КомпьюАрт

4 - 2004

Цифровые печатные технологии: практика и перспективы развития

На вопросы редактора КомпьюАрт отвечает Артур Вецкус, директор «24 Копи Центр»

На вопросы редактора нашего журнала отвечает Александр Флексер, генеральный директор типографии «Артель Сервис»

Направление цифровой печати на российском рынке переживает период бурного роста. О положении и перспективах развития цифровых печатных технологий рассказывает Михаил Степанов , руководитель отдела решений для цифровой печати компании «Терем».

КомпьюАрт: Как начиналась работа компании «Терем» в области продвижения технологий цифровой печати?

Михаил Степанов: Четыре года назад мы серьезно подошли к выбору бренда, представляющего наиболее перспективные на российском рынке цифровые печатные машины. В результате предпочтение было отдано Xerox. У этого производителя и сегодня самая полная линейка решений как для черно-белой, так и для полноцветной печати.

КА: Какие решения для цифровой печати предлагает компания «Терем»?

М.С.: По нашим оценкам, сегодня компания «Терем» поставляет 30% оборудования, относящегося к сегменту оперативной полиграфии российского рынка. Предлагаемые нами решения можно разделить на три категории. Первая — это комплекс оборудования начального уровня на базе машины DocuColor 12 LP или DocuColor 3535. Вторая категория — это профессиональные решения более высокого уровня на основе машин DocuColor 5252 либо DocuColor 6060 (Now!Press2). И третья — комплексные решения для типографий, включающие цифровые и офсетные печатные машины, а также необходимый участок допечатной подготовки.

КА: Какие решения пользуются сейчас наибольшим спросом?

М.С.: Все зависит от уровня клиентской группы. Среди клиентов начального уровня востребованы две модели — это хорошо зарекомендовавшие себя машины: DocuColor 12 и DocuColor 3535. Хоть это особо не афишируется, но DocuColor 12 неоднократно усовершенствовалась: в конструкцию печки и в устройство узла переноса внесены изменения, позволяющие уменьшить расходы ресурсных узлов. DocuColor 3535 благодаря высокой скорости печати является оптимальным решением для копировальных салонов и предприятий, ориентированных на оказание оперативных печатных услуг розничным клиентам. Несколько месяцев назад компания Xerox официально сообщила, что DocuColor 3535 может печатать на бумагах плотностью до 250 г/м2, что значительно расширяет ассортимент производимой на этой машине продукции. И еще один важный момент: при наличии мощных растровых процессоров DC 12 и DC 3535 могут позиционироваться как цифровая цветопроба. Конечно, стоимость комплекса увеличивается, зато владелец получает цветопробу, которая будет более точно попадать в цвет, чем аналоговый пробопечатный станок.

Для более продвинутых клиентов предлагаются машины DocuColor 5252 и DocuColor 6060. Мы считаем, что клиент может переходить к этому оборудованию только в том случае, если он полностью уверен, что обеспечит необходимое количество заказов. 35 тыс. отпечатков формата А3 в месяц — это порог, при котором машина начинает окупаться. Если DocuColor 5252 позиционируется как оптимальный выбор для копировальных салонов с большим количеством заказов, то DocuColor 6060 — это в первую очередь машина для цифровых типографий, потому что она обеспечивает качество, сопоставимое с профессиональными полиграфическими машинами. Себестоимость отпечатков у нее значительно ниже, чем у DocuColor 12, что позволяет ей успешно конкурировать с офсетными печатными машинами на тиражах до 1500 отпечатков формата А3.

Оборудование для третьей клиентской группы — это hi-end, новое поколение цифровых печатных машин iGen3.

Есть еще один клиентский сегмент — печать книг в мягкой обложке небольшими тиражами. Для него разработано специальное программное и аппаратное обеспечение, позволяющее распределять задания между машинами, повышая эффективность их использования.

КА: Кто является покупателем цифровых печатных решений?

М.С.: Согласно анализу продаж, наших клиентов можно разделить на три группы. Первая группа (40%) — это офсетные типографии, которые дополняют свое производство цифровыми печатными машинами, чтобы не отказываться от маленьких тиражей. Вторая группа (40%) — это цифровые печатные салоны и копи-центры. И третья (20%) — инвесторы, как правило не имеющие опыта работы в полиграфии. По нашим прогнозам, в ближайшее время процентное соотношение увеличится в пользу последней группы, а второй сегмент, наоборот, немного уменьшится. Это связано с тем, что мы сейчас сосредоточили свое внимание на работе с инвесторами как на наиболее перспективном для нас направлении. Ведь именно этот сегмент подразумевает поставку комплексных решений и консалтинговых услуг, что позволяет нам развиваться как индустриальному интегратору и эксперту.

КА: «Терем» занимается решениями для цифровой печати уже четыре года, и для многих ваших клиентов начальный этап уже пройден. В каком направлении они развиваются дальше?

М.С.: Начальный этап работы с технологиями цифровой печати действительно уже пройден. Многие из наших клиентов докупают дополнительное оборудование для развития цифрового печатного производства в направлении черно-белой и широкоформатной печати, а также инженерного копирования, сканирования и печати. Всем этим мы дополнительно оснащаем клиентов в рамках нашего сотрудничества. По нашим подсчетам, около 10% из них переходят от цифровых печатных машин начального уровня к высокопроизводительным машинам класса Now!Press2. Подобных примеров уже достаточно много — только за прошлый год было выполнено несколько таких инсталляции. Мы с удовольствием заменяем оборудование по принципу trade-in, устанавливая, к примеру, вместо машины DocuColor 12 машину DocuColor 6060. Мы считаем, что эта машина обладает превосходными характеристиками и на данный момент не имеет конкурентов среди цифровых печатающих устройств, которые используют метод лазерной ксерографии.

Что касается перспектив развития наших клиентов, я думаю, что будут увеличиваться объемы печати. Следовательно, цифровые типографии докупят дополнительное оборудование, а клиенты, которые из цифровых типографий дорастают до копи-салонов, — новое оборудование, чтобы расширить спектр предлагаемых услуг. Например, среди инженерных комплексов наиболее популярным решением является Xerox Engineering Systems, в сфере полноцветной широкоформатной печати — плоттеры Encad, в области черно-белого копирования и печати — многофункциональное высокопроизводительное устройство Xerox WorkCenre. Кроме того, мы предлагаем для дооснащения типографий небольшие офсетные печатные машины для выпуска двухцветной либо одноцветной продукции, поскольку сейчас наблюдается тенденция к расширению спектра выпускаемой продукции за счет дополнительных единиц оборудования. У нас есть клиенты, которые докупают термопрессы, лазерные гравировальные аппараты, устройства для эмбоссинга пластиковых карточек и т.д.

КА: Какие решение вы предлагаете для печати персонализированной полиграфической продукции — уникальной возможности цифровой печати?

М.С.: Для этих целей сегодня на рынке есть три типа решений. Первый тип — это решения, разработанные пользователями на основе уже существующего программного обеспечения, но мы ими не занимаемся. Решения второго типа позволяют выполнять персонализацию, но самый большой их недостаток заключается в том, что документ приходится растрировать несколько раз. В принципе, это не критично, поскольку такие решения предлагаются нами на базе машины DocuColor 12, что незначительно влияет на скорость ее работы. Решения третьего типа мы предлагаем для высокопроизводительных машин класса DocuColor 5252 и DocuColor 6060 — это программа Darwin Desktop производства компании Creo, лидирующая в своем классе среди программного обеспечения для персонализации полиграфической продукции.

Следует отметить, что клиенты проявляют большой интерес к специальным системам для черно-белой персонифицированной печати на основе машин класса DocuPrint и DocuTech. В этом году мы завершили крупный проект для ФГУП «Известия», где была инсталлирована система из машин DocuTech и DocuColor 6060 и специализированного программного комплекса.

Мне кажется странным, что крупные торговые сети в Москве еще не перешли на персонализированную рассылку своих рекламных материалов клиентам. Мировая практика доказывает, что использование персонализированной печати позволяет в несколько раз поднять эффективность direct mail, а следовательно, значительно увеличить объемы продаж. С помощью цифровых печатных технологий сделать это совсем несложно. Увы, этот факт руководители торговых сетей еще не осознали.

КА: Программа «Цифровая типография в лизинг» действует уже полтора года. Каковы ее результаты?

М.С.: Почти все наши крупные проекты были осуществлены на условиях лизинга. Недавно мы увеличили срок лизингового контракта до трех лет. Это говорит о том, что ликвидность данного оборудования на рынке очень высока. Если через год клиент по каким-либо причинам захочет продать это оборудование, то у него не будет отбоя от покупателей. Согласно нашим подсчетам, такое оборудование амортизируется в течение трех лет. В нашей практике не было прецедента, чтобы клиент отказался от приобретенной цифровой машины, разве что в случае покупки более профессиональной модели. Около 90% мини-типографий мы также поставляем в лизинг.

КА: Какие тенденции развития рынка оперативной полиграфии в России вы можете отметить?

М.С.: Судя по приросту цифрового печатного оборудования на рынке мы можем говорить об увеличении спроса на эту услугу. В офсетные типографии тоже вкладываются средства, но меньше, чем раньше, — очень высока конкуренция. Конечно, большие тиражи останутся, но они будут выполняться типографиями с большим парком оборудования. А небольшим типографиям, на мой взгляд, придется очень тяжело, если они не перейдут на цифровую печать. В нашей практике был удивительный случай: в типографии «Астрея-Пресс» была установлена машина DocuColor 12 с целью выполнения малотиражных заказов и для использования ее в качестве цветопробного устройства. В результате, кроме достижения поставленных целей, типография смогла привлечь новых клиентов: сначала клиенты обращались с заказами, ориентированными на цифровую машину, а потом стали заказывать и офсетные тиражи.

По разным оценкам, доля технологий цифровой печати на полиграфическом рынке США составляет от 20 до 25%. Я думаю, в течение ближайших трех лет Россия достигнет таких же пока-зателей.

На вопросы редактора КомпьюАрт отвечает Артур Вецкус, директор «24 Копи Центр».

КомпьюАрт: На каких услугах специализируется ваш копи-центр?

Артур Вецкус: Наш салон специализируется на срочных малотиражных заказах печатной продукции высокого качества. Основные услуги, предоставляемые нашим салоном:

• цифровая лазерная печать листовой продукции с последующей финишной обработкой: ламинация, биговка и резка, в том числе простой и сложной формы, позволяющая получить папки, конверты или другую продукцию со сложной вырубкой от 1 до 500 и выше экземпляров;

• широкоформатная печать шириной до 1,5 м для интерьерных плакатов или рекламы с последующей ламинацией и накаткой на твердую основу;

• сканирование, распечатка и копирование чертежей и схем на бумаге 80 г/м2 и кальке;

• лазерная гравировка табличек и сувениров, лазерная резка из оргстекла различных подставок, стоек и пр.;

• традиционные копировальные работы — черно-белая печать, бумага 80 г/м2, формат до А3.

Благодаря имеющемуся у нас аппарату для лазерной гравировки и резки, мы предлагаем своим клиентам -полиграфическую продукцию со сложной «вырубкой», например фирменные папки, конверты, наклейки или календари с обычной или нестандартной раскладкой. На малых тиражах, на которые ориентированы наши услуги, невыгодно изготавливать дорогостоящий штамп для вырубки, а лазерная резка великолепно справляется с этими задачами и клиент получает то количество имиджевых материалов, которое ему необходимо на данный момент.

КА: Какой проект и с какой целью был осуществлен специалистами компании «Терем» на основе цифровых технологий?

А.В.: Наш копи-центр образовался не так давно, чуть больше года назад. Планировалось, что основу его производства составит цифровое оборудование, были даже определены предпочтения по маркам и моделям. Мы обратились в компанию «Терем» на этапе оформления документов и подготовки офиса с целью оснащения нашего салона цифровым оборудованием. На тот момент структура будущего салона была в основном сформирована, тем не менее контакт с компанией «Терем» оказался для нас полезным, поскольку нам были рекомендованы и впоследствии поставлены более новые модели, чем мы планировали изначально. В результате сотрудничества мы получили слаженно работающий комплекс на основе Xerox DocuColor 12, предназначенного для цветной печати, и Xerox DC 535 ST , обеспечивающего черно-белую печать, а также комплекс инженерной системы XES, состоящий из сканера и принтера большого формата. Благодаря оптимально выбранному программному обеспечению даже такие сложные операции, как сканирование крупноформатных документов (до А0), выполняются быстро и не сказываются на работе всей системы.

КА: Оправдались ли ваши ожидания относительно приобретенного оборудования?

А.В.: Ожидания в отношении его возможностей оправдались. Оно работает именно с тем качеством и производительностью, на которые мы рассчитывали, и рентабельность работы на нем приблизительно соответствует предварительным расчетам. Здесь необходимо отметить, что специалисты «Терема» помогли нам составить индивидуально скорректированный бизнес-план, что во многом ускорило выход салона на рынок оперативных полиграфических услуг.

Однако практика показала, что не исключена возможность технических сбоев, при которых сроки устранения неисправностей непредсказуемы. Эти случаи не часты, но каждый из них вызывает большой отток клиентов, которых впоследствии достаточно трудно вернуть. Причиной этого, как мне кажется, является относительная изолированность российских потребителей от европейских и мировых ресурсов (сменных узлов, контрольного оборудования, персонала). Думаю, что спасти положение могли бы аппараты и узлы, которые предоставлялись бы нам во временное пользование сервисным центром на время диагностики и ремонта. На сегодняшний момент именно непредсказуемость работоспособности техники является главной проблемой покупателей.

На вопросы редактора нашего журнала отвечает Александр Флексер, генеральный директор типографии «Артель Сервис».

КомпьюАрт: На каких услугах специализируется ваша типография?

Александр Флексер: Наше предприятие оказывает услуги по цифровой печати, разработке и производству POS-материалов, полному циклу препресс-подготовки, включая сканирование, обработку иллюстраций, дизайн, верстку, вывод пленок и цветопробы, а также размещению офсетных заказов в типографиях.

КА: Какой проект и скакой целью был осуществлен специалистами компании «Терем» на основе цифровых технологий?

А.Ф.: С компанией «Терем» нас связывают давние партнерские отношения. Первая покупка цифровой печатной машины (Xerox DocuColor 12) состоялась еще в 2000 году. Дело в том, что, работая с клиентами, мы уже прогнозировали востребованность и перспективность цифровой печати. Поэтому, когда специалисты «Терема» предложили нам в качестве решения Xerox DC 12, мы сочли это оптимальным для себя вариантом. Соотношение «цена/качество», сервисный контракт, как и отсутствие специальных требований к помещению, и компактность машины сыграли здесь свою роль. DocuColor 12 отлично показала себя на практике. Благодаря приобретенному опыту работы мы смогли, как нам кажется, с наименьшими трудностями понять специфику рынка цифровой полиграфии, особенности работы с клиентами. Ведь нам пришлось начинать в то время, когда заказчики еще ничего не слышали о цифровой печати. И наша работа была похожа на просветительскую, потому что клиентам приходилось объяснять преимущества новой технологии. Сегодня, конечно, намного проще — уже есть свои постоянные клиенты, которые сами определяют, какая из технологий им нужна на данный момент: офсет или цифровая печать. Российский бизнес оперативной полиграфии сейчас развивается, и я считаю, что мы своевременно начали двигаться в этом направлении. Судите сами: менее чем через три года работы из-за возросшего спроса на цифровую печать перед нами остро встал вопрос расширения или развития производства. Взвесив все за и против, мы решили дополнительно приобрести более производительную машину. в есной 2003 года на специалисты «Терема» инсталлировали на нашем производстве профессиональную цифровую типографию на базе Xerox DocuColor 6060, высокопроизводительного растрового процессора RIP Scitex 6000 и специализированной программы Darwin, обеспечивающей печать с переменными данными.

КА: Что изменилось с переходом от цифровой печатной машины начального уровня к профессиональной модели?

А.Ф.: Очень многое. Дело в том, что производительность машины диктует совершенно иной ритм работы всего предприятия; увеличилась нагрузка на препресс-отдел и на участок по финишной обработке. Именно поэтому в комплексе с DC 6060 нами был приобретен большой парк оборудования для финишных задач, включая электрический резак, оборудование для ламинации, биговки, скругления углов и многое другое. Без этого оборудования мы уже не могли выдерживать необходимые клиенту сроки. Отпечатать тираж — это не проблема, но клиенту нужен не отпечаток, а готовая продукция.

Так, DC 6060 позволяет печатать на пластике, но для производства пластиковых карт требуется хороший ламинатор, и у нас он есть. В будущем мы планируем дополнить производство специализированным оборудованием, например для нанесения скретч-панели, что скажется на росте тиражей на пластике.

КА: Оправдались ли ваши ожидания относительно приобретенного оборудования?

А.Ф.: В целом все идет так, как мы и предполагали. На сегодняшний день цифровая печать стала для нас ведущим направлением. Если сравнивать по трудозатратам, то порядка 80% всех процессов в компании осуществляется по направлению цифровой печати. На мой взгляд, этот факт, как и то, что обе цифровые машины — и DC 12, и DC 6060 — обеспечены заказами, говорит об эффективности использования приобретенного оборудования и нашего предприятия в целом.

Мы занимаемся интересным и перспективным бизнесом, но начинающим хочется сказать, что ждать показательных результатов не стоит раньше чем через год. Цифровая полиграфия сильно отличается от офсетной, в чем мы смогли убедиться на своем опыте. В принципе, это два разных бизнеса, с разными системами ценообразования и разными формулами исчисления рентабельности. Главной задачей для владельца цифровой печатной машины (и начального, и профессионального уровня) является обеспечение необходимого объема заказов. Только при соответствующей загрузке машина будет рентабельна и можно будет говорить о ее эффективности. Это процесс скорее организационный, требующий знания рынка и освоения маркетинговых инструментов по привлечению клиентов.

КомпьюАрт 4'2004

Выбор номера:

Популярные статьи

Удаление эффекта красных глаз в Adobe Photoshop

При недостаточном освещении в момент съемки очень часто приходится использовать вспышку. Если объектами съемки являются люди или животные, то в темноте их зрачки расширяются и отражают вспышку фотоаппарата. Появившееся отражение называется эффектом красных глаз

Мировая реклама: правила хорошего тона. Вокруг цвета

В первой статье цикла «Мировая реклама: правила хорошего тона» речь шла об основных принципах композиционного построения рекламного сообщения. На сей раз хотелось бы затронуть не менее важный вопрос: использование цвета в рекламном производстве

CorelDRAW: размещение текста вдоль кривой

В этой статье приведены примеры размещения фигурного текста вдоль разомкнутой и замкнутой траектории. Рассмотрены возможные настройки его положения относительно кривой, а также рассказано, как отделить текст от траектории

Нормативные требования к этикеткам

Этикетка — это преимущественно печатная продукция, содержащая текстовую или графическую информацию и выполненная в виде наклейки или бирки на любой продукт производства