда они?

А.Ш.: Заказчики приносят. К нам нередко заезжают не просто для того, чтобы сделать новый заказ, но главным образом для того, чтобы показать и обсудить то, что получилось. Люди занятые, с мобильниками, куда-то названивают: «Бумагу уже отгрузили?» Мы говорим: «Заказали бы диски по телефону». Они отвечают: «А как же пообщаться?» Совет дизайнерам: делайте нормальной практикой включение стоимости изображений в свой счет заказчику. Цените свою работу. Соотносите ее с ценой тиража.

Подводя итог беседе, несколько слов сказал Анатолий Прососов.

А.П.: Наш опыт подтверждает, что в России нужны софтверные продукты мирового класса. Разговоры о «Горбушке», пиратстве, нецивилизованности — либо от неумения, либо от нежелания работать на рынке. Мы продаем свои диски дорого — соответственно высокому качеству. Типичный заказ — это три-четыре диска, которые обходятся покупателю в несколько тысяч рублей. Лицензия на их использование свободна от дальнейших отчислений, то есть в дальнейшем покупатель имеет право неограниченно применять изображения без дополнительной оплаты. По росту продаж в последнее время мы можем судить о том, что и полиграфия у нас на подъеме, и в понимании того, что за лицензионно чистые изображения надо платить, происходит явный прогресс.

Тьфу-тьфу-тьфу…

Беседовал Валерий Мурахвери

В оформлении использованы изображения с дисков Изософт: Фруктовые композиции, Напитки, Ткани, Бумага, Фрукты2, Праздничная упаковка, Пищевая упаковка.

КомпьюАрт 4'2001

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства